Читайте также:
  1. Б10.4Требования ПЭЭС при подключении передвижных, переносных токоприемников.
  2. Билет 27. Связи с общественностью и журналистика: сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах
  3. Блок. 6. Методы и приемы воспитательного воздействия на сферу неформального общения
  4. В рецепте выписан раствор атропина сульфата для приема внутрь.ВРД превышает в 100 раз
  5. Виды рекламы в СКСиТ и критерии ее выбора. Нетрадиционные приемы в рекламе.
  6. Виды риска. Как делится риск по степеням доступности. Приемлемый риск.
  7. Виды транспорта, организация приема и передачи материальных средств

мерть нейронов коры больших полушарий головного мозга от недостатка кислорода наступает, если произошла остановка сердца в течение 5-6 минут, или человек не дышит 10 минут при продолжающемся сердцебиении, а в случае выживания организма - повреждения этих нейронов остаются необратимыми. Поэтому при остановке сердца или дыхания необходимо срочно оказать помощь - восстановить эти жизненно важные функции. Дорога каждая секунда.

Прежде всего, следует помнить, что дыхание может быть нарушено из-за скопления в ротовой полости сгустков крови, рвотных масс, осколков зубов, грязи, песка и другого содержимого, а также вследствие западения языка, что бывает при потере сознания, передозировке наркотиков и т.д. В этом случае надо быстро последовательно провести следующие действия по восстановлению проходимости дыхательных путей.

1. Положить пораженного горизонтально на спину, на твердую поверхность, ноги поднять выше уровня головы, расстегнуть стесняющую одежду (верхние пуговицы рубашки, платья; ослабить брючной ремень).

2. Повернуть голову в сторону, открыть рот (если необходимо - разжать зубы), вставить между коренными зубами что-либо, удерживающее рот в открытом состоянии (обернутую тряпкой деревянную палочку, ручку) и пальцем, обернутым влажной материей (платком, салфеткой, бинтом), освободить ротовую полость от инородных предметов. Если под рукой имеется резиновая спринцовка, отрезать ее и отсосать содержимое полостей рта и носоглотки с ее помощью.

3. Создать оптимальные условия для проходимости дыхательных путей тройным приемом Сафара. Для этого надо:

а) запрокинуть максимально голову, поддерживая шею снизу, а вторую руку положить на лоб;

б) максимально выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх, захватив ее двумя руками у основания;

в) раскрыть рот пораженного.

Если под рукой есть воздуховод, его следует ввести в глотку для предотвращения западения языка и облегчения проходимости дыхательных путей.

В том случае, если дыхание восстановлено, но пораженный остается в бессознательном состоянии, его следует уложить в наиболее безопасное для него положение. При этом обязательно должен быть учтен характер травмы. Например, в устойчивое боковое положение, которое поддерживает проходимость дыхательных путей, создавая условия для оттока крови и рвотных масс наружу и препятствует западению языка, можно переводить пораженных с черепно-мозговыми повреждениями при угрозе рвоты, а также при отравлении. В том случае, если есть переломы, в такое положение можно перевести только после обеспечения неподвижности поврежденного органа (иммобилизации).



При невозможности освободить верхние дыхательные пути в следствии спазма, отека голосовых связок опытный спасатель или медицинский работник может использовать проколы трахеи ниже перстневидного хряща, 4-5 толстыми инъекционными иглами и оставить их, не извлекая. Количество воздуха, поступающего по ним, будет достаточно для поддержания жизни.

Основным способом восстановления свободной проходимости верхних дыхательных путей является тройной прием Сафара, состоящий из разгибания головы, выдвижения нижней челюсти вперед и открывания рта. Для его выполнения кладут одну руку на лобно-теменную область пострадавшего и откидывают голову назад до отказа, одновременно другой рукой поднимая подбородок, выдвигают нижнюю челюсть и открывают рот.

Если есть подозрение на травму шейного отдела позвоночника, то ограничиваются только выдвижением нижней челюсти вперед и открыванием рта. При выполнении этих приемов запавший язык приподнимается и воздух снова может поступать в легкие.



Для этой же цели могут быть использованы различные ротовые и носовые воздуховоды, пищеводные обтураторы, применять которые могут и непрофессионалы после коротких курсов обучения. Если у пострадавшего после выполнения вышесказанного появилось самостоятельное дыхание, то он должен быть уложен в устойчивое боковое положение.

Если самостоятельное дыхание не появилось, начинайте делать искусственную вентиляцию легких. Для этого могут использоваться простые методы изо рта в рот или изо рта в нос пострадавшего.

Искусственная вентиляция лёгких - обеспечивает газообмен между окружающим воздухом (или специально подобранной смесью газов) и альвеолами легких.

Современные методы искусственной вентиляции легких (ИВЛ) можно условно разделить на простые и аппаратные. Простые методы обычно применяют в экстренных ситуациях: при отсутствии самостоятельного дыхания (апноэ), при остро развившемся нарушении ритма дыхания, его патологическом ритме, дыхании агонального типа: при учащении дыхания более 40 в 1 мин, если это не связано с гипертермией (температура тела выше 38,5°) или выраженной неустраненнойгиповолемией; при нарастающей гипоксемии и (или) гиперкапнии, если они не исчезают после обезболивания, восстановления проходимости дыхательных путей, кислородной терапии, ликвидации опасного для жизни уровня гиповолемии и грубых нарушений метаболизма. К простым методам в первую очередь относятся экспираторные способы ИВЛ (искусственного дыхания) изо рта в рот и изо рта в нос. При этом голова больного или пострадавшего обязательно должна находиться в положении максимального затылочного разгибания для предотвращения западения языка и обеспечения проходимости дыхательных путей; корень языка и надгортанник смещаются кпереди и открывают вход в гортань. Оказывающий помощь становится сбоку от больного, одной рукой сжимает крылья его носа, отклоняя голову назад, другой рукой слегка приоткрывает рот за подбородок. Сделав глубокий вдох, он плотно прижимает свои губы ко рту больного и делает резкий энергичный выдох, после чего отводит свою голову в сторону. Выдох больного происходит пассивно за счет эластичности легких и грудной клетки. Желательно, чтобы рот оказывающего помощь был изолирован марлевой салфеткой или отрезком бинта, но не плотной тканью. При ИВЛ изо рта в нос воздух вдувают в носовые ходы больного. При этом его рот закрывают, прижимая нижнюю челюсть к верхней и стараясь подтянуть подбородок кверху. Вдувание воздуха проводят обычно с частотой 20-25 в 1 мин; при сочетании ИВЛ с массажем сердца - с частотой 12-15 в 1 мин. Проведение простой ИВЛ значительно облегчается введением в ротовую полость больного S-образного воздуховода, применением мешка Рубена («Амбу», РДА-1) или меха РПА-1 через ротоносовую маску. При этом необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей и плотно прижимать маску к лицу больного.

Аппаратные методы (с помощью специальных аппаратов-респираторов) применяют при необходимости длительной ИВЛ (от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет). В СССР наиболее распространены РО-6А в его модификациях (РО-6Н для наркоза и РО-6Р для интенсивной терапии), а также упрощенная модель РО-6-03. Большими возможностями обладает респиратор «Фаза-50». Для педиатрической практики выпускается аппарат «Вита-1». Первым отечественным аппаратом для струйной высокочастотной ИВЛ является респиратор «Спирон-601»

Особенности искусственной вентиляции легких в педиатрии. У детей, особенно раннего возраста, легко возникают ларингиты, отек гортани и другие осложнения, связанные с интубацией. Поэтому им рекомендуется проводить интубацию трахеи трубкой без раздувной манжеты. Дыхательный объем и частоту дыхания избирают соответственно возрасту и массе тела. У новорожденных устанавливают частоту дыхания 30-40 и более в 1 мин. При асфиксии новорожденных, аспирации мекония и нарушениях дыхания, вызванных детским церебральным параличом, наряду с традиционными простыми и аппаратными методами ИВЛ с успехом используют осцилляционную высокочастотную ИВЛ с частотой 600 и более в 1 мин.

Особенности искусственной вентиляции легких в военно-полевых условиях. В военно-полевых условиях, а также при оказании помощи пострадавшим при катастрофах мирного времени (пожары, землетрясения, аварии в шахтах, железнодорожные катастрофы, авиакатастрофы) проведение ИВЛ может быть затруднено наличием в атмосфере различного рода вредных примесей (токсических газов и продуктов горения, радиоактивных веществ, биологических агентов и др.). Оказывающий помощь, находясь в противогазе, кислородной маске или защитном костюме, не может прибегнуть к ИВЛ по способу изо рта в рот или изо рта в нос. Даже после вынесения пострадавшего из зоны поражения использовать эти способы опасно, т.к. токсические или биологические агенты могут уже находиться в его легких и попасть в дыхательные пути спасателя. Поэтому особое значение приобретают ручные аппараты для ИВЛ - саморасправляющиеся мешки и меха. Все они, так же как и автоматические респираторы, должны быть снабжены специальными фильтрами-дезактиваторами для предупреждения попадания в дыхательные пути больного вредных примесей. Исключение составляют препараты для струйной высокочастотной ИВЛ, если они имеют автономный источник сжатого газа и используются чрескатетерным путем (без инжекции окружающего воздуха).

ТЕСТЫ ПО ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ

цикл НЕОТЛОЖНЯ ПОМОЩЬ

001 . В чем заключается и в какой последовательности выполняется прием Сафара:


  1. запрокидывание головы

  2. открытие рта

  3. выдвижение нижней челюсти

  4. поворот головы в бок

  5. надавливание на корень языка

002 .Эффективность реанимационных мероприятий оценивают по характеру изменения:


  1. сознания

  2. артериального давления

  3. пульса на периферических артериях и кровоснабжения кожи и слизистых

  4. пульса на сонной артерии

  5. диаметра зрачка

003. В каком месте и чем проводится пункция трахеи (как альтернативного метода обеспечения поступления воздуха) в случае острой обструкции верхних дыхательных путей у детей:


  1. иглами от 2-5 мл шприцев

  2. через щитовидно-перстневидную мембрану

  3. на уровне 2-3 кольца трахеи

  4. на уровне 4 кольца трахеи

  5. 1-2 иглами от инфузионной системы или иглами Дюфо

004. Укажите, какими приемами необходимо пользоваться при про­ведении экспираторной вентиляции легких у детей:


  1. способ "изо рта в рот и нос"

  2. соотношение продолжительности вдоха/выдоха -1:2

  3. продолжительность вентиляции "изо рта в рот" должна быть не более 40 минут

  4. придерживаются минимального возрастного числа дыханий в минуту

  5. придерживаются удвоенного возрастного числа дыханий в минуту

005. Укажите, каким должно быть соотношение компрессий грудной клетки с дыхательными циклами при сердечно-легочной pea нимации:

1) 15:2, если помощь оказывают два человека

2) 30:2, если помощь оказывают два человека

3) 15:2, если помощь оказывает один человек

4) 30:2, если помощь оказывает один человек

006. Применение атропина при проведении сердечно-легочной реанимации:


  1. показано

  2. не показано

007.Укажите дозировку адреналина для внутрисердечного введения при сердечно-легочной реанимации у детей:

1) 1% р-р адреналина 0,05 мл/год жизни

2) 0,1% р-р адреналина 0,2 мл/год жизни

3) 0,1 % р-р адреналина 0,05 мл/год жизни

4) 5 м кг/кг каждые 10 минут
008. Назовите, какое количество разрядов возможно при проведении электрической дефибрилляции :


  1. не ограничено при сохранении фибрилляции желудочков

009. Укажите необходимый интервал времени между разрядами при проведении электрической дефибрилляции:


  1. 1 - 2 минуты

  2. 3 - 4 минуты

  3. 5 минут

010. Необходимо введение препаратов кальция при проведении сердечно-легочной реанимации, если выявлены:


  1. асистолия и атония миокарда


  2. фибрилляция желудочков

  3. гиперкалиемия

  4. гипокальциемия

011. К рестриктивным процессам, обусловливающим острую дыхательную недостаточность у детей, относятся:


  1. судороги

  2. полиомиелит

  3. парез кишечника

  4. ограничение подвижности диафрагмы из-за болей

  5. сухой плеврит

012. Перед экстренной интубацией трахеи у детей на догоспитальном этапе используют:


  1. 0,1% р-р атропина

  2. 0,5% р-р седуксена

  3. сальбутамол

  4. сукцинилхолин (листенон)

  5. гипервентиляцию кислородом

013. Прием Селлика служит для:


  1. рефлекторного воздействия на дыхательный центр

  2. предупреждения регургитации

  3. обеспечения проходимости дыхательных путей

  4. ликвидации обструкции инородным телом

014.Внезапное появление цианоза у новорожденного ребенка в горизонтальном положении и его исчезновение в вертикальном по­ложении свидетельствует о:


  1. врожденном пороке сердца

  2. болезни гиалиновых мембран

  3. диафрагмальной грыже

  4. аспирационном синдроме

015. При запрокидывании головы пациента кзади во время проведения сердечно-легочной реанимации обеспечивается:


  1. выпрямление дыхательных путей

  2. предотвращение западения языка

  3. улучшение мозгового кровотока

016.Определить слишком глубокое расположение интубационной трубки можно по:


  1. усилению проведения звука в левом легком

  2. ослаблению проведения звука в правом легком

  3. выявлению жесткого дыхания над правым легким

  4. отсутствию дыхательных шумов над левым легким при выслушивании

017.Укажите, при каком состоянии прогноз для жизни благоприятнее:


  1. фибрилляция желудочков

  2. асистолия

  3. электромеханическая диссоциация

018. Перечислите возможные осложнения кислородотерапии:


  1. раздражение дыхательных путей

  2. подсыхание слизистой оболочки дыхательных путей

  3. утолщение альвеолярно-капиллярных мембран

  4. повреждение мерцательного эпителия дыхательных путей

  5. все вышеперечисленное

019. Для рефлекторного устранения суправентрикулярной формы пароксизмальной тахикардии используют:


  1. стимуляцию рефлекса Ашнера

  2. «пробу» Вальсальвы

  3. стимуляцию рвотного рефлекса

  4. массаж каротидного синуса

  5. прекардиальный удар

020. Определите показания к проведению антиаритмической терапии у детей на догоспитальном этапе:


  1. высокая частота сердечных сокращений

  2. повышение артериального давления

  3. понижение артериального давления

  4. загрудинные боли, симптоматика недостаточности мозгового кровообращения

  5. левожелудочковая недостаточность

021.Для синдрома "шокового" легкого характерны:


  1. одышка

  2. кашель с мокротой

  3. приступы удушья

  4. мелкопузырчатые хрипы

  5. крепитирующие хрипы

022. Ведущей причиной повышения артериального давления у детей с признаками дыхательной недостаточности является:


  1. гипоксия

  2. гиперкапния

023. Внезапное появление у ребенка одышки с навязчивым кашлем - это:


  1. острый стенозирующий ларинготрахеит

  2. эпиглоттит

  3. ларингоспазм

  4. инородное тело дыхательных путей

  5. аллергический отек гортани

024.Назовите причину затрудненного дыхания, периодически с приступами удушья, у пациента с охриплым голосом и периодической афонией:


  1. инородное тело главного бронха

  2. фиксированное инородное тело гортани

  3. баллотирующее инородное тело трахеи

  4. фиксированное инородное тело трахеи

  5. инородное тело сегментарного бронха

025. Если после проведения приема Геймлиха инородное тело в верхних дыхательных путях не удалено, а ИВЛ-экспираторным мето­дом осуществить извлечение возможно, то необходимо провести


  1. интубацию трахеи

  2. прием Геймлиха продолжают до удаления инородного тела

  3. трахеостомию

  4. коникотомию

026. Укажите правильное положение пациента с инородным телом верхних дыхательных путей в стабильном состоянии во время транспортировки:


  1. лежа на спине

  2. вполоборота

  3. строго сидя

  4. полулежа

027. При напряженном пневмотораксе у детей с развитием воздушной тампонады сердца плевральную полость пунктируют:


  1. во 2 межреберье по средне-ключичной линии

  2. в 3 межреберье по передней подмышечной линии

  3. в 6 - 7 межреберье по задней подмышечной линии

028. Чем характеризуется синкопальное состояние в клинической картине обморока:


  1. акратковременная потеря сознания

  2. бледность кожных покровов

  3. сужение зрачков

  4. поверхностное брадипноэ

029.Для терапии мерцательной тахиаритмии, возникшей у больного с синдромом слабости синусового узла, на догоспитальном этапе целесообразнее использовать:


  1. дигоксин

  2. верапамил

  3. пропранолол

  4. новокаинамид

030. Укажите недостатки использования коллоидов в сравнении с кристаллоидами при лечении шока у детей:


  1. способствуют накоплению жидкости вне сосудистого русла

  2. понижают онкотическое давление

  3. вызывают проникновение альбумина в интерстиций с развитием отека легких

  4. уменьшают скорость внутриклубочковой фильтрации

  5. уменьшают клиренс натрия и диурез

031. Метилксантины при легком и средне-тяжелом приступе бронхиальной астмы на догоспитальном этапе применяют:


  1. в/м в сочетании с ингаляционными β -адреномиметиками и блокаторами М-холинорецепторов

  2. в/в медленно - при отсутствии аэрозолей β -адреномиметиков

  3. per os, после купирования острого приступа для поддерживающей терапии, препараты преимущественно пролонгированного действия

  4. ингаляционным введением

032. Определите показания к госпитализации в отделение реанимации и интенсивной терапии при бронхиальной астме:


  1. острый приступ вне зависимости от степени тяжести

  2. некупирующийся в течение 6 часов тяжелый приступ

  3. резистентность к β 2 -адреномиметикам

  4. тяжелое течение бронхиальной астмы без приступа бронхоспазма

  5. непереносимость эуфиллина

033. При развитии клинически выраженной гиперкапнии у больного в астматическом статусе в первую очередь применяют:


  1. метилксантины

  2. усиление регидратационной терапии

  3. перевод на ИВЛ

  4. гидрокарбонат натрия

  5. атропин

034. При ожоговом шоке у ребенка необходимо проведение инфузионной терапии на догоспитальном этапе, если имеется:


  1. болевой синдром

  2. возбуждение

  3. артериальная гипотензия

  4. нарушение сознания

035.Веичина дефицита объема циркулирующей крови, при которой развивается централизация кровообращения при гиповолемическом шоке:


  1. 25% от возрастной нормы

  2. 35% от возрастной нормы

  3. 45% от возрастной нормы

036. Для перевода ребенка в шоковом состоянии на ИВЛ при отсутствии дыхательных расстройств является:


  1. судорожный синдром

  2. гипотензия ниже 70 мм рт.ст., не поддающаяся терапии в течение 30 минут

  3. потеря сознания

  4. гипотермия

  5. гипертермия

037. При комах наиболее важным из метаболических нарушений является устранение:


  1. гиперегликемии

  2. гипогликемии

  3. гипокортицизма

  4. гипотиреоидного состояния

  5. недостатка тиамина

038.Укажите, какие признаки учитывает шкала оценки тяжести ком Глазго:


  1. артериальное давление

  2. реакцию на раздражение в виде движения глазных яблок

  3. ширину зрачков и их реакцию на освещение

  4. реакцию на словесное обращение

  5. двигательную реакцию

039. Какое из перечисленных состояний у детей является наиболее жизнеугрожающим:


  1. гиперосмолярное состояние

  2. гипогликемическое состояние

  3. гипоосмолярное состояние

040.Развитие анизокории у ребенка в коме свидетельствует о:


  1. интракраниальном кровоизлиянии

  2. резком повышении внутричерепного давления

  3. тенториальном вклинении мозга

  4. судорожном синдроме

  5. повреждении III пары черепномозговых нервов

041.В каком положении следует проводить транспортировку пациента с острым повышением внутричерепного давления:


  1. лежа на спине с приподнятым ножным концом

  2. лежа на спине с приподнятым головным концом

  3. вполоборота

  4. сидя

  5. на животе

042.Какие особенности детского организма и условия, в которых произошло утопление, повышают успех реанимации без остаточных неврологических расстройств:


  1. активация анаэробного гликолиза

  2. относительно медленное развитие гипотермии

  3. ларингоспазм

  4. охлаждение

043. Назовите начальные проявления теплового удара у детей:


  1. частое мочеиспускание и полиурия

  2. жажда

  3. прекращение потоотделения

  4. обильное потоотделение

  5. задержка мочеиспускания и олигурии

044. Укажите, что выступает на первый план в клинической картине у детей при истинном утоплении в морской воде в постреанимационном периоде:


  1. артериальная гипотензия

  2. острая почечная недостаточность

  3. анемия вследствие гемолиза

045.Укажите, что характерно для солнечного удара:


  1. головокружение

  2. тошнота, рвота

  3. расстройство зрения

  4. нормальная температура
5) судороги и параличи
046.Определите объем необходимых мероприятий неотложной помощи на догоспитальном этапе при укусе гадюки:

  1. вытереть выступающий яд, отсосать тканевую жидкость из ранки, наложить асептическую повязку, применить холод, иммобилизо­вать и придать возвышенное положение пораженной конечности

  2. наложить артериальный жгут

  3. обеспечить инфузионную терапию и купирование основных па­тологических синдромов

  4. ввести антитоксическую сыворотку

  5. применить обезболивающие и антигистаминные препараты

047 . Определите необходимость проведения инфузионной терапии при ожогах на догоспитальном этапе:


  1. показана

  2. должна быть ограничена

  3. не показана

048. В каком положении необходимо транспортировать ребенка с акустической травмой или баротравмой барабанной перепонки:


  1. вертикально

  2. в горизонтальном положении

  3. на боку

  4. сидя

049. Основными признаками клинической смерти являются:

1) остановка дыхания

2) отсутствие сознания

3) расширение зрачков

4) отсутствие зрачкового рефлекса

5) отсутствие пульса на сонных артериях

6) судороги

050. При утоплении в пресной воде развивается:

1) гиповолемия

2) гиперволемия

3) отек легких

4) гемолиз эритроцитов

5) почечная недостаточность

6) гемоконцентрация

7) гипонатриемия

ОТВЕТЫ к тестам по теме НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ




ответ



ответ



ответ



ответ



ответ

001

1234

011

345

021

1245

031

23

041

2

002

34

012

125

022

2

032

23

042

134

003

34

013

2

023

3

033

1

043

13

004

124

014

3

024

2

034

3

044

1

005

24

015

1

025

1

035

1

045

123

006

1234

016

4

026

3

036

2

046

134

007

1

017

1

027

2

037

2

047

2

008

4

018

5

028

1234

038

245

048

2

009

1

019

1234

029

1

039

2

049

12345

010

45

020

345

030

345

040

1235

050

2457


ОТВЕТЫ к тестам по теме ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ




ответ



ответ



ответ



ответ



ответ



ответ

01

1234

21

1345

41

13

61

1345

81

1

101

1

02

24

22

1234

42

1234

62

145

82

4

102

2

03

124

23

1245

43

124

63

14

83

1

103

2

04

1345

24

1345

44

123

64

12

84

5

104

245

05

12

25

1234

45

134

65

1234

85

1234

105

2

06

2

26

4

46

345

66

1234

86

345

106

1235

07

1235

27

3

47

124

67

1234

87

1245

107

2

08

123

28

3

48

124

68

34

88

2

108

134

09

12345

29

1

49

124

69

34

89

3

109

13

10

1

30

3

50

124

70

124

90

2

110

1

11

3

31

2

51

1234

71

24

91

1

111

123

12

2

32

1

52

1234

72

1234

92

3

112

134

13

3

33

1

53

134

73

1

93

2

113

2

14

2

34

2

54

124

74

4

94

1234

114

2

15

1234

35

4

55

134

75

1

95

1

16

123

36

2

56

124

76

45

96

345

17

245

37

3

57

135

77

345

97

23

18

13

38

3

58

124

78

125

98

23

19

24

39

1

59

1234

79

2

99

1

20

12345

40

12345

60

24

80

3

100

3

Методика ИВЛ рот в рот

БСЛР экспираторным методом

Методика выполнения тройного приема Сафара.

Если вы видите инородное тело или рвотные массы – удалите

3) определение наличия дыхания (видеть, слышать, чувствовать)

4) определение пульса на центральных артериях

5) НМС 30 компрессий

6) ИВЛ мешком Амбу:

Рука спасателя находится на жесткой части маски, охватывая ее 2 пальцами по макс периметру.

Остальные 3 пальца находятся под нижней челюстью охватывая подбородок больного, выдвигая его вперед – это препятствует западению языка. Это положение пальцы занимают еще до ее наложения.

3 свободных пальца будут ограничивать смещение маски вверх. Мы контролируем, чтобы маска устанавливалась на подбородок, вершина на спинку носа и по его спинке.

Мягкая часть на лицо пациента.

Врхняя граница маски должна находится на линии бровей или несколько ниже – более высокое положение нарушает ее герметичность.

Двумя пальцами сдавливаем мешок до соприкосновения пальцев. До 500-700 мл. воздуха из мешка контролируем пальцами – чем больше пальцев, тем больше воздуха эвакуируется.

7) сочетание 30 компрессий гр клетки с ручным методом ИВЛ (2 вдувания)

8) проверяем пульс каждые 2 минуты.

1) сесть или встать за головой умирающего

2) запрокинуть голову пациента

3) восстановить проходимость дыхательных путей

Данный прием называется «тройной прием Сафара» (Запрокидывание головы, открытие рта и выдвижение нижней челюсти).

Внимание: Применяется, только если вы полностью уверены в отсутствии повреждений шейного отдела позвоночника. Не применяйте данный способ, если не знаете, что случилось с пострадавшим.

  • Левую руку положите на лоб пострадавшего и запрокиньте голову назад.
  • Поместите указательный палец правой руки на подбородок пострадавшего под нижнюю челюсть и слегка поднимите нижнюю челюсть. Можно захватить подбородок дополнительно большим пальцем под нижней губой.
  • Будете осторожны, не давите сильно на мягкие ткани подбородка, поскольку это может привести к нарушению проходимости дыхательных путей.
  • Если вы видите инородное тело или рвотные массы - удалите.

4) зажать нос пострадавшего большим и указательным пальцами кисти, лежащей на лбу для предупреждения выхода О2, другой рукой выдвигаем нижнюю челюсть подтягиваем подбородок вниз.



5) сделать нормальный вдох и плотно прижать губы к губам пострадавшего, используя СИЗ, вдувать равномерным темпом взрослому и очень осторожно ребенку.

6) следить за экскурсией гр клетки пострадавшего

7) на выдохе рот больного должен быть открыт и воздухоносные пути проходимы. Для этого сохранять разгибание головы.

Тройной прием Сафара является одним из этапов проведения реанимационных мероприятий. Он необходим для восстановления проходимости дыхательных путей. Используется несколько вариантов выполнения приема Сафара, но даже знание только одного из них может спасти кому-то жизнь.

Показания к СЛР

Как уже было сказано выше, тройной прием Сафара - это часть реанимационных мероприятий. Показаниями для их проведения считается отсутствие сознания, дыхания и сердцебиения, а также пульса на крупных сосудах (сонной, плечевой или паховой артерии).

Медицинский работник или человек, не имеющий специализированного образования, должен в первую очередь проверить сознание. Для этого можно ущипнуть человека, шлепнуть его по щеке или надавить на мочку уха. Если на болевой раздражитель реакции нет, то следом реаниматор наклоняется надо ртом пострадавшего, чтобы проверить дыхание, и одновременно ищет пульс. На диагностические процедуры отводиться от тридцати секунд до двух минут.

Проблемы при проведении ИВЛ

Тройной прием Сафара подразумевает запрокидывание головы, выдвижение нижней челюсти и приоткрывание рта человека. Но в связи с этим появляется несколько вполне разумных вопросов:

1. Как можно одновременно удерживать пострадавшего в таком, мягко говоря, неудобном для реаниматолога положении и ухитриться плотно прижаться губами к его рту и сделать вдох. Конечно, если спасателей двое, то задача упрощается: один держит, а второй вдыхает, но такая роскошь бывает редко.

2. Вторая проблема затрагивает только медицинских работников и студентов-медиков. Она состоит в отработке навыков реанимации, в том числе и приема Сафара. На каких тренажерах или фантомах это можно отработать? Как правило, практикующие врачи получают необходимые навыки в полевых условиях, что может стоить людям жизни.

Это далеко не все вопросы, а только пара самых животрепещущих. Система подготовки спасателей несовершенна, а гражданское население в большинстве своем вообще не владеет навыками первой помощи, в отличие от населения в прогрессивных странах. И с годами статистика не улучшается.

Историческая справка

Тройной прием Сафара, как выяснилось еще в конце прошлого века, может не только помогать, но и калечить человека. Консилиум хирургов после изучения протоколов реанимационных мероприятий был крайне удивлен некоторыми обновлениями. Например, они считали, что выдвигать нижнюю челюсть вперед нецелесообразно, так как это может привести к повреждению спинного мозга.

Когда спасатель в своем рвении добраться до дыхательных путей резко выдвигает нижнюю челюсть, то он имеет все шансы вместе с ней выдернуть из позвоночника и два шейных позвонка. Это приведет к полному параличу тела человека, а затем и его смерти от остановки дыхания. Если же спасатель будет надавливать на лоб пострадавшего и плавно изгибать шею, то позвоночник выгнется дугой и спинной мозг останется целым. Это было в 1985 году.

И только двадцать лет спустя Европейский совет по реанимации принял решение о том, что выдвижение челюсти (третий этап приема Сафара) является более опасным, чем запрокидывание.

Искусственная вентиляция «изо рта в рот»


Как выясняется, для спасения жизни совсем необязательно полностью выполнять тройной прием Сафара. Алгоритм первой помощи выглядит так:

1. Проверить пульс, дыхание и сознание, убедиться, что человек не спит, а действительно нуждается в помощи.

2. Нужно положить пострадавшего на твердую поверхность и стать рядом с ним на колени так, чтобы находиться сбоку от его лица.

3. Правой рукой следует обхватить подбородок и разжать губы.

4. Левой рукой зажать нос. Это обязательное действие.

5. Плавно запрокинуть голову человека и удерживать ее в таком положении в течение вдоха. Неправильное запрокидывание головы - самая частая ошибка спасателей.

6. Нужно плотно прижаться своими губами к губам пострадавшего и сделать выдох.

7. Повторить вдох снова, а затем сделать тридцать надавливаний на грудную клетку, вжимая грудины на 2/3 глубины тела.

Затем повторять 6-й и 7-й пункты до тех пор, пока пострадавший не сделает рефлекторый вдох, либо до тех пор, пока не приедет бригада скорой помощи.

Защитная маска при ИВЛ

Перед тем как использовать на практике тройной прием Сафара, техника проведения ИВЛ должна быть хорошо отработана на муляжах и фантомах. Кроме того, следует убедиться в наличии средств индивидуальной защиты, которые смогут уберечь спасателей от контакта с жидкостями из тела больного (слюна, рвота, кровь).

Маску для ИВЛ нужно взять в правую руку и зажать между большим и указательным пальцами так, чтобы ладонь осталась свободной. Не отпуская маску, правую ладонь положить на подбородок пострадавшего и, придерживая маску на его лице второй рукой, запрокинуть человеку голову. Зафиксировав положение, спасатель наклоняется и вдыхает воздух через защитный клапан.

Если защитной маски нет, то необходимо проводить закрытый массаж сердца без вдыхания воздуха. Это называется "безвентиляционная реанимация". Запаса кислорода в крови хватит для поддержания жизнедеятельности мозга, пока не приедет скорая помощь.

Навыки СЛР


Выполнение тройного приема Сафара и другие этапы сердечно-легочной реанимации требуют от спасателя определенной сноровки. С разбега не получится выполнить все так, как нужно. При идеальных условиях у двух спасателей человек должен прийти в себя уже через три минуты после начала реанимации при условии, что у него нет никаких внешних и внутренних повреждений.

Для того чтобы достичь такого результата, нужно много тренироваться на фантомах и манекенах. К сожалению, в современной отечественной медицинской школе проведение тройного приема Сафара и СЛР занимает всего шесть часов учебного времени. Для сравнения: в Америке парамедики отрабатывают приемы реанимации более трехсот часов. Это сказывается на их подготовке в лучшую сторону.

Реаниматор одну руку кладет на лоб пострадавшего и давит
ладонью до максимального запрокидывания головы назад,
другой рукой поднимает сзади шею.

2 Выдвижение нижней челюсти вперед: Для профилактики западения языка.

Кончики пальцев помещайте под подбородок н поднимайте его
так, чтобы верхние и нижние зубы находились в одной
плоскости. Держите 1-ый палец ниже основания передних
зубов, 2-м пальцем - за подбородочную область, 3-5 пальцами
фиксируйте нижнюю челюсть. Оттесните нижнюю челюсть
книзу, сместите спереди. Ладонь другой руки продолжает
находится на лбу пострадавшего.

3. Открытие рта: Для вдувания воздуха в дыхательные пути пострадавшего.

Все эти приемы обеспечивают натяжение мышц дна полости рта, за счет чего язык фиксируется и не западает.

При любом бессознательном состоянии, а тем более при клинической смерти, мышцы расслабляются и язык западает, перекрывая вход в гортань и препятствует вдуванию воздуха в легкие пострадавшего.

Правило В. Искусственная вентиляция легких (ИВЛ).

При проведении ИВЛ следует соблюдать следующие правила:

1. Необходимо обеспечить герметичность системы «легкие пострадавшего и легкие реаниматора».

2. Постоянно контролировать адекватность вентиляции; наблюдать поднимание грудной клетки на вдохе и опускание на выдохе, либо воспринимать на слух движение воздуха из легких на выдохе.

3. Помнить, что вентиляция возможна при обеспечении проходимое™ дыхательных путей.

179. ИВЛ методом «изо рта в рот»

Цель: Введение в-легкие пострадавшего воздуха, выдыхаемого спасателем (реаниматором). Показание: клиническая смерть.

Алгоритм действия:

* обеспечьте пациенту свободную проходимость верхних дыхательных путей (правило А Тройной прием П.Сафара);

* удерживайте голову пострадавшего в запрокинутом положении, надавливая ребром ладони одной руки на лоб;

* зажимайте нос пострадавшего большим и указательным пальцами этой же руки;

* надавите другой рукой на подбородок, открывается рот пострадавшего, положите на рот платок или салфетку;

делайте глубокий вдох, плотно и герметично охватывайте своими
губами рот пострадавшего, через салфетку энергично выдувайте все
содержимое своих легких в дыхательные пути пострадавшего,
после чего отводит свою голову в сторону, при отнимании рта
происходит пассивный выдох. При этом грудная клетка должна
подняться. Следующий вдох пациенту можно сделать после того,
как грудная клетка опустилась и приняла первоначальное
положение.

ИВЛ методом «изо рта в нос»

Одной рукой, находящейся на лбу пациента, запрокидывайте голову назад, а другой, подтягивайте за подбородок, выдвигайте нижнюю
челюсть вперед. 11ри этом рот закрывается;

делайте глубокий вдох, губами охватывайте нос пострадавшего и производите выдох.

ИВЛ у взрослых производят с частотой 12 вдохов в минуту, т.е. легкие пострадавшего нужно раздувать каждые 5 секунд до появления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи» или появления признаков биологической смерти.

Правило С. Непрямой массаж сердца у взрослых.

Массаж сердца направлен на восстановление кровообращения в условиях неработающего сердца В результате правильного сдавления сердца между грудиной и позвоночником кровь, находящаяся в его полостях, выталкивается в кровеносные сосуды. После прекращения давления на грудину грудная клетка в силу эластичности расправляется и кровь вновь заполняет сердце.

Цель: восстановить деятельность сердца, восстановить кровообращение. Показание: клиническая смерть.

Алгоритм действия:

1. Уложите пострадавшего на спину на твердую поверхность.

2. Снимите с него стесняющую одежду (рубашку), обнажите область сердца, распустите поясные ремни.

3. Реаниматор располагается с любой стороны от пострадавшего.

4. Встаньте на колени сбоку от пострадавшего у грудной клетки, наложите выпрямленные руки перпендикулярно на нижнюю треть грудины.

5. Располагайте свои плечи параллельно к его грудине.

6. Кладите одну ладонь на другую ладонями вниз на нижнюю треть грудины, слегка приподнимая пальцы. Пальцы не должны касаться грудной клетки спасаемого - руки находятся в положении «крыльев летящей птицы».

7. Выпрямите полностью руки в локтевых суставах.

8. Надавливайте энергично, толчкообразно, резко на нижнюю треть грудины с паузами 0.5 сек, используя силу тяжести собственного тела, смещая ее на 5-6 см к позвоночнику.

9. В паузах руки с грудины не снимают, пальцы остаются приподнятыми, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах.

Запомните! Давление на грудную клетку должно чередоваться с полным ею прекращением, чтобы сердце могло заполняться кровью. Частота сдавленна для взрослых составляет 60-80 ударов в минуту.

Вдувание воздуха необходимо проводить после сдавления грудной клетки, а неодновременно.

Если реанимацию проводит один человек, то производит 2 вдувания воздуха в легкие и 15 компрессий на грудину. Обе манипуляции проводят с одной и той же стороны.

Если реанимацию проводят 2 человека, то производят вдувание воздуха в легкие и 5
компрессий на грудину.

Показатели эффективности массажа сердца:

Если приемы оживления выполняются правильно, то у спасаемого:

* появляются пульсации на сонных и периферических артериях;

* постепенно сужаются зрачки;

* восстанавливается дыхание;

* улучшается цвет кожных покровов.

Каждые 2 минуты - контроль пульса на сонной артерии и зрачковой реакции.

Во время реанимации необходимо уменьшить действие гипоксии на головной мозг: положить на голову пузырь со льдом или холодной водой; уменьшить его кровоснабжение: поднять ноги спасаемого, подложив под них одеяло, одежду, чемодан или любой предмет, находящийся рядом.

В случае удачи: восстановления самостоятельного дыхания и сердечной деятельности, сознание возвращается не во всех случаях. Следует уложить пострадавшего в устойчивое боковое положение, чтобы предотвратить асфиксию от западения языка и аспирации рвотных масс при рвоте. При этом надо охлаждать голову, но обеспечить общее согревание: укутать одеялом, одеждой, обложить грелками или бутылками с теплой водой.

Если все приемы выполняются правильно, но признаков улучшения кровообращения нет: зрачки остаются широкими, цианоз не исчезает, самостоятельное дыхание и сердечная деятельность не восстанавливаются, то с этого момента все мероприятия продолжают еще 30 минут, не добившись за это время эффекта, реанимацию прекращают. Момент прекращения реанимационных мероприятий считается временем наступления биологической смерти. Спасение может оказаться неэффективным по нескольким причинам: неправильное выполнение приемов, либо позднее начало реанимации или повреждения, несовместимые с жизнью.

Биологическая смерть - это необратимое прекращение жизнедеятельности организма. С момента наступления необратимых изменений в клетках коры головного мозга начинается истинная, или биологическая смерть.

* отсутствие дыхания (апноэ);

* остановка кровообращения (асистолия);

* выключение сознания (кома);

* помутнение и высыхание роговицы;

* симптом «кошачьего глаза»;

* снижение температуры тела;

* трупные пятна;

* трупное окоченение;