Потребность любить и быть любимым заложена в каждом человеке. Но ни одно живое существо на свете не нуждается так в любви – как ребенок!

Что такое реактивное расстройство привязанности у детей?

РРП или реактивное расстройство привязанности – это отсутствие у ребенка эмоциональной привязанности к своим родителям. Как правило, данное патологическое состояние проявляется у детей вследствие недостаточного внимания со стороны родителей, их пренебрежительного или жестокого отношения к ребенку. Часто данная патология встречается у детей-сирот. РРП приводит к негативным поведенческим проявлениям, к психологическим и социальным расстройствам. РРП – это целый комплекс психических отклонений.

Классификация РРП

В медицине существует 2 типа классификации данного расстройства. В первом случае РРП классифицируется в соответствии с особенностями клинической картины, на основе которых выделяются два вида расстройств.

  1. Расторможенное или дезингибированное расстройство . Данное расстройство выражается в отсутствии избирательности при установлении контактов. Маленькие детишки одинаково идут на контакт, как с родителями, так и с совершенно незнакомыми людьми. Посторонние люди не вызывают у них настороженности. В сознательном возрасте такие дети неразборчивы при выборе друзей. Врачи считают, что главной причиной данного расстройства является частая смена близкого окружения ребенка. То есть смена родителей, опекунов или воспитателей.
  2. Ингибированное расстройство – заторможенное, подавленное состояние. Симптомы при этом виде расстройства слабовыраженные. Одним из признаков данного расстройства считается устойчивая амбивалентность. То есть дети могут к одному и тому же человеку испытывать одновременно и ненависть, и любовь. Их поведение отличается агрессивной реакцией на любое страдание (свое или чужое). Большинство ученых считают, что данный тип расстройства является результатом жестокого обращения родителей с маленькими детьми. Однако это утверждение по сей день считается спорным.

Более подробной и точной считается вторая классификация, по которой данное расстройство подразделяется на четыре типа. Данная классификация учитывает не только клинические проявления, но и этиологический фактор, а также поведенческую направленность.

  1. Негативная привязанность. Ребенок специально провоцирует негативное отношение к себе, вызывая у взрослых раздражение. Как правило, такое поведение вынуждает родителей наказывать ребенка. Основными причинами данного нарушения становятся излишняя опека или, наоборот, равнодушие и пренебрежение со стороны родителей.
  2. Амбивалентная привязанность . К данному нарушению приводит непоследовательность в поступках взрослых, истерические реакции на поведенческие проявления ребенка. Детям с таким нарушением свойственна категоричность, ярко выраженная двойственность. Агрессивность может в считанные секунды перейти в доброту, ласка – в агрессию.
  3. Избегающая привязанность. Дети с этим типом нарушения отличаются замкнутостью. Они недоверчивы и угрюмы. Как правило, причиной данного расстройства становится разрыв отношений с одним из родителей, опекуном. Развод, возвращение опекуном ребенка в детдом, смена опекунов.
  4. Дезорганизованная привязанность. Дети с дезорганизованной привязанностью не идут на контакт, часто проявляют жестокость и агрессию. Как правило, причиной данного типа расстройства становится насилие или жестокое обращение с ребенком.

Почему возникает РРП у детей - основные причины

Чувство эмоциональной близости принято называть привязанностью. Привязанность ребенка к родителям основывается на любви и симпатии. Основными причинами отсутствия привязанностями и патологических поведенческих реакций считаются:

  • Отсутствие или неполноценный контакт с матерью. РРП часто развивается у детей, матери которых страдают психическими расстройствами, длительной послеродовой депрессией, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики, считают рождение ребенка досадным недоразумением. Такие матери, как правило, применяют к детям насилие, отказываются от близкого общения с ними, унижают и игнорируют собственных детей.
  • Длительное отсутствие родителей. Развитие РРП может быть спровоцировано ранней разлукой с родителями. Например, ребенка отрывают от матери по объективной необходимости. Например, малыша помещают на длительное время в стационар или от ребенка отказываются опекуны и он вынужден менять место проживания и т.д. Чаще всего РРП страдают дети-детдомовцы и дети, по тем или иным причинам, изъятые из семьи.
  • Наличие в семье большого количества детей. В данном случае у многодетной матери попросту не хватает времени и на долю одного из детей приходится недостаточно заботы и внимания. Он начинает чувствовать себя изгоем, брошенным и не любимым.

Как определить реактивное расстройство привязанности у ребенка?

Симптомы у детей до 5 лет

Как правило, первые симптомы данного расстройства наблюдаются уже в младенческом возрасте и до пяти лет. Ребенок становится вялым, избегает любого общения, замыкается, уходит «в себя», «самоизолируется». Малыш не просится на ручки, его не интересуют игрушки, он избегает смотреть в глаза взрослым, редко улыбается, ударившись, не ищет утешения. Он апатичен.

Признаки РРП у детей после 5 лет

После пяти лет (по мере взросления ребенка) симптомы прогрессируют и проявляются двумя типами поведения – заторможенным и расторможенным.

Заторможенный тип поведения характеризуется следующими симптомами:

  1. Ребенок всячески избегает близкого общения.
  2. Он замкнут, отказывается от любой помощи.
  3. Никак не реагирует на замечания.
  4. Постоянно грустит и предпочитает проводить время в одиночестве.

Расторможенный тип поведения – симптомы:

  1. Ребенок становится агрессивным, капризным.
  2. Он постоянно пристает к взрослым (даже к посторонним людям).
  3. Совершает непредсказуемые поступки. Например, может среди ночи приходить в спальню к родителям и ложиться к ним в кровать. На самое незначительное замечание может неадекватно и агрессивно реагировать.
  4. Ребенок любыми способами пытается привлечь к себе внимание.

В переходном возрасте такие дети относятся к группе риска. Они зачастую злоупотребляют алкоголем, и «подсаживаются» на наркотики.

В некоторых случаях РРП может проявляться одновременно двумя типами поведения. То есть у ребенка попеременно наблюдаются то расторможенный тип поведения, то заторможенный.

Дети, страдающие РРП, часто ведут себя неадекватно или слишком импульсивно, они нередко попадаются на воровстве, проявляют неоправданную агрессивность к животным. Им незнакомо чувство раскаяния и сожаления.

Последствия РРП

РРП довольно сложно диагностировать, так как некоторые симптомы проявляются и при других заболеваниях. Например, при , при , при стрессах, при тревожном расстройстве и т.д. Для постановки верного диагноза необходимо комплексное обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка в разных ситуациях. Именно поэтому, своевременное обращение к специалистам в данном случае имеет огромное значение. Чем раньше будет начато комплексное лечение, тем более благоприятным будет прогноз.

Последствия запущенной формы РРП могут носить очень серьезный характер. Наиболее частым осложнением становится задержка психического и интеллектуального развития. У детей с РРП наблюдается социальная дезадаптация, задержка в развитии, отставание в мышлении. Дети с РРП позже начинают ползать, ходить, говорить. У них отсутствует стремление к речевому контакту, они не могут ни на чем сконцентрировать свое внимание. Если диагноз вовремя не был поставлен и ребенок не получил своевременного лечения, то в подростковом возрасте у него может развиться психопатия, невроз. Таким детям свойственны девиантные формы поведения.

Лечение РРП

Лечение данного расстройства включает в себя целый комплекс психотерапевтических мероприятий. А именно: детскую психотерапию, семейную психотерапию, индивидуальные консультации у психолога и психотерапевта.

  • Основная цель психотерапевтических сеансов с детьми заключается в снижение их эмоциональной напряженности. Психотерапевты в форме игры пытаются расслабить ребенка, избавить его от страхов и недоверия.
  • Целью семейных сеансов является восстановление эмоционального контакта между родителями и ребенком. Психотерапевтические упражнения позволяют устранить отчужденность, возродить телесный и вербальный контакт в семье.
  • Во время консультации опытные специалисты учат родителей правильно выстраивать внутрисемейные отношения, дают полезные рекомендации, разбирают конфликтные ситуации.

С целью коррекции имеющихся уже отклонений в некоторых случаях назначается медикаментозная терапия.

Младенцы и детишки раннего возраста легче поддаются коррекции, для этого всего лишь необходимо восстановить любящие отношения в семье. Любовь, забота, внимание, участие – главные «лекарства» в этом возрасте. Лечение реактивного расстройства привязанности у детей дошкольного и школьного возраста требует вмешательства специалистов. Только совместные усилия психотерапевта и родителей смогут избавить ребенка от этого недуга.

К каким врачам следует обращаться при первых симптомах РРП?

Лечением данного расстройства занимаются: психиатры, психологи и психотерапевты.

Профилактика РРП

Ребенку необходима стабильная и любящая семья. Зрелое поведение матери и психологический комфорт в доме являются основами психического здоровья любого ребенка.

Нарушения привязанности

Нарушения привязанности обычно описываются как неблагоприятные (ненадежные) типы привязанности, а в крайних вариантах, когда речь идет о психопатологии, как расстройства привязанности. Впервые типы привязанности ребенка к матери были выделены и описаны в исследованиях М. Эйнсуорт и ее коллег. Среди них имеется один благоприятный тип («безопасная привязанность») и два неблагоприятных («избегающая привязанность» и «тревожно-амбивалентная привязанность»).

Ребенок с безопасной (надежной) привязанностью воспринимает свою мать как базу безопасности для исследования окружающего мира и расширения своих возможностей. Он чувствует себя относительно комфортно, когда ее нет рядом. Это объясняется тем, что имеющаяся у ребенка «внутренняя модель» матери содержит представления о ней как о всегда доступной и готовой откликнуться на любой его призыв. Такой ребенок в большей степени, чем дети, имеющие ненадежную привязанность, расположен к совместной деятельности и с большей готовностью выполняет просьбы матери. У него реже наблюдается конфликтное поведение, тревожность. Через контакт с матерью ребенок способен регулировать свои негативные состояния (тревогу, страх, гнев). Социально-эмоциональное развитие такого ребенка происходит наиболее успешно .

Избегающая привязанность характеризуется демонстрацией ребенком умеренного избегания и подавлением сильных эмоций (особенно негативных) для сохранения близости с матерью, которая сама отвергает слишком близкий и интенсивный контакт с ним. Ребенок с избегающей привязанностью практически не расстраивается при уходе матери и не стремится при встрече к тесному контакту с ней. Исследовательская активность ребенка протекает самостоятельно. Он не ориентируется на эмоциональные реакции матери.

В качестве факторов, способствующих формированию у ребенка избегающей привязанности, обычно указывается нечувствительность матери к состояниям ребенка, избегание близкого контакта с ним, отвержение ребенка . В.В. Лебединский и М.К. Бардышевская описали конкретные симптомы, демонстрирующие избегание матерью близкого контакта с ребенком:

Мать проявляет невнимание к сигналам дистресса у младенца либо реагирует только на очень сильный плач, крик;

При этом мать может знать, что ребенку плохо, но плачущий ребенок не вызывает у нее эмоционального резонанса;

У нее отсутствует эмоциональное отношение к ребенку во время взаимодействия с ним;

Она использует стереотипные формы выражения своего отношения к ребенку;

Мать обращает внимание главным образом на внешний вид (гигиену) ребенка, не интересуясь его внутренним состоянием;

Обращается с младенцем как с неодушевленным объектом (когда носит его по комнате или усаживает);

Уходит, не предупреждая ребенка;

Испытывает сильное напряжение при необходимости общаться с младенцем «лицом к лицу»;

Переключает внимание ребенка с непосредственного взаимодействия на опосредованное (обучает) либо оставляет его одного (перед телевизором);

Пытается обучать ребенка тому, что превышает его возрастные возможности;

Не прерывает активность ребенка, которая чревата опасностью для него;

Постоянно ощущает, что материнские обязанности чрезмерны для нее.

Авторы также отмечают, что в случаях тяжелой эмоциональной депривации ребенка и при отсутствии правильно организованной заботы о нем вместе с избегающей привязанностью развиваются психогенные формы аутизма.

Ребенок с тревожно-амбивалентной (сопротивляющейся) привязанностью к матери тяжело переживает разлуку с ней, с нетерпением ждет ее возвращения, однако быстро разрушает контакт, реагируя агрессией или аффективными вспышками на едва уловимые погрешности матери во взаимодействии (например, кратковременное переключение внимания с ребенка). Амбивалентная привязанность характеризуется бурными всплесками негативных эмоций, часто свидетельствующих об острой реакции ребенка на разлуку даже в ситуациях, когда разлука ребенку не угрожает. Уровень исследовательской активности ребенка с данным типом привязанности очень низкий .

В качестве варианта тревожно-амбивалентной привязанности некоторые современные авторы рассматривают симбиотическую привязанность . Иногда ее также называют невротической привязанностью, поскольку она зачастую является предпосылкой возникновения невротических состояний . Симбиотическая привязанность проявляется в сочетании избегания ребенком зрительного и голосового контакта с интенсивным стремлением к телесному контакту с матерью по типу прилипания. Такой ребенок, например, может требовать, чтобы его постоянно носили на руках, сильно расстраивается при разлуке с матерью даже на несколько минут. В дальнейшем его постоянное стремление к тесному физическому контакту с матерью может приобрести сексуальную окраску, особенно если мать поощряет развитие контакта в этом направлении. Тогда ребенок будет отождествлять эмоциональную близость с физической. При этом возможно отвержение ребенком матери в форме агрессивных действий.

Для поведения матери, стимулирующей проявления амбивалентной (и симбиотической) привязанности у ребенка, характерны следующие особенности:

Непоследовательный и непредсказуемый тип реагирования во взаимодействии с ребенком;

Отношение к ребенку как к особенно болезненному, требующему дополнительной заботы (при этом ребенок испытывает дефицит ласки, внимания из-за постоянного чувства тревоги и внутреннего напряжения матери);

Избирательность реагирования на сигналы дистресса у ребенка и игнорирование проявления им положительных эмоций;

Стремление никогда не расставаться с ребенком;

Проявление враждебности по отношению к ребенку, часто в виде сильного негативного аффекта .

В начале 90-х гг. ХХ в. исследователи М. Мэйн и Дж. Соломон выделили еще один неблагоприятный тип привязанности ребенка к матери – дезорганизовано-дезориентированный . У детей с данным типом привязанности отмечается непоследовательное и непредсказуемое поведение. При разлучении с матерью лицо такого ребенка выражает изумление, и он может бесцельно бродить кругами, а в присутствии матери демонстрирует боязливость и амбивалентное поведение, не зная, то ли обратиться к ней за поддержкой, то ли избегать ее в целях безопасности. Среди причин формирования у ребенка дезорганизовано-дезориентированной привязанности главное место занимает использование матерью сбивающих с толку сигналов и неадекватных реакций .



К числу проявлений нарушений привязанности может быть отнесено и появление у детей «деструктивного аффекта разлуки» . Данное понятие было введено И.Ю. Ильиной для качественного описания состояния ребенка при тяжелой адаптации к дошкольному учреждению. Под деструктивным аффектом разлуки автор понимает ярко выраженную устойчивую отрицательную реакцию ребенка, которая возникает как ощущение нарушения чувства безопасности, и осознание невозможности сохранить контакт с матерью в прежнем качестве, что приводит к доминированию у ребенка отрицательных эмоций и нарушает его адаптацию к новым условиям .

В Многоосевой классификации психических расстройств в детском и подростковом возрасте (в соответствии с МКБ-10) , содержащей описание крайних вариантов патологии привязанности, признаки тревожно-амбивалентной привязанности встречаются при описании реактивного расстройства привязанности детского возраста (в Международной диагностической классификации нарушений психического здоровья и развития в младенческом и раннем возрасте описывается как депривационное реактивное нарушение привязанности ). Данное расстройство встречается не только у детей первых трех лет жизни, но в более старшем возрасте. К его основным симптомам относятся

Противоречивое поведение, особенно заметное при расставании или встрече с близкими;

Боязливость и повышенная настороженность, при которой ребенок не реагирует на попытки его успокоить;

Сниженное настроение, возможна апатия, печаль;

Недостаточность аффективного реагирования;

Реакции отгороженности и/или агрессивные реакции на собственный или чужой дистресс;

Нарушения в общении со сверстниками;

Возможны нарушения соматического здоровья и замедление роста.

Патологические симптомы нарушений привязанности в рассматриваемой классификации также представлены при описании таких расстройств, как тревожное расстройство, связанное с боязнью разлуки и расстройство привязанности детского возраста по расторможенному типу . Основными симптомами тревожного расстройства, связанного с боязнью разлуки (сепарационная тревога), являются

Чрезмерный дистресс, демонстрируемый ребенком в предвидении разлуки с основным объектом привязанности, во время или сразу после нее (тревога, плач, вспышки раздражения);

Нежелание расставаться с объектом привязанности;

Не имеющее под собой реальных оснований постоянное беспокойство, что какие-либо драматические обстоятельства разлучат ребенка с объектом привязанности;

Кошмарные сновидения, содержание которых связано с разлукой;

Повторяющиеся соматические симптомы (тошнота, рвота, боль в животе) в ситуациях разлуки с объектом привязанности .

У детей с расстройством привязанности по расторможенному типу наблюдаются диффузные, нецеленаправленные привязанности, проявляющиеся в форме неразборчивой общительности и неспособности сформировать глубокую привязанность. В раннем возрасте такие дети стремятся постоянно цепляться за взрослых, привлекать к себе внимание . Однако если взрослый предпринимает попытку установить какие-либо правила или определить границы поведения ребенка, последний тут же прерывает контакт с этим взрослым .

Варианты ненадежной привязанности, формирующиеся в раннем детстве, на современном этапе рассматриваются как существенные факторы риска возникновения различных психопатологий в будущем. Анализируя вопрос о связи ненадежных типов привязанности с конкретными типами психопатологий, Ч. Венар и П. Кериг указывают на то, что здесь не может быть установлена однозначная связь, поскольку развитие конкретного ребенка всегда имеет неповторимое сочетание различных «факторов риска и предохраняющих факторов», и ненадежная привязанность является только одним из факторов риска. Эта мысль подтверждается и известным лонгитюдным исследованием Е.Е. Вернер и Р.С. Смит .

Однако Ч. Венар и П. Кериг приводят примеры некоторых исследований, результаты которых позволяют предсказать возможные расстройства в связи с имеющимся у ребенка ненадежным типом привязанности. В частности, в исследовании С.Л. Уоррена была подтверждена гипотеза о связи амбивалентной привязанности с возникновением тревожных расстройств. В исследовании С. Голдберга была установлена связь между избегающей привязанностью в младенчестве и склонностью в будущем к тревожным и депрессивным расстройствам. В исследовании Д.С. Шоу было показано, что дезорганизованно-дезориентированная привязанность у младенцев предсказывает агрессивное поведение в пятилетнем возрасте .

Также следует отметить и другие исследования, в которых была установлена роль привязанности в устойчивости к стрессам, подтверждена связь качества привязанности с депрессивным складом личности, ее влияние на развитие образа себя, развитие самостоятельности, развитие отношений со сверстниками, а также на развитие родительских и супружеских качеств, на интеллектуальное развитие и успешность школьного обучения, на формирование стиля мотивации достижений.

Согласно О. Крейслеру , при отсутствии условий для формирования прочной привязанности (из-за эмоциональной изоляции, ранней длительной разлуки с объектом привязанности, постоянной смены ухаживающих взрослых и др.) у ребенка появляются различные психосоматические расстройства (анорексия, мерицизм, психогенная рвота, нарушения сна, астма, задержка роста и т.д.), а также развивается «формальное поведение маленького ребенка», для которого характерна бедность эмоций, схожесть поведения со странным механическим функционированием (как кукла), ситуативная и недифференцированная привязанность к разным людям, одинаковое прилипчивое отношение к неодушевленным предметам и людям, стереотипные монотонные действия. При отсутствии адекватной психотерапии подобные симптомы могут способствовать возникновению пограничных расстройств личности.

– это чувство близости, которое в норме формируется у младенца по отношению сначала к матери, а затем к другим значимым взрослым, в первую очередь как привычка, как результат длящегося контакта, повторения значимых переживаний. Именно близость с матерью помогает ребенку строить отношения с другими людьми в дальнейшей жизни. Но как формируется чувство привязанности у детей, оказавшихся в приёмных семьях? Давайте разбираться вместе.

В ребёнок пока ещё не осознаёт себя отдельной личностью, а воспринимает себя частью матери. Только с прохождением кризиса 1-го года малыш начинает чувствовать себя отдельным человеком. Безусловно, в ситуации, когда малыш с самого рождения не имел контакта с родной матерью, у него возникают определённые проблемы с формированием чувства привязанности.

Бывают ситуации, когда ребёнок родился и жил в родной семье, но потом по каким-то причинам её лишился. Если эта семья была неблагополучной – родители жестоко обращались с малышом, были алкоголиками, не ухаживали за ребёнком, то чувство привязанности могло и не сформироваться вовсе. Такие дети отличаются агрессивностью по отношению к тем, кто слабее их, а в общении со взрослыми людьми обычно заискивают.

Если же ребёнок жил в благополучной семье, то , но с потерей родителей оно претерпело некоторые изменения. Последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую (устройство ребенка в семью). Если ребенка помещают в приют или детский дом с «обезличенным» типом воспитания, то это только усиливает отрицательные последствия. На нарушение привязанности также может повлиять частая смена взрослых, ухаживающих за ребенком (воспитателей или нянь в доме ребенка, либо переводы из группы в группу внутри одного учреждения, либо перевод из одного учреждения в другое). Есть еще вариант развития событий: боясь испытать боль потери снова, ребёнок общается со взрослыми осторожно и не допускает близости.

В зависимости от возраста ребёнка, в котором он попадает в приёмную семью, специфики нахождения его в предыдущих местах пребывания (родная семья, детский дом, интернат), личностных особенностей и многих других факторов, формирование может протекать по-разному.

Особенностью всех приёмных детей является настороженность по отношению к новым родителям: дети не доверяют взрослым, боясь нового предательства. Часто родители жалуются на вызывающее и провоцирующее поведение ребёнка, говорят о том, что малыш не ценит их усилий, не относится к ним с благодарностью, а только шкодит и хулиганит. Такое поведение ребёнка объясняется тем, что он проверяет новых родителей на прочность – смогут ли они выдержать, а любят ли они его любого, не предадут ли?

Приемный ребенок, попав в семью, в лучшем случае будет проявлять беспокойство при отсутствии новых родителей или их попытках отлучиться из дома. Но это не значит, что привязанность нельзя сформировать. Для этого приемным родителям важно хорошо понимать истоки нарушения привязанности, а также владеть методами «терапевтического воспитания». Подобные методы есть у педагога-психолога КГАОУ ЦПМСС г. Чайковского (Пермский край) Шамардановой Е.А.

Основные принципы "терапевтического воспитания":

    Главное правило «терапевтического воспитания» для родителей - сначала позаботьтесь о себе!

    Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.

    Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.

    Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

    Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте "естественные последствия". Но когда такие последствия "наступают", проявите сочувствие к вашему ребенку.

    Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.

    Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.

    Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.

    Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

    Будьте последовательны.

    Избегайте споров с ребенком о том, «кто главнее».

    Не теряйте чувства юмора.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

Екатерина Сафонова