Что умеет новорожденный, как развиваются у него органы чувств: что он слышит, видит и чувствует в первый месяц жизни, читайте в нашей статье.

Эти первые ароматы могут помочь сформировать вкусовые предпочтения в дальнейшем. Например, у мамы, которая во время кормления питалась острой пищей, вероятно, вырастет малыш, любящий острую пищу.

Но пока что обойдемся грудным молоком или смесью.

Почему так важны прикосновения для новорожденного?

Тактильный контакт для новорожденного очень важен. С каждым касанием он узнает о жизни и о том, что его окружает.

В утробе матери ребенок находится в тепле и безопасности, а после рождения впервые сталкиваются с чувством холода, твердой поверхностью кроватки или швов на одежде. Убедитесь, что для вашего ребенка наш мир представляется спокойным местом, обеспечив его множеством мягкой одежды и одеял, нежных поцелуев, утешительных объятий и лаской.

Нужно ли волноваться?

Если вы хотите убедиться, что органы чувств ребенка исправно работают, можете провести несколько ненаучных экспериментов.

Когда вокруг тихо и ничего не отвлекает, смотрит ли ваш малыш на лицо или игрушку? Если глаза ребенка косят большем, чем на несколько мгновений, проконсультируйтесь с врачом. Также сообщите врачу, если глаза ребенка кажутся затуманенными или покрытыми пеленой, или если вы заметили необычные движения глаз.

Слух у новорожденных проверяется в родильном доме в первые дни жизни. Своевременно выявленная патология позволит вовремя принять нужные для правильного развития ребенка меры.

Способность слышать звуки мира позволяет человеку вовремя определить опасность, изучать окружающее пространство и общаться с окружающими людьми. Запоздалое определение того, что ребенок плохо слышит, будет виновным в появлении больших проблем. Развившаяся от бездействия родителей глухота, будет иметь последствием немоту – малыш не сможет повторять обращенные к нему слова и говорить.

В прошлом веке несвоевременное определение невозможности ребенка воспринимать звуки нередко влекло за собой постановку диагноза «слабоумие» детям при нормальном уровне интеллекта.

Процедура проверки слуха носит название аудиометрии, ее проводит врач сурдолог. Нарушения слуха в той или иной форме обнаруживают в 1 месяц жизни у 3-5 младенцев из тысячи.

Методы проверки слуха

Для проверки возможности младенца слышать наблюдают за его ответной реакцией на определенный звук. Новорожденный ребенок в 1 месяц будет реагировать на него:

  • активным движением ножек и ручек;
  • замиранием в попытке распознать новый для него раздражитель;
  • широким открыванием глаз;
  • изменением дыхания;
  • пробуждением ото сна.

Такая, внешне несложная процедура, требует подготовки – нужен достаточный опыт, чтобы различить реакцию ребенка на звук от обычного желания подвигаться. Если при проверке слуха у грудничка, он себя плохо чувствует – у него болит животик или ребенок простужен, тест может быть некорректным из-за того, что малыш раздражен из-за дискомфорта.

При нарушении слуха у деток раннее выявление патологии – залог успешной реабилитации ребенка, поэтому диагностирование уровня слуха новорождённых все время усовершенствуется.

Все методы проверки слуха делятся на три группы и их выбор зависит от возраста человека:

  1. компьютерное аудиометрическое обследование;
  2. поведенческое обследование;
  3. игровая аудиометрия.

Компьютерная диагностика нарушения слуха позволяет наиболее точно определить изменения в организме новорожденного ребенка в первый месяц жизни.

Для исследования чуткости слуха у новорожденных деток от нескольких месяцев и до трех лет жизни целесообразной является методика поведенческой аудиометрии.

При использовании игрового метода можно определить качество слуха у детей от 36 месяцев до пяти лет.

Зрение и слух формируются во внутриутробном развитии и совершенствуются в первые годы жизни. Чтобы контролировать развитие и остроту слуха у новорожденных и выявлять отклонения, педиатры настаивают на проверке его уровня специалистами, начиная с первых дней жизни в роддоме, затем при периодических осмотрах.

В домашних условиях родители могут контролировать формирование слуха у новорожденных, применяя хорошо разработанные методики, для которых не нужно использовать специальную аппаратуру.

Аппаратные обследования

Скрининг позволяет достаточно точно определить нарушение возможности недавно появившегося ребенка слышать еще в роддоме. По результатам процедуры врач может определить, где в организме ребенка произошли изменения, мешающие воспринимать звук.

Правильно проведенное обследование, профессионализм врача позволяют точно определить, на каком именно участке слухового отдела возникли изменения, выстроить эффективную и результативную схему лечения.

Первое скрининговое обследование проводят до выписки ребенка из роддома на протяжении первой недели жизни. Это обследование является стандартным и входит в программу обследования новорожденных

Для обследования детей применяют 2 различных способа:

  1. исследование реакции слухового ствола ЦНС (по международной терминологии АВR);
  2. акустической эмиссии (ОАЭ).

Тест, которым проверяют слух у новорожденного, избирается, исходя из методики, применяемой в лечебном учреждении, наличия аппаратуры и уровня профессиональной подготовки врача. Оба способа не травмируют ребенка и являются точными, но различаются по технологии проведения. В некоторых случаях новорожденному необходимо пройти оба теста.

Определение реакции мозга на звук (ABR)

При помощи этого способа определяется уровень развития слуховой системы ребенка, для этого отслеживается уровень реакции ЦНС на звуковые колебания, которые передаются в мозг по слуховому нерву.

Как проверяют слух таким методом? На головке младенца закрепляют электроды и через наушники транслируют специально подобранные звуки.

Установленная на компьютере программа обрабатывает полученную информацию и выводит ее на монитор. Врач может узнать, какой самый тихий звук доступен ребенку.

Контрольным сигналом, который позволяет определить проблемы со слухом у деток, является «щелчок». Это сочетание, которое позволяет одновременно комплексно протестировать весь слуховой аппарат. Если программа прохождения звука фиксирует адекватный ответ – тест считается пройденным успешно. Скрининг занимает по времени до четверти часа.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.

Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.

Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.

По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.

Погрешность исследований

Методики имеют некоторое количество ошибочных результатов. ABR дает до 4% ложных результатов, более простой и быстрый ОАЭ – до 21% при проверке в первые три дня после рождения. Причина расхождения – остатки внутриутробных вод в ушах младенца, которые блокируют прохождение звука и создают ложную глухоту. В таком случае назначается повторный тест через неделю.

Если у врача формируются подозрения на то, что ребенок страдает определенными нарушениями слуха, предписывается полное диагностическое обследование. В результате всестороннего обследования даются ответы на вопросы:

  1. есть ли нарушения слуха и тугоухость у младенца;
  2. насколько снижена чувствительность к звуку;
  3. является ли снижение слуха временным или постоянным явлением.

Диагностика проводится по методу ABR с применением большего спектра раздражителей и занимает до часа.

Проверка слуха родителями

Все родители должны знать, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях.

Детки после рождения еще не способны реагировать на тихие низкие звуки и откликаются только на высокие и резкие. В сторону звука ребенок сможет осознанно поворачивать голову только к четырем – пяти месяцам. Если ребенок хорошо слышит, после полугода он окликается на звук и четко поворачивает голову в направлении источника.

Определить, что у малыша развивается нарушение слуха, очень трудно на первых месяцах жизни – кроха может , что дезинформирует неопытных родителей.

К 8-9 месяцам жизни у ребенка появляется возможность осознавать звуки и пытаться воспроизводить самые простые их сочетания, возможность говорить в этом возрасте зависит от слуха.

Рефлекс Моро

Самая простая методика носит название рефлекса Моро, она позволяет определить наличие слуха у младенца и выявить развившиеся нарушения, но не дает представления об уровне восприятия звука.

Для проверки младенца:

  1. укладывают на любую ровную поверхность, распеленывают;
  2. сильно хлопают в ладоши на расстоянии 25-30 сантиметров от правого, затем от левого ушка.

Хорошо слышащий ребенок начинает сильно двигать ручками и ножками или плакать от испуга. Если реакции нет – ребенка необходимо срочно показать врачу

Метод Калмыковой

Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.

С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.

Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.

Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.

Появление малыша на свет – счастливое время, которое, однако, связано с определенными беспокойствами.

Иногда взрослых начинает настораживать тот факт, что младенец выдает слабую реакцию на шум, не замечает работающий телевизор и не просыпается от громкой музыки, звучащей из соседней квартиры.

Неудивительно, что многие мамы интересуются, слышит ли новорожденный ребенок.

Органы слуха у человеческого эмбриона начинают формироваться с пятой недели беременности. К 16-й неделе плод уже воспринимает различные звуки.

После шести месяцев внутриутробного развития кроха не просто способен услышать музыку и голос, но и отреагировать на услышанное. Проведенный эксперимент доказал: новорожденный малыш начинает шевелиться в ответ на знакомые стихи, которые он слышал, находясь в материнской утробе.

Сложно представить, сколько разных шумов окружает ребенка в животе. Бежит по сосудам мамина кровь, отсчитывает удары ее сердце, активно работает кишечник.

Кроме того, малыш отчетливо слышит материнский голос. Вот почему младенцы легко отличают родительские голоса от прочих звуков.

В каком возрасте дети начинают слышать?

В течение двух-трех дней внутреннее ухо малыша наполнено жидкостью, которая смягчает восприятие звуков, обрушивающихся на него после рождения.

Хотя слуховой нерв развивается полностью к годовалому возрасту, новорожденный неплохо слышит и умеет улавливать интонацию, голосовой тембр, темп речи. Его реакцию легко проследить по оживлению:

  • малыш активно перебирает ножками и сжимает кулачки;
  • ищет глазками источник звуков;
  • замирает или вздрагивает;
  • плачет, если звук слишком сильный или неожиданный.

Иногда у младенцев возникают судорожные движения. В раннем возрасте подобную реакцию специалисты не считают отклонением.

Двухмесячный малыш начинает реагировать на происходящее более упорядоченно – исчезают судорожные движения, он поворачивает голову к источнику шума.

Разговаривая с ним, обратите внимание:

  • если вы говорите быстро, ребенок становится беспокойным, а его движения ускоряются;
  • если вы разговариваете плавно и медленно, кроха успокаивается, и его движения также замедляются.

Иногда увлеченные игрушками детки не обращают внимания на посторонние звуки. Кроме того, не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, поэтому даже педиатры предупреждают, что сложно предугадать, как именно грудничок будет реагировать на шум.

Врачи советуют не переживать раньше времени, если вам показалось, что новорожденный не отвлекается на звуковые раздражители. Вероятно, в вашей семье просто родился спокойный и флегматичный малыш.

Проблемы со слухом у новорожденного

Нередко у младенцев можно встретить такие серьезные заболевания, как тугоухость или глухота. К ним зачастую приводят:

  • вирусные заболевания (краснуха, грипп, корь) у беременной женщины;
  • прием будущей матерью алкоголя, наркотических средств или токсических препаратов;
  • осложнения при протекании беременности и родов (токсикозы, гипертония, недоношенность, переношенность, стремительные роды);
  • наследственность – нарушения слуха у мамы с папой или бабушек-дедушек.

Как проверить слух грудничка?

Если вы переживаете, слышит ли ваш новорожденный или нет, попробуйте сами проверить его слух. Лучше всего это делать на пятые сутки после родов.

Покашляйте рядом с ребенком, негромко хлопните в ладоши и обратите внимание на детскую реакцию (моргание или движения ручками).

Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки.

Консультация с педиатром необходима, если:

  • в две-три недели кроха не отвлекается на громкие звуки вблизи от него;
  • в возрасте одного месяца не поворачивает головку на шум;
  • не успокаивается в три месяца от вашего голоса;
  • в четыре месяца отсутствует звукоподражание;
  • в полгода у крохи нет гуления, лепетной речи.

Стоит еще раз отметить, что такие возрастные нормативы и способы реагирования младенцев достаточно условны и могут зависеть от индивидуальных особенностей ребенка.

Уход за детскими ушками

Маленький человечек чрезвычайно уязвим, поэтому необходимо осторожно и тщательно подходить к уходу за новорожденным. Не забывайте, что неосторожные действия способны навредить его слуху, повредив барабанную перепонку. Предлагаем несколько несложных правил ухода за ушами младенцев.

  1. Уделяйте особое внимание складочкам за ушами. Их необходимо смазывать детским кремом или маслом и следить, чтобы туда не попадали смеси и грудное молоко. Они способствуют возникновению опрелостей и воспалений.
  2. Ушные раковины следует очищать раз в неделю. Излишки серы удаляют для поддержания гигиены и снижения вероятности развития воспалительного процесса. Удобнее всего это делать после банных процедур.
  3. Для чистки ушек стоит использовать специальные аксессуары – детские ватные палочки. Они отличаются от обычных формой головки и наличием ограничителей, которые препятствуют глубокому проникновению предмета внутрь уха.
  4. При купании заложите уши небольшими ватными шариками. Затем выньте их и протрите ушки салфетками. Если вода все-таки попала, сверните ватные турунды и поместите их не очень глубоко в ушные проходы. Пористая вата быстро справится с влагой.
  5. Не стоит увлекаться и стараться почистить детское ухо поглубже. Если же вы все-таки протолкнули туда вату, не старайтесь извлечь ее самостоятельно. Незамедлительно обращайтесь к отоларингологу.

Вот мы и узнали о том, когда начинают слышать новорожденные дети. Помните, что они только приспосабливаютс я к новой действительности. Поэтому приучайте младенца с рождения к умеренному шуму – малыш не нуждается в стерильной тишине, даже когда засыпает.

Читайте ему сказки, исполняйте колыбельные. Тем самым вы не только разовьете детский слух, но и расширите знания об окружающем мире.

Когда новорождённый начинает слышать и видеть? Вот основной вопрос любопытных родителей после рождения малыша. Специалисты с радостью делятся информацией и считают, что мамы и папы должны знать об этом, чтобы предупредить и предотвратить нарушения в развитии своих детей.

Ничего не вижу, но что-то слышу

Зрение младенца и его слух уступают по остроте нормальным показателям взрослого человека. В первые три месяца его восприятие замкнуто на себе и близлежащем пространстве. Его чувства не выходят за пределы кроватки и проявляются исключительно на механическом уровне, без подключения сознания.

Дети рождаются с нарушениями зрения – это нормально . Такая ситуация зависит от физиологических факторов, благодаря которым формируется зрение новорождённого: этапы развития зрительного анализатора определяются ростом глазного яблока. Это влияет на расположение точки фокусировки световых лучей относительно сетчатки глаза, работу колбочек и палочек, функционирование зрительного нерва, аккомодацию. Вопросу посвящена отдельная статья.

А вот со слухом у малышей всё в порядке. Формирование слухового анализатора начинается еще в животике у мамы . У грудничка будет присутствовать реакция на громкие звуковые раздражители. Это связано исключительно с рефлекторными процессами и не претендует на то, что младенец осознаёт источник и характер звука.

Зрение и слух младенца в 20 раз слабее, чем у взрослого. Считается, что таким образом мозг защищает малыша от информационной перегрузки.

Как проверяют зрение у новорожденного в роддоме

По достижению 2 месяцев диагностика позволяет наиболее адекватно оценить состояние органа зрения

Здоровье младенца проверяется педиатрами в роддоме на предмет нарушений, которые развиваются во время внутриутробного периода, или передаются генетически.

Тестируются слуховые и зрительные рефлексы, проводится осмотр расположения и работы органов чувств.

Врачи-неонатологи обращают внимание на глаза: положительными признаками считаются реакция зрачка на свет и интенсивное движение глазами .

Доктор ограничивается внешним осмотром. Более точную диагностику специалисты проводят с 2 месяцев.

Как проверяют слух у новорождённого в роддоме

Если младенец реагирует на громкие звуки, слуховой анализатор в порядке. Он заплачет или повернётся в сторону источника сигнала. Если этого не происходит акушер указывает на фактор риска развития наследственной или врождённой тугоухости.

Когда новорожденный начинает видеть

Когда новорождённый начинает слышать и видеть, его восприятие отличается от того, что видит и слышит взрослый человек. После рождения малыша его глазной анализатор в течение первых недель не будет адаптирован к новым условиям освещения.

Всё, что он увидит, это световые пятна и размытые силуэты. Цветовые рецепторы оформлены слабо. Первое время мир воспринимается малышом в одном тоне. Стереоскопическое зрение отсутствует: он видит окружение в двухмерной плоскости.

Все родившиеся дети – дальнозоркие. Не подносите предметы к лицу малыша ближе, чем на 40 см.

Этапы развития зрения: первые недели

Формирование зрения тесно связано с ростом глазного яблока , которое развивается от 0 до 12 лет. Но лишь к 2-3 годам, когда новорождённый начинает видеть и слышать осознано, малыш будет в состоянии полноценно различать и обозначать цвета.

После рождения маленький человек не обладает полноценным зрением, но способен различать яркость освещения. Несмотря на то, что у него притуплённая светочувствительность, малыш всё же реагирует на яркий свет частым морганием или плачем.

В 1-й месяц

Зрение у новорождённых в 1 месяц фрагментарное: они видят отдельные образы и картинки, которые не в состоянии объединить в одно целое. Периферическое зрение не развито, поле восприятия узкое: грудничков не увидит игрушку боковым зрением.

В 2-3 месяца

В этот период у детей формируется способность фиксировать взгляд. Они начинают следить за мамой, поворачивать голову в направлении движения предмета. Не пугайтесь, если дети долго не моргают. В этот период мигательный рефлекс только начинает развиваться.

Что ещё должен уметь 3-х месячный малыш читайте .

В 6 месяцев

По прошествии полугода основные факторы только начинают своё формирование. Младенец получает первое представление о глубине пространства и расстоянии до объекта. Мир постепенно окрашивается в разные краски (сначала жёлтые, затем зелёные, и под конец подключается красный и синий оттенки).

Когда начинают слышать новорождённые дети

В представлении ребёнка окружающие звуки сливаются в писк той или иной интенсивности, которому он старается подражать, периодически взвизгивая

На самом деле, слуховые органы у плода формируются ещё в утробе матери и начинают свою работу уже там.

Нельзя сказать, что он слышит отчётливо, однако его барабанная перепонка в состоянии обрабатывать звуковые волны и пересылать сигнал в мозг.

Часто у родителей возникает вопрос, слышат ли новорождённые дети то, что им говорят и вообще, как слышат новорождённые?

С рождения грудничок воспринимает все частоты одновременно. Его мозг ещё не научился адекватно обрабатывать звуковой сигнал.

В представлении ребёнка окружающие звуки сливаются в писк той или иной интенсивности, которому он старается подражать, периодически взвизгивая.

На ранних этапах развития ухо младенца ещё не натренировано. Оно не может определить расстояние до источника звука. Поэтому дети одинаково реагируют на шёпот и громкие разговоры.

С взрослением, когда новорождённый начинает слышать частоты дифференцированно, он лучше подстраивается под дистанцию источника звука. Малыш становится способен различать голоса, распознавать речь и сам пытается говорить.

Этапы развития слуха у младенцев

  1. Первые недели. Телесное реакция на звук. Вздрагивание.
  2. Второй месяц. Увеличение разнообразия реакций на звуковые стимулы. Улыбка.
  3. Четвёртый месяц. Поиск источника звука. Поворот головы
  4. Пятый месяц. Появляется смех.
  5. Год жизни. Малыш произносит простые слова.

Как проверить зрение у новорождённого

Самостоятельно сделать это для неспециалиста затруднительно . Однако мама всегда может оценить наличие зрительных реакций у малыша, определяя их по движению глаз и сужению зрачков на свет.

Проверку на цветовосприятие у ребенка проводят на осмотре только по достижении 2-3 лет.

Более точный анамнез возможно получить только у врача. Осмотр у педиатра желателен по достижению 2 месяцев. На этом этапе диагностика позволяет наиболее адекватно оценить состояние органа зрения. Врачи используют яркий предмет для определения радиуса движения глаз малыша и способности к фокусировке.

Как проверять слух у новорождённого

Сурдолог проверяет слух на специальном аппарате на котором будут отображаться цифровые значения: отклик правого и левого уха

Как правило, проблемы со слухом у маленьких детей распознаются ещё в роддоме или в дальнейшем самими родителями.

Они понимают, слышат ли новорождённые, если малыш начинает демонстрировать следующие реакции в отношении окружающих его аудио сигналов:

  • поворачивает голову на звук;
  • реагирует на речь мамы;
  • ищет глазами источник сигнала.

Что может насторожить маму в процессе развития малыша? Проверка слуха у новорождённых может выявить следующие нарушения:

  1. В течение 4 месяцев младенец не обращает внимания на громкие звуки.
  2. На 5-й месяц он не воспроизводит типичные для новорождённого звук.
  3. Спустя 9 месяцев малыш не в состоянии определить местонахождение источника звука.

Как проверить слух у новорождённого более детализировано? Для этого следует обратиться к сурдологу, который проведёт процедуру на специальном аппарате. Это займёт не более 10 минут. Желательно, чтобы малыш спал или находился в состоянии покоя.

В ухо грудничка помещается наушник, генерирующий звуковые колебания. Наушник соединён с компьютером, на котором будут отображаться цифровые значения: отклик правого и левого уха.

Нарушения слуха в раннем возрасте приводят к отсутствию речевого развития

3 упражнения для здорового зрения малыша

После 1-го месяца жизни младенца разрешается проводить занятия по развитию его восприятия. Чтобы он начал адекватно анализировать световую и звуковую информацию, необходимо стимулировать его органы чувств.

Делайте это после еды, когда он находится в хорошем настроении и покое. Развитие зрения у новорождённых предполагает эти методики:

Подвесные игрушки помогают малышу направить взгляд за пределы ограничивающего пространства
  • Игры с подвесной игрушкой (мобиль) . Цель упражнения – помочь малышу направить взгляд за пределы ограничивающего пространства – кроватки. Игрушка должна издавать звуки, привлекающие внимание. Как выбрать , узнайте в нашем обзоре.
  • Фонарик . Проводите красным или жёлтым световым лучом вблизи грудничка. Наблюдайте за его реакциями. Этот метод позволит малышу научиться удерживать взгляд на предметах;
  • Цветовая стимуляция . Несмотря на то, что ребёнок слабо различает цвета, играйте с ним яркими игрушками для того, чтобы запустить работу цветовых рецепторов – колбочек.

Развивать зрение у новорождённого ребенка нужно, отталкиваясь от этих рекомендаций:

  • Старайтесь не подносить к глазам ребёнка предметы ближе, чем на 40 см.
  • Желательно, чтобы объекты в окружении новорождённого были яркими.
  • Ему легче наблюдать за крупными предметами.
  • Не перенапрягайте глаза малыша. Это приводит к развитию близорукости или дальнозоркости.
  • Проводите занятия в условиях хорошей освещённости.

Используйте для своих занятий красные овальные предметы. Такой цвет и форма наиболее различимы

Слух у новорождённого ребёнка развивают раньше зрения. Это делают следующим образом:

  • Игры с колокольчиками . Развесьте колокольчики на концы кроватки малыша. Меняйте расположение источников звука относительно него. Следите за реакцией.
  • Аудио игрушки . На время подвесьте над новорождённым постоянный источник звука. Дайте какое-то время для того, чтобы грудничок привык к сигналу. Уберите игрушку и повторите это упражнение через несколько минут.
  • Музыка . Включите рядом с грудничком приятную тихую музыку. Рекомендуется также взять его на руки и пройтись по комнате, отдаляя и приближая младенца относительно звука.
  • Погремушки . Стимулируйте слух ребёнка, потряхивая вокруг него погремушкой. Со временем усиливайте громкость.
  • Чтение . Не стесняйтесь читать книги своему крохе. Когда новорождённый начинает слышать и видеть, это помогает психологическому развитию ребёнка. Особенно хорошо, если книга будет с картинками.

Зрение и слух у новорождённых желательно развивать в комбинации друг с другом для закладки ассоциативного мышления

Как наладить контакт с малышом

Оптическая сила органов зрения малыша низкая. Старайтесь говорить с ним, чтобы приучить к тембру своей речи. Малыш начнёт вас узнавать

Многие мамы жалуются на то, что чадо как будто игнорирует их. Не обижайтесь на то, что он как будто не замечает вас: или смотрит сквозь.

Младенец не может поддерживать осознанный визуальный контакт со своим родителем. Он не в состоянии концентрировать взгляд на чём-то одном. Дети постоянно поглядывают в разные стороны.

Оптическая сила их органов зрения низкая, а мышечный тонус глаза слабый.

В этом возрасте он ориентируется по голосу. Старайтесь говорить с ним, чтобы приучить к тембру своей речи . Малыш начнёт вас узнавать. Такая ситуация объясняется тем, что существует разница во времени относительно того, когда начинают видеть и слышать новорождённые дети.

Восприятие ребёнка начинает развиваться со слухового анализатора. Он улавливает звуки до появления на свет. Именно поэтому детский слух после рождения острее зрения. рекомендации, как помочь в этом навыке ребенку.

4 способа ухода за глазками

Мы знаем, как усиленно мамы переживают за здоровье малыша. Однако не всегда активная деятельность идёт на пользу зрению или слуху младенца. Она скорее успокаивает нервную систему родителей, чем приносит реальную пользу. Тем не менее гигиена глаз всё же необходима.

Помните о таких вещах:

  • При нормальном развитии ребёнка специальных не требуется.
  • Капать в глаза что попало нельзя. Проконсультируйтесь с врачом. Если специалист назначил капли, держите дозатор как можно дальше от лица ребёнка. Не волнуйтесь, если не попали на склеру. Главное, чтобы лекарство упало в область глазницы: рано или поздно оно окажется на слизистой.
  • Промывать глаза можно. Для этого подойдёт раствор ромашки или кипячёная вода. Смочите ватку жидкостью и протрите глазик малыша. Не используйте ватные палочки из-за их жёсткости. Промывайте глаза ребёнка утром и вечером.
  • Массаж слёзного мешка возможен, если в нём собрался гной. Здесь причины, по которым описаны более подробно.

С комплексом гимнастики для глаз вы можете ознакомиться .

Если вы заметили воспалительную симптоматику глаз, и в течение 2 дней промывание не помогло, – идите к доктору. Воспаление слезного мешка в глазике – нуждается в лечении.

5 правил по уходу за ушками

В основном уход за ушами ограничивается поддержанием гигиенических норм – чисткой ушной раковины.

Правила ухода за ушками состоят из следующих правил:

  • Не проникать внутрь ушного прохода. Не используйте палочки. Достаточно обычной ваткой собирать серу, вышедшую в область ушной раковины.
  • Чистку проводить не чаще 1-2 раза в неделю.
  • Не увлажняйте вату во избежание образования ушных пробок.
  • Промывание возможно для внешних областей органа: снаружи и за ухом.
  • Если в ушной проход попала вода, положите младенца на бок, чтобы жидкость вышла.

Выделения из уха – это признак заболевания. Обратитесь к доктору.

Проверка слуха у новорожденных - способ выявления патологий в развитии слухового анализатора. Аудиометрические тесты позволяют оценить качество восприятия звуковых сигналов звукопроводящей и звуковоспринимающей системой органа слуха у детей грудного возраста. Раннее диагностирование патологий в развитии новорожденного увеличивает шансы на устранение проблем со слухом и восстановление нормальной пороговой чувствительности слуховых рецепторов.

Аудиометрия является одним из самых достоверных способов определения слуховой дисфункции в раннем возрасте. По результатам тестирования сурдолог может определить, в каком из отделов слухового анализатора произошли патологические изменения. Точная постановка диагноза влияет на выбор схемы лечения и вероятность достижения желаемых терапевтических результатов.

Цель аудиометрии

Первая проверка слуха у новорожденных в роддоме позволяет определить наличие врожденных патологий у ребенка. Несвоевременное обнаружение и лечение слуховой дисфункции чревато развитием стойкой тугоухости и задержками в речевом развитии. В медицинской практике зарегистрированы случаи, когда детям ставили диагноз «слабоумие» только по причине развития слуховой дисфункции. Врачебные ошибки в большинстве случаев были связаны с несвоевременным диагностированием тугоухости, которые влияли на особенности развития ребенка.

Чтобы предотвратить полную потерю слуха и вовремя определить вид патологии, специалисты рекомендуют проводить аудиометрические исследования с новорожденными уже в первые месяцы жизни. Кроме того, педиатры рекомендуют время от времени проверять остроту слуха в домашних условиях, используя для этого специально разработанные методики, не требующие наличия специальной аппаратуры.

Первая проверка

Согласно статистическим данным, ушные патологии диагностируются примерно у 3-4 новорожденных из 1000 родившихся. Несвоевременное устранение нарушений в работе слухового анализатора ведет к развитию стойкой тугоухости и полной глухоты. Слуховая дисфункция у детей грудного возраста может возникать еще до рождения (пренатально), во время прохождения по родовому пути (перинально) или уже после появления на свет (постнатально).

Первичная аудиометрия проводится еще в роддоме через 4-7 дней после рождения ребенка. Скрининг уха – это стандартизированная процедура, в ходе которой можно объективно оценить остроту слуха и выявить детей с аудиологическими нарушениями. Как проверяют слух у новорожденного в роддоме?

Во время скрининга специалист проделывает следующее:

  • в ухо спящего ребенка вводится наконечник от аудиологического прибора;
  • с помощью аудиометра создается звуковой сигнал, попадающий в наружное ухо новорожденного посредством трубки;
  • прибор регистрирует остроту слуха по данным, полученным от электродов, регистрирующих всплески активности в определенных зонах головного мозга при обработке звуковых сигналов.

Важно! Нельзя проводить скрининг при заложенности носа, поскольку это может отразиться на результатах тестирования.

Показания

При отсутствии патологий на раннем этапе развития ребенка аудиометрию следует проводить не реже 1 раза в несколько месяцев. Врожденная тугоухость, обусловленная генетической предрасположенностью, может проявиться не сразу, а много времени спустя. Несвоевременное обнаружение слуховой дисфункции может привести к необратимой частичной или полной потере слуха.

Перед тем, как проверить слух у грудничка, следует учесть следующие показания к проведению процедуры:

  • развитие гидроцефалии;
  • недоношенность;
  • развитие гнойного отита;
  • родовые травмы головы;
  • перенесение желтухи после рождения;
  • наличие нейросенсорной тугоухости у родителей;
  • инфекционное поражение верхних дыхательных путей.

Наличие некоторых из вышеперечисленных патологий являются прямыми показаниями для проведения аудиометрического обследования у ребенка не реже 1 раза в 6 месяцев.

Важно! Если ребенок в возрасте от 3 месяцев не реагирует на громкие звуки, это может свидетельствовать о развитии ушной патологии.

Рефлекс Моро

Рефлекс Моро – один из самых простых способов определения слуховой восприимчивости у новорожденных. Тест не дает представлений о пороговой слышимости и чувствительности слуховых рецепторов, однако исключает вероятность развития тугоухости 3 и 4 степени. Как проверить слух у новорожденного?

  • положите новорожденного на ровную поверхность;
  • распрямите ноги и руки ребенка;
  • на расстоянии 20 см от одного уха резко хлопнете в ладоши;
  • аналогичным образом проверьте восприимчивость второго уха.

При восприятии резкого звука ребенок, как правило, растопыривает пальцы, размахивает руками или плачет. Подобная реакция сигнализирует об испуге и попытке организма защититься от возможной угрозы. Отсутствие реакции на хлопки возле головы свидетельствует о наличии слуховой дисфункции. Она может быть обусловлена патологиями в звукопроводящей (среднее и наружное ухо) или звуковоспринимающей (внутреннее ухо, слуховой нерв, рецепторы) системе слухового анализатора.

Методика И. В. Калмыковой

Для определения степени восприимчивости слухового анализатора потребуется несколько предметов, создающих звуковые сигналы различной интенсивности. В качестве источников звука можно использовать пластиковые банки, заполненные на 1/3 крупами. По методике И.В. Калмыковой в качестве источников звука целесообразнее использовать банки с такими наполнителями, как:

  • манка;
  • гречка;
  • горох.

Банка с манкой создает самый тихий по интенсивности звук, с гречкой – более громкий, а с горохом – самый громкий.

Как проверить слух у новорожденного в домашних условиях? Для проведения простого аудиометрического исследования нужно проделать следующее:

  1. один человек должен отвлекать внимание новорожденного на себя, держа в руках яркую игрушку;
  2. второй человек на расстоянии 10 см от ушной раковины ребенка создает звуковые сигналы с помощью банок с различными наполнителями;
  3. слуховую чувствительность проверяют для правого и левого уха;
  4. создавать звуковые сигналы желательно с интервалом в 30-40 секунд.

Во время проведения теста желательно обеспечить возрастающую интенсивность звуковых сигналов. Сначала используют банку с манкой, потом – с гречкой и в последнюю очередь – с горохом. В противном случае ребенок отреагирует только на первый звук высокой интенсивности.

По утверждению педиатров, дети в возрасте до 6 месяцев реагируют только на звуки, интенсивность которых составляет минимум 60-70 дБ. Дети постарше должны одинаково реагировать на шумы интенсивностью от 20 дБ.

При отсутствии нормальной реакции тест следует повторить через пару дней.

Если результаты проверки будут неудовлетворительными, лучше пройти обследование у отоларинголога.