18-11-2013, 01:28

Описание

При оценке состояния зрительных функций и зрительного анализатора у недоношенных детей с РН и без нее необходимо учитывать сроки и последовательность их развития в норме. Известно, что потенциалы сетчатки и коры головного мозга формируются очень быстро у детей первых 4 мес жизни. Процессы развития зрительной системы включают дифференцировку фоторецепторов и фовеолы, миелинизацию зрительного нерва, созревание латерального коленчатого тела и формирование зрительных полей в коре головного мозга. При этом стабилизация зрительных функций наступает к 2-6 годам. В отсутствие неврологической и глазной патологии развитие зрительных функций у недоношенных детей происходит значительно быстрее, чем у доношенных. При этом необходимо оценивать скорректированный возраст младенца с учетом сроков недонашивания.

Постнатальное развитие зрительной системы идет по двум направлениям: первое - развитие нейронов для обеспечения контраста, ориентации, цвета, направления движения, размера и глубины изображения (парвоцеллюлярный путь), второе - формирование механизмов, контролирующих движение глаз, что необходимо для предметного восприятия мира и привлечения внимания к тому или иному объекту (магноцеллюлярный путь).

Остроту зрения у младенцев оценивают с помощью ориентировочных тестов (слежение за предметами на разном расстоянии) и различных вариаций методики предпочтительного взора (с применением специально разработанных карт, решеток и полосок, предъявляемых на экране монитора).

Получены данные, согласно которым у недоношенных детей без РН, хотя они и не отличаются от доношенных детей соответствующего возраста по остроте зрения и стереовосприятию, отмечаются пониженная контрастная чувствительность и нарушения цветового восприятия, что подтверждает гипотезу о высоком риске повреждений «незрелой» зрительной системы недоношенных детей. Патология цветового зрения у недоношенных детей свидетельствует о нарушении функции колбочек сетчатки, а снижение контрастной чувствительности может быть объяснено меньшим количеством функционирующих палочек.

Определяющим фактором в развитии остроты зрения у недоношенных детей с РН является состояние заднего полюса глаза и непосредственно макулярной области сетчатки. Спектр изменений этой зоны глазного дна при регрессивной РН включает как гипоплазию макулы, так и макулярные дистрофические изменения разной степени выраженности: от нежного перераспределения пигмента до интраретинального мембранообразования. При наличии экстраретинальной пролиферации на височной периферии, как правило, выявляют деформации и эктопии макулы, а в более тяжелых случаях - так называемые серповидные складки сетчатки, обусловливающие значительное снижение зрения.

Результаты электрофизиологических исследований новорожденных свидетельствуют о том, что зрительные пути и сетчатка функционируют уже к моменту рождения. В период новорожденное как корковые, так и ретинальные ответы изменяются очень быстро, демонстрируя процесс созревания зрительной системы, особенно в первые четыре месяца жизни. В гистологических исследованиях установлено, что процесс созревания включает удлинение наружных сегментов палочек и колбочек, дифференциацию фовеолы, утолщение миелиновой оболочки зрительных волокон и проводящих путей, увеличение количества дендритных отростков, пролиферацию синаптических связей в наружном коленчатом теле и зрительной коре, а также увеличение кортикального объема первичных и вторичных зрительных зон.

Исследования с использованием новейших технологий и компьютерного анализа позволили выявить слабые колбочковый и палочковый ответы сетчатки даже у недоношенных детей, начиная с 34 -й недели гестационного (от зачатия) возраста. G. Horslen и соавт. (1962) при записи ЭРГ с электродами на контактной линзе после 15 -минутной тем- новой адаптации выявили скотопическую b-волну амплитудой от 40 до НО мкВ в первые дни жизни новорожденных. Колбочко-палочковый опосредованный ответ созревает относительно быстро в первые 3 мес после рождения, затем несколько замедляется и к 12 мес амплитуда ЭРГ составляет около 10 % ЭРГ взрослых.

Исследуя ЭРГ грудных детей разного возраста, A. Fulton и R. Hansen (1985) выявили у новорожденных меньшие максимальные амплитуды а- и b-волн, а также установили, что требуется относительно большая световая нагрузка для получения половинной амплитуды.

I. Grose и соавт. (1989) обследовали 30 недоношенных детей в отделении интенсивной терапии и выявили, чти среди недоношенных детей до 35 нед гестационного возраста отмечается тенденция к деформации (расширению и уплощению) b-волн и относительному ослаблению (уменьшению амплитуды) а-волн. Между 30 -й и 50 -й неделями гестации идет линейное «созревание» ЭРГ. Установлена линейная корреляция как амплитуды, так и латентности b-волны с возрастом: амплитуда увеличивается на 3 мкВ в неделю, а латентность уменьшается примерно на 0,8 МС в неделю. К 3-4 мес b-волна достигает 80 мкВ (у взрослых 300 мкВ), в 6 мес появляется а-волна, воспроизводится световой ритм и только к году ЭРГ ребенка по форме соответствует ЭРГ взрослого.

У недоношенных детей впервые месяцы жизни латентность волн ЭРГ длиннее, а амплитуда ниже, чем у доношенных того же возраста. В 6 мес скорректированного возраста параметры ЭРГ доношенных и недоношенных младенцев практически идентичны.

При оценке результатов регистрации ЗВП на вспышку или паттерн необходимо учитывать возрастные параметры. Известно, что ЗВП на вспышку регистрируются у новорожденных первых дней жизни, причем у недоношенных детей 22-27 нед гестационного возраста определяется лишь негативная активность, на 250-300 мс, а к 30-35 нед появляется позитивный ответ с латентностью 190-230 мс. Наиболее быстро (со скоростью 10 мс в неделю) латентность позитивного компонента уменьшается в интервале от 30 до 50 нед гестационного возраста, а к 4 мес она лишь на 5 мс больше, чем у доношенных детей того же возраста.

Сравнительная оценка развития зрения у здоровых недоношенных и при наличии патологии, проведенная А. Norcia и соавт. (1987), показала, что у здоровых недоношенных и доношенных детей показатели ЗВП существенно не различаются. Это позволило предположить, что ЗВП острота зрения развивается с момента рождения и не зависит от сроков беременности. Хотя вопрос о том, что при оценке показателей ЗВЛ необходимо ориентироваться на скорригированный возраст ребенка, Широко дискутируется в специальной литературе, убедительных ответов пока не получено. Методика исследования свип-ЗВП оказалась достаточно демонстративной в оценке зрительных функций у детей, у которых отсутствуют фиксация и слежение, или утех, у кого в связи с поведенческими реакциями исследование зрения другими способами невозможно. ЗВП и острота зрения, отражающие преимущественно функции центральных отделов сетчатки, наибольшее значение имеют в тестировании при «мягких» формах РН.

Паттерн-ЗВП у детей в возрасте 6- 9 нед регистрируются только на паттерны с большим размером ячеек (220-55 ). В интервале от 6-9 до 16- 20 нед появляется реакция на ячейки меньшего размера, усложняется конфигурация ЗВП, увеличивается их амплитуда и уменьшается латентность. К 24 нед начинают регистрироваться ЗВП на ячейки малых размеров. После 6-7 мес темпы «созревания» ЗВП снижаются, а к 6-7 годам ЗВП по конфигурации и амплитудно-возрастным характеристикам приближаются к ответу здоровых взрослых.

Важную роль в развитии зрения у детей с РН играет сопутствующая неврологическая патология. Неврологические расстройства часто отмечаются у глубоко недоношенных детей и включают различные гипоксические энцефалопатии, лейкомаляцию, церебральные геморрагии, внутричерепную гипертензию и др. Выраженные расстройства деятельности ЦНС могут привести к нарушению зрения вследствие поражения корковых и подкорковых зрительных центров и проводящих путей. Задержка развития ребенка, сопровождающаяся комплексом неврологических отклонений, также влияет на развитие зрения в раннем возрасте. Тем не менее при сравнении отдаленных функциональных результатов у недоношенных с церебральными нарушениями различной степени выраженности не выявлено прямых корреляций, что может быть объяснено значительной пластичностью функций коры и других структур мозга в неонатальном периоде.

Рождение недоношенного ребёнка как любовь. Всегда кажется, что такое происходит только с тобой. От этого - страх, непроходящая тревога, тотальное недоверие и чувство вины весом с чугунный мост. А нужно совсем другое.

Важно осознать, что это случилось не только с вами. Каждый день дети рождаются раньше срока. Отделение интенсивной терапии новорожденных никогда не пустует. И далеко не всегда хорошее течение беременности, «правильный» возраст, диета, УЗИ-скриннинги станут гарантией вашей безопасности.

Первое, что стоит уяснить: вы не виноваты. Не позволяйте комплексу вины помешать вам восстанавливаться после родов, бороться за своего ребёнка и спать. Поверьте, спать нужно обязательно.

Второе: ваш ребёнок очень маленький, ему нужно время, чтобы адаптироваться к этому миру. Не ждите от него подвига.

Первую декаду жизни мой сын провёл в кювезе, на аппарате искусственной вентиляции лёгких, на стабилизирующих давление препаратах, в медикаментозном сне. И потом, в отделениии интенсивной терапии, он только спал, изредка открывая глаза. Он не плакал, не реагировал на раздражители. Его не беспокоил лишний звук, многочисленные уколы или катетеры. Он быстро уставал, и кормить его приходилось шприцем через зонд. И этот процесс тоже не вызывал у него никаких реакций. В среднем кормления занимали около 8 часов в день. Остальное время я мучилась неведением, отсутствием «обратной связи», недосказанностями врачей.

И казалось, это никогда не кончится. Все картины будущего были невыносимыми. Я рыдала каждую ночь. И каждый день. И здесь важно третье правило: «Говорите с кем-нибудь!» Если чувствуете, что не справляетесь - найдите психотерапевта. Попросите лечащих врачей подробно объяснить вам происходящее. Если они откажутся, попросите ещё раз. Не бойтесь выглядеть навязчивыми. Попробуйте найти общий язык с медиками и начните сотрудничать с ними. Ведь ваша общая цель - помочь малышу чувствовать себя хорошо.

Сейчас, по прошествии восьми месяцев, я понимаю, что драматическую составляющую умножало моё незнание, медиооцинская неосведомлённость и постоянные сравнения с «обычными » детьми, родившимися вовремя. И что ни слёзы, ни самокопания, ни постоянные страхи помочь не могут.

На таких ранних этапах ни один врач, ни одно обследование не смогут дать вам точных прогнозов и предсказать последствия преждевременных родов. И тут - всё, что вам остаётся делать - это любить ребёнка. Быть на шаг впереди беды, читать и узнавать о всевозможных проблемах, знать, когда нужно проверить зрение и когда должно закрываться овальное окно, как обогащать молоко или выбирать правильное питание, найти двух-трёх неврологов, у которых будете консультироваться на первом году жизни. Все они будут говорить разное, ваша задача - фильтровать.

Преждевременно рождённые дети не выдают вам полный спектр реакций, но они очень чувствительны к избыточной стимуляции. У вас есть множество способов соощить ребёнку, что вы рядом. И он узнает. Вы не представляете, как сильно меняется ребёнок, когда после реанимации, наконец, заново знакомится с мамой.

Итак, как наладить контакт?

Малыш реагирует на прикосновения уже на первом триместре внутриутробного развития. Поэтому знакомство можно начать как раз с касаний .

- касайтесь одним уверенным, осторожным движением , избегайте нажатий, не пытайтесь делать «массаж» или постукивать. Его кожа ещё слишком чувствительная, любая интенсивность сейчас будет избыточной. Поэтому даже если хочется его обнять и защитить от всего мира - сдерживайтесь.

- обнимая ребёнка, придерживайте его за голову и стопы, имитируя положение в утробе матери . Так он будет чувствовать себя защищённым.

- проконсультируйтесь с врачами по поводу ухода «кожа к коже» (он ещё называется «метод кенгуру»). В 1983 году в Колумбии его впервые стали применять Эдгар Рэй и Гектор Мартинез. В их клинике наблюдалась необычайно высокая смертность среди новорожденных. Никаких «инкубаторов» в клинике не было. А постоянный контакт с кожей матери или отца был незатратным и нетехнологическим способом поддерживать температурный режим младенца и успокаивать его. Планируя контакт «кожа к коже», снимите всю одежду с ребёнка, оставляя только подгузник. Расстегните свою рубашку и приложите малыша к оголённой коже так, чтобы он касался вас животиком и грудью. Спинку малыша прикройте покрывалом. Исследования показывают, что матери могут регулировать температуру своего малыша с удивительной степенью точности. Когда мать держит малыша, то ее температура увеличивается, если ему холодно и уменьшается, если он перегрелся. Мать способна изменять свою температуру на 2 градуса за 2 минуты. А температура это один из самых эффективных способов сохранения энергии у малыша, особенно недоношенного. Контакт может длиться несколько часов. Это чудесное время, когда вы чувствуете, что на самом деле помогаете своему ребёнку пережить столкновение с этим большим и сложным миром.

- дайте схватить вас за палец . Такая форма физического контакта для малыша природна и понятна. Это филогенетически древний рефлекс. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. А человеческие детёныши так понимают, что мама рядом.

- первые купания лучше проводить в пелёнке, чтобы минимизировать контакт нежной кожи младенца со стенками ванночки и максимально точно контролировать температуру воды.

Понимание запаха и вкуса развивается у ребёнка уже во втором триместре беременности. Он уже знает ваш голос, узнаёт запах. Нужно помочь ему разобраться с этими ощущениями.

- не пользуйтесь никакими средствами с сильным ароматом . К ним относятся дезодоранты, антиперспиранты, ароматизированное мыло, лосьоны. Все эти запахи - очень острые и интенсивные раздражители для малыша в первые недели жизни.

- положите в кювез пелёнку с запахом вашего грудного молока . Достаточно несколько капель, чтобы ребёнок почувствовал и узнал запах.

-если врачи не против, можно дать младенцу пустышку с несколькими каплями грудного молока , чтобы он сосал её во время кормления через зонд.

- пробуйте прикладывать к груди . Даже если малышу тяжело или он отказывается, пробуйте обязательно.

В утробе матери ребёнок может слышать приглушённые звуки. Но звуки большого мира ему не знакомы. Он не знает, как на них реагировать, его восприятие, как правило, не справляется с богатой звуковой палитрой.

- постарайтесь не шуметь рядом с кроваткой ;

- в первые недели не ставьте малышу музыку , даже приятные вашему слуху колыбельные для него могут стать лишним шумом.

Зрение у детей разивается последним. И оно требует макисмальной защиты. Как у котят, веки глубоко недоношенных малышей могут быть ещё закрытыми при рождении. Помните, что большинство детей, даже если и открывают глаза, то сфокусироваться или рассмотреть детали увиденного ещё не могут. Ещё какое-то время после рождения дети видят всё размыто, а дальнозоркость у многих сохраняется до года.

- для защиты глаз новорожденного включайте только приглушённый свет, завешивайте окна палаты, а во время процедур прикрывайте глаза ребёнка рукой или пелёнкой.

-ни в коему случае не используйте вспышку, когда фотографируете малыша.

-когда глаза ребёнка открыты, избегайте дополнительных стимулов, таких как укачивание или голо с. Ему достаточно зрительной информации.

Далеко не каждый недоношенный ребёнок может кричать или плакать. Начиная с 33-ей недели беременности малыш испытывает голос и пробует издавать нежные звуки, покожие на воркование маленького ягнёнка. Услышать их могут только родители преждевременно рождённых детей.

Ногти и ресницы тоже могут появиться с запозданием. Но зато вы станете свидетелями стольких волнующих и важных этапов развития своего ребёнка.

Обычно в палате это очень трудно - радоваться. Или удивляться. Или вести какие-то записи. Но, поверьте, всё что происходит в эти моменты - это чудо. Ваш малыш борется за каждый день, он заявляет о себе миру, он верит в вас и очень нуждается в вашей радости тоже.

События, которые важно запомнить (сфотографировать, описать, снять на видео):

Малыш начал дышать самостоятельно и его отключили от аппарата искусственного дыхания.

Все пластыри с лица и зонд для кормления наконец, сняты.

Вы впервые держите малыша по «методу кенгуру».

Первое «взрослое» кормление из бутылочки.

Переход из инкубатора в кроватку.

Первое купание.

Если вам не хочется ничего снимать, если радость и фотографии кажутся сейчас неуместными, попросите заняться этим своих родных или медсестёр.

Ведь ваш отважный ребёнок имеет право знать, как он тут боролся и видеть, каким маленьким героем он был. И когда он вырастет, то сможет сказать: «я весь помещался у папы на ладошке», «все подгузники с меня спадали», «мамино кольцо можно было надеть мне сразу на всю руку»…

И главное правило, которое стоило бы писать красными буквами поверх всех историй болезней, страхов и диагнозов - это вера. Находите в себе силы верить в своего ребёнка. Каждое утро говорите ему, как здорово, что он теперь тут, с вами, проснулся и зевает. Каждый вечер рассказывайте ему, как любите его и как чудесно, что он заново показывает вам этот мир. С самого начала.

Если малыш рождается раньше срока – до 37 недели беременности – он считается недоношенным.

Существует несколько степеней недоношенности новорожденных. Легкая, как правило, не представляет опасности для здоровья малыша, тяжелая – требует серьезного медицинского ухода.

Легкая степень недоношенности

Если малыш появляется на свет между 32 и 36 неделями беременности, современная медицинская помощь позволяет ему избежать проблем со здоровьем.

Грудное молоко для недоношенных

Полноценное кормление грудью доступно не всегда. Так, недоношенные дети, как правило, не имеют сосательного рефлекса – их кормят через зонд. Не обязательно переводит младенца на искусственное вскармливание. Сцеживание – это выход .

В отдельных случаях у детей с легкой степенью недоношенности не успевают окончательно созреть легкие. Им требуется дополнительная помощь при дыхании: искусственная вентиляция легких или дополнительная подача кислорода в первые дни жизни.

У многих малышей с легкой степенью недоношенности возникают проблемы с питанием. Родившиеся до 34–35 недели, дети не способны сосать самостоятельно – их приходится кормить при помощи зонда.

Поэтому малыши, появившиеся на свет в это время, вынуждены оставаться в детском отделении больницы или роддома еще несколько недель, пока не смогут начать самостоятельное питание.

Кроме того, в течение нескольких недель все недоношенные дети могут испытывать проблемы с подержанием температуры тела. В этом случае их оставляют в кувезе – специальном боксе для новорожденных – для поддержания оптимальной температуры и наблюдения за сердечной деятельностью и дыханием.

В дальнейшем, после выписки, родители должны тщательно следить за температурой тела ребенка . Недоношенных детей легко перегреть или простудить.

Средняя степень недоношенности

Ребенок рождается на свет на 28–31 неделях беременности. У детей, появившихся на свет на этом сроке, легкие еще не полностью созрели для дыхания. Как правило, им требуется помощь в виде искусственной вентиляции легких или подачи постоянного потока воздуха, обогащенного кислородом, для поддержания положительного давления в дыхательных путях.

Большинству детей со средней степенью недоношенности такая помощь требуется в течение достаточно короткого времени.

Если ребенок находится на искусственной вентиляции легких, его питание производят через внутривенный катетер. Дети, которые дышат самостоятельно, могут питаться материнским молоком через зонд до тех пор, пока не научатся самостоятельно сосать.

Сильная степень недоношенности

Малыш появляется на свет раньше 28 недели беременности. Раньше такие дети выживали крайне редко, но современная медицина позволяет выхаживать и таких малышей.

Практически у всех детей, появившихся на этом сроке, легкие еще не развиты – большинству из них требуется искусственная вентиляция легких или подача потока воздуха, обогащенного кислородом.

Легкие могут поддерживать функции дыхания с 22–24 недели внутриутробного развития, но альвеолы, необходимые для нормального усвоения кислорода, развиваются только на 28–30 неделях беременности.

Кроме того, сильно недоношенные дети не могут самостоятельно питаться и поддерживать температуру тела. Родителям таких малышей надо понимать, что ребенок задержится в детском отделении надолго.

Чем опасно для детей появление на свет до срока?

У малышей, которые родились раньше 37 недели беременности, могут возникать проблемы, связанные не только с отсутствием сосательного рефлекса.

Чем меньше срок, на котором родился ребенок, тем выше у него риск развития различных заболеваний, характерных для недоношенных детей.

Неразвитые легкие

Набольшую опасность представляют легочные нарушения. Например, синдром затрудненного дыхания новорожденных , при котором незрелые легкие малыша не могут полноценно расправиться. Для вдоха ребенку приходится прикладывать значительные усилия.

Такие дети нуждаются в искусственном поддержании дыхания.

Остановка дыхания

У недоношенных детей еще не до конца сформирован дыхательный центр головного мозга. Если человек дышит недостаточно часто, команда из ствола мозга компенсирует это более глубоким дыханием.

Новорожденные дети, напротив, дышат неглубоко и неравномерно, у них бывают периоды слишком медленного дыхания. Если они возникают слишком часто, врачи говорят о развитии остановки дыхания, или апноэ .

Девять месяцев

Пока вы ждете малыша, задумываете ремонт в детской и закупаете все необходимое, ваш ребенок растет и развивается. Узнайте, как живет малыш в эти девять месяцев.

Малыш с таким нарушением нуждается в постоянном наблюдении в первые недели жизни. По мере роста ребенка риск апноэ уменьшается.

Особенности сердца

Во время внутриутробного развития кровь ребенка практически не проходит через его легкие ввиду особенностей строения сердца. Сердце эмбриона выталкивает кровь из правого желудочка не в легочную артерию, а в аорту – через отверстие, которое называется артериальный проток.

Вскоре после рождения у доношенных малышей он зарастает, а у недоношенных – может оставаться открытым. Это приводит к повышенной нагрузке на легкие и сердце. Такое состояние требует медикаментозного или даже хирургического лечения.

Инфекции, проблемы обмена и слепота

Инфекции поражают недоношенных детей чаще, чем малышей, родившихся в срок. Одна из причин такой уязвимости – незрелость иммунной системы , при которой антитела в крови ребенка вырабатываются в недостаточном количестве.

Также опасны для недоношенных малышей и вирусные инфекции, которые у других младенцев вызывают лишь легкие симптомы простуды.

Кроме того, у детей, появившихся на свет раньше срока, могут возникнуть проблемы с усвоением питательных веществ, а также недостаток гемоглобина, связанный с низкой скоростью образования красных кровяных телец – эритроцитов.

У недоношенных детей может развиваться и поражение сетчатки глаза – ретинопатия недоношенных , без раннего лечения приводящая к слепоте .

Именно поэтому недоношенные малыши должны оставаться под наблюдением врачей-неонатологов с самого рождения и до момента, когда их организм будет готов к самостоятельной жизни.

Самое важное

Ребенок, появившийся на свет даже до 28 недели беременности, может не только выжить, но и со временем догнать в развитии доношенных детей.

Все недоношенные малыши требуют тщательного ухода и наблюдения врачей, чтобы избежать заболеваний, вызванных незрелостью их организма.

Распространенные проблемы недоношенных новорожденных:

    чем больше степень недоношенности, тем, соответственно, у крохи хуже развиты дыхательные, глотательные, сосательные навыки. Таким деткам без кювеза выжить очень трудно.

    у деток, которые недоношенные, отсутствует необходимая жировая прослойка, и в связи с этим, им очень трудно сохранять температуру своего тела, поэтому очень важно не допустить переохлаждения. Если вдруг случиться такое, что температура у крохи упадет ниже 32 градусов.его сразу же отправят в кювез или к мамочке на животик. При этом измерять температуру будут по 4 – 5 раз в час. Пока она не придет в норму, малыш будет находиться в особых условиях.

    одной из самых страшных и опасных проблем при недоношенности является то, что при маленьком весе могут случаться приступы гипогликемии. То есть если в крови малыша упадет уровень глюкозы, то могут произойти такие явления, как затруднение дыхания, судороги, нарушения сна, которые могут привести даже к летаргии.

Такую болезнь лечат при помощи введения в организм крохи дополнительного глютена, что бы поднять его уровень до необходимой нормы.

Узнав про все эти последствия можно сделать такой вывод, что недоношенный ребенок нуждается в тщательном уходе, любви нежности и тепле, как никакой другой малыш. Подробнее: http://www.happy-giraffe.ru/community/3/forum/post/6079/

Основные проблемы и осложнения недоношенных детей

Итак, недоношенные дети рождаются с недоразвитыми органами и системами, еще не приспособленными к функционированию вне утробы матери. На этом фоне практически всегда развиваются какие-либо осложнения.

Дыхание

С 28 недели по 36 в организме малыша созревает вещество под названием сурфактант . Именно оно отвечает за то, чтобы альвеолы (пузырьки в легких) не спадали при дыхании, и легкие могли нормально функционировать. Если ребёнок появился раньше 28 недели, то ему приходится прилагать большие усилия для того, чтобы дышать. Поэтому часто используются аппараты искусственной вентиляции легких до того момента, когда ребенок начнет справляться с этой задачей самостоятельно.

Кроме того, ребёнку вводятся препараты сурфактанта, помогая легким «дозреть» и адаптироваться к самостоятельной работе.

Если ваш малыш был подключен к аппарату искусственного дыхания, вы должны иметь в виду, что при подаче кислорода легкие малыша получают что-то наподобие ожога. К сожалению, это неизбежно, без аппарата ребёнок просто не сможет дышать.

Подобный «ожег» приводит в спазму бронхов и усиленном выделению слизи. В медицине такое состояние называется бронхо-легочной дисплазией . С течением времени состояние дыхательной системы нормализуется, однако в будущем, при какой-либо инфекции, затрагивающей дыхательные пути, например, ОРВИ, не обязательно, но вполне вероятно, что у малыша будут выражены некоторые последствия. А именно увеличение продукции слизи и спазмирование бронхов.

Для того чтобы избежать осложнений вплоть до развития бронхиальной астмы, вы должны обязательно сообщить педиатру, что малыш был подключен к аппарату искусственного дыхания. В таком случае врач примет меры для профилактики возникновения спазмов или лечения их на ранней стадии.

Среди других осложнений дыхательной системы у недоношенных деток встречаются следующие.

Синдром дыхательной недостаточности . Собственно говоря, это и есть причина, по которой малышей подключают к аппарату ИВЛ (искусственной вентиляции легких), если сурфактанта пока недостаточно.

Апноэ . Этот термин характеризует состояние новорожденного, при котором его дыхание нерегулярно. В этом случае вводятся определенные препараты или же малыш подключается к аппарату ИВЛ.

Сердце

Когда малыш развивается и растет в животике у мамы, его кровоток практически не касается легких, сердце направляет кровь в аорту, а не в легочную артерию, как у взрослого человека. В аорту кровь попадает через отверстие – артериальный проток.

У доношенных детей, это отверстие зарастает вскоре после рождения, у недоношенных же, этого может не произойти. Патология лечится медикаментозным способом, значительно реже - путем хирургического вмешательства.

Иммунитет

Иммунитет у недоношенных деток так же недостаточно развит и не может справиться с различными инфекциями, поэтому такие малыши очень часто болеют сразу поле рождения. Инфекция, которая у доношенного ребенка может вызвать только неявные симптомы простуды, у недоношенного, скорее всего, проявится в полную силу.

Примечательно, что у малышей, родившихся на 7 месяце беременности, иммунитет крепче, чем у тех, кто появился на свет восьмимесячным.

Мозг

Сосуды мозга у недоношенных малышей очень тонки и хрупкие. В связи с этим, возможны кровоизлияния различной степени тяжести. Как правило, чем раньше ребёнок появился на свет, тем больше вероятность обширных кровоизлияний.

Чем это опасно? Небольшие кровоизлияния могут проходить вовсе незамеченными, а вот достаточно обширные грозят развитием таких патологий, как ДЦП, эпилепсия, затруднения в обучении и восприятии информации в будущем.

Если кровотечение в мозге открылось, то остановить его довольно трудно, иногда производят переливание крови или искусственную вентиляцию легких. Ввиду возможности кровоизлияния, недоношенные дети находятся под контролем у неонатологов, и периодически проходят УЗИ мозга.

Зрение

Нередко у малышей, родившихся раньше срока, диагностируют ретинопатию недоношенных. Это явление представляет собой нарушения в развитии сетчатки глаза.

Сетчатка – это тончайшая ткань, которая, скажем так, фиксирует изображение для того, чтобы передать его в мозг. У недоношенных кровеносные сосуды сетчатки могут развиваться неправильно, что способствует образованию рубцовой ткани, и, как следствие, значительному ухудшению зрения.

В этом случае, так же как и с другими осложнениями, чем раньше ребёнок родился, тем больше вероятность развития ретинопатии у недоношенного малыша.

Умеренная ретинопатия, к счастью, практически никак не сказывается на состоянии зрения в будущее. В особо тяжелых случаях лечение проводится с помощью лазера или криотерапии (лечение воздействием холода).

Почему возникает ретинопатия? Точного ответа на этот вопрос нет, но большинство специалистов склоняются к тому, что причиной становятся высокие концентрации кислорода. Поэтому данный показатель тщательно контролируются. Кроме того, недоношенных детей периодически осматривает офтальмолог, чтобы вовремя выявить отклонения.

Кишечник

Иногда у малышей, родившихся раньше срока, развивается некротизирующий энтероколит – заболевание, при котором отмирают клетки кишечника.

Сложно сказать, что именно приводит к этому заболеванию, не исключено, что не последнюю роль играют бактериальные инфекции.

Так или иначе, малышей с этим заболеваниям переводят на капельницы с питательными растворами вместо обычных кормлений, что позволяет снизить нагрузку на пищеварительную систему. Иногда требуется операция по удалению участков кишечника, подвергшихся значительному разрушению.

Кровь

Часто у недоношенных обнаруживается низкий уровень сахара в крови . Иначе это явление называется – гипогликемия. В качестве лечения выступает дополнительное «докармливание» глюкозой внутривенно или через ротик.

Существует специфическая анемия недоношенных . Эта патология характеризуется тем, что организм малыша пока не способен в достаточном количестве вырабатывать красные кровяные тельца. Кроме того, причиной анемии может быть большая кровопотеря. Лечение анемии у недоношенных малышей осуществляется путем введения препаратов или, в тяжелых случаях, переливанием крови.

Если у недоношенного малыша наблюдаются какие-либо из этих осложнений, то ему с мамой предстоит провести в роддоме продолжительное время, возможно, несколько недель. Когда малыш немного оправится, его переведут в детскую больницу.

Как правило, маму также принимают в стационар, чтобы она могла ухаживать за своим ребёнком, но, если ситуация в больнице напряженная в плане переизбытка пациентов, то маме могут и отказать. В таком случае, ей придется ежедневно сцеживать молоко и приносить его для кормлений.

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.



Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами - глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного - набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.


Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии - около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.



Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой - чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.


В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.



К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.



Цветовое восприятие формируется постепенно - сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий - постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) - постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.


Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.


Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз - форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.


В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.



Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.


Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.



Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка , если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках , реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.




  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой , которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.



  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице , на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.


Развитие

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.




Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

Проблемы с глазами и ухами у недоношенных детей

Преждевременные дети - это дети, родившиеся на 37 неделе или раньше. Поскольку нормальная беременность длится около 40 недель, у недоношенных детей меньше времени развивается в утробе матери, что делает их более восприимчивыми к осложнениям и дефектам здоровья. Некоторые из возможных проблем, которые могут повлиять на недоношенных детей, включают зрение и ухудшение слуха. Заключительные этапы развития зрения и слуха происходят в последние несколько недель беременности. Преждевременные дети подвергаются повышенному риску глаз и ушей.

Если ваш ребенок рождается преждевременно, зная возможные проблемы, связанные со зрением и слухом, вы можете обратиться к соответствующим методам лечения.

Глазные проблемыТипы глазных проблем

Глаза развиваются больше всего в течение последних трех месяцев беременности. Это означает, что чем раньше рождается ребенок, тем больше вероятность того, что они будут испытывать проблемы с глазами. Многие проблемы с глазами связаны с ненормальным развитием кровеносных сосудов, что может привести к ухудшению зрения. Хотя глаза могут выглядеть нормально, вы можете заметить, что ребенок не реагирует на объекты или изменения в свете. Эти аномалии могут быть признаками проблемы зрения или глазного дефекта.

Ретинопатия недоношенных (ROP)

Ретинопатия недоношенности (ROP) является относительно общей проблемой у недоношенных детей. По данным Национального института глаз, ROP наиболее распространена среди младенцев, родившихся через 31 неделю или раньше. Болезнь глаз развивается, когда кровеносные сосуды растут аномально в глазах. Это чаще встречается у недоношенных детей, потому что ранняя доставка нарушает нормальный рост кровеносных сосудов. Это приводит к образованию аномальных сосудов в сетчатке.

Сетчатка - это слой ткани в задней части глазного яблока. Он может стать поврежденным, если аномальные кровеносные сосуды начинают набухать и течь кровь. Когда это происходит, сетчатка может отсоединиться от глазного яблока, вызывая проблемы со зрением. В некоторых случаях это может привести даже к слепоте.

Другие потенциальные осложнения ROP позже в жизни включают:

  • скрещенные глаза
  • близорукость
  • дальнозоркость
  • ленивый глаз
  • глаукома

Слепота

Слепота - еще одно возможное осложнение, связанное с преждевременным рождение. Иногда ROP вызывает это. ROP может привести к отсоединению сетчатки от глаз. Если отрыв не обнаружен, это может привести к слепоте. Осложнения от ROP обычно происходят не позже детства.

Другие случаи слепоты у недоношенных детей отдельно от ROP. Некоторые дети рождаются без определенных участков глаз, таких как глазное яблоко или радужка, что приводит к потере зрения. Эти условия очень редки и не обязательно более распространены у недоношенных детей.

Проблемы с ухами Типы проблем с ухом

Проблемы с ушами также могут возникать у недоношенных детей. У некоторых детей могут быть нарушения слуха и зрения. У других могут быть проблемы со слухом без проблем со зрением. Случаи потери слуха и слуха являются одними из наиболее распространенных проблем. Физические аномалии ушей могут также влиять на недоношенных детей.

Врожденная потеря слуха

Врожденная потеря слуха относится к проблемам слуха, которые присутствуют при рождении. Эти проблемы могут затронуть одно ухо или оба уха, вызывая либо частичную, либо полную глухоту. Потеря слуха у младенцев чаще всего является результатом генетического дефекта. Тем не менее, риск нарушения слуха больше у недоношенных детей. Это особенно важно, если у матери есть инфекция во время беременности.

Физические аномалии

Физические аномалии ушей не так распространены, как потеря слуха у недоношенных детей, но они могут возникать. Они могут возникнуть из-за проблем со здоровьем. Редко, медикаментозное воздействие во время беременности может вызвать физические аномалии ушей у недоношенных детей.

Ниже перечислены возможные нарушения слуха, которые могут повлиять на детей:

  • мелкие депрессии вокруг уха
  • теги кожи, которые могут появляться во внутренней и внешней частях уха
  • пороки развития уха, которые обычно вызванные хромосомными проблемами

ДиагностикаДиагностика проблем с глазами и ухом

Все новорожденные получают слуховые аппараты при рождении. Тем не менее, у недоношенных детей может быть дополнительное тестирование для выявления возможных проблем.

Офтальмолог - глазной врач, который специализируется на диагностике и лечении проблем со зрением, а также глазных заболеваний. Офтальмолог проверяет видение вашего ребенка и выполняет тесты, чтобы проверить признаки ROP.

Аудиолог может также осмотреть вашего недоношенного ребенка, если они не сдадут экзамен на слух. Они специализируются на диагностике и лечении нарушений слуха. Аудиолог может провести дополнительные тесты для выявления проблем со слухом у вашего ребенка.

ЛечениеДля глазных и ушных проблем

Лечение проблем с глазами

ROP у большинства детей не требует лечения. Однако вы можете следить за офтальмологом после того, как ваш ребенок приходит домой.

Более тяжелые случаи ROP можно лечить с использованием:

  • криохирургии, которая является процедурой, которая включает замораживание и разрушение аномальных кровеносных сосудов в лазерной терапии сетчатки
  • , которая является типом терапии, которая использует мощные световые пучки сжечь и ликвидировать аномальные сосуды
  • витрэктомия, которая является хирургией, которая проводится для удаления рубцовой ткани из глазной хирургии саркоидной ткани
  • , которая заключается в размещении гибкой полосы вокруг глаз для предотвращения отслойки сетчатки
  • для ремонта полного отслоения сетчатки

Ваш врач может лечить отсутствующий глаз с помощью хирургических имплантатов, когда ваш ребенок станет старше.

Лечение проблем с ухом

Хирургия обычно делается для устранения проблем с образованием уха. Размещение кохлеарного имплантата в ухе может быть сделано для потери слуха. Кохлеарный имплантат представляет собой небольшое электронное устройство, которое выполняет работу поврежденных частей уха.Это помогает восстановить слух, подавая звуковые сигналы в мозг.

  • слуховые аппараты
  • речевая терапия
  • прочтение губ
  • язык жестов

Перспективы Что такое перспектива?

Все дети проходят серию скрининговых тестов вскоре после рождения, независимо от того, как рано или поздно они рождаются. Тем не менее, эти тесты особенно важны для недоношенных детей, потому что они чаще испытывают осложнения. Ваш врач может сразу обнаружить проблемы и предоставить некоторые конкретные рекомендации для краткосрочного и долгосрочного ухода.

Риск проблем с глазами и ухом значительно варьируется среди недоношенных детей. Чем раньше рождается ребенок, тем более вероятно, что у них будут эти проблемы. Раннее выявление имеет решающее значение для устранения нарушений зрения и слуха. Важно никогда не игнорировать эти проблемы, потому что с течением времени некоторые проблемы могут ухудшиться. Хотя лечение также варьируется в зависимости от того, насколько они успешны, раннее вмешательство может решить большинство проблем глаз и ушей.

Выбор редакции