Зачастую родители школьников к середине учебного года отмечают у детей резкое ухудшение зрения, частую усталость и красноту глаз. Дети жалуются на головные боли и капризничают к вечеру, долго просиживая за уроками. Это может быть признаками развития близорукости, проблем аккомодации или даже более серьезных болезней глаз, таких например, как астигматизм. Как же вовремя выявить или предотвратить развитие проблемы, чтобы не носить со школьной скамьи очки? Что влияет на развитие проблем со зрением в школьном возрасте?

Проблемы зрения у детей

По данным статистики, от проблем со зрением и болезней глаз страдает до трети населения планеты, при этом у примерно одной пятой части этих людей проблемы со зрением начались еще в раннем школьном возрасте. В странах восточной Азии проблемами миопии страдают до 80% молодых людей старше 18 лет. В европейских странах количество плохо видящей и носящей очки молодежи выросло с 25% до 40% за последние 20 лет, среди младших школьников за первые два-три учебных года миопию приобретают от 12 до 55% детей. Прогрессирование близорукости активно происходит в том возрасте, когда глазное яблоко растет в длину, а именно с шести до 14 лет, реже до 21 года. Но, зачастую, родители длительно не обращают внимания на проблему, пока зрительные нарушения не станут настолько выраженными, что приведут к резкому снижению успеваемости из-за того, что дети просто не видят с доски того, что пишет учитель.

Самой частой причиной проблем со зрением и болезней глаз (миопия, астигматизм и другие) являются длительные чрезмерные нагрузки на зрительный анализатор ребенка. Дома дети длительно сидят над домашними заданиями, а потом пересаживаются за монитор компьютера или телевизор. В школе они целый день вынуждены смотреть в учебники и тетради. При этом зачастую дети длительно сидят в неправильной позе за партами, что приводит к увеличению нагрузок на позвоночник, формирующему нарушения кровообращения глаз, что снижает зрительные функции. При этом глаза не получают достаточного количества питания, что неизменно сказывается на зрении, и они просто не справляются с повышенными зрительными нагрузками. Но почему болезни глаз возникают именно в школьные годы, ведь дети сегодня знакомятся с телевизором и компьютерной техникой очень рано, но проблемы зрения возникают только в школе?

Важная информация для родителей

Дети с раннего возраста могут рисовать, собирать пазлы из мелких деталей, смотрят мультфильмы, но при этом, если они играют и ощущают, что устали, могут переключиться на другую деятельность и дать отдых глазам. Это осуществляется на уровне врожденных инстинктов и позволяет ребенку не перегружать организм. В детском саду деятельность по обучению также ведется в игровой форме и не допускается длительного сидения за партами, поэтому и зрительный анализатор не загружается. В школе же не приходится особо выбирать вид деятельности и время, когда нужно садиться писать или читать. Дети вынуждены подчиняться расписанию занятий вне зависимости от того, устали у них глаза или нет. Родители должны понимать, что при занятиях подвергаются сильным нагрузкам глазные мышцы, что приводит к развитию близорукости. Особенно вероятными являются болезни глаз у тех детей, родители которых имеют проблемы зрения и от которых ребенок унаследовал предпосылки к возникновению патологий зрительного аппарата. Также более подвержены проблемам зрения малыши, перенесшие гипоксию внутриутробно, во время беременности, которые мало бывают на свежем воздухе и занимаются физической активностью, а также те, кто неправильно питается.

Факторы риска астигматизма, близорукости и иных проблем

Офтальмологи сходятся во мнении, что в возникновении астигматизма, близорукости детей в школьный период играют роль определенные факторы риска. Чем длительнее и чаще влияния, тем хуже будет дальнейший прогноз для зрения. Выделяются следующие факторы:

  • возраст дебюта зрительных проблем. Чем раньше начались проблемы со зрением, тем сильнее они будут прогрессировать. Особенно неблагоприятны прогнозы при начале болезни глаз в дошкольном возрасте.
  • пол ребенка, так как девочки страдают от нарушений зрения чаще, чем мальчики в соотношении примерно 55-60% против 40-45%. Причем у девочек зрительные нарушения прогрессируют быстрее.
  • неблагоприятная наследственность. У детей, чьи родители носят очки и имеют миопию, прогноз хуже, вероятность заболевания повышается в шесть раз даже при устранении всех отягощающих факторов.
  • имеющиеся патологии в виде повреждений мозга (как головного, так и спинного) в ходе родов, недоношенности, хронических патологий. Также влиять будут и особенности в строении глаз с наличием анизометропии, врожденного астигматизма или ослабления аккомодации.
  • влияние питания. У детей, чей рацион обеднен белками, но насыщен жирами и углеводами, имеется дефицит витаминов и микроэлементов, чаще возникают проблемы зрения, болезни глаз. Для полноценной работы сетчатки требуется достаточное количество витамина А, а также витаминов группы В, микроэлементов, которые отвечают за остроту зрения.

Офтальмологи за последние годы отмечают печальную тенденцию к ухудшению зрения в детском возрасте, и роста миопии, астигматизма относительно высокой степени уже в начальной школе. Это грозит частичной или даже полной потерей зрения у детей, необходимостью постоянного ношения очков, формированием инвалидности по зрению и ограничениями в жизни. Но даже миопия слабой степени может существенно ограничить качество жизни ребенка, так как накладывает на ребенка ряд ограничений. Из-за особенностей зрения ребенку могут быть противопоказаны многие виды спорта и физические нагрузки, сотрясения тела и вибрация, что может существенно осложнить его деятельность. В дальнейшем по зрению может быть ограничен выбор профессии - так как со слабым зрением и ношением очков не возьмут на обучение некоторым специальностям. Ребенку потребуется постоянная коррекция зрения, подбираются очки или линзы, нужен постоянный контроль врача, что влияет негативно и на психику ребенка.

- Без очков ты красивее.
- Когда я без очков, ты тоже красивее.

Взято из соцсетей.

К сожалению, довольно часто дети становятся жертвами коллективной травли. Это может быть школа, кружок, секция или даже детский сад. Поводом для унижений и издевательств может послужить плохое зрение ребенка и ношение очков. Издевательства мешают сосредоточиться на учебном процессе, нарушают естественный ход совершенствования межличностных отношений и развивают у ребенка комплекс неполноценности , который может остаться на долгие годы.

Итак, что же делать, чтобы к ребенку-очкарику относились спокойно, не унижали, легко принимали в коллективе и как сохранить адекватную самооценку ребенка, если его уже обзывают очкариком?

Ребенок в очках: дошкольный возраст

Если вашему малышу-дошкольнику уже требуется носить очки, постарайтесь, по возможности, определить его в коррекционный детский сад или спецгруппу. С одной стороны, это поможет его глазам, с другой стороны - он будет гармонично развиваться в коллективе, где будет окружен такими же детишками, как и он сам. Кроме того, в подобных садиках постоянно работают подготовленные педагоги и врачи, цель которых - помочь малышу справиться с проблемой.

Если ваш малыш ходит в обычный детский сад, поговорите воспитателем, нянечкой. Если они заметят, что ребенка обижают из-за очков, пусть вмешаются и пояснят, что так поступать не следует. Ведь именно от воспитателя зависит психологический климат в коллективе. Если педагоги адекватно и с пониманием будут относиться к проблеме малыша, будут пресекать «обзывальщиков», а может быть, даже проведут беседу с детьми по здоровью глазок, то все будет замечательно.

Малыш не будет думать о своей внешности плохо, пока ему об этом кто-нибудь не скажет. Поднимайте самооценку малыша, например, скажите, что очки - это признак ума.

Ребенок в очках: школьный возраст

Родителям также не помешает поговорить с педагогами, наиболее тесно занимающихся с ребенком, например с классным руководителем. Полезно для учеников младшего и среднего школьного возраста провести классный час, где рассказать о вредных факторах, воздействующих на глаза, о проблемах зрительного аппарата и о том, что над детьми, носящими очки, смеяться нельзя. Это такие же люди, как и все вокруг. И со здоровьем проблемы сейчас практически у каждого. У кого-то болят глаза, у кого-то - желудок, у кого-то - голова. И у самого насмешника может что-то болеть, или у его родителей. Как бы он чувствовал себя, если бы над этим все вокруг смеялись?

Важно и отношение взрослых к очкарикам. Дети тонко чувствуют отношение взрослых к тем или иным вещам. А если принимать во внимание, что классный руководитель и родители являются главными авторитетами для ребенка, именно им следует спокойно и уважительно относиться к детям, носящим очки.

Например, одна девочка, когда-то услышав от учительницы, что очки носят очень умные люди, на шуточный вопрос маминых подруг «Какого бы ты мужа хотела?», строго ответила: «Умного и в очках». Даже спустя пару лет после окончания младшей школы она не могла подвергнуть сомнению слова учительницы.

Относитесь к очкарику так же, как и к другим детям. Он никогда не должен чувствовать себя ущемленным или каким-то особенным. Да, он носит очки, но это не делает его хуже остальных. Не показывайте свои переживания из-за ношения ребенком очков, он может это почувствовать. Если вы слышите обзывательства других детей, не показывайте, что вы обижены. Ребенок может даже не знать, что надо обижаться, но он легко научится этому у вас. Как реагировать на «выпады», мы расскажем позже.

Как повысить самооценку ребенка в очках?

Ребенку будет проще общаться со сверстниками, даже с самыми задиристыми, если его самооценка будет чуть-чуть завышена. Говорите ребенку о том, как вы его любите , поощряйте за успехи, старания. Не выдумайте несуществующее, но и не бойтесь перехвалить. Помогите ребенку увидеть минусы в своей внешности в качестве плюсов.

Купите ребенку модные, красивые очки, которые хорошо на нем смотрятся. Подчеркивайте привлекательность ребенка («Ты у меня красавицей растешь, от женихов скоро отбоя не будет», «Какая у тебя оправа стильная, тебе очень идет, сразу такой солидный стал!», говорите, что «Очки - это самый модный аксессуар, их можно подбирать к одежде, к образу» и пр.

Сейчас очень много известных героев в очках. Мальчикам можно сказать, что он вылитый Гарри Поттер или Человек-Паук, девочкам - что они похожи на ванилек (романтичных девочек в очках, любящих моду, природу и фотографию). Расскажите, что многие звезды и знаменитые люди даже с хорошим зрением носят очки, чтобы выглядеть ярче.

Как быть, если дразнят «очкариком»?

Реакция на окрики «Очкарик». Чтобы ребенок не волновался из-за глупых окриков на улице, объясните ему, что «очкарик», - это тот, кто ходит в очках и ничего плохого в этом нет. Скажите, что даже оптику называют этим словом, не будут же магазину давать плохое название?

Если вы замечаете, что окрики стали появляться в школе, где все постоянно друг у друга на виду, такой реакцией уже не обойтись. Прозвище может прикрепиться к ребенку и мешать ему в течение всего учебного процесса. Чтобы такого не было, научите ребенка методам психологической защиты:

  1. Употреблять отговорки типа:

Кто обзывается, тот сам так называется

Черная касса, ключ у меня, кто обзывается - сам на себя!

Чики-траки — стеночка! (Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзывающим.)

Шел крокодил, трубку курил,
Твое слово проглотил, а мое оставил!

- У кого четыре глаза, тот похож на водолаза.
- Приятно познакомиться. А я - Петя.

  1. Задавать вопросы, вводящие в ступор:

Почему ты хочешь меня обидеть?

И что? (Недаром эти два слова в интернете прозвали вопросом, о который разбиваются все доказатель ства. Помогает и взрослым).

  1. Вести себя нестандартно. Например, после оскорблений ответить: «Что-то мне уже не хочется с тобой дружить», «Тебе такое не идет». Если ребята задираются, так и ждут, чтобы ребенок влез в драку, можно ответить: «Я устал, дайте мне отдохнуть», «Деритесь без меня, если хотите».
  2. Игнорировать окрики. Такой вариант может оказаться сложным для школьника, но действует эффективно. Например, ребенка подзывают обидным словом, а он не отвечает, будто бы не понимая, что обращаются к нему. Не нужно отвечать до тех пор, пока его не назовут по имени.
  3. «Не кормить троллей». Научите ребенка отвечать на обидные слова спокойно, уверено и без обид. В крайнем случае, не показывать, что он обиделся, поскольку основное желание обидчика - сделать больно другому и насладиться содеянным.
  4. «Не опускаться на дно». Поясните ребенку, что обзываются и унижают обычно слабые и некультурные личности, не знающие как самоутвердиться, потерянные в этой жизни. А поэтому не стоит опускаться до их уровня, оскорблять в ответ, нужно быть выше ситуации.

Чтобы ребенок лучше понял это пункт, попросите его представить себя Гарри Поттером. Что будет делать Гарри, если его будут обзывать другие дети? Начнет скандалить в ответ или отправится дальше спасать мир? Конечно, пойдет спасать мир, потому что у героев всегда найдутся дела поважнее.

Ольга ВОСТОЧНАЯ, психолог

www.nebolei.ru

У родителей очкариков всегда много вопросов. Как быть, если ребенок отказывается носить очки? Как убедить, что они делают его только круче, а жизнь – лучше? И разрешать линзы или нет?

Эксперты

Татьяна Позднякова
офтальмолог, врач высшей категории

Екатерина Демина
психолог-консультант


КОГО НЕ ДРАЗНЯТ?

Каждый, наверно, слышал дразнилку «у кого четыре глаза, тот похож на водолаза». И когда врач выписывает ребенку очки, родители сразу в красках представляют, как над ним начнут глумиться окружающие. Но вот что интересно: очкарики делятся на тех, кого дразнят, и на тех, кого не дразнят. Значит, проблема на самом деле не в очках, а в человеке? Если ребенок убежден, что его будут дразнить, так оно и будет. Не из-за очков, которые он отказался носить, так из-за того, что плохо ориентируется без них. Но у очкариков всегда есть выбор - быть смешным нелепым «ботаном» или стильным интеллектуалом. Тем более, прошли времена, когда очки были тяжелыми и неказистыми. Сейчас это, пожалуй, модный аксессуар, самых разных форм и расцветок.

Екатерина Демина :

Сама ношу очки с восьми лет. Меня никто и никогда не дразнил. В очках стала видеть так же, как остальные дети, и была просто счастлива. А кому придет в голову дразнить счастливого человека? Поэтому советую родителям не впадать в панику, но и принять проблему всерьез. Главное - убедить не обращать внимания на дразнилки, ведь если не реагируешь, то дразнить не интересно. Может, стоит рассказать об актере Сильвестре Сталлоне, который в детстве заикался и носил очки?

ОЧКИ ИЛИ ЛИНЗЫ?

Часто дети отказываются носить очки, потому что настаивают на контактных линзах. Как быть родителям: заставлять носить «велосипед на носу» или все же разрешить пользоваться линзами? Не вредно ли вообще носить линзы, сумеет ли ребенок с ними справиться?

Татьяна Познякова :

Контактные линзы сейчас делают из высокотехнологичных материалов, они не доставляют дискомфорта. Поэтому ребенку уже в 8 лет абсолютно спокойно можно назначить контактные линзы, если нет противопоказаний. Но вместе с линзами мы обязательно выписываем очки. Дети на это охотно идут. В линзах они привыкают видеть хорошо и четко. Когда линзы снимают - например, дома, им становится некомфортно, и они надевают очки. Так и привыкают и к линзам, и к очкам.

СТЕРЕОТИП ТРОЕЧНИКА

Родители, бывает, удивляются, когда офтальмолог на приеме интересуется, любит ли их чадо читать. Выясняется, что не любит и вообще не интеллектуал, носит из школы тройки. После осмотра выясняется, что у такого школьника так называемая средняя дальнозоркость. То есть при относительной детской норме +2 и +3 у него уже +4. Такие дети и без очков видят хорошо, но глаза у них сильно устают, потому что хрусталик постоянно напрягается. Такой ребенок интуитивно избегает чтения как дополнительной зрительной нагрузки. Причем он редко жалуется на дискомфорт, потому что не понимает, в чем дело. И если упустить время, он так и не приучится читать. Родители его поругивают, учителя считают нерадивым и навешивают ярлык «хронического троечника», с которым он и пойдет по жизни. Но если ненужную нагрузку возьмут на себя очки, все может измениться, как по волшебству!

Татьяна Познякова:

«Привожу такой пример детям и родителям. Представьте, что к каждой ноге вам привязали по гире килограмма в 2-3 весом и отправили в школу. К началу занятий вы будете уже порядком уставшими, потому что тащите на себе этот никчемный груз. Отсутствие очков у ребенка, которому они нужны, - по сути, та же лишняя нагрузка. Ему приходится напрягать глаза весь день с утра до вечера. Какой в этом смысл? Приходится объяснять это родителям. Они потом говорят спасибо».

ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ

«Недавно очки для коррекции астигматизма выписали моей четырехлетней дочке, рассказывает подруга Маша. - Сначала она носила их без всяких капризов и даже с удовольствием. Но недавно подошла на детской площадке к знакомому мальчику, такому же малышу. А тот возьми да и скажи: «Не буду с тобой играть, ты теперь какая-то страшная!» Дочь услышала, расплакалась и теперь наотрез отказывается носить «велосипед на носу». Если с подростками еще как-то можно договориться, то даже не мечтайте, что малыши от полутора до трех-четырех лет добровольно согласятся терпеть чужеродный предмет на лице и мириться с физическим неудобством. Кроме того, детям нужно время, чтобы мозг привык к изменившейся картинке, на первых порах может кружиться или даже болеть голова. Если ребенок еще не говорит или он слишком маленький, чтобы сформулировать, что именно не так, родители не поймут, что его раздражает: сам факт очков на лице, давит оправа или болит голова. В любом случае, и родителям, и воспитателям, а потом и учителям придется искать решение проблемы. При этом они должны быть на стороне своих маленьких «четырехглазиков».

Екатерина Демина:

К очкам привыкают. Дети вообще быстро адаптируются к любым изменениям. Главное, чтобы мама была абсолютно уверена, что так нужно. Если она сама комплексует по этому поводу, если ей кажется, что на нее все смотрят, что ребенок в очках - это уродливо, ребенок проникнется ее настроением.

КАК ВЫБРАТЬ ОПРАВУ?

Оправа должна быть такой, чтобы дети не дразнились, а завидовали. Оптимальный вариант - силиконовая, жизнерадостного цвета, с дужками на пружинках и с мягкими заушинами. В ней можно прыгать, бегать, кувыркаться - даже в узел завязать, и ничего ей не сделается. Право выбора цвета оправы вполне можно предоставить ребенку.

Татьяна Позднякова:

Силиконовые оправы дороже обычных, но затраты окупаются. Простые пластиковые, где эти вот заушники выворачивать невозможно, быстро ломаются. Особо одаренным в этом плане детям приходится заказывать по 3-4 новых пар за год! А функциональные силиконовые оправы прослужат несколько лет. Линзы - только пластиковые. Стеклянные использовать для детей запрещено из соображений безопасности. Пластиковая линза - антивандальная, ее захочешь разбить - не разобьешь.

МУЛЬТЫ, ПИРАТЫ, ГАРРИ ПОТТЕР

Ваш ребенок оказался чемпионом по упрямству? Не помогли уговоры, поощрения и даже то, что вы в знак солидарности при хорошем зрении нацепили очки с простыми стеклами? Малыш под любым предлогом снимает ненавистный предмет, постоянно теряет и ломает? Попробуйте другой проверенный способ - мультики. Отнеситесь к ним не как к развлечению, а как к лекарству. Вот, например, цыпленок Цыпа - кумир всех очкариков, робкий и беспомощный в начале, но благодаря своей настырности и вере в себя в финале - всеми любимый герой. Это очень точный психологический образ, который уже помог миллионам очкариков во всем мире избавиться от комплексов. Гари Поттер тоже помогает воспринимать очки не как трагедию, а как знак принадлежности к миру интересного и волшебного. Бывает, что малышу с амблиопией, или «ленивым глазом», тоже приходится носить повязку или специальные очки. Дети по-разному реагируют на ребенка с повязкой, но смеяться или пугаться они перестают, если рассказать им про игру в храбрых пиратов!

Екатерина Демина:

Опыт показывает, что на приучение малыша к очкам в среднем уходит три месяца. От родителей требуются терпение и уважение, внимание и любовь. Очкарик никогда не почувствует себя несчастным и обиженным, если самые главные для него люди будут чаще повторять ему слова, например, из мультика «Цыпленок Цыпа»: «Ты прикольный, клевый, модный, красивый!»

Хорошее зрение у родителей – это еще не гарантия того, что малышу очки не понадобятся. И хотя все мы прекрасно это понимаем, назначение ребенку очков всегда оказывается для родителей полной неожиданностью. К сожалению, в 21 веке многим детям с детства выписывают очки. Компьютер, телевизор, электронные игры – все это ведет к проблемам со зрением. И когда, на приеме у окулиста оказывается, что ребенку нужны очки, многие родители начинают паниковать.
Пережив первый шок, родители думают, что же с этим делать дальше. И, к сожалению, немалый процент родителей, особенно тех, кто сам очки никогда не носил, после некоторых размышлений принимают решение о том, что их ребенок может прекрасно обойтись и без очков. Аргумента в пользу такого решения, как правило, два: во-первых, ребенок и так хорошо видит (узнает родителей издалека, подбирает с пола мелкие детали и т.д.), во-вторых, над маленьким «очкариком» будут смеяться сверстники.
Это неверный подход. Очки детям назначаются не только для коррекции зрения, но и для правильного развития глаз. Есть заболевания, которые встречаются чаще всего у детей – астигматизм и дальнозоркость. Если вовремя не заняться лечением, это может обернуться косоглазием и резким снижением зрения.
Можно также обсудить мнение о том, что до трех лет зрение ребенка еще только формируется, и очки ребенку ни к чему. Нужно ли торопиться скорректировать зрение крохи с помощью очков? Специалисты утверждают, что нужно! А если малыш страдает от дальнозоркости (или близорукости) больше трех диоптрий или от астигматизма высокой степени, необходимо начать носить очки как можно раньше.
Если вы приняли решение покупать очки, имейте в виду, что это не просто. Далеко не каждая оптика имеет хоть какой-то выбор детских оправ, хотя производителей детских оправ достаточно, таких как Fisher price, United Colors of Benetton, Barbie и другие. Поэтому прежде, чем ехать с ребенком в салон, который расположен далеко от дома, лучше позвонить и уточнить, есть ли детские оправы для вашего возраста.

Основными критериями при выборе детских очков являются легкость и прочность оправы. Также хорошо, если будут мягкие заушники. И обязательно поинтересуйтесь мнением ребенка. Ведь он будет в них ходить и он должен чувствовать себя уверенно.
Сами линзы должны быть сделаны из пластика. Но это негласное правило для детских очков. Поэтому если вам предложат вставить стекло, насторожитесь.

Как выбрать очки для ребенка?

  • Детские очки должны иметь не стеклянные, а пластмассовые или поликарбонатные линзы. Такие линзы намного легче стеклянных, что хорошо: очки не станут сползать с носика ребенка, не вызовут на нежной коже раздражения и не приведут к деформации еще формирующейся носовой перегородки. Линзы из пластика намного прочнее и безопаснее традиционных. Они не разобьются на острые осколки, не поранят глаза ребенка.
  • Оправа для очков ребенка должна быть достаточно прочной. Самые удобные детские оправы – сделанные из титана, ацетата целлюлозы или кевлара. Они выдержат удары и сгибание (поверьте, малышу, наверняка, захочется провести не один опыт на своих очках). Кроме того, данные виды оправ гипоаллергенны. Детские очки изготавливаются без винтовых соединений.
  • Если очки прописали малышу до полутора лет, ему подойдет оправа из мягкой пластмассы или каучука. Она гнется в любую сторону и выдерживает любую активность крохи. Такие очки можно даже жевать, когда режутся зубки.
  • Важно знать, что детские очки держатся не на носу малыша, а на его ушах. Неудобные заушники могут вызывать не только неприятные ощущения, но и стать причиной головных болей ребенка. Детские очки должны обладать гибкими заушниками – пружинками или крючками.
  • Необходимо помнить о том, что ребенок намного чаще, чем взрослый смотрит наверх – поэтому очки должны предоставлять достаточное поле зрения для крохи. Следите за тем, чтобы очки были в пору малышу: дети растут быстро, возможно, уже пора обновить полезное приспособление!
Диагностика заболевания

Стоит помнить, что очки для зрения для детей нужно покупать лишь только после объективного полного обследования крохи. Зрение ребенка может достаточно быстро изменяться, поэтому крайне важно для малышей с подобными проблемами регулярное наблюдение у офтальмолога.
После того, как доктор проведёт обследование, он может прописать ребёнку очки как вспомогательный инструмент лечения.
Если очки подобраны, верно, они в течение короткого времени устраняют дефекты зрения. Каждый человек уникален, а степень развития дефектов зрения индивидуальна, поэтому порой даже специалистам очень, нелегко бывает ответить на вопрос: как подобрать очки для ребёнка, чтобы улучшить зрение, а не навредить? Сначала проводится диагностика, глаз подробно осматривается. Берутся показатели при расширенном и суженном зрачке.Для определения остроты зрения маленьким детям закапывают глаза атропином. Подбор очков детям – дело весьма непростое, ведь кроха еще не знает букв, его зрение трудно проверить по таблицам и подбором очковых стекол.
На основе полученных данных делаются выводы, и только потом подбираются линзы для очков. Труднее всего подобрать очки для детей младшего возраста, потому что сложно понять, что дети чувствуют, поскольку они не могут в более полной мере точно передать свои ощущения. Да и как подобрать очки для ребёнка, если зачастую он считает очки ненужным утомляющим предметом, отвлекающим внимание. В этой ситуации врачи долго общаются с ребёнком, давая ему посмотреть на разные интересные объекты вдалеке или цветные кружки. Выявляется, насколько близко малыш подносит к себе предметы. Случается и такое, что зрение малыша ухудшается резко и в один момент. Естественно, ребёнок не готов к ношению очков, возникает психологический дискомфорт. Следует понаблюдать, насколько часто ребёнок снимает очки, ведь это может быть следствием неправильного подбора очков.

Как приучить ребенка к очкам?

Купить ребенку очки – это только полдела, задача родителей – сделать так, чтобы малыш действительно их носил. Как же этого добиться? Сразу после покупки ребенок с радостью примерит очки и какое-то время в них походит, но затем новая игрушка (а малыш воспримет очки именно так) наскучит, и начнутся проблемы.

В среднем родителям приходится потратить около трех месяцев на то, чтобы приучить ребенка к очкам. Как помочь ребенку привыкнуть к очкам? Как сделать так, чтобы он перестал их снимать?

  • Наберитесь терпения, ведь это процесс не одного дня.
  • Приобретите удобную модель очков с закругленными заушниками.
  • Прикрепите к заушникам резинку, чтобы малыш (совсем маленький) не смог снять их самостоятельно.
  • К ношению очков ребёнка нужно приучать постепенно. Каждый день какое-то количество времени он должен проводить в очках, постепенно это время увеличивается до оптимального, предписанного врачом времянахождения в очках.
  • Оденьте крохе очки, пусть он посмотрит в них телевизор. Но не давайте малышу засиживаться за любимым занятием дольше пятнадцати минут.
  • Постарайтесь отвлечь ребенка новой игрушкой или игрой сразу после того, как очки были одеты. Это поможет ему хотя бы на время забыть о том, что нужно сорвать ненавистный предмет.
  • Если кто-то в семье носит очки, самое время для того, чтобы начать этим «хвастаться». Дети любят подражать взрослым. Можно попробовать одеть всю семью в очки, даже если зрение у ее членов хорошее.
  • Можно одеть игрушечные очки (даже просто вырезанные из бумаги) на всех мишек, кукол и роботов.
  • Придумайте интересные истории и сказки о волшебных очках или умных героях-очкариках.
  • Обращайте внимание малыша на всех прохожих в очках, на актеров по телевизору. Говорите о том, что это красиво и удобно.
  • Не ругайте ребенка за отказ одевать очки, запаситесь терпением. Начинайте с нескольких минут, хвалите ребенка.
  • Дети в садике могут дразнить малыша, говорить, что очки некрасивые. Только здесь нужно понимать, что дети в силу своего возраста имеют смутное представление о назначении очков, поэтому все эти придирки вполне могут быть вызваны тем, что у них самих очков нет, а им тоже хочется их примерить, убрать в очечник и т.д., то есть воспринимают их как игрушку, которой у них нет. Просто объясните это своему ребенку, тогда ему не будет так обидно.
  • Помимо ношения очков, для достижения максимального эффекта, офтальмолог прописывает процедуры и упражнения, которые подкрепляют действие очков и способствуют исправлению дефектов зрения.
Напоследок хочется отметить, что ранняя диагностика и своевременная коррекция нарушения зрения у детей всегда дают хорошие результаты. Родителям не надо думать, как заставить ребенка носить очки, а просто приобрести максимально удобную модель и методично объяснять малышу их необходимость. Ваши терпение и забота подарят крохе здоровый и счастливый взгляд без очков в будущем.

Очень часто случается так, что дети подвергаются унижению со стороны коллектива, в котором они находятся. Нападки со стороны других детей бывают, как в школьном, так и в дошкольном учреждениях. Такое отношение к ребенку может быть вызвано тем, что ребенок плохо видит и ему приходится носить очки .

Когда происходит моральное давление коллектива на психику ребенка, как правило, это приводит к тому, что он становится замкнутым, с множеством комплексов , которые невозможно искоренить в течение долгих лет.

Возможно ли сделать так, чтобы детей, которые носят очки, не считали изгоями , не обижали, чтобы в коллективе они не считались «белыми воронами», и какие действия необходимо предпринять, если нападки на него уже начались?

Дети очкарики: детский садик

Малыша , у которого плохое зрение, лучше отдать в дошкольное учреждение со специальным уклоном. Такое решение родителей , во-первых, поможет ребенку улучшить зрение, во-вторых, рядом с ним детки будут с такими же проблемами со здоровьем и это не будет выделять его среди других. Плюс таких учреждений в том, что там с ребенком занимаются квалифицированные воспитатели , а также доктора, которые предоставят помощь в решении данной ситуации.

Однако, если ребенок пошел в неспециализированный детский садик , то родителям необходимо провести беседу с педагогами , которые будут находиться с ним. Таким образом, когда ребенка захотят обозвать «очкариком», воспитатель объяснит, что так вести себя по отношению к другим нельзя. Как правило, педагог создает благоприятную атмосферу между детьми. Если воспитатель к этой ситуации отнесется серьезно, и все нападки обидчиков будут вовремя останавливаться, тогда ребенок будет чувствовать себя в безопасности .

Ребенок никогда не допустит плохой мысли о своем внешнем виде , если только не найдутся «доброжелатели», которые укажут ему на его недостатки . Таким детям родители должны внушить, что очки носят только самые умные люди и этого не надо стыдиться.

Дети очкарики: школа

В школе , также как и в садике, родителям необходимо провести беседу с учителями, которые будут проводить больше времени в классе. Педагогам стоит выделить какое-то время для младших и средних классов, чтобы провести специальный урок на тему о неблагоприятных внешних факторов, имеющих плохое влияние на глаза , а также о детях, которым прописаны очки, и что в этом нет ничего зазорного. Все, кто носят очки, абсолютно нормальные. Ведь множество людей страдают от различных болезней . Кто-то жалуется на боли в голове, а кто-то страдает от желудочной или глазной боли. А человек, который в данный момент осмеивает того, кто в очках, не застрахован от болезней, как и его близкие люди. И ему бы не было приятно, если бы над ним или над его родственниками кто-либо шутил.

Взрослые люди также должны с пониманием относиться к детям в очках. Ведь ребенок очень чутко воспринимает реакцию взрослого по отношению к чему-либо. И лишь то, что учитель и родители - это пример для ребенка, должно подвигнуть к адекватному отношению к нему со стороны взрослых.

Отношение к обычным детям, и к детям в очках должно быть одинаково. Такой малыш должен воспринимать себя, как вполне обычного ребенка. И тот факт, что зрение у него чуть хуже, чем у других детей, ни в коем случае не портит его. Родители должны принять такую ситуацию, как должное, не комплексовать, ведь их чадо все понимает и чувствует. А обидные высказывания в его сторону, нужно просто игнорировать, чтобы ребенок в дальнейшем научился не принимать близко к сердцу слова таких людей.

Что необходимо делать, чтобы ребенок не комплексовал?

Если ребенок не комплексует и с его самооценкой все хорошо, то ему очень легко вливаться в новый коллектив. Но, если с этим есть проблемы, то повысить самооценку можно нахваливая ребенка, поощряя его во всех его начинаниях . Здесь главное не переусердствовать. Необходимо указать ребенку на его недостатки с положительной стороны.

Пусть родители, приобретая для ребенка очки, выберут самые стильные , в которых он будет выглядеть потрясающе. Очень важно говорить ребенку приятные слова: «Какая ты у нас красивая, женихи будут табунами за тобой бегать», «Какие у тебя очки модные, ты такой симпатичный в них». Скажите, что очки - это лучшее дополнение к любому стилю .

В наше время очень многих сказочных персонажей рисуют в очках. Взять даже Человека -Паука или Гарри Поттера, и на это нужно обратить внимание мальчиков. Внимание девочек можно переключить на Ванилек, которые тоже носили очки, но при этом были очень модными. Можно также сказать, что многие знаменитости, не имея проблем со зрением, все равно носят очки, придавая себе этим солидный вид .

Что же делать, если вслед кричат «Очкарик»?

Если вслед все же слышится данное слово, то обязанность родителей - сказать ребенку, что это слово не обидное, а так называют тех, кто носит очки. Ведь даже места , где продаются очки, так называют, а значит в этом нет ничего плохого.

Однако, если таким словом начали обзывать в школе, то тут должна быть другая реакция. Ведь это может войти в привычку и тогда ребенку будет сложно учиться в таком коллективе. Чтобы этого избежать, ребенок должен знать, как поставить на место своих обидчиков:

  • Всегда отвечать на обидные слова: «Кто обзывается, тот сам так называется» и так далее.
  • Уметь задать вопрос , который обидчик не ожидает услышать: «Из-за чего ты меня обижаешь?» или » Что?» - этот вопрос вводит в ступор даже взрослого человека.
  • Реагировать по-особенному. После того, как прозвучали оскорбления , сказать: «Я теперь не хочу иметь дружбу с тобой», «Такое поведение тебе не к лицу». Если дети специально еще больше задевают, провоцируя драку, лучше сказать: «Что-то я чувствую себя уставшим, пойду отдохну», «Можете драться, я не буду принимать в этом участие».
  • Не обращать внимания на обидные слова. Это сложно, но эффект превзойдет все ожидания. Если обидчики называют ребенка не по имени, а обзываются и при этом хотят, чтобы он обратил внимание на них, то тот, кого обзывают не должен этого делать до той поры, пока обидчики не обратятся к нему по имени .
  • Не показывать обиду . Ребенок должен обидчикам не кричать в ответ обидные слова, а реагировать на них со спокойствием . Ни в коем случае нельзя показывать, что он обиделся, иначе будет еще хуже.
  • Не уподобляться. Необходимо объяснить ребенку, что оскорблениями ничего не добиться и это удел плохих людей. А он не такой, поэтому он так делать не должен.

Если ребенку будет не понятно что-то из данного пункта, то лучше объяснить на примере какого-нибудь героя. Например, Гарри Поттера. Ведь он не будет обращать внимание на нападки в свою сторону, а пойдет заниматься благими делами .