Хотя психотерапия является отраслью психологии и одной из важнейших сфер психологической практики, ЕЕ связи с другими психологическими дисциплинами - общей, социальной, возрастной, этнической психологией и т.д. - в определенной степени формальные. То есть она может быть задействована в решении определенных проблем соответствующей специфики, но почти не использует присущих этим дисциплинам теорий или понятий. Основное теоретическое источник для психотерапии составляет глубинная психология (психология бессознательного), а для отдельных школ и подходов - соответствующие философские направления. Однако тесно психотерапия связана с медициной, преимущественно из психиатрией, и религией, и стало основой для выработки религиозной, психологической, психиатрической моделей психотерапевтической помощи (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Модели психотерапевтической помощи

Медицинская психотерапия (лечение соматических заболеваний, психических расстройств и симптомов с помощью специально организованного общения) долгое время была единственной формой существования психотерапии вообще. Большинство гуманистически ориентированных психотерапевтических школ тяготеют к философии и в меньшей степени к определенным религиозных доктрин. С религией психотерапию объединяют идеи помощи, служение, духовного роста.

Современная медицинская помощь практически всегда содержит психотерапевтические компоненты, особенно в деятельности семейного врача. Медицинская (клиническая) психология также обращается к психотерапевтических методов. Однако больше всего общего у психотерапии с психиатрией. В советское время только врачи-психиатры имели право на психотерапевтическую деятельность. Теперь специализацию по психотерапии будущие специалисты также получают на кафедрах психиатры и наркологии. Многие ученые считают психотерапию отдельной отраслью психиатрии.

Связь между психотерапией и медициной, особенно психиатрией, настолько глубокий и очевидно, что вполне естественно квалифицировать психотерапевтическую практику как отрасль патопсихологии, клинической психологии и психиатрии. Однако среди психиатров распространена противоположная точка зрения, опирающаяся на нежелание объяснять душевные болезни в терминах духа (как это делал, например, К.-Юнг) и лечить их с помощью речевого воздействия (talking cure).

В то же время некоторые академические психологи, рассматривая психотерапию как один из аспектов медицины, считают, что из-за наличия интенциональным (волевых) моделей она не вписывается в систему психологического знания. В истории психологии известен факт игнорирования фрейдовском теории как субъективистского и вообще "метапсихо-логического" подхода.

Современный украинский медик, психиатр и психотерапевт-психоаналитик Александр Фильцов выводит специфику психотерапии из особенностей ее предмета, которым, по его мнению, является пафос (греч. Patos - страдание). Его рассуждения сводятся к следующим тезисам:

1) психология, которую также называют "нормальной психологией", является наукой о нормальном (здоровое) психическое и душевное жизни;

2) психиатрия, предмет которой нельзя сужать к "тотальной патологии" ("чистой ненормальности»), изучает нездоровое в нормальном. Именно это называют в медицине нозологической (лат. Nosos - болезнь и греч. Logos - слово, учение) форме, или основной диагностической категорией;

3) психотерапия описывает и концептуализирует отдельные факты патологического и нормального на основе опыта лечения, которое непосредственно следует из человеческих отношений. Она имеет дело со страданием (пафос), которое в отличие от нозос свидетельствует об отношении больного к своему расстройства.

Пафос является целостной экзистенцией (бытием) с расстройством и в расстройстве, тогда как нозос отражает лишь один из возможных расстройств экзистенции жизни и деятельности человека. Страдать можно не только от болезни, но и от ограничения свободы или напряженных отношений, сложных жизненных обстоятельствах. Пафос - это выживание нормального и преодоление расстройства вопреки болезни, со стороны здоровых качеств человека. А нозос - это преодоление здорового больным, патологичность процессов. Собственно больной не страдает. Страдает здоровое от больного. Итак, основной сферой психотерапии есть обратная сторона предмета психиатрии.

Психиатрия идет от здорового к больному, а психотерапия - наоборот. Поэтому предмет психотерапии, по А. ФИЛЬЦ, - нормальное (здоровое) среди патологического. Это определение точно разграничивает психиатрию и психотерапию не столько на уровне методов и целей, сколько на основе понимания интенции субъекта профессиональной деятельности, осознание им значение психотерапии. Психолог не лечит, а помогает решать проблемы, актуализировать резервы личностного роста.

Теперь можно утверждать об успешном функционировании и религиозных форм психотерапии. Священники разных конфессий приобрели опыт в предоставлении не только духовной, но и психологической помощи, в которой к середине XX в. НЕ выделяли из многочисленных обязанностей духовного пастыря. В Украине и славянских государствах распространенной является святоотеческая психотерапия. ее парадигма имеет специфический взгляд на причины возникновения личностных проблем и психических заболеваний, их природу и сущность. Эти причины описывают с помощью таких понятий, как "грех", "вина", "наказание", "искупление", "покаяние" и др. Пастырская помощь опирается прежде всего на систему этических и религиозных идей, далекую как от психологических теорий, так и от психиатрических представлений о психическом здоровье, норму и патологию.

Традиция духовной помощи, которая сложилась в церкви, тесно связана с исповедью. Исповедь в православной или католической традиции является таинством, поскольку во время нее происходит нравственное преобразование лица, "второе крещение". Признание в грехах перед священником в православии называют обновлением. В процессе исповеди между духовником и тем, кто исповедуется, устанавливается особая гармония. Это бывает, когда духовник, подобно психотерапевта, занимается переживаниями кающегося, причем проявляет не только строгость судьи, и попечительства, жалость любящего отца.

Пастырское "окормление" в православной традиции представлено духовным отцовством - длительными, устойчивыми и значимыми отношениями, которые можно описать в категориях "благословение", "укрепление решимости" или "совесть". Сущность православного пастырского "окормление" митрополит Антоний (Храповицкий) назвал даром сочувственной любви.

Резких, непримиримых противоречий между религиозными и неконфессионального моделями психологической помощи нет. Ведь именно с пастырства психотерапия заимствовала многие этических принципов: идею служения, конфиденциальность встречи, искренность и сопереживание, моральную поддержку - все то, что называют духовным исцелением.

Понятийный аппарат психотерапии

Как и любая отрасль науки, психотерапия имеет собственный научный аппарат, охватывает ее основные понятия: "запрос", "сессия", "сетинг", "терапевтичнийальянс" и др.

Потребность в психологической помощи, сформулированная в жалобах и желаниях, составляет запрос. Работу терапевта с клиентом называют психотерапевтическим процессом, отдельную встречу - сессией (лат. Sessio - заседание). Расписание процесса - количество встреч в неделю, их продолжительность и срок лечения - это сетинг (англ. Set - установлен). В психотерапии действуют строгие правила, запрещающие терапевту и клиенту нарушать сетинг. Клиента называют также пациентом (лат. Patientis - терпеливый), особенно в глубинно-психологических школах.

Сетинг и все другие аспекты взаимоотношений "терапевт - клиент" определяют в особом контракте - терапевтическом альянсе.

Каждый клиент имеет подсознательные ожидания, как правило, иррационального характера, которыми он может руководствоваться и упорно их отстаивать. Они часто не согласуются с целью терапии и могут блокировать ее течение. Однако терапевт не имеет права навязывать клиенту свои мысли и ценности, формировать для него цели, даже положительные, и поучать. Профессионал идет за клиентом и его желаниями - все остальное считают злоупотреблений.

Процесс психотерапии происходит в несколько стадий (этапов). Завершение знакомства с терапевтом принятием решения об участии в терапии означает налаживания отношений в пределах терапевтического альянса. Это - начальный этап, после которого происходит работа, иногда довольно длительная (в классическом психоанализе - до нескольких лет). Специфика завершающей стадии связано с тем, что терапия для клиента становится важной жизненной ценностью, которую он не хочет терять. Личность терапевта также приобретает для него значимости. Поэтому терапия заканчиваться специальными приемами, разрывают такую зависимость пациента.

Многие психотерапевтических понятий, используемых в различных подходах, не является строго академическими терминами, смысл которых нельзя определить однозначно и точно. В основном это метафоры (греч. Metaphora - перемещение, удаление) - расплывчатые концепты широкого содержания, с помощью которых передают различные, часто индивидуальные оттенки смысла. их используют для структурирования опыта, полученного определенной школой психотерапии. В психоанализе это "либидо" и "катексис"; в юнгианства - "индивидуация" и "архетип"; "броня" (панцирь) - у В. Райха, "осознание" и "контакт" - в гештальт, "пик-переживания" - в А. Маслоу и др.

Психотерапия, которую часто определяют как "науку о субъективном", построенная на обобщениях индивидуального опыта, а метафора - универсальный способ его аккумулирования, обмена ним и его интерпретации. Метафоры передают не только представление об объектах, явления или процессы, но и отношение к ним, эмоциональную оценку, личностный смысл Поэтому психотерапевтическое общение богато метафоры, а наиболее часто из них постепенно приобрели понятийного характера. Как и в других гуманитарных сферах, в психотерапии метафоры фигурируют как концепты. С помощью концептов эксплицируют (объясняют) и характеризует сложные, многоплановые явления - жизненный мир личности, ее жизненный путь, личные ценности и убеждения. Психотерапевтические метафоры дают неограниченные возможности описания, структурирования и трансформации человеческого опыта, что является залогом терапевтических изменений.

Введение

2. Подходы

Психодинамический подход

Когнитивный подход

Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход

Системный подход

Интегративный подход

3. Классификация психотерапии

4. Механизмы реализации психотерапии

Воздействие на психофизиологическом уровне

Воздействие на нейровегетативно-соматическом уровне

Структура психотерапии

5. Этапы психотерапии

6. Методы психотерапии

Арттерапия

Аутогенная тренировка

Библиотерапия

Взрыва техника

Внушение (суггестия)

Самовнушение

Гештальт-терапия

Дебрифинг (от англ. debrief - отчет о встрече)

Игровая психотерапия

Музыкотерапия

Наводнения техника

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Оперантное обусловливание

Паравербальная психотерапия. (Е. Хеймлих, 1972)

Позитивная психотерапия

Поэтическая терапия

Психоаналитическая терапия

Рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса

Введение

Впервые термин психотерапии введен в конце XIX в. Тьюком (Tuke D. Н.). В опубликованной им в 1872 г. книге "Иллюстрации влияния разума на тело" одна из глав так и названа: "Психотерапия". Общеупотребительным термин П. становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза. П., рассматриваемая как часть медицины, претендует на оплату расходов по лечению больных через органы здравоохранения и медицинские страховые компании.

Результатом такого понимания П. в современной немецкоязычной литературе стало часто используемое определение, данное Штротцка (Strotzka Н.Н., 1982): "Психотерапия - это взаимодействие между одним или несколькими пациентами и одним или несколькими психотерапевтами (прошедшими соответствующее обучение и подготовку) с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний (преимущественно психосоциальной природы) психологическими средствами (в том числе путем коммуникации, как вербальной, так и невербальной), с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения". В англоязычной литературе термин П. также имеет медицинское, но еще более узкое значение. Это понятие употребляется для обозначения методов лечения, не использующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитических способов терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного. Для П. с применением техник и приемов работы с глубинными слоями психики используется термин "психоанализ".

Однако термин П. не стал чисто медицинским понятием. Психотерапевты, не являющиеся врачами по образованию или роду деятельности, выдвигают иную - философскую и психологическую - модель П., которая основана на первичном значении этого слова - "исцеление душой". Основная цель этого подхода не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного, его другом и наставником. Условиями, необходимыми для успешной деятельности психотерапевта, являются не столько наличие у него специального (медицинского) образования, позволяющего ставить правильный диагноз и назначать тот или иной метод лечения, сколько безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения. Следствием такого понимания П. является распространение ее методов в различных областях в педагогике, социальной работе, прикладной психологии и пр.

Нет ни одного определения психотерапии, которое было бы принято всеми психотерапевтическими школами и терапевтами. Различия в определениях связаны с теоретическими установками, способами интерпретации процесса психотерапии и решаемыми в ходе ее проведения задачами. В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.

1. Модели

Выделение психотерапии как самостоятельной области произошло около полутора столетий назад в рамках психиатрии как раздела медицины, опиравшейся на пастеровскую парадигму, которая предполагала патогномоничное единство этиопатогенеза, симптоматики, течения и исхода болезней, специфику лечения и профилактики. Это стимулировало разработку психотерапевтических методов с синдромально/ нозологически ориентированными показаниями и противопоказаниями.

Работы 3. Фрейда и Г. Селье привели к пониманию того, что большинство болезненных проявлений представляют собой неспецифические защитные реакции на патогенный фактор, и стимулировали формирование новой парадигмы психиатрии (Ю.Л. Нуллер, 1992-1995). В рамках этой парадигмы изменялась и ориентация психотерапии. Сложившиеся модели психотерапии сопоставимы как медицинская и психологическая (см. табл.1). В настоящее время идет интенсивный процесс выработки целостной (холистической) парадигмы психотерапии, в которой эти модели представляют собой не альтернативу, а полюса психотерапевтического пространства.

2. Подходы

Известно как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с основными подходами.

Психодинамический подход

Берет начало от принципов и методов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений "… как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга" (3 Фрейд, 1915). Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.

Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода.

Он представлен различными школами: 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Суть этого подхода, восходящего к теориям И.П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:

1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?

2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?

3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?

4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) - он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т.д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.

Когнитивный подход

Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ.

Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т.д. Цели и задачи психотерапии ориентированы на "перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк - от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.

medical model of psychtherapy) – подвергающаяся критике теория психотерапии, основанной на медицинских представлениях об этиологии и патогенезе нервно-психических расстройств. На самом деле представление медицинской модели патологии или ее преодоления как одномерной, примитивной и неэффективной, является обычно упрощением, характеризующим, скорее, позицию, на которых стоят сами эти критики. Медиков особенно яростно изобличают представители поведенческого направления, но именно бихевиоризму в большей мере, чем какому-либо другому направлению исследований, свойственна тенденция к редукционизму. Медицинская модель отечественной психотерапии изначально является междисциплинарной, разноплановой и индивидуализированной, основанной на представлении о том, что развитии психического расстройства имеют значение биологические, психологические, социальные и духовные или экзистенциальные факторы. Поэтому, подчеркивается, терапия всегда должна быть комплексной, учитывающей роль каждого из упомянутых факторов как в развитии заболевания, так и в процессах выздоровлении и реабилитации.

Медицинская модель психотерапии

medical model of psychotherapy) Традиционная биомедицинская модель соматического и психиатрического заболевания постулирует, что причину болезни можно, в конечном счете, свести к действию одного или более внутренних патогенных факторов, вызывающих появление обособленных симптомокомплексов. Для того чтобы устранить симптомы и восстановить здоровье, биомедицински ориентированный практик должен точно диагностировать наличный комплекс проблем и предложить лечение, к-рое останавливает действие патогенных факторов или вызывает их обратное развитие. Напр., пациент может сообщить, что данные проблемы появились впервые и длятся в течение неск. недель: потеря удовольствия от мн. повседневных занятий и интереса к ним, усталость, снижение уровня физ. активности, отсутствие аппетита, значительное изменение веса, мысли о смерти или самоубийстве, трудность сосредоточения, чувство безнадежности, вины и/или малоценности. Психиатр, обследующий данного больного, может прийти к выводу о том, что этот симптомокомплекс соответствует критериям большого депрессивного эпизода согласно DSM-IV. Исходя из предположения, что большой депрессивный эпизод является расстройством, вызванным внутренними нейрохимическими и нейроэндокринными отклонениями, психиатр скорее всего пропишет лекарство, предназначенное для коррекции или модификации предполагаемого патогенного процесса. Сходный набор предположений характеризует подход М. м. к п., хотя гипотетические патогенные процессы здесь другие. Как и биомедицинская модель заболевания, мед. модель постулирует, что первичная причина проблем поведения локализована в границах индивидуума. Предположение биомедицинской модели о биолог. этиологии заменяет здесь постулат интрапсихического детерминизма, согласно к-рому проблемное поведение вызвано нарушением регуляции гипотетических внутренних психол. процессов. Много примеров таких психол. "патогенных факторов" (напр. психотравма в раннем детстве, бессознательные мотивации, патологическое развитие Я, фиксации психосексуального развития, неосознаваемые механизмы психол. защиты и нарушенные объектные отношения) могут быть найдены в психоан. и психодинамических объяснениях психопатологических процессов. Исходя из того, что интрапсихические факторы рассматриваются в качестве первичной причины поведенческих проблем, процедуры лечения и оценки его результатов обычно направлены на идентификацию и коррекцию интрапсихических дисфункциональных психол. процессов. Если вернуться к приведенному выше примеру большого депрессивного эпизода, практик психиатрического здравоохранения, придерживающийся традиционной мед. модели, может тщательно расспрашивать пациента о действии недавних стрессоров или же об утратах в детстве. Потенциальной гипотезой, направляющей это исслед., будет то, что специфические недавние стрессоры (напр. разрыв с другом) могли стимулировать мощные неосознаваемые побуждения и конфликты, связанные с реальной или воображаемой потерей большого субъективного значения, испытанной в детском возрасте (напр. уход или отвергание со стороны одного из родителей). Т. о., психол. патогенным фактором, вызвавшим депрессивные симптомы, является неосознаваемый конфликт, запущенный недавним событием, но коренящийся в раннем детстве. Для облегчения состояния дистресса практик психиатрического здравоохранения может предложить лечебную стратегию, ориентированную на то, чтобы помочь больному вполне осознать значение детской психотравмы и связанного с ней интрапсихического конфликта. Можно ожидать, что вооруженный инсайтом пациент а) более реалистично оценит тяжесть недавних стрессоров и б) будет более эффективно контролировать свои эмоциональные реакции в будущем. Кроме того, предполагается, что если вмешательство, имеющее целью снятие симптомов, не будет направлено на глубинный конфликт, то оно не сможет обеспечить стойкого улучшения, поскольку действие психол. патогенного фактора будет продолжаться. Оценка медицинской модели психотерапии Данная модель подвергалась критике со стороны представителей поведенческого направления. Во-первых, идентификация недоступных объективному наблюдению (и часто количественной оценке) гипотетических конструктов в качестве первичных причин поведения часто приводит к тавтологическим объяснениям поведенческих расстройств. Вот простой пример тавтологического объяснения: Вопрос. Почему этот человек пьет воду? (Наблюдаемое поведение.) Ответ. Потому что у него жажда. (Недоступное наблюдению интрапсихическое состояние, приводимое в качестве объяснения.) Вопрос. Откуда вы знаете, что у него жажда? Ответ. Потому что он пьет. Рассмотрим теперь два более сложных - хотя и построенных в той же манере порочного круга - объяснения поведенческих проблем, приведенных в табл. 1. Как явствует из этих объяснений, проблемное интрапсихическое состояние идентифицируется методом индукции благодаря наблюдаемому дисфункциональному поведению. В то же самое время, однако, единственным доступным эмпирическим свидетельством, подтверждающим наличие интрапсихического состояния, является наблюдаемое проблемное поведение. Т. о. использование недоступных наблюдению гипотетических конструктов может вести к псевдокаузальным объяснениям. Таблица 1. Тавтологические объяснения поведенческих проблем Возможное объяснение ночного энуреза Вопрос родителя: Почему моя дочка мочится в постель? Ответ терапевта: Потому что она боится надвигающегося развода родителей и бессознательно пытается получить эмоциональную поддержку путем регрессии к более ранним стадиям развития. Вопрос родителя: Откуда Вам известно, что она бессознательно пытается получить эмоциональную поддержку путем регрессии? Ответ терапевта: Потому что она мочится в постель. Возможное объяснение самоповреждающего поведения Наблюдение: Психически больной в стационаре постоянно бьется головой об стену, следствием чего является отслоение сетчатки и возможная слепота. Объяснение врача: Я думаю, что пациент, возможно, стал свидетелем психотравмирующего события в то время, когда был ребенком. Это поведение представляет собой бессознательную попытку путем слепоты сделать так, будто он этого события никогда не видел. Вопрос бихевиориста: Какие доказательства у Вас есть для подтверждения этой гипотезы? Ответ врача: Стучание головой и теория. Во-вторых, критики мед. модели указывают на то, что до сих пор не приведено достаточных эмпирических доказательств осн. допущений, на к-рые опирается эта модель: а) интрапсихические факторы (при условии их адекватного операционального определения и измерения) влияют на частоту появления проблемного поведения, б) инсайт вызывает адаптивное изменение поведения и в) модификация поведения без воздействия на глубинные причины в конце концов закончится возвратом симптомов. В-третьих, критика касается постановки диагноза и этикетирования. Мед. модель имеет тенденцию этикетировать людей или личности, а не их поведение. Следовательно, приверженцы этого подхода могут быть склонны к восприятию пациентов более дисфункциональными, беспомощными и менее поддающимися лечению. Наконец, подход в рамках мед. модели не признает в достаточной мере важность ситуативных и средовых детерминирующих факторов поведения. См. также Антабус, Клиническое суждение, Судорожная шоковая терапия, Нейрохимия, Физиологическая психология, Психоэндокринология, Соматопсихика У. О"Брайен

Тема 1.2. Основные модели психотерапии

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.

1. Подходы к определению моделей психотерапии: медицинская, психологическая, социологическая, философская.

В литературе указывается четыре основных модели психотерапии:

· психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель);

· психотерапия как метод манипулирования, выступающего инструментом общественного контроля (социологическая модель);

· психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения, воздействующий на личность (психологическая модель);

· психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель).

Если первые две модели можно назвать психотерапевтическими лишь условно, то медицинская и психологическая модели получают широкое практическое распространение, и их следует дифференцировать. Они отличаются общей направленностью воздействия, ведущим принципом коррекции, доминирующими установками психотерапевта, основными методами психотерапевтического воздействия.

2. Сравнительная характеристика медицинской и психологической моделей: Условность разделения клинически ориентированной и личностно ориентированной моделей.

Общую направленность психотерапевтического воздействия в медицинской модели можно обозначить как симптоматическую , а в психологической – как системно-реконструктивную . В медицинской модели основной упор делается на учет нозологической принадлежности болезни, синдромологию, клиническую картину расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом, поиском и ликвидацией причины которого практически не занимаются. Предельной целью медицины выступает здоровье, в психотерапии – психическое здоровье. В рамках медицинской парадигмы психическое здоровье определяется негативно (через отрицание) – как отсутствие психопатологических синдромов, и процесс лечения есть их устранение. Врач борется с болезнью, страданием, он должен их подавить и устранить. В лечении имплицитно присутствуют военно-агрессивные метафоры («уничтожить» болезнь, психиатрический термин «синдром-мишень»). Но война с болезнью ведется во благо пациента, страдание которого психотерапевт стремится уничтожить, как врага. Симптоматическая психотерапия позволяет решать тактические, но не стратегические задачи. В психологической модели осуществляется направленность на решение стратегических задач, системную реконструкцию адаптивной и эмоционально благополучной личности. Психологическая модель, однако, не исключает и симптомоцентрированные воздействия. Психолог-психотерапевт совершенно иначе понимает страдание, чем врач. Если врач видит в страдании, с которым он борется, врага, то психолог рассматривает страдание как неотъемлемый аспект существования человека в мире, как переживание, некую работу души. Соответственно задача психолога совсем не в том, чтобы устранить это переживание, а том, чтобы способствовать его полному осуществлению. Уничтожение страдания-переживания будет означать некую хирургическую операцию, которая «отрезает» сущностно важный орган человеческого существования.

Ведущий принцип коррекции в медицинской модели психотерапии – аллопатический , а в психологической – гомеопатический . Термин «аллопатический» в переводе с греческого означает отличный от болезни, а «гомеопатический» - подобный болезни. При аллопатическом подходе (медицинская модель) врач борется с болезнью, вызванной чужеродным агентом, лечение осуществляется чем-то иным, отличным от болезни. Врач стремится уничтожить вредоносный агент. Гомеопатическое лечение осуществляется по принципу «подобное лечится подобным», то есть болезнь лечится посредством болезни. Врач-гомеопат в микродозах назначает вещества, которые непосредственно связаны с болезнью, в большой концентрации вызывают ее, а в терапевтической – лечат. При гомеопатическом подходе симптом рассматривается не как враг, а как партнер и учитель. Психолог-психотерапевт не только не ведет борьбу с жалобой-проблемой клиента, но, наоборот, эту проблему поощряет, исследует, иногда – усиливает.

Доминирующие установки психотерапевта, реализующего медицинскую модель – нозоцентрические , психолога-психотерапевта – антропо - и социоцентрические . Врач-психотерапевт ориентирован на болезнь, с которой ведется борьба. В центре внимания психолога – проблемы целостной личности и ее взаимодействия с миром, другими людьми.

Основные методы психотерапевтического воздействия в медицинской и психологической модели психотерапии различны. В медицинской модели наряду с психофармакотерапией (прием лекарственных средств) применяются методы аллопатического характера , направленные на борьбу с болезненным симптомом: суггестивная и гипносуггестивная психотерапия (за исключением эриксоновской гипнотерапии), методы самовнушения и аутогенной тренировки, а также методы рациональной и разъяснительной психотерапии. В психологической модели доминируют гомеопатические методы : к которым, в частности, относятся методы парадоксальной психотерапии (техника парадоксальной интенции, амплификация симптома, предписание симптома, его усиление). Отмечена такая закономерность: чем психотерапевтический метод «аллопатичней», тем более явно выступает феномен сопротивления клиента. В соответствии же с гомеопатическими принципами, сопротивлению можно не противодействовать, а использовать его и даже поощрять, обращая заложенную в сопротивлении энергию во благо терапевтического процесса. Гомеопатические методы можно сопоставить с философией некоторых восточных боевых искусств, в которых энергетике противника не противодействуют, а содействуют, сливаясь с противником в некое единство. Особенно ярко эти принципы проявляются в японском айкидо, а также в искусствах дзюдо, джиу-джитсу. Аллопатическая терапия сравнима с китайским началом «ян», а гомеопатическая – с «инь». В психоанализе человек вспоминает травматические переживания, которые он бессознательно вытеснял, так как они причиняли ему боль, но именно это и принимается психотерапевтом, именно с этим и проводится работа. Психоанализ рассматривает невротические симптомы как имеющие определенный смысл для человека, выражающие его мотивы, стремления, как по-своему выгодные. Симптомы являются не врагами, а выразителями смысла, стоящего за ними. Их нужно понять и интегрировать в сознании. К гомеопатическим относятся и катартически (на катарсис) ориентированные методы и технологии: терапия криком, телесно-ориентированные методы, пневмокатарсис, психодрама, гештальттерапия, роджеровская терапия. Эти методы предполагают не снятие, уничтожение проблемы, а поощрение потока самоиспытания проблемой, ее проживания, осознавания. Принципами психосинтеза, гештальттерапии выступают признание диссоциированными субличностями существования друг друга, принятие их взаимной «инаковости», признание позитивных аспектов у каждой из субличностей, диалог субличностей.



Тем не менее, можно говорить об условности разделения клинически ориентированной и личностно ориентированной моделей: оба подхода направлены на психологическую помощь клиентам, сочетают (хотя и в разной пропорции) методы аллопатического и гомеопатического характера, имеют много общего в формах оказания психотерапевтической помощи (групповая, индивидуальная психотерапия). При рассмотрении особенностей личности больного, страдающего неврозом, эпилепсией, ишемической болезнью сердца и т.д., можно выделить первичные, вторичные и третичные особенности личности. Первичные особенности связаны с проявлениями темперамента и выражаются в аффективной сфере (например, аффективная неустойчивость); вторичные проявляются на уровне личности в нарушении системы отношений (например, неуверенность в себе в сочетании с потребностью в признании), третичные – в нарушении поведения (например, у истероида – демонстративность и претенциозность). При первичных расстройствах существенную роль могут играть медицинские методы лечения, медицинская модель психотерапии, при вторичных и третичных применяется психологическая модель психотерапии. Однако, как врач-психотерапевт, так и психолог-психотерапевт не могут игнорировать все области дезадаптивных проявлений и осуществляют общую коррекцию, поэтому обнаруживается много общего в процедуре и методах клинической и личностно-ориентированной психотерапии.

Основы психотерапии являются обязательным объектом изучения для будущих психотерапевтов и психологов, а также профессий социальной и педагогической направленности. Базовые знания этой отрасли не будут лишними для любого человека, так как они помогут лучше понимать других людей и находить с ними общий язык, в том числе решать конфликты.

Основы психотерапии — обязательный объект изучения для будущих психологов и психотерапевтов

Для ознакомления с необходимым минимумом информации стоит взять за основу учебное пособие А.Н. Романина «Основы психотерапии». В ней в доступной форме и с конкретными примерами описываются основные понятия и принципы современной психотерапии. Весь объем информации разделен на тематические главы, в конце каждой представлены практические рекомендации.

«Основы психотерапии» – учебник для ВУЗов, поэтому в нем используются профессиональные понятия.

Несмотря на обилие научных терминов, информация подается в доступной форме, присутствует достаточно разъяснений, что облегчает понимание и усвоение знаний. В книге описываются значение и основные приемы психоанализа. В том числе отдельно выделены главные объекты изучения психотерапевтов – неврозы и фрустрации. Рассмотрим более подробно содержание глав учебника Романина.

Концепции известных психоаналитиков

В книге рассматриваются модели психотерапии, представленные «титанами» психоанализа. Описываются базовые положения следующих учений :

  • Зигмунд Фрейд. Психоанализ по Фрейду основан на наличии у личности трех ступеней сознательности: ид, эго и супер-эго. Рассматриваются такие понятия, как агрессия, регрессия, репрессия, эскапизм, рационализация, сублимация, проекция, аутизм, трансфер. Отдельное внимание уделяется методу свободных ассоциаций и толкованию сновидений.
  • Карл Юнг. Аналитическая психология подразумевает наличие «коллективного бессознательного» и отдельных его архетипов: персона, тень, анима, анимус, эго и самость. Выделяется понятия амбаверт, как сочетание качеств интроверта и экстраверта.
  • Альфред Адлер. Индивидуальная психология. Основанная на принципе целостности и общественном чувстве. Описал комплекс неполноценности и происхождение девиантов, принципы воспитательной деятельности.
  • Роберто Ассаджиоли. Центральное положение психосинтеза – сложная структура личности, дополненная субличностями. Описывается конструирование энергетических ресурсов и моделирование идеального «Я».
  • Карен Хорни. Самоанализ течения неофрейдизма.
  • Абрахам Маслоу. Основа учения – личностный рост и развитие, теория самоактуализации. Наиболее известная теория Маслоу – концепция иерархии личностных потребностей.

Абрахам Маслоу — один из выдающихся психоаналитиков

Техники и модели психотерапии

Также в книге разъясняются основные модели психотерапии. Большинство из них применяются в современной практике, а их теоретические положения тесно перекликаются между собой.

Рассмотрим описанные основные виды техники и современные принципы психотерапии :

  • Бихевиористская. Рассматриваются поведенческие способы борьбы с неврозами за счет составления оптимальной модели реакции и действий на типовые ситуации. Основная формула: стимул – реакция. Особенно популярны группы тренинга умений, например, ориентированные на развитие родительских навыков, избавления от тревожных состояний, планирования карьеры, улучшение коммуникативных умений, борьбу с нерешительностью.
  • Телесная. Воздействие на психику через соматику посредством использования физических тренингов, дыхательных упражнений и т.д. Иными словами, необходимо укрепить физическое здоровье, чтобы восстановить психическое благополучие.
  • Гештальттерапия. Психические процессы и личностные особенности рассматриваются в комплексе, основанном на тесной взаимосвязи. Поиск баланса между прямо противоположными чувствами (любовь и ненависть, униженность и благодарность и т.д.).
  • Трансакционный анализ. Анализ взаимодействия между людьми, соотношение внутренних ролей ребенка, взрослого и родителя.
  • Гуманистическая. Ориентирована на раскрытие индивидуальных внутренних резервов человека, направленных на его самосовершенствование. Обобщает в себе некоторые другие методики психотерапии.

  • Центрирование на клиенте. Основателем центрированной на клиенте психотерапии считается Карл Роджерс. Ее основой является Я-концепция.
  • Экзистенциальная терапия. Изучение личности, как субъекта в комплексе с его субъективными переживаниями. Определение смысла существования человека. Логотерапия Франкла для борьбы с неврозами, основанная на принципах парадоксальной интенции и дерефлексии.
  • Нейролингвистическое программирование. Своеобразное искусство внушения, сочетание словесного воздействия с физическими жестами-закрепителями, например, посредством движения глазами. Удается выяснить причины неврозов и страхов человека и произвести переформирование личности.
  • Медитативная терапия. В книге описывается польза медитации, как способа концентрации на личностных качествах, отвлечения от суеты и поиска выхода из сложных ситуаций. Также расписана методика медитации, состоящая из четырех этапов, а также альтернативная четырехступенчатая мандала-медитация, рассчитанная на 1 час. Такая практика позволяет пробудить внутренний потенциал и обрести гармонию с внешним миром и собственными переживаниями.
  • Позитивная. Терапия центрирования на конфликте. Основным ее принципом является следующая модель решения проблемной ситуации: позитивное отношение к проблеме, содержательная оценка собственного внутреннего конфликта, пятиступенчатая организация самопомощи. Внедряется саногенное мышление, ориентированное на превращение недостатков своего состояния в преимущества, а также философотерапия.

Книга Романина А. Н. «Основы психотерапии»

Групповая психотерапия

Отдельно в « Основах психотерапии» рассматривается групповая методика. В современной практике групповые занятия приобретают все большую популярность. Их особенностью является создание коллектива, который под руководством специалиста принимает на себя ответственность за исход терапии и становится отдельной системой, внутри которой подробно рассматриваются ситуации из реальной жизни и производится их тщательный анализ.

Романин акцентирует особое внимание на таком приеме, как психодрама, который был введен в практику Якобом Морено.

В группе разыгрываются типичные жизненные ситуации, участники моделирования выражают свои истинные эмоции. Применяются такие подходы, как ролевая игра, инсайт, двусторонняя эмаптия (теле), катарсис, спонтанность реагирования и т. д. Теория дополнена множеством примеров для практических занятий с подробным описанием упражнений и ролей участников постановок.

Групповая психотерапия

Также в учебнике описаны базовые правила управления группой, методики работы с людьми, основные понятия групповых занятий. Уделяется внимание принципам формирования групп, их видам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что это учебное пособие является отличным вариантом для ознакомления с базовыми принципами психотерапии благодаря наполненности полезной информацией и практикумами!