Введение

Гендерная дисфория (расстройство гендерной идентичности) -- при трансгендерности состояние, когда человек не может полностью принять свой гендерный статус мужчины или женщины.

Гендерная дисфория может иметь различные причины, внешние проявления и длительность. На бытовом уровне, например, если физический облик или поведение мальчика или девочки не соответствует гендерным нормам, это явление часто называют гендерной неконформностью; человек может нарушать гендерные границы путём переодевания -- трансвестизм двойной роли. Самая глубокая форма гендерной дисфории -- транссексуальность, когда индивид полностью отвергает свой гендерный статус и добивается его перемены, включая соответствующую хирургическую операцию, смену паспортного пола и т. д.

Следует различать гендерную дисфорию и гомосексуальность -- это различные явления, в отличие от гомосексуальности, когда особь одного пола имеет влечение к особи того же пола, гендерная дисфория -- это расcтройство, при котором индивид не может определить своё внутреннее Я (выбрать, к кому его влечёт).

Также, вопреки прежним представлениям, большинство людей, испытывающих гендерную дисфорию, психически нормальны. Однако, в ряде случаев она сочетается с тяжёлыми психическими расстройствами, поэтому операции по изменению пола предшествует психиатрическая экспертиза.

Права транссексуалов требуют внимания и социальной защиты: законодательство, регулирующее эту область, полно противоречий и практически не реализуемо. Ситуация отягощается также репрессивной половой моралью и общественной агрессией (в некоторых странах) в отношении транссексуалов и других лиц в состоянии гендерной дисфории. Фактически можно говорить об их социальной дискриминации.

Нарушение гендерной идентичности у детей и взрослых

Расстройство гендерной идентичности является серьёзнейшей психологической проблемой личности. Это состояние, когда человек не может полностью осознать свой статус женщины или мужчины и в связи этими испытывает острую неудовлетворённость.

У детей расстройство гендерной идентичности проявляется в возрасте, начиная с четырёх лет, при котором появляется неоднократное предпочтение одежды противоположного пола. Мальчики воспроизводят женский костюм, а девочки настаивают на мужских стереотипах в одежде. Вероятны стойкие фантазии и ролевые игры, где выбирается роль человека другого пола. У детей нарушение также может проявляться в следующем: мальчик думает, что его пенис или яички отвратительны (лучше было бы не иметь пенис), отказывается от мужской роли в играх и от стереотипных игрушек для мальчиков, участвует в играх и мероприятиях для девочек, отказывается от мочеиспускания в стоячем положении.

Девочки не хотят, чтобы у них росла грудь и появилась менструация, испытывают отвращение к женской одежде. И у подростков, и у взрослых нарушение гендерной идентичности проявляется такими симптомами, как желание жить и рассматриваться окружающими в качестве представителя противоположного пола, либо убеждение, что он или она имеет типичную реакцию, характерные чувства и эмоции другого пола.

При полном нарушении гендерной идентичности люди стремятся избавиться от первичных и вторичных половых признаков, принимают гормоны, и, наконец, настаивают на проведении хирургической операции по смене пола, а именно на процедурах по изменению половых признаков и имитации другого пола. Они убеждены, что произошла природная ошибка, а их эмоциональное и душевное состояние не совпадает с физической оболочкой мужчины или женщины. Нарушение гендерной идентичности не следует путать с трансвестизмом, когда удовлетворение достигается путем переодевания в одежду противоположного пола. Переодевание может осуществляться гетеросексуальным или бисексуальным мужчиной в женскую одежду с целью сексуального возбуждения. Термин «трансвестизм» долгое время связывали исключительно с гомосексуализмом, однако в настоящее время трансвестизм определяется, как разновидность сексуальной перверсии.

Неприятие своего пола является серьезным ударом по собственной идентичности, которая оказывается расщепленной, нестабильной. Человек страдает и часто не может найти себя не только в сексуальной сфере, но и в прочих сферах жизни. Результатом является неприятие самого себя и стремление исправить ситуацию - например, с помощью трансвестизма (переодевание в одежды, переимание поведения другого пола) или радикально меняя пол (транссексуализм). Но, как и в случае дисморфофобии, нередко возникает неудовлетворенность собой уже в новом обличии вплоть до возникновения тяжелых депрессий и проявления суицидальных тенденций.

В основе как дисморфофобии, так и нарушения гендерной идентичности лежит неприятие человеком себя таким, каким он является. Человек протестует против рамок, которые ему отведены судьбой (ТРЕВОГА ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ).

Вот один случай, описывающий сочетание нарушения гендерной идентичности и дисморфофобии:

Молодой человек 18 лет поступил в клинику в связи с усилившимся в последнее время чувство тревоги, непонятными страхами и паническими проявлениями. Он плохо спит, не может концентрироваться в разговоре с матерью. На ее распросы он отвечает уклончиво и резко, и незадолго до госпитализации непосредственно стал высказывать мысли о том, что лучше бы ему вообще не жить.

Пациент при поступлении производил впечатление внутренне крайне напряженного человека, выражение лица было испуганным.

Обращала на себя внимание некая "странная" плавность его движений, некая "женственность" интонаций его голоса при разговоре.

Мать сообщила, что она последние несколько месяцев заметила странности в его поведении. Так, в фейсбуке он создал страничку под женским именем. В его комнате она часть находит женские журналы, а в его шкафу - тщательно припрятанные предметы женского туалета. Что касается еды, то он придерживается какой-то особой диеты, а иногда и вовсе целыми лнями не притрагивается к еде.

Мать рано развелась с отцом - тот бросил их ради другой женщины. С отцом мальчик встречался после этого лишь пару раз - отец был занят другой семьей. Контакты с ним превратились довольно быстро. После развода переехали к ее матери. Обе (мать и бабушка) старалась всю свою нежность и любовь подарить малышу, оставшемуся без отца, старались ничем его не травмировать. Мать ради этого так и не завела себе нового мужчину.

Пациент рос застенчивым мальчиком. В школе был очень тихим и плохо успевающим, потому что стеснялся отвечать у доски. По физкультуре у него были сплошные двойки, потому что он избегал занятия в группе. Учитель часто перед классом отчитывал его за неловкость и нелепость - все покатывались со смеху.

Он не особо играл с другими мальчишками. Особенно летом, когда выезжали на дачу - он никогда не ходил с ребятами на речку, сидел дома и что-то мастерил.

Пациент рассказал, что у него никогда не было сексуального контакта с женщинами. Впервые он заметил, что у него нет никаких чувств по отношению к противоположному полу, в 15-летнем возрасте, когда (как и все его сверстники) начал встречаться со своей одноклассницей. Вскоре он перестал встречаться с девушками.

В компании мужчин он чувствует себя свободнее, но не испытывает к ним также никакого сексуального влечения. Он даже не может себе представить, как это возможно - секс с мужчиной.

Ему не нравится его пол. Уже давно. Он с удовольствием одевает женские одежды, ему приятно чувствовать себя женщиной. Он бы хотел изменить свой пол.

В первый день он больше ничего не хотел рассказывать. Клиническое обследование не выявило каких-либо анатомических изъянов. Все первичные и вторичные половые признаки мужчины были на месте. Во время обследования было заметно сильное волнение пациента.

На следующий день пациент был очень взволнован, можно сказать - сильно напуган и растерян. Пришлось даже прибегнуть к седативному препарату. После этого он был готов говорить.

Он поведал, что самый большой его страх - умереть мужчиной. Ему мучительно стыдно лежать в гробу "в мужском теле". Поэтому он во что бы то ни стало должен изменить свой пол.

На вопрос, как он себе представляет операцию, что должно быть изменено, он ответил: "Все!". То есть, не только половые органы и грудь? "Нет, все - я ненавижу себя всего - все свое тело".

Оказывается, уже несколько лет он старается избегать зеркал, чтобы не видеть свое отражение. В своем доме он просто завешивает зеркала платками.

"Лицо с большим подбородком... Это ужасно... Ноги - тоже совсем мужские". А руки? "Руки - единственное, что мне дорого в моем теле. Руки - мои инструменты и помощники". И он рассказал, что он сам освоил монтаж аудиотехники и освещения, и его часто приглашают на различные мероприятия, на дискотеки - это занятие ему очень нравится.

Он не может раздеться в присутствии других - ему стыдно, что он мужчина. Даже мужское имя ему слышать невыносимо - оно каждый раз напоминает ему о возможности лежать в гробу в мужском обличии. Оттого он переживает панику, когда к нему обращаются по имени.

Он признался, что этот разговор был первым открытым разговором на эту тему. Теперь он чувствует большое облегчение и надеется, что может получить поддержку и помощь.

Думается, что семейная история свидетельствует наглядно о том, что женское окружение и почти полностью вытесненное и, скорее всего, негативно оцениваемое мужское население, сказалось на первичной идентификации пациента.

Издевательства в школе добавили ненависти к своему облику и возможностям своего тела. Потом появились прыщи на лице, волосы на ногах. Подбородок вырос. Бабушка говорила: "как у отца", и наверняка не без доли неприязни к этому "отцу", к единственному мужчине из тогдашнего близкого взрослого окружения пациента.

Так обострилось несоответствие внутреннего восприятия самого себя тому анатомическому "костюму", который невозможно снять и спрятать в шкаф, как он прячет свои тайком приобретаемые женские наряды.

У него не осталось в отношение самого себя почти никаких других чувств, кроме ненависти к мужскому телу, и к лицу с большим подбородком, а также стыда за то, что все могут (особенно легко - после его смерти, когда он не в состоянии будет защититься) видеть то, что он всеми силами пытается скрыть - то, что он мужчина. Разве только приятие своих рук, которые связывают его с миром и с самим собой.

Стоит особо подчеркнуть, что при отсутствии тяги к женщинам у пациента отсутствует и гомосексуальность.

В законодательстве расширяющегося ряда европейских стран однополые браки не запрещаются и потому расстройство половой идентичности в западной культуре уже не кажется чем-то экзотическим или свойственным лишь маргиналам и изгоям общества. Так, в 2010 году зарегистрирован брак премьер-министра Исландии, пожилой женщины, со своей давней любовницей. В этом же году вступил в однополый брак министр иностранных дел Германии. И о таких случаях становится известно всё чаще. Обычно подобные явления рассматривают в контексте гомосексуализма, но такая точка зрения является гипотетической, не более чем предварительной и не проясняющей существо дела.

гендерный идентичность дисфория

англ. hender – пол) – нарушения половой идентификации, в частности, транссексуализм (у взрослых пациентов), которые характеризуют: 1. выраженная и стойкая кросс-гендерная идентификация (желание принадлежать или убеждение в своей биологической принадлежности к противоположному полу; 2. гендерная дисфория (стойкий дискомфорт в связи с собственным биологическим полом или ощущение несоответствия гендерной роли, присущей своему полу, той, которая кажется более предпочтительной); 4. поведение, интересы, манеры и т.д., которые свойственнны лицам другого пола, в том числе и ориентация сексуального влечения; 5. в части случаев упорное, появляющееся в подростково-юношеском возрасте, стремление к смене вторичных половых признаков; 6. у ряда пациентов потребность вступать в однополые браки, а нередко и иметь, воспитывать собственных детей. В 2011 г. в Нидерландах отмечалось десятилетие узаконенной практики однополых браков. За это время вступили в брак 15000 пар голландцев, большей частью мужчин. Стойкая транссексуальная идентичность рассматривается как патология, если сохраняется в течение не менее двух лет, что считается достаточно условным критерием. Значительно чаще у детей наблюдаются отдельные проявления нарушения половоролевой идентичности, например, мальчик несколько лет играет куклами или девочка предпочитает мальчишескую стрижку, но в остальном они осознают и ведут себя в соответствии со своим биологическим полом. Причины и отдаленные последствия такого рода явлений неизвестны. Преходяшие нарушения гендерной идентичности у мальчиков после наступления половой зрелости могут, предположительно, трансформироваться в активный гомосексуализм (по некоторым сведениям, это происходит у 30-60% пациентов). Пациенты с транссексуальной идентификацией не склонны считать себя геями, в их представлении собственная гомосексуальная ориентация воспринимается как совершенно естественная, они обычно более терпимы к гомосексуализму, нежели лица с естественной половой ориентацией. Девочки с расстройством гендерной идентичности в большинстве своем становятся в последующем, повидимому, гетеросексуальными, (по другим данным, гомосексуальными), нежели гомосексуальными или транссексуальными женщинами. Транссексуализм относится к числу относительно редких расстройств (1 взрослый мужчина на 30000 и 1 взрослая женщина на 100000), однако надежной статистики на этот счет не существует. По мере распространения сведений о позитивных аспектах смены пола у транссексуалов число желающих изменить свой пол возрастает (как, например, это происходит в Таиланде), что может указывать на существование скрытых, латентных форм транссексуализма или значительной роли социальных факторов в проявлении этой патологии. Аутогинефилический транссексуализм (у генетически мужчин) проявляется аутогинефилией – сексуальным возбуждением при мысли или воображении себя женщиной. Впервые этот феномен описан И.И.Куприным в повести «Яма», 1909-1915). Нарушения полового отождествления не рекомендуется смешивать с трансвестизмом, склонностью некоторых мужчин в период стресса переодеваться в одежду другого пола. См. Расстройство половой идентичности, Расстройство половой идентификации транссексуального типа в детском возрасте, Расстройство половой идентификации трансролевого типа в детском возрасте, Расстройство половой идентификации неуточненное, Другие расстройства половой идентификации, Транссексуализм.

Понятие действует отнюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия «Я» и других . Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле — чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной .

Гендерная идентичность является весьма значимой характеристикой личности, это одна из первых категорий, благодаря которой ребенок начинает осмысливать себя как представителя конкретной социальной группы. Это одна из базовых подструктур социальной идентичности личности, и эта подструктура оказывает большое влияние на самооценку, самопринятие и самоотношение личности в целом .

Начинается с рождения ребенка, когда определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол на основании строения его наружных половых органов. Начинается процесс гендерной социализации, когда ребенка целенаправленно воспитывают в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о мужском и женском поле.

В первые годы жизни гендерная идентификация происходит в семье.

Родители воспитывают своих детей в соответствии с собственными представлениями о поле, полоролевыми стереотипами, роли и предназначении мужчин и женщин в обществе. Основными факторами гендерной идентификации у мальчиков и девочек в семье являются ценностные ориентации родителей в воспитании сына и дочери, адекватные методы воспитания, характер взаимоотношений взрослых и детей.

Группа сверстников как своего, так и противоположного пола, наряду с семьей, также является универсальным фактором гендерной социализации. Детская группа выполняет важную роль в социальном развитии ребенка, в усвоении социальных норм и правил, его адаптации к окружающей среде. В окружении сверстников как своего, так и противоположного пола ребенок оценивает себя как представитель соответствующего пола. Сверстники, оценивая телосложение и поведение ребенка, ориентируясь на свои, гораздо более жесткие, чем у взрослых, критерии маскулинности-фемининности, подтверждают, укрепляют или ставят под сомнение его гендерную идентичность и полоролевые ориентации.

Общение с педагогами, система воспитания в дошкольном учреждении, детская художественная литература, средства массовой информации также являются важными факторами формирования гендерной идентичности.

Гендерная идентичность включает в себя когнитивный (познавательный), аффективный (оценочный) и конативный (поведенческий) компоненты:

  • когнитивный (познавательный) — знания о том, что является «мужским» и «женским», осознание принадлежности к определенному полу, описание себя с помощью категорий мужественности-женственности. Это также осознание степени соответствия-несоответствия, типичности-нетипичности своих качеств как представителя гендерной группы;
  • аффективный (оценочный) предполагает оценку собственных черт личности и особенностей своего ролевого поведения, соотнося их с эталонными моделями маскулинности-фемининности, оценка человеком своей гендерной принадлежности;
  • конативный (поведенческий) — готовность человека действовать в соответствии со своими знаниями и собственной оценкой себя как представителя гендерной группы, самопрезентация себя, путем выбора поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями .

В процессе гендерной социализации ребенок узнает, какие специфические формы поведения и виды деятельности приемлемы, а какие неприемлемы для лиц его пола, и либо принимает, либо отвергает соответствующие оценки, модели поведения, роли. Во втором случае может идти речь о нарушении гендерной идентичности.

Нарушение гендерной идентичности — класс расстройств, характеризующийся сильным и постоянным ощущением несоответствия адекватности, возникающий в связи с осознанием собственной половой принадлежности .

В детском возрасте данное нарушение может проявиться с четырех лет. Взрослые должны обратить внимание на такие признаки, как многократные заявления ребенка о собственной принадлежности к противоположному полу и настаивание на этом; в случае мальчиков — предпочтение одеваться в женское платье, демонстрация женского стиля одежды; в случае девочек — настойчивое требование носить только мужскую одежду; в ролевых играх и фантазиях дети сильно и устойчиво предпочитают роли, свойственные противоположному полу; постоянное желание участвовать в играх и занятиях, типичных для противоположного пола; предпочтение играть с детьми противоположного пола. Нарушение гендерной идентичности, согласно DSM-IV, диагностируется, когда у ребенка присутствуют четыре (или более) данных признаков .

Нарушение гендерной идентичности в детстве может быть причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, формирования чувства неполноценности и одиночества личности.

Кроме того, следует принимать во внимание ярко выраженные чувства неловкости и неудовлетворенности, связанные с ощущением собственного тела, душевные страдания, негативное самовосприятие и пагубное влияние всех этих переживаний на жизнь ребенка.

Таким образом, изучение особенностей формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста заслуживает особого внимания.

Литература:

  1. 1. Большой толковый социологический словарь (Collins) / пер. с англ. Т. 1. — М.: Вече; АСТ, 1999. — 544 с.
  2. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии / В.А. Жмуров. — 2-е изд.- М., 2012. — 634 с.
  3. 3. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика / И. С. Клецина. — СПб.: Алетейя, 2004. — 408 с.
  4. 4. Комер, Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики: пер с англ. / Р. Комер. — 4-е изд. — М.: ОЛМА-пресс, 2005. — 638 с.
  5. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  6. 6. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2003. — 522 с.

Контрольная работа

на тему «Нарушение гендерной идентичности»

Введение

3. Случаи из практики

4. Причины

5. Симптомы

Заключение

Введение

Гендерная дисфория (расстройство гендерной идентичности) -- при трансгендерности состояние, когда человек не может полностью принять свой гендерный статус мужчины или женщины.

Гендерная дисфория может иметь различные причины, внешние проявления и длительность. На бытовом уровне, например, если физический облик или поведение мальчика или девочки не соответствует гендерным нормам, это явление часто называют гендерной неконформностью; человек может нарушать гендерные границы путём переодевания -- трансвестизм двойной роли. Самая глубокая форма гендерной дисфории -- транссексуальность, когда индивид полностью отвергает свой гендерный статус и добивается его перемены, включая соответствующую хирургическую операцию, смену паспортного пола и т. д.

Следует различать гендерную дисфорию и гомосексуальность -- это различные явления, в отличие от гомосексуальности, когда особь одного пола имеет влечение к особи того же пола, гендерная дисфория -- это расcтройство, при котором индивид не может определить своё внутреннее Я (выбрать, к кому его влечёт).

Также, вопреки прежним представлениям, большинство людей, испытывающих гендерную дисфорию, психически нормальны. Однако, в ряде случаев она сочетается с тяжёлыми психическими расстройствами, поэтому операции по изменению пола предшествует психиатрическая экспертиза.

Права транссексуалов требуют внимания и социальной защиты: законодательство, регулирующее эту область, полно противоречий и практически не реализуемо. Ситуация отягощается также репрессивной половой моралью и общественной агрессией (в некоторых странах) в отношении транссексуалов и других лиц в состоянии гендерной дисфории. Фактически можно говорить об их социальной дискриминации.

1. Нарушение гендерной идентичности у детей и взрослых

Расстройство гендерной идентичности является серьёзнейшей психологической проблемой личности. Это состояние, когда человек не может полностью осознать свой статус женщины или мужчины и в связи этими испытывает острую неудовлетворённость.

У детей расстройство гендерной идентичности проявляется в возрасте, начиная с четырёх лет, при котором появляется неоднократное предпочтение одежды противоположного пола. Мальчики воспроизводят женский костюм, а девочки настаивают на мужских стереотипах в одежде. Вероятны стойкие фантазии и ролевые игры, где выбирается роль человека другого пола. У детей нарушение также может проявляться в следующем: мальчик думает, что его пенис или яички отвратительны (лучше было бы не иметь пенис), отказывается от мужской роли в играх и от стереотипных игрушек для мальчиков, участвует в играх и мероприятиях для девочек, отказывается от мочеиспускания в стоячем положении.

Девочки не хотят, чтобы у них росла грудь и появилась менструация, испытывают отвращение к женской одежде. И у подростков, и у взрослых нарушение гендерной идентичности проявляется такими симптомами, как желание жить и рассматриваться окружающими в качестве представителя противоположного пола, либо убеждение, что он или она имеет типичную реакцию, характерные чувства и эмоции другого пола.

При полном нарушении гендерной идентичности люди стремятся избавиться от первичных и вторичных половых признаков, принимают гормоны, и, наконец, настаивают на проведении хирургической операции по смене пола, а именно на процедурах по изменению половых признаков и имитации другого пола. Они убеждены, что произошла природная ошибка, а их эмоциональное и душевное состояние не совпадает с физической оболочкой мужчины или женщины. Нарушение гендерной идентичности не следует путать с трансвестизмом, когда удовлетворение достигается путем переодевания в одежду противоположного пола. Переодевание может осуществляться гетеросексуальным или бисексуальным мужчиной в женскую одежду с целью сексуального возбуждения. Термин «трансвестизм» долгое время связывали исключительно с гомосексуализмом, однако в настоящее время трансвестизм определяется, как разновидность сексуальной перверсии.

Неприятие своего пола является серьезным ударом по собственной идентичности, которая оказывается расщепленной, нестабильной. Человек страдает и часто не может найти себя не только в сексуальной сфере, но и в прочих сферах жизни. Результатом является неприятие самого себя и стремление исправить ситуацию - например, с помощью трансвестизма (переодевание в одежды, переимание поведения другого пола) или радикально меняя пол (транссексуализм). Но, как и в случае дисморфофобии, нередко возникает неудовлетворенность собой уже в новом обличии вплоть до возникновения тяжелых депрессий и проявления суицидальных тенденций.

В основе как дисморфофобии, так и нарушения гендерной идентичности лежит неприятие человеком себя таким, каким он является. Человек протестует против рамок, которые ему отведены судьбой (ТРЕВОГА ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ).

Вот один случай, описывающий сочетание нарушения гендерной идентичности и дисморфофобии:

Молодой человек 18 лет поступил в клинику в связи с усилившимся в последнее время чувство тревоги, непонятными страхами и паническими проявлениями. Он плохо спит, не может концентрироваться в разговоре с матерью. На ее распросы он отвечает уклончиво и резко, и незадолго до госпитализации непосредственно стал высказывать мысли о том, что лучше бы ему вообще не жить.

Пациент при поступлении производил впечатление внутренне крайне напряженного человека, выражение лица было испуганным.

Обращала на себя внимание некая "странная" плавность его движений, некая "женственность" интонаций его голоса при разговоре.

Мать сообщила, что она последние несколько месяцев заметила странности в его поведении. Так, в фейсбуке он создал страничку под женским именем. В его комнате она часть находит женские журналы, а в его шкафу - тщательно припрятанные предметы женского туалета. Что касается еды, то он придерживается какой-то особой диеты, а иногда и вовсе целыми лнями не притрагивается к еде.

Мать рано развелась с отцом - тот бросил их ради другой женщины. С отцом мальчик встречался после этого лишь пару раз - отец был занят другой семьей. Контакты с ним превратились довольно быстро. После развода переехали к ее матери. Обе (мать и бабушка) старалась всю свою нежность и любовь подарить малышу, оставшемуся без отца, старались ничем его не травмировать. Мать ради этого так и не завела себе нового мужчину.

Пациент рос застенчивым мальчиком. В школе был очень тихим и плохо успевающим, потому что стеснялся отвечать у доски. По физкультуре у него были сплошные двойки, потому что он избегал занятия в группе. Учитель часто перед классом отчитывал его за неловкость и нелепость - все покатывались со смеху.

Он не особо играл с другими мальчишками. Особенно летом, когда выезжали на дачу - он никогда не ходил с ребятами на речку, сидел дома и что-то мастерил.

Пациент рассказал, что у него никогда не было сексуального контакта с женщинами. Впервые он заметил, что у него нет никаких чувств по отношению к противоположному полу, в 15-летнем возрасте, когда (как и все его сверстники) начал встречаться со своей одноклассницей. Вскоре он перестал встречаться с девушками.

В компании мужчин он чувствует себя свободнее, но не испытывает к ним также никакого сексуального влечения. Он даже не может себе представить, как это возможно - секс с мужчиной.

Ему не нравится его пол. Уже давно. Он с удовольствием одевает женские одежды, ему приятно чувствовать себя женщиной. Он бы хотел изменить свой пол.

В первый день он больше ничего не хотел рассказывать. Клиническое обследование не выявило каких-либо анатомических изъянов. Все первичные и вторичные половые признаки мужчины были на месте. Во время обследования было заметно сильное волнение пациента.

На следующий день пациент был очень взволнован, можно сказать - сильно напуган и растерян. Пришлось даже прибегнуть к седативному препарату. После этого он был готов говорить.

Он поведал, что самый большой его страх - умереть мужчиной. Ему мучительно стыдно лежать в гробу "в мужском теле". Поэтому он во что бы то ни стало должен изменить свой пол.

На вопрос, как он себе представляет операцию, что должно быть изменено, он ответил: "Все!". То есть, не только половые органы и грудь? "Нет, все - я ненавижу себя всего - все свое тело".

Оказывается, уже несколько лет он старается избегать зеркал, чтобы не видеть свое отражение. В своем доме он просто завешивает зеркала платками.

"Лицо с большим подбородком... Это ужасно... Ноги - тоже совсем мужские". А руки? "Руки - единственное, что мне дорого в моем теле. Руки - мои инструменты и помощники". И он рассказал, что он сам освоил монтаж аудиотехники и освещения, и его часто приглашают на различные мероприятия, на дискотеки - это занятие ему очень нравится.

Он не может раздеться в присутствии других - ему стыдно, что он мужчина. Даже мужское имя ему слышать невыносимо - оно каждый раз напоминает ему о возможности лежать в гробу в мужском обличии. Оттого он переживает панику, когда к нему обращаются по имени.

Он признался, что этот разговор был первым открытым разговором на эту тему. Теперь он чувствует большое облегчение и надеется, что может получить поддержку и помощь.

Думается, что семейная история свидетельствует наглядно о том, что женское окружение и почти полностью вытесненное и, скорее всего, негативно оцениваемое мужское население, сказалось на первичной идентификации пациента.

Издевательства в школе добавили ненависти к своему облику и возможностям своего тела. Потом появились прыщи на лице, волосы на ногах. Подбородок вырос. Бабушка говорила: "как у отца", и наверняка не без доли неприязни к этому "отцу", к единственному мужчине из тогдашнего близкого взрослого окружения пациента.

Так обострилось несоответствие внутреннего восприятия самого себя тому анатомическому "костюму", который невозможно снять и спрятать в шкаф, как он прячет свои тайком приобретаемые женские наряды.

У него не осталось в отношение самого себя почти никаких других чувств, кроме ненависти к мужскому телу, и к лицу с большим подбородком, а также стыда за то, что все могут (особенно легко - после его смерти, когда он не в состоянии будет защититься) видеть то, что он всеми силами пытается скрыть - то, что он мужчина. Разве только приятие своих рук, которые связывают его с миром и с самим собой.

Стоит особо подчеркнуть, что при отсутствии тяги к женщинам у пациента отсутствует и гомосексуальность.

В законодательстве расширяющегося ряда европейских стран однополые браки не запрещаются и потому расстройство половой идентичности в западной культуре уже не кажется чем-то экзотическим или свойственным лишь маргиналам и изгоям общества. Так, в 2010 году зарегистрирован брак премьер-министра Исландии, пожилой женщины, со своей давней любовницей. В этом же году вступил в однополый брак министр иностранных дел Германии. И о таких случаях становится известно всё чаще. Обычно подобные явления рассматривают в контексте гомосексуализма, но такая точка зрения является гипотетической, не более чем предварительной и не проясняющей существо дела.

гендерный идентичность дисфория

2. Диагностика и лечение расстройств гендерной идентичности

Когда слово лечение появляется в одном контексте с таким понятием, как расстройство гендерной идентичности, неизбежно возникает мысль о какой-то патологии, требующей терапевтического вмешательства. Многих людей с кроссгендерной ориентацией возмущает такой подход. По их мнению, коль скоро выражение их гендерной идентичности и предпочтений не наносит вреда окружающим и не основывается на принуждении к чему-либо другого человека, всякие разговоры о терапии следует прекратить раз и навсегда. Искусственное изменение пола является весьма сложной и рискованной процедурой, вся ответственность за которую ложится на плечи врача, поэтому именно медик принимает решение о том, кому из пациентов следует рекомендовать альтернативные виды лечения. Общество в целом не выражает сомнения в справедливости такого подхода к принятию столь ответственных решений, однако сами транссексуалы полагают, что существующая система не всегда учитывает их интересы (Warren, 1993).

Другой не менее серьезной проблемой является диагностика расстройства гендерной идентичности в детском и подростковом возрасте. Впервые критерии, в соответствии с которыми можно определить наличие у ребенка расстройства гендерной идентичности, были сформулированы в очередном выпуске "Руководства по диагностике и статистике" (сокращенно DSM-IV) за 1994 год, изданном Американской психиатрической ассоциацией. Согласно DSM-IV, о наличии расстройства гендерной идентичности свидетельствует устойчивая идентификация с противоположным полом, включающая в себя желание носить соответствующую одежду, склонность к поведению, подразумевающему изменение гендерной роли, а также преимущественное участие в играх со сверстниками противоположного пола. Кроме того, следует принимать во внимание ярко выраженные чувства неловкости и неудовлетворенности, связанные с ощущением собственного тела, душевные страдания, негативное самовосприятие и пагубное влияние всех этих переживаний на жизнь ребенка или подростка. Одна из проблем, с которыми сталкивается диагностика, заключается в том, что мы не располагаем четко сформулированными критериями "подобающего" гендерного поведения. Поэтому в ходе диагностики необходимо соблюдать осторожность. В противном случае мы рискуем приписать расстройство гендерной идентичности тем детям, гендерное поведение которых не оправдывает всего лишь субъективных ожиданий тех или иных людей (Goleman, 1994). После постановки диагноза расстройства гендерной идентичности возникает вопрос: как следует лечить данное расстройство? По некоторым данным, благодаря терапии дети в возрасте до 8 лет могут обрести большую уверенность в той гендерной роли, которая соответствует их анатомическому полу. Дети старшего возраста хуже поддаются терапии (Goleman, 1994).

В ходе ряда исследований изучались мужчины, которые в детстве были твердо уверены в том, что хотят быть девочками, и реализовывали свое желание путем переодевания и подражания. Зачастую подобные желания исчезали в процессе взросления, и это позволило исследователям сделать вывод о том, что прогнозировать транссексуальность и трансвестизм у взрослых на основании их детских предпочтений - предприятие довольно рискованное (Zucker, Bradley, & Sullivan).

Судя по тому, что родители, как правило, не считают необходимым обращаться за помощью в связи с расстройством гендерной идентичности у ребенка, отношение к подобному лечению детей и подростков остается скептическим. Возникает вопрос: в каком возрасте можно приступать к гормональному и хирургическому лечению, учитывая то обстоятельство, что далеко не все дети и подростки с кроссгендерной ориентацией, взрослея, становятся транссексуалами? Если бы можно было констатировать наличие транссексуальности в период, предшествующий половому созреванию, а гормональное и оперативное лечение проводилось бы до появления вторичных половых признаков, процесс изменения пола мог бы стать куда проще и эффективнее. Однако непростые этические проблемы, возникающие в связи с таким подходом, далеки от своего решения.

3. Случаи из практики

Полагая, что у одного из студентов "есть проблемы", смотритель общежития направил этого молодого человека в консультационный центр. Во время своего первого визита к консультанту Винсент довольно скептически отозвался о рекомендации смотрителя, однако с удовольствием рассказал о своем поведении, которое и послужило причиной беспокойства. Винсент объяснил, что придерживается кроссгендерной ориентации, и поэтому практика разделения людей на лиц мужского и женского пола кажется ему возмутительной. Он прекрасно осознавал, что чисто анатомически он является мужчиной, и не собирался менять пол. По собственному признанию Винсента, большую часть времени мужское тело вполне его удовлетворяло.

Тем не менее, еще в ранней юности Винсент обнаружил в себе то, что он называл "женской стороной своей личности", которая ассоциировалась для него с нежностью, мягкостью и чувственностью, - присущими ему и высоко им ценимыми качествами. Консультант упомянул о том, что многие мужчины считают данные качества составной частью своей мужской личности. По словам Винсента, он понимал, что у других людей такое сочетание возможно, однако в его случае между мужской и женской сторонами личности пролегает вполне четкая граница. Он рассказал консультанту о том, что порой предпочитает переодеваться в женскую одежду и называть себя женским именем. Он изо всех сил старался соблюдать осторожность, однако студенты, живущие на том же этаже общежития, однажды заметили в его бельевом шкафу женскую одежду. Мысль о том, что он может навлечь на себя гнев тех людей, которые сочтут его поведение эксцентричным, нисколько не смущала Винсента. К тому же ему не хотелось с прежней энергией скрывать свою кроссгендерную ориентацию. По его собственным словам: "Пришло время пробудиться и осознать, что нельзя мерить всех по одному шаблону".

Винсент продолжал учиться в колледже и время от времени шокировал публику, появляясь на людях облаченным в предметы женского туалета. Некоторые студенты в кампусе открыто выражали свое отвращение к такому поведению, которое представлялось им вульгарной блажью. Иногда Винсент замечал косые взгляды окружающих, однако ни разу не усомнился в том, что поступает вполне нормально. Периодически он посещал консультанта, и у последнего сложилось впечатление, что Винсент вполне удовлетворен тем образом жизни, который он ведет, и предпочитает его любому другому. Со временем он смог найти себе друзей и стал активно участвовать в жизни кампуса.

3.2 Мэрилин. Обследование девушки, желающей изменить пол

Когда Мэрилин исполнилось 17 лет, она рассказала консультанту старших классов о том, что хотела бы изменить пол. Консультант направил ее к терапевту, который занимался сексуальными проблемами. По признанию Мэрилин, она всегда ощущала себя скорее юношей, нежели девушкой. Одежда, которая была на ней во время визита к терапевту, придавала Мэрилин мужеподобный вид. Она была одета в джинсы, фланелевую рубаху навыпуск, спортивную куртку, а ее короткую стрижку скрывала бейсбольная кепка. В 13-летнем возрасте Мэрилин увидела телевизионное ток-шоу, посвященное транссексуалам, и с тех пор ей не давала покоя мысль о том, что она тоже транссексуал.

История, рассказанная девушкой, подтверждала этот самодиагноз. Мэрилин всегда привлекали традиционно мужские виды деятельности. У нее уже некоторое время была подруга, с которой она занималась сексом. Тем не менее Мэрилин задело предположение о том, что она является лесбиянкой, поскольку, по ее мнению, она просто поступала как мужчина. Она с гордостью носила прозвище, производное от ее инициалов М. J., и утверждала, что друзья называют ее "Майк". Она также испытывала неудовольствие по поводу своей женской груди и гениталий, поскольку предпочла бы иметь пенис. Мэрилин читала кое-какую литературу об изменении пола и знала, что речь идет о дорогостоящей процедуре. Она уже подыскала себе работу и старалась откладывать деньги на будущую операцию. Мэрилин жила вдвоем с матерью, которая практически не занималась воспитанием дочери и во всем потакала ее желаниям.

Благодаря терапевту Мэрилин смогла наладить контакты с организациями, специализирующимися на финансовой помощи транссексуалам, а также с клиниками, в которых проводятся процедуры по изменению пола. Мэрилин была поставлена в известность о том, что ей предстоит пройти тщательное тестирование для уточнения диагноза, а сам процесс изменения пола может растянуться на несколько лет. Тем не менее, по всей видимости, она твердо решила довести начатое до конца. На протяжении тех нескольких месяцев, пока Мэрилин устанавливала предварительные контакты с ближайшей клиникой, предоставляющей услуги по изменению пола, она продолжала посещать терапевта. Спустя приблизительно год после первой ее встречи с терапевтом она приступила к тестированию, которое было призвано дать ответ на вопрос, имеются ли достаточные основания для того, чтобы данная клиника могла начать правовые и медицинские мероприятия по изменению пола девушки.

4. Причины

Еще несколько лет назад подобное явление считалось психическим расстройством, а людям с подобным диагнозом рекомендовали курсы психотерапии. Но последние исследования определили, что гендерная дисфория не является психическим заболеванием или нарушением. В большинстве случаев подобное состояние связано с нарушением определенных биохимических и физиологических процессов, которые отвечают за развитие половой идентичности, причем расстройства эти появляются еще в период внутриутробного развития. С другой стороны, активные исследования данного вопроса только начались, а ученым и исследователям еще предстоит выяснить точные причины подобных изменений.

5. Симптомы

На самом деле первые признаки подобного состояния можно заметить еще в детском возрасте, причем у разных детей оно выражается по-разному. Вот лишь некоторые из самых распространенных симптомов, которыми сопровождается гендерная дисфория: Отказ от модели поведения, характерной для представителей пола ребенка. Вместо этого возникает желание участвовать в играх или мероприятиях вместе с детьми противоположного пола. Отказ или неприязнь к одежде, которую носят другие дети того же пола. Отказ от общепринятого способа мочеиспускания, например, девочки могут писать стоя, а мальчики, наоборот, сидя. Неприязнь к собственным половым органам и надежды избавиться от них в будущем. Настойчивые попытки доказать свою принадлежность к противоположному полу. Для таких детей появление признаков половой зрелости становится настоящей трагедией (например, мальчикам не нравятся изменения голоса и характерное оволосение, а для девочек появление груди становиться крайне тяжелым стрессом).

На самом деле гендерная дисфория может выглядеть по-разному. У некоторых людей признаки появляются чуть ли не с младенчества, в то время как у других возникают в период полового взросления. Каждый случай нарушения гендерной идентификации является уникальным в своих проявлениях.

Классификация расстройства: шкала гендерной идентичности Гарри Бенджамина. Первой попыткой создать систему классификации нарушений половой идентификации является так называемая шкала Бенджамина, которая состоит из шести категорий: Псевдо-трансвестизм. Фетишистский трансвестизм. Истинный трансвестизм. Нон-оп транссексуализм. Ядерный транссексуализм со средней степенью гендерной дисфории. Ядерный транссексуализм с тяжелой степенью гендерной дисфории.

Заключение

Безусловно, методы помощи людям, страдающим от проблем с половой идентификацией, сейчас только начинают разрабатываться. В первую очередь таким пациентам нужна помощь психолога или психотерапевта. Занятия со специалистом помогают людям осознать особенности своей личности и смириться с ними. Кроме того, пациенты с гендерной дисфорией нередко попросту не могут адаптироваться в социуме, так как страдают от недостатка понимания со стороны близких, знакомых и даже незнакомых людей. Эти проблемы также можно решить с помощью сеансов терапии. Конечно же, это далеко не все способы коррекции для людей с диагнозом «гендерная дисфория» -- лечение может быть и более радикальным.

В некоторых случаях с помощью специальных процедур человеку помогают изменить половые признаки. Например, с помощью гормональных препаратов можно изменить физиологические особенности организма, сделав мужчину похожим на женщину и наоборот. Естественно, наиболее эффективным средством считается хирургическая процедура по смене пола, которая, увы, подходит далеко не каждому человеку с подобными проблемами.

Довольно часто единственным способом наладить жизнь человека является операция по смене пола. При таком хирургическом вмешательстве женщинам проводят удаление матки, а мужские половые органы воспроизводят из собственных тканей пациентки и специальных имплантов. Мужчин же, наоборот, избавляют о наружных половых органов, формируя женское влагалище из собственных тканей. Безусловно, прежде чем лечь на стол хирурга, пациент проходит массу исследований, так как врачи сначала должны убедиться в том, действительно ли имеет место гендерная дисфория и сможет ли человек справиться с последствиями операции. Например, существуют некоторые стандартные требования к пациентам. Для начала стоит отметить, что они все должны быть совершеннолетними. Кроме того, человек, желающий изменить пол, должен пройти ряд психологических проверок, которые дают возможность определить отсутствие психических заболеваний. Смена пола помогает человеку создать равновесие между разными гранями своей личности. В свою очередь, это дарит пациенту ощущение целостности, счастья и гармонии.

У многих людей с нормальной половой идентификацией вопросы об операциях по смене пола вызывают искреннее недоумение, а само явление гендерной дисфории воспринимается как некая причуда. На самом деле транссексуальность -- это отнюдь не прихоть, а смена пола является единственным возможным выходом. Ведь, как уже упоминалось, несоответствие между полом и сознанием сказывается на психическом состоянии человека. Например, отрицание проблемы, отсутствие понимания среди окружающих и невозможность избавиться от собственных мыслей, желаний вызывают постоянный эмоциональный дискомфорт, страдания и боль, что нередко ведет к клинической депрессии, наркотической или алкогольной зависимости, развитию суицидальных наклонностей.

Список использованной литературы

1. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013

2. Основы патапсихологии. Комер Р. Д.

3. Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии. Психологический журнал. -- 2001. -- № 3, -- Т. 22, -- С. 100--115.

4. Гэри Ф. Келли: Основы современной сексологии, Спб.: "Питер", 2000г. - 896 с.

5. Теория и методика социальной работы ч. 1, М.: 1994.

6. Социальная работа с инвалидами, М.: 1996.

Подобные документы

    Подходы к изучению личности подростков. Представления о гендере, гендерной социализации, гендерной идентичности, типах и компонентах гендерной идентичности. Проблемы взаимосвязи личностных особенностей подростков с гендерной идентичностью личности.

    Анализ теоретико-методологических подходов к определению содержания гендерной идентичности и социального интеллекта. Эмпирическое исследование особенностей гендерной идентичности у детей подросткового возраста с различным уровнем социального интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2016

    Гормональная теория пола. Теория внутриутробной дифференциации головного мозга. Особенности формирования половой идентификации у детей, воспитываемых в однополых союзах. Биосоциальный подход к формированию гендерной идентичности и самокатегоризации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Характеристика теорий социализации в гендерном контексте. Проблемы формирования гендерной идентичности личности в социально-психологическом контексте. Исследование влияния факторов дифференциальной социализации на уровень гендерной идентичности личности.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Гендер как социальное отношение принадлежности к полу. Гендерная социализация в воспитании детей. Особенности гендерной самоидентификации юношей; факторы, участвующие в формировании ядра идентичности. Особенности гендерных отношений у старшеклассников.

    реферат , добавлен 25.03.2010

    Психологический феномен девиантного поведения. Сущность и направления исследования гендера в психологии. Дисперсионный анализ взаимосвязи типа гендерной идентичности и склонности к девиантному поведению, оценка полученных результатов и их интерпретация.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2015

    Психологический анализ современных теорий агрессивности. Анализ исследований проявления агрессивности человека в поведении. Понятие гендерной идентичности личности в современной психологии. Сущность методики измерения степени андрогинности С. Бема.

    дипломная работа , добавлен 14.04.2010

    Проблема становления гендерной идентичности молодых супругов и виды психологической помощи семье. Разработка и содержание диагностического, психокоррекционного, просветительского и рефлексивного блока: индивидуальных, групповых и тренинговых занятий.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Сущность идентификации и идентичности. Теории изучения феномена идентификации и идентичности. Половое воспитание как фактор обретения идентичности. Особенности протекания идентификации. Характерные особенности половой идентификации у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Факторы, обусловившие возникновение разграничения понятий "пол" и "гендер". Факторы и механизмы становления гендерной идентичности. Становление гендерной идентичности на разных этапах онтогенетического развития. Механизмы усвоения половых ролей в семье.