Означает «наука жизни». Она не ограничивается индийской медициной и не должна рассматриваться как сугубо индийская. Это наука о жизни, объемлющая все аспекты существования и связывающая воедино жизнь человека и жизнь Вселенной.

Аюрведу не стоит относить ни к Востоку, ни к Западу, ни к древности, ни к современности. Это знание, которое принадлежит всему человечеству во все времена.

Человек как микрокосм содержит в себе все стихии, все минеральные, растительные и животные царства. Можно сказать, что наша нервная система – это дерево, растительная сущность которого человечна. Поэтому растения обладают способностью прямого общения с клетками человека.

Растения передают нам жизненную силу, любовь, которую несет свет солнца. Они существуют для нашего как психического, так и физического питания. В этом смысле жизнь растений – это великое жертвоприношение. Растения существуют для преобразования света (посредством процесса фотосинтеза) в жизнь, человеческие существа – для преобразования жизни в сознание и любовь (при помощи процесса восприятия). Свет, жизнь, любовь – одно целое, в котором каждая часть является выражением другой.

Правильное использование растения, при котором высвобождается его жизненная сила, подразумевает единение и даже общение с ним. Тогда оно оживляет нашу нервную систему и укрепляет наше восприятие. Именно так подходили мудрецы древней Индии к использованию трав. Их наука не была экспериментом, которое подразумевает наличие дистанции, разделения между наблюдателем и наблюдаемым. Их подход позволял раскрывать тайны растений, несравненно более тонкие, нежели просто определение химического состава.

Аюрведа классифицирует травы в соответствии с тканями человеческого тела, на которые они воздействуют. Сок растений воздействует на нашу плазму; смола – на кровь; мягкая древесина – на мышцы; камедь (застывший сок) – на жир; кора – на кости; листья – на костный мозг и нервы; цветы и плоды – на репродуктивные органы; сходным образом и семена растений излечивают врожденные заболевания…

Аюрведа подходит к растениям с позиций энергетики. Свойства растений рассматриваются системно, с учетом присущих им вкусов, оказываемого ими согревающего либо охлаждающего действия, воздействия на организм после переваривания и других особых качеств, которыми они могут обладать. Отсутствие такой системы в западной фитотерапии является ее существенным недостатком.

Аюрведа также располагает знанием об особых травах и веществах, которые воздействуют на тонкие ткани, включая нервную и репродуктивную. Квинтэссенция репродуктивной ткани (содержащая в себе, кроме прочего, силу омоложения) именуется оджас, что означает «то, что дает жизненные силы». Растения, подобно человеку, обладают собственным оджасом (тонкой жизненной энергией); если их использовать с любовью, они могут передать свой оджас и творить чудеса. Есть травы, которые содержат особенно большое количество оджаса, например, такие как ашваганда (Withania somnifera), семена лотоса (Nelumbo nucifera), шатавари (Asparagus racemosus), и есть особые способы приготовления трав с использованием мантр и медитаций, помогающих его передаче.

Многие аюрведические травы являются распространенными пряностями, например имбирь, кориандр, куркума, пажитник (шамбала, фенугрек). Из них легко приготовить аюрведические препараты, дающие впечатляющие фармакологические результаты.

Аюрведическое траволечение достигает своей вершины в науке омоложения. Имея целью обновление как клеток тела, так и мозга, Аюрведа стремится не просто к достижению долголетия, но к обретению чистого сознания, природной творческой активности, непринужденной радости. Эта наука омоложения называется Расаяна. Вещества Расаяны восстанавливают тело и ум, предотвращают распад и отодвигают старение; они являются более тонкими, имеют более специфическую направленность, чем простые питательные тоники. Одним из самых древних тонизирующих и омолаживающих средств (расаян) является эликсир Чаванпраш, своего рода символ Аюрведы (первое упоминание о нем относится ко второму тысячелетию до нашей эры!).

В Аюрведе обычно используются не отдельные травы, а их смеси. Правильное сочетание трав увеличивает их целебную силу, помогает расширить сферу действия и компенсировать побочные эффекты. Знание свойств отдельных трав должно быть дополнено искусством их сочетания – аюрведической йогой трав.

Главный принцип составления всех смесей заключается в том, что сходные свойства усиливают друг друга. Наряду с травами, оказывающими такое же действие, как и главный компонент, в состав могут добавляться в качестве вспомогательных травы, действие которых дополняет основное. Часто состав содержит одну-две травы, действие которых противоположно действию большинства других компонентов. Такие травы-антидоты необходимы для уравновешивания действия травяного состава, чтобы оно не оказалось чрезмерным или однобоким; они смягчают возможные побочные эффекты и могут защищать ткани (например, в составы для очищения могут быть включены некоторые тонизирующие травы для обеспечения защитного действия). В составы также добавляются травы, способствующие всасыванию и усвоению остальных компонентов смеси; еще одна-две травы могут добавляться для предупреждения накопления токсинов и отходов в организме… Итак, составление аюрведических смесей трав – это особое искусство.

Статьи по теме: «Растения»

Семя льна пользуются большой популярностью у сторонников здорового питания, особенно у вегетарианцев и веганов, так как льняное семя - это источник растительного белка. В аюрведическом питании семя льна и льняное масло используется, как и все остальные продукты без исключения, в соответствии со своей

Аюрведические характеристики семени льна следующие
(согласно Сутрастханы Чарака Самхиты 27/292):

Аюрведические характеристики льняного масла почти такие же, как и у семени, за исключением (rasa) – он только сладкий (без вяжущего).

Вот что написано о льняном масле в древних трактатах:

Charaka (Chapter 26)

«atasyam madhuralayantu vipaki katukum thata
Ushnaveeryam hitam vatee raktha pitha prakopanam »

Linseed oil has madhra, amla rasas, katu vipaka and ushna veerya useful in vata disorders and increases the rakta and pitta.

Susrutha (Chapter 46)

«vataghnam madhuram teshu kshoumam tailam balapahamii
katupakamachukshushyam snighdoshnam guru pittalam»

It has madhura rasa,
katu vipaka,
ushma veerya
snigdha(oily) guna.
It is useful in vata disorders and act as balya(tonic).
Not good for eyes.

Семя льна и масло действуют смягчающе, послабляюще, отхаркивающе, являются питательным тоником.

consultant

Клинические испытания больше не являются обязательными для получения лицензии на патент аюрведическиx препаратoв в Керале (самом аюрведическом штате), последнем штате, где лицензия была обязательна. Об этом сообщает газета «The Hindu» 6 февраля 2019 года. Правительство штата недавно отозвало свое собственное распоряжение, изданное в 2013 году, которое обязало производителей пройти длительный процесс испытаний и исследований, прежде чем вводить новые продукты на рынок. Согласно новому приказу, изданному 16 января 2019 года для получения лицензий будет достаточно экспериментальных исследований в соответствии с Законом о наркотиках и косметике 1940 года. Качество и эффективность запатентованных лекарств также должны быть проверены экспертной комиссией по наркотикам, которая также является Государственным органом по лицензированию.

В 2010 году Центр внес поправки в Закон о лекарствах и косметике, сделав обязательными клинические испытания для запатентованных лекарств, особенно тех, которые производятся для экспорта. От этих клинических испытаний освобождены медицинские формулы из 56 классических текстов и тех продуктов, которые уже есть на рынке. В 2013 году правительство Кералы издало приказы и назначило экспертную комиссию, в которую вошли руководители нескольких аюрведических колледжей. Однако врачи и учителя из этих учреждений неохотно брались за работу, ссылаясь на этические причины. Это в целом задержало процесс лицензирования новых продуктов.

Но, честно говоря, новые продукты на рынке появляются нечасто.

Was last modified: March 12th, 2019 by consultant

Среди полезных растений, с успехом применяющихся в аюрведическом образе жизни, есть шардуника – самое известное аюрведическое растение для поддержания нормального уровня сахара и правильного функционирования поджелудочной железы, нормальной выработки инсулина, применяющее при диабете (1-го и 2-го типа).

Шардунику называют «разрушитель вкуса сахара». Среди читателей моего блога не так много диабетиков и они, скорее всего, будут следовать советам своих врачей, а не заниматься самолечением, так как при приеме диабетических препаратов вместе с шардуникой нужно внимательно следить за уровнем сахара в крови, во избежание понижения ниже нормы.

Хорошее качество шардуники – это то, что она снижает уровень сахара в крови у некоторых людей с высоким уровнем сахара, но не влияет на тех, у кого уровень сахара в крови находится в норме. А вот людям без диабета шардуникa может сослужить хорошую службу – она может помочь в преодолении тяги к сладкому. Это растение применяют те, кто не может отказаться от сладкого, и соответственно, набирает вес. Если человека сильно тянет на сладкое (на это есть несколько причин, с ними нужно разбираться отдельно), то шардунику можно применять как хорошее средство для уменьшения зависимости от сахара.

Was last modified: March 12th, 2019 by consultant

Повсеместно растущую ромашку многие ценят за ее целебное действие. Ромашка является растением, уравновешивающим эмоции и обладающим мягким действием на все процессы организма.

Ромашка обладает следующими (раса) – горький, острый, сладкий (по убывающей).

Чай из ромашки в умеренных количествах полезен конституций. Лучше всего он понижает (успокаивает) и . В больших количествах может возбуждать (обладая высущивающим действием – характеристиками вата доши)

Это же высущивающее действие хорошо убирает слизь из кишечника при разных .

В больших количествах ромашковый чай может вызвать рвоту, но если добавить в него немного свежего , то такой напиток будет полностью гармонизированным, лишенным рвотного эффекта и обладающим балансирующим эффектом для .

У ромашки широкий спектр действия:

Was last modified: March 12th, 2019 by consultant

Семена фенхеля (fennel seed) широко применяются с древних времен. Они действуют ветро понижающе, что очень важно для баланса (снижения ветра в организме).

Повышение ветра является косвенной причиной около 80 % известных заболеваний, поэтому именно ветропонижающим растениям и препаратам в аюрведе отводится особое место. Фенхель считается одним из самых растений.

Энергетика: охлаждающая (слегка), увлажняющая.

Was last modified: March 12th, 2019 by consultant

Этот пост получился из дополненного комментария о том, как разбираться с маслами. С маслами все довольно просто. Вы можете легко сами определять – для каких целей лучше всего использовать конкретное масло. Во-первых, растительные масла больше всего подходят людям с высокой , особенно с Людям конституции масла нужны меньше, за исключением охлаждающего кокосового масел. конституции масла нужны меньше всего. Лучшим для капхи будет горчичное масло.

Почти все медицинские масла готовят на . При внимательном рассмотрении аюрведического масла после вычисления базового масла (чаще всего это кунжутное масло), дальше смотрите травы и препараты, с которыми готовилось основное масло.

Один из подобных разборов недавно был в комментарии к посту про «Ану Тайлам». Там я рассказывала о масле «Шатбинду Тайлам», как вычислять – для каких целей оно пригодно, так как информация продавца часто бывает довольно скудная.

У «Кширабала тайлам» (о котором спрашивали в комментарии) основа тоже кунжутное масло, как и у многих ему подобных – , . Разбирая травы и препараты, на которых это масло настаивали, пытаемся выяснить – для какого состояния они лучше всего подходят. Это не всегда удается, так как множество растений нельзя найти в русском, английском, нет ни перевода, ни описания. С санскритом или одним из языков Индии (на котором может быть инструкция, если препарат привезен или куплен из Индии) тоже не все дружны. Но кое-как можно вычислить основные ингредиенты.

Обычно первыми перечисляются те растения и препараты, которых больше в пропорциональном отношении. На них и нужно ориентироваться, они главные.

Was last modified: March 12th, 2019 by consultant

Шатавари известен как лучший омолаживающий тоник для репродуктивной системы (особенно женской) в любом возрасте. В подростковом возрасте шатавари прописывают девочкам, страдающим худобой, задержкой в развитии, слабостью, нарушениями менструального цикла. В среднем и пожилом возрасте шатавари помогает женщинам легче перейти через естественные фазы жизни, включая менопаузу, так как считается природным фитогормонам и поддерживает выработку организмом естественных гормонов.

Шатавари переводится как «имеющий сто корней»/«целитель от ста болезней» . Аллегорический перевод «имеющая 100 мужей» как бы подчеркивает сексуальную силу, которая позволит женщине удовлетворить 100 мужей.

Другие названия, под которыми вы можете встретить шатавари – это спаржа кистевидная, shatavari/ shatawari / satavar / satmuli / shatul , musli, vrishya asparagus racemosus wild, white asparagus, kurilo (в Непале).

Есть несколько видов шатавари с похожими свойствами, произрастающих в разных регионах. Шатавари произрастает в Индии, Шри-Ланке, в некоторых районах Африки и Китая. В других странах шатавари соответствует «аспарагус домашний /спаржа лекарственная». Они похоже внешне своими мелкими пушистыми веточками, как у молодой сосны. Корни тоже похожи и по внешнему виду и по действию.

Аспарагус домашний многие знают по домашнему цветоводству, это очень приятное растение.

Was last modified: March 12th, 2019 by consultant

Однo из широко применяемых растений в аюрведе – это турмерик (куркума). Исследования библиографической базы данных «Mediline» в Национальной библиотеке Медицины (США) доказали пользу куркумина (желтого пигмента растения) по более чем 600 пунктам. Любое добавление турмерика (куркумы) в рацион положительно действует на организм. О том, как применять турмерик при разных проблемах, я уже писала в старом посте « »

Но вот некоторые тонкости там не были упомянуты. Современные исследования доказали, что турмерик не легко всасывается в ЖКТ. Различные исследования показали, что концентрация куркумина в плазме крови, моче, в тканях чрезвычайно низки, независимо от принимаемых доз. Увеличить адсорбцию помогают некоторые хитрости.

Турмерик при приеме рекомендуют смешивать с щепоткой черного перца, который и сам по себе является мощным средством, и хорошо усиливает всасываемость куркумина. Исследователи говорят, что измерение уровня куркумина в крови после приема турмерика показывают невысокой уровень повышения его содержания, так как печень пытается быстрее избавиться от куркумина. При добавлении же 1/4 ч.л. черного перца уровень усвоения (bioavailibity) повышается на 2000 % (при тех же дозах турмерика). При регулярном приеме турмерика 1/4 ч.л. черного перца не нужно добавлять (это делали только при экспериментах), но щепотка (1/20 ч.л.) дает очень хороший результат, подтверждающий наличие достаточного количества в организме куркумина.

Китайские врачи относили корень солодки к лекарствам первого класса и старались включать его в состав всех лекарственных смесей. Солодка хороша и своими лечебными свойствами, и своим приятным вкусом, и сладостью, поэтому ее часто добавляют в разные медицинские смеси для сглаживания неприятных вкусов.

Вот что говорится в «Чарака Самхите»:

«Солодка обладает следующими характеристиками: способствует долголетию, помогает в лечении переломов костей и заживление ран, улучшает цвет лица кожи, улучшает голос, снимает зуд (зуд), уменьшают рвоту, уменьшают кровотечение, восстанавливают правильный цвет мочи.

Аюрведические характеристики:

Солодка (лакричник) was last modified: March 12th, 2019 by consultant

Чарака (автор древнего аюрведического трактата «Чарака-самхита» (700 г. до н. э.) утверждал, что кунжутное масло является лучшим из всех масел и в сочетании с разными растениями может вылечить все болезни. Способность кунжутного масла глубоко проникать в ткани делает его основным маслом для приготовления массажных смесей при параличах, болях в суставах, мышцах, сухожилиях. Например, основа эффективного при этих проблемах масла – именно кунжутное масло (sesame oil).

Кунжутное масло (sesame oil) подразделяется на несколько видов в зависимости от цвета семян. Это «Raktha» (красный), «Кришна» (черный) и «Shweta» (белый). Иногда встречается другой цвет семян - золотистый, коричневый, серый. Цвет зависит от сорта, способа выращивания, сбора и обработки. В род кунжутных включено около 25 разных видов.

Белый кунжут наиболее популярен на Западе и на Ближнем Востоке, чёрные семена более популярны на Востоке, в Азии, где используются в качестве пряности во многих азиатских блюдах, придавая еде ореховый вкус.

Считается, что семена чёрного кунжута обладают наилучшими лечебными свойствами и рекомендуются для применения при всех аюрведических процедурax и при изготовлении аюрведических препаратов, в состав которых входит кунжут. Масло, выжатое из семян чёрного кунжута, высоко ценится из-за длительного срока хранения без прогорклости.

Белый кунжут обладает средними лечебными качествами и чаще используется в кулинарии. Красный кунжут не имеет особых лечебных качеств.

Was last modified: March 12th, 2019 by consultant

ПОДЕЛИЛИСЬ

ТРАВЫ В АЮРВЕДЕ: ТОП-10 ПОПУЛЯРНЫХ РАСТЕНИЙ.

Очень часто у нас возникает вопрос: почему лекарственные травы так помогают людям?

По сути, любое растение – это лекарство. Нет совершенно бесполезных растений. Если Бог их создал, значит это для чего-то нужно.

В аюрведе травяным препаратам уделяется огромное внимание. С точки зрения древней индийской медицины любое растение обладает определенными качествами:

  • Влияние на человека;
  • Вкус;
  • Вирья (согревающий или охлаждающий эффект);
  • Випак (послевкусие).

В аюрведе широко используются около ста различных лекарственных растений. Однако можно выделить десятку «золотых трав», которые являются наиболее распространенными и входят в состав многих комбинированных препаратов.

Аюрведические травы: особенности

Амалаки или Амла

Индийский крыжовник. Самое почитаемое и популярное растение в аюрведе. Сильнейший антиоксидант. В одном плоде амлы содержится в шесть раз больше аскорбиновой кислоты, чем в одном лимоне. Обладает мощным омолаживающим эффектом, питает и поддерживает тело.

Амла балансирует все три доши, но особенно питту. Как ни странно, в данном случае кислый вкус не увеличивает питту, а наоборот балансирует огонь. Соответственно, амла справляется со всеми болезнями пита доши: улучшает состояние желудка, печени, крови, кожи, глаз, останавливает кровотечения, лечит раны и внутренние и наружные (язвы, эрозии).

Вкус: сладкий, кислый, острый, горький и вяжущий.
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит амла: , .

Арджуна

Знаменитое аюрведическое лекарство от сердечных болезней. В Индии говорят, что арджуна способна вылечить практически любое кардиологическое заболевание. Она питает сердце, улучшает коронарное кровообращение и обменные процессы в миокарде, разжижает кровь, стабилизирует состояния после инфаркта.

Балансирует вату, уменьшает питту, нейтрально влияет на капху.

Помимо благотворного действия на сердце, арджуна способствует укреплению костей, тем самым предотвращая остеопароз. А это значит, что после 60 лет арджуна будет полезна каждому.

Вкус: вяжущий и сладкий
Вирья: охлаждающая
Випак: острый

Препараты, в которые входит арджуна: ,

Ашвагандха

Это растение называют индийским женьшенем. Его наименование дословно переводится, как «запах лошади», хотя часто встречается неправильный перевод – «сила лошади».

В классической аюрведической литературе есть 14 показаний для приема ашвагандхи, но среди них выделяются главные: питание тела (особенно для ослабленных людей), влияние на репродуктивные органы (особенно у мужчин), успокоение центральной нервной системы.

Уменьшает вату и капху.

Вкус: горький, вяжущий и сладкий
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит ашвагандха: ,

Брами

Очень почитаемое растение в аюрведе. Брами, в первую очередь, влияет на центральную нервную систему. Улучшает сон, память, интеллект, позитивно действует на все органы чувств. Помимо положительного влияния на ментальные качества ума, прекрасно действует и на физические (кровообращение в мозге, его питание). Поэтому брами часто назначают при гипертонии, болезни Альцгеймера, депрессии, задержке в умственном развитии у детей.

Положительно сказывается на сердечной деятельности. Брами хорошо сочетается с арджуной. Эти два растения усиливают действие друг друга, поэтому часто принимаются вместе.

Успокаивает все три доши, особенно вату и питту.

Вкус: горький и вяжущий
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит брами: ,

Гуггул (мирра, бальзамовое дерево)

Растение, которое стоит в аюрведе особняком. Оно дало начало целой группе лекарственных средств (несколько десятков препаратов), которые мы называем гуггуламми. Соединяясь с другими травами, гуггул усиливает их действия благодаря очищению организма.

Гуггул – это смола из дерева. Он является сильнейшим абсорбентом. Попадая в пищеварительный тракт, гуггул не всасывается, вбирает в себя все вредные шлаки и выводит их естественным путем.

Гуггул отлично балансирует капху. Соответственно, он уменьшает сахар и холестерин, очищает жировую ткань, снижает вес, лечит жировой гепатоз.

Людям конституции вата следует назначать гуггул с осторожностью, так как он немного сушит тело. Также в больших количествах гуггул может увеличивать и питту из-за своих согревающих свойств (особенно в летнее время).

Вкус: горький, острый, вяжущий и сладкий
Вирья: согревающая вирья
Випак: острый

Препараты, в которые входит гуггул: ,

Гудучи (Амрита)

Это лечебное растение называют источником вечной молодости. Одна из самых горьких трав. Балансирует питту и все, что с ней связано. Входит в большинство препаратов, которые называются «горечи». Основные показания: ревматизм, лихорадка, гепатит, воспаления, жар.

Как и все горькие травы, гудучи нейтрализует яды. Так что одно из его специфических назначений – любые отравления и интоксикации.

Вкус: горький и вяжущий
Вирья: согревающая
Випак: острый

Куркума (харидра)

Пожалуй, самое доступное и эффективное растение. Назначается для улучшения пищеварения, работы печени и качества крови, для остановки кровотечений, эффективного желчеотделения и разжижения крови.

Куркума улучшает состояние кожи, поэтому часто входит в состав кремов и других косметических средств.

Уменьшает питту и капху, балансирует вату. Но, из-за горького вкуса людям с вата конституцией все же не стоит ею злоупотреблять.

Вкус: горький и вяжущий
Вирья: согревающая вирья (но не смотря на это прекрасно балансирует питту).
Випак: острый

Препараты, в которые входит куркума: ,

Ним

Ним широко используется в аюрведе. Горькая трава, главное назначение которой – баланс питты. Обладает кровоостанавливающим действием, разжижает кровь, благотворно действует на печень, заживляет раны, используется, как противовоспалительное и жаропонижающее средство. Если употреблять ним при гриппе и простудах, то болезнь пройдет быстрее.

Ним – сильнейшее кровоочищающие лекарство. Он очень хорошо действует на кожу, очищает ее, убирает воспаления, поэтому часто входит в состав косметических продуктов.

Уменьшает питту и капху. С осторожностью используется при доминирующей вата доше.

Вкус: горький и вяжущий
Вирья: охлаждающая
Випак: острый

Шатавари

Самая популярная трава для женского здоровья в аюрведе. Дословно переводится, как «имеющая сто мужей». Лечит большую часть гинекологических проблем. Прекрасно влияет на репродуктивное здоровье женщины, повышает способность к зачатию и вынашиванию ребенка. Это растение часто называют «женьшенем для женщин» из-за его позитивного действия на либидо. Очень хорошо влияет на структуру внутренних женских органов. Часто применяется во время менопаузы.

Шатавари особенно полезна для ваты и питты. Если капха в балансе, шатавари используется и для этой доши, но если она в дисбалансе, то лучше ее не применять.

Вкус: сладкий, горький
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит шатавари: , .

Солодка (Яшти мадху)

Солодка известна своими целебными свойствами и в наших широтах. В аюрведе это растение используется прежде всего баланс питы. Оно лечит язвенные болезни, эрозии, гастриты, изжоги.

Также она обладает иммуностимулирующем действием, поэтому ее часто используют при простудных заболеваниях.

Солодка считается расаяной для ума, она питает его и омолаживает. Полезна при всех расстройствах центральной нервной системы.

Уменьшает вату и питту, в больших количествах может увеличивать капху.

Вкус: сладкий
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит солодка: в основном используется, как моно препарат, часто входит в состав .

Здоровье, согласно Аюрведе , имеет две составляющие – здоровье ума и здоровье тела. Тело человека – модель вселенной. Все протекающие в ней процессы, происходят также и в нем.

Заболевания подразделяются на два вида: те, что мы заработали своим мышлением и поведением в прошлом, и болезни, которые формируются вследствие нашего невежества в настоящий момент.

Простые и эффективные методы лечения и профилактики болезней этой древней медицины как будто придуманы самой природой. Следуя им, можно избавиться от болезней, вызванных невежеством. Нарушение нашего здоровья отражается на восприятии мира и поведении. Зная эти закономерности, можно быстро предпринять необходимые шаги по восстановлению здоровья.

Представления ведической медицины о зарождении болезни строго научны. подробно рассматривает процесс возникновения болезни и стадии, которые она проходит в своем развитии. Согласно Аюрведе, все болезни берут начало в каком-нибудь отделе желудочно-кишечного тракта.

Например, есть болезни, которые возникают из эмоций страха, тревоги, беспокойства, и тогда болезнь начинает развиваться в нижнем отделе толстого кишечника. Есть болезни, которые появляются от гнева, злобы, ненависти. В этом случае болезнь распространяется с двенадцатиперстной кишки и тонкого кишечника. А болезни, вызванные жадностью, привязанностью, чувством собственничества, рождаются в желудке.

Причин болезни называет несколько. Некоторые из них -нечистоплотность, загрязненная окружающая среда, повышенная эмоциональность и нечистая пища. Однако в большинстве случаев мы страдаем от неправильного мышления. По статистике Всемирной Организации Здравоохранения на 50% здоровье человека определяется его образом жизни и лишь на 20% – экологией.

Если силы, находящиеся внутри нас, находятся в гармонии и равновесии с внешней средой, мы можем стать неуязвимыми для болезней. Совершенный баланс творит совершенное здоровье. Всякая болезнь, как говорит , может быть предотвращена, если поддерживается баланс не только в теле, за счет правильного питания, дыхания и поступков, но также в мыслях и эмоциях.

Первый вопрос, который задает себе доктор, практикующий Аюрведу, не «чем болен мой пациент?», а «кто мой пациент?». Под словом «кто» он имеет в виду не ваше имя, а то, как устроено ваше тело. Он ищет признаки, по которым можно установить тип вашего тела или вашу природу. Именно это нужно выяснить до того, как перейти к вашим жалобам и симптомам недуга. Таким образом, подход к выявлению и лечению болезней в древней Аюрведе существенно отличается от подхода современной медицины. И надо заметить, первый имеет много преимуществ.

10 преимуществ Аюрведы:

ПЕРВОЕ , что отличает Аюрведу от обычной аллопатической медицины и объединяет с гомеопатией – это холистический подход, т.е. смотрит на тело человека как на нечто целое. Она не лечит непосредственно болезни. Это принцип древней медицины, который гласит, что нужно лечить не болезнь, а человека. Человек же представляет собой комплекс ума и тела. Соответственно, лечит все вместе.

ВТОРОЕ преимущество связано с тем, что принципы Аюрведы и аюрведические препараты практически не дают побочных эффектов. Равно как и в гомеопатии (при правильном назначении).

ТРЕТЬЕ преимущество Аюрведы и аюрведических лекарств как таковых в том, что каждое из них по сути дела является тоником. Каждое лекарство, мало того, что оно не приносит вреда, оно тонизирует человека, дает ему силы. В Аюрведе есть целая область - наука омоложения (ювенология). Целый класс лекарств расаян, тоников омолаживают человека. Если человек живет в соответствии с Аюрведой и пользуется этими лекарствами, то он может чувствовать себя гораздо лучше и быть более молодым, чем он есть на самом деле, то есть практически избавиться от многих неприятностей которые приносит старость.

ЧЕТВЕРТОЕ преимущество Аюрведы, связанное с холистическим подходом - это то, что Аюрведа говорит о психосоматической природе болезни. Болезнь не порождается только самим телом, одним из источников болезни является ум. Аюрведа помогает человеку избавится от этого изначального источника беспокойств в уме. То есть она лечит не только тело, но и ум человека. Она дает возможность человеку успокоить свой ум, и таким образом избавиться от неприятностей.

ПЯТОЕ преимущество Аюрведы в том, что она позволяет предотвратить болезнь и установить наличие болезни или начало болезни гораздо раньше, когда излечить ее гораздо легче, чем на более поздних стадиях. И она дает именно систему, с помощью которой можно не болеть, вместо того, чтобы лечить болезни, которые запущенны и которые трудно вылечить.

ШЕСТОЕ преимущество Аюрведы по сравнению с обычной медициной заключается в том, что там очень хорошо разработана диетология. Аюрведа дает представление о том, как сделать так, чтобы пища стала нашим лекарством. Как говорил Гиппократ: «Пусть еда будет вашим лекарством». Аюрведа предоставляет возможность человеку понять это.

СЕДЬМОЕ преимущество Аюрведы состоит в том, что она дает очень простые методы диагноза. Диагноз в Аюрведе очень прост, и практически каждый человек может научиться его ставить.

ВОСЬМОЕ преимущество Аюрведы- это близость к природе и естественность. Эти методы очень естественны. дает возможность человеку жить в гармонии с природой. Она устанавливает эту гармонию. Она ставит человека в целостную систему материального мира, и дает ему возможность наладить гармоничную связь с окружающей средой. Более того, в соответствии с Аюрведой, здоровье и есть гармония. В соответствии с концепцией Аюрведы, здоровье – это, когда у человека полностью все приведено в равновесие. По сути дела, равновесие или гармония - это синоним здоровья в Аюрведе.

ДЕВЯТОЕ преимущество Аюрведы - это соответствие с практикой йоги. помогает практиковать йогу, а йога помогает человеку излечить свои болезни.

ДЕСЯТОЕ преимущество Аюрведы- это то, что , в отличие от современной медицины, строго индивидуализирует подход к человеку. В Аюрведе не говорится что, скажем это лекарство от этой болезни. Всякое лекарство и всякая болезнь рассматривается аюрведическим врачом на фоне индивидуума. И в соответствии с конституцией человека, с его индивидуальными особенностями, ему прописывается диета, выписываются лекарства. Это еще одно сходство с гомеопатией.

Первая часть списка состоит из типичных растений, распространенных на Западе. Особое внимание уделено травам, которые используются как в Индии, так и в западных странах, поэтому в список включены и некоторые хорошо известные специи. Мы попытались описать побольше трав, принадлежащих к каждой из категорий.

Сначала приводится сокращенное название, затем латинское название, с указанием семейства, к которому принадлежит растение. Далее приводятся английское (А) и там, где это возможно, санскритское (С) и китайское (К) названия.

В описании энергетики указываются вкус, тепловое воздействие, эффект после переваривания, разделенные наклонной чертой. «В» означает Вату, «П» — Питту и «К» — Капху, «+» или «-» увеличение или уменьшение, «ВПК=» — равновесие всех трех дош, «Ама» обозначает токсины.

Под тканями подразумеваются аюрведические дхату, а под системами — шроты.

Во второй части списка представлены некоторые из основных восточных трав. Сюда входят ценные индийские травы, не столь известные за пределами Индии, как травы из первой части (некоторые из них можно купить лишь на индийских рынках). Включены сюда и некоторые китайские травы, такие как женьшень, которые становятся популярными на Западе и могут использоваться подобно аюрведическим тоникам, особенно при отсутствии последних. Некоторые из трав, приведенных в этой части списка, используются как в индийской, так и в китайской медицине. Особое внимание уделено тонизирующим и омолаживающим травам, не всегда имеющим аналоги среди доступных западных трав. Существует много ценных индийских трав. В качестве примера здесь описаны лишь некоторые, наиболее важные из них.

Вкусы, если их у травы несколько, а также оказываемые травой действия указаны, как правило, в порядке уменьшения их силы.

Дозировка и приготовление в целом соответствуют описаниям в разделе о дозировках . Если для каких-то отдельных трав приводятся другие дозы, то это дозы для их обычного применения.

Порошки из всех трав могут быть использованы для приготовления настоев. (Отвары готовят из более жестких и крупных частей трав, например из большинства корней.)

Указания по применению трав при определенных состояниях носят скорее характер рекомендаций и не являются исчерпывающими. Предостережения — это не всегда противопоказания: поскольку одно и то же болезненное состояние может проявиться в различных формах, требующих различных методов лечения, то и противопоказания могут быть различны.

Аюрведическое лечение нацелено на очищение тела от Амы, на уравновешивание конституции и омоложение. Болезни лечатся не как существующие сами по себе явления, а как следствия возбуждения дош.