Многие люди неоднократно сталкивались с неприятным зудом в ушах. Сам по себе зуд не опасен, но он может являться симптомом таких болезней как дерматит, экзема, псориаз. Иногда зуд становится настолько сильным, что игнорировать его невозможно. Он отвлекает от работы, повседневных дел, вызывает раздражительность, мешает в общении с людьми. При возникновении малейшего дискомфорта необходимо попытаться выяснить причину зуда самостоятельно либо сделать это в кабинете врача.

Зуд в ушах причина илечение народными средствами

Даже обычный сквозняк может явиться причиной серьезной болезни. Самые распространенные признаки ушных недугов – головокружение, повышение температуры, сильная головная боль. Некоторые болезни вызывают ощущение заложенности, боли в ухе, водянистые выделения, рвоту, тошноту, проблемы с координацией. Первое, что обязательно нужно сделать перед лечением зуда – выяснить его причину.

Заметка. Зуд в ушах может также появляться у пожилых людей. Гормональные изменения, приходящие с возрастом, регулируют метаболические процессы и влияют на работу выделительной функции.

Лечение

Если избавиться от зуда в ушах своими силами не получается, следует незамедлительно обратиться к специалисту. Отоларинголог проведет осмотр пораженных участков уха. Выявив грибковое или бактериальное заболевание, доктор возьмет соскоб кожи для исследования. Если грибковая инфекция подтвердится, лечение будет назначено исходя из разновидности ее возбудителя. Обычно назначаются препараты местного воздействия либо средства, восстанавливающие микрофлору кишечника.

Если причиной зуда является избыток серного вещества, врач очистит ухо с помощью специального раствора. После этой процедуры все неприятные ощущения должны прекратиться. Ни в коем случае при самостоятельном очищении не используйте заостренные предметы (спички, ручки, спицы, заколки) – это может привести к печальным последствиям. Острый предмет повредит внутреннее ухо, что вызовет раздражение и приведет к продвижению серы дальше по слуховому проходу.

Избавиться от проблемы зуда в ухе, причина которого – аллергия, можно с помощью ограничения контакта с аллергеном. При необходимости врач может назначить антигистаминные лекарства. Выбор конкретного препарата зависит от степени проявления аллергии. Лечение таких системных заболеваний как отит или диабет требует доскональной диагностики и терапии.

Существует несколько принципов лечения ушного зуда:

Способ лечения Описание
Согревающие компрессы Несколько ватных дисков окуните в лекарственное вещество, приложите вокруг ушной раковины. Не переусердствуйте – при резком нажатии может возникнуть острая боль. С наружной стороны приложите ватный диск или тампон с лекарством, зафиксируйте марлей, приложите клеенку. Наложите бинт
Капли Наклоните голову так, чтобы больное ухо смотрело вверх – это обеспечит простое проникновение лекарства. Если присутствует гной – уберите его ватой, затем оттяните кверху ушную раковину, чтобы выпрямить слуховой проход. С помощью пипетки закапайте теплое средство. Подождите около шести минут, затем верните голову в нормальное положение. Просушите ухо и вставьте туда вату
Мазь Нанесите смесь на вату и неглубоко поместите ее внутрь. Максимальное время процедуры – полчаса. Вытащите ватку, при необходимости промойте и высушите ухо

Лечение народными средствами при отомикозе

  1. Хорошие противовоспалительные средства – оливковые, подсолнечные, миндальные масла. Применять следует, убедившись в целостности перепонки. Один раз в сутки по одной капле.
  2. Большую луковицу тщательно натрите. Из одной части выжмите жидкость, вторую часть съешьте. Сок закапайте перед сном (будет достаточно четырех капель). Повторять процедуру несколько дней.
  3. Возьмите три большие ложки оливкового масла, выдавите в него несколько зубчиков чеснока. Добавьте немного кипяченой воды. Подогрейте средство, оставив смесь на плите на 30 минут. Остудите, наносите на ухо несколько раз в день.
  4. Снять воспаление и истребить микробы поможет салициловый спирт. Перед процедурами осторожно промойте ухо раствором перекиси. Закапывайте по 3 капли в каждое ухо утром и вечером.
  5. Используйте ватный диск. Смажьте ушной проход кашицей из чеснока и оливкового масла. Перед этим ее следует нагреть и настоять в течение трех-четырех часов. Использовать две недели.
  6. Возьмите раствор уксусной или яблочной кислоты (2%). Жидкостью протрите ухо. Внимание: не закапывайте смесью ушной проход – это может привести к серьезному ожогу.
  7. Возьмите 10 гр. скорлупы грецкого ореха, созревшего наполовину. Измельчите ее и залейте 100 мл водки. Поставьте в сухое темное место на четыре дня, затем процедите. Добавьте в смесь 30 мл настойки прополиса. Использовать при зуде – раствором нужно протирать наружное и внутреннее ухо.

  8. Возьмите отвар чистотела. Каждые сутки – по четыре капли в ухо. Повторять действие ежедневно на протяжении семи суток. Чтобы приготовить сок чистотела самостоятельно, разломите его – жидкость появится в сломах.
  9. Возьмите теплую воду, перекись водорода, уксус и спирт. Все ингредиенты смешайте. Используйте смесь для капель. Держите минуту, удалите раствор из уха. Капать два раза в течение девяти дней.
  10. Заметка. Такое заболевание как отомикоз не лечится с теплыми компрессами и каплями, которые применяются при отите – это может только усугубить ситуацию. Прежде чем приступить к процедурам, обязательно убедитесь в диагнозе.

    Лечение народными средствами при болевых ощущениях


    Лечение народными средствами при гнойном отите


    Заметка. Гнойный отитсерьезное заболевание. Самостоятельное лечение без постановки диагноза и рекомендаций профессионала может быть опасным дня здоровья. Если во время самолечения вы чувствуете, что боль усилилась, появились другие неприятные ощущения – немедленно прочистите ухо и обратитесь к врачу.

    Лечение народными средствами при лишних скоплениях серы

    1. Маленькую ложку соли разбавьте в половине стакана воды. Ватный тампон окуните в смесь, закапайте ухо одной-двумя каплями. Смените положение головы, позволив раствору выйти обратно.
    2. Каждый день закапывайте в ушной проход семь капелек теплого масла миндаля. Одновременно с этой процедурой можно принимать следующий напиток. Чайную ложку березового дегтя разбавьте в стакане холодного или теплого молока и пейте смесь весь день. Курс лечения – месяц.
    3. Пищевая сода. Чтобы удалить лишнее скопление серы, используйте обычную воду и соду. Такая смесь разрушает серу, безопасно и эффективно вычищая ее из ушного прохода. Растворите маленькую ложку пищевой соды в половинке кружки чистой воды. Раствор закапывать по шесть капель в каждое ухо.

    4. Возьмите лук, очистите его от шелухи, срежьте верхушку. В мякоти сделайте небольшой колодец и насыпьте туда несколько семян петрушки. Запеките овощ в фольге, пока не заметите появления коричневой жидкости. Капайте сок по четыре капли, после чего закройте проход ватой, пропитанной вазелином. Оставьте на ночь.
    5. Нагрейте две столовые ложки парафинового масла, остудите смесь. Поместите раствор в ухо на пять минут. Промойте его теплой водой. Продолжительность процедуры – два дня.
    6. Во время принятия душа мизинцами заткните уши, сделайте несколько круговых движений и выньте пальцы. Повторите несколько раз. Такой массаж позволит застоявшимся массам серы выйти наружу.
    7. В равных пропорциях смешайте воду и перекись водорода (не более 3%). Закапайте ухо, через несколько минут позвольте жидкости вытечь.
    8. Протрите слуховой проход ватой, смоченной в растворе шестипроцентного уксуса. Это размягчит отложения серы, через некоторое время зуд должен исчезнуть.
    9. Закапайте в ухо перекись водорода 3%, после чего отдохните пару минут, расположившись больным ухом верх. Очистите ухо от пены. Повторяйте в течение следующих пяти дней, по два-три раза в день, пока ухо не избавится от излишков серы. Для ускорения процесса после процедуры лягте на теплую грелку пораженным ухом вниз – пробка серы размягчится и выйдет наружу.
    10. Глицерин. Используйте как капли. Применять по четыре капли три раза в сутки.
    11. Перед отходом ко сну закапайте несколько капель оливкового масла. Повторяйте четыре дня.

    Видео — Как правильно чистить уши

    Видео — Серная пробка

    Лечение народными средствами: ушной клещ

    1. Четыре капли камфорного, оливкового, миндального масла способны блокировать доступ кислорода. В результате клещ погибает, а воспаление проходит.
    2. Выдавите лимонный сок, добавьте туда половину ложки соли и большую ложку спирта. Интенсивно размешайте все компоненты. Закапайте. Держите около десяти минут, затем промойте водой, не попадая в глаза, нос и рот. Смесью обрабатывайте уши каждый день по несколько раз, пока клещи не исчезнут полностью.
    3. Возьмите 20 г охотничьего черного пороша, измельчите его с 10 г сульфата меди (купорос). Растопите 20 г сливочного масла, влейте смесь в посуду с остальными ингредиентами. Перемешайте смесь. Смажьте воспаленные места в ушной раковине, зафиксируйте бинтом и оставьте на ночь. Повторяйте процедуру две недели, не пропуская ни дня.
    4. Приготовьте мазь из березового дегтя и серы (в пропорции 1:1), прокипятите ее. Наносите на ухо на ночь. Период – два месяца.
    5. Перемешайте очищенный солидол с оливковым маслом и дегтем. Протирайте смесью ушную поверхность.

    Заметка. Для увеличения эффекта рекомендуется употреблять зеленый чай на протяжении всего курса лечения. Он выводит из организма радионуклиды, обладает очищающим и бактерицидным действием. Исключите все то, что оказывает негативное влияние на иммунную систему человека: не употребляйте алкоголь, жареную и острую пищу, не пользуйтесь косметикой и мазями.

    Зуд в ушах, не проходящий длительное время, доставляет множество проблем своему обладателю. Для профилактики заболеваний тщательно следите за гигиеной ушей. Время от времени стирайте подушки, гладьте горячим утюгом полотенца и наволочки, держите мобильный телефон в чистоте, не примеряйте чужие шапки и кепки. Вовремя заметив симптомы недуга, обратитесь к специалисту для постановки диагноза. Только при правильном подходе можно навсегда избавиться от болезней, вызывающих зуд в ушах.

Однократный зуд уха снаружи редко доставляет дискомфорт. Если же ухо не перестает чесаться, а возможно появляется высыпания и покраснение, это может быть симптомом развития серьезного заболевания. Откладывать поход к доктору нежелательно. Бездействие и игнорирование проблемы может привести к опасным последствиям. Чтобы найти способ устранить неприятный зуд, прежде всего, нужно узнать его причину.

Навязчивое состояние, когда рука так и тянется к уху, надоедает, утомляет, приводит к раздражительности, а иногда и к бессоннице. Есть ряд заболеваний, которые могут привести к зуду ушей. При попадании патогенных микроорганизмов на кожу человека начинается активное распространение грибковой инфекции. Заболевания, которые проявились вследствие внешнего воздействия, называются инфекционными. Если проблемы возникли из-за снижения иммунитета, и проявляются организмом человека в ответ на конкретный раздражитель, такие проблемы имеют иммунологический характер

На самом деле зуд – это только один из симптомов, который наиболее выражен. Если кроме этого вы заметили у себя другие проявления, нетипичные для вас, самое время заподозрить признаки начинающейся или прогрессирующей болезни.

Среди инфекционных заболеваний чаще всего приводят к зуду:

Фурункул ушного прохода

Зуд вначале несильный, но постепенно он доводит до невыносимого состояния, когда не чесать не возможно. При надавливании на козелок ощущается сильная боль. От отита отличается тем, что боль наружная.

Инфекционный наружный отит

Чаще всего наружный отит вызывает синегнойная палочка или же золотистый стафилококк. Форма заболевания часто острая, но может иметь хронические проявления. Наличие гнойных выделений из уха указывает на это заболевание.

Отомикоз

Заболевание вызвано грибками, которые проживают у каждого человека на коже, но при благоприятных условиях начинают активное размножение. Развивается на фоне снижения иммунитета или после попадания воды в ухо.

Ангина

Мало кто знает, но сильная боль в горле может привести к зуду уха снаружи.

Ушной клещ

Если вам хочется почесать ухо из-за ощущения, что под кожей кто-то шевелится, возможно, вы носитель ушного клеща. Осмотрите ухо на наличие следов от укуса.

Виды иммунологических заболеваний, приводящих к зуду:

Аллергический контактный дерматит

Нечастая, но возможная причина появления зуда при контакте с аллергеном. Уши как будто горят. Обратите внимание на постельное белье, средства для стирки и гигиены, металл, из которого сделана бижутерия. При этом чаще всего от дерматита страдают женщины из-за повышенной чувствительности кожи. Прислушайтесь к ощущениям, возможно, ваше ухо не чешется, а горит. В этих местах может появиться покраснение и шелушение.

Атопический и себорейный дерматит

На поверхности кожи появляется красное, постоянно намокающее место. Концентрация воспаления наблюдается в местах расположения жировых желез.

Конечно, уши могут чесаться не только из-за развития какого-либо заболевания. Вызывать подозрение должен только зуд, который не прекращается и сопровождается другими симптомами.

Какие еще причины могут вызывать зуд?

Если чешутся уши снаружи, причины и лечение могут быть разными. Среди них также:

Как можно облегчить свое состояние

Если чешутся уши снаружи и горят можно попробовать уменьшить неприятные ощущения. Прежде всего, нужно успокоиться. Чем больше вы будете нервничать, тем больше вероятность того, что кожа будет чесаться больше. Вы также можете попробовать один из нижеперечисленных способов:

  1. Приобретите в ближайшей аптеке средство для уменьшения зуда.
  2. Примите антигистаминное средство.
  3. Если в аптечке есть борный спирт, капните в ушную раковину несколько капель.
  4. Придерживайтесь строгой диеты или исключите продукты-аллергены (шоколад, цитрусы, мед).
  5. Пропейте курс препаратов, действие которых направлено на восстановление микрофлоры кишечника.

Если говорить о профилактике зуда ушей, главное, не забывать уделять время элементарной гигиене, не допускать, чтобы в ушах оставалась вода. Задумайтесь об укреплении иммунитета.

Не стоит пользоваться чужими наушниками, во избежание инфицирования.

Что говорят в народе

Пожилые люди часто говорят, что сегодня все по поводу и без повода бегут к врачу. По их мнению, такая примета, как чешется ухо снаружи, можно легко объяснить народными поверьями. Самым распространенным объяснением считается, что уши чешутся, если вас кто-то вспоминает. И, чем сильнее они горят и зудят, тем «крепче» словцо у доброжелателя.

Есть мнение, что левое ухо чешется, если о вас распускают сплетни, а правое, наоборот, если вас расхваливают.

Зуд в ушах также может указывать на скорое изменение в погоде.

Если вы самостоятельно не смогли определить, почему чешется ухо снаружи, врач терапевт или отоларинголог после осмотра сможет сделать это за вас. Главное, не затягивать с походом в поликлинику.

Вконтакте

Появление зуда в ушах может свидетельствовать о заболевании, или неверной гигиене. Что бы не повредить ухо и не усугубить состояние следует придерживаться ряда правил.

Наверное, многим знаком зуд в ушах. Причины такого симптома чаще всего носят патологический характер, разобраться с которыми, часто под силу только опытному врачу. Игнорировать полностью зуд в ушах вряд ли получится, а самостоятельное решение данной проблемы способно усугубить состояние.

Ухо человека – не просто орган слуха, оно является сложной системой, имеющей уникальную систему самоочищения от пыли, влаги, отмирающих клеток кожного эпителия. Находящиеся внутри слухового прохода сальные и серные железы, а также волоски способствуют выделению специального вещества – серы. Ушная сера имеет желто – коричневый цвет, обладает дезинфицирующим действием за счет кислого PН, содержит бактериостатические компоненты: иммуноглобулины, жирные кислоты и лизоцим.

Сера продвигается по внутреннему пространству слухового прохода наружу со скоростью примерно равной скорости роста ногтей. При жевании, разговоре двигающаяся нижняя челюсть способствует ускорению продвижения ушной серы. При попадании воды в ухо, повышенного содержания пыли в окружающем воздухе сера выделяется интенсивнее и освобождается от посторонних частичек, вызывая в ухе зуд. Подобный симптом также часто появляется при неправильной гигиене уха, когда различными предметами (ватными палочками, булавками) удаляется сера. В полученные микротравмы попадает сера и вызывает зуд и дискомфорт. Усиленный рост волос в слуховом проходе также вызывает зуд.

Болезненные состояния, при которых возникает зуд в ушах

И все же, навязчивый постоянный зуд в ушах причины чаще имеет патологический характер. Наиболее распространенная причина зуда в ушах – грибковая инфекция или отомикоз. Обычно человек при этом обнаруживает в слуховом проходе и ушной раковине беловатые корочки. В норме клетки грибов являются постоянными обитателями кожных покровов. Но в случаях снижения иммунитета, нарушении обмена веществ, длительного приема антибиотиков и гормональных средств, грибковая микрофлора начинает интенсивный рост.

Частый контакт с водой и сахарный диабет повышают риск возникновения отомикоза. Заболевание опасно тем, что способно проникать глубоко, внутрь слухового прохода, вызывать шум и боль в ушах. Диагностировать и назначать лечение должен доктор, основываясь на результатах микробиологического исследования материалов, взятый из уха.

Не редки случаи возникновения зуда в ушах из-за аллергических реакций. Аллерген может содержаться в косметическом средстве по уходу за волосами, головном уборе и даже в купальной шапочки.

: комаров, клещей мошкары. Иногда мелкие живые насекомые попадают в ухо, вызывая зуд и боль. Самый верный способ избавиться от насекомого – закапать несколько капель растительного масла в слуховой проход, а затем обратиться к врачу.

Во время простудных заболеваний может появиться зуд в ухе. Причина такого симптома – проникновение из носоглотки через евстахиеву трубу болезнетворных микроорганизмов в слуховой проход. Возможно, появление чувства жжения и боли.


Зуд, возникающий в ушах, иногда может стать предвестником таких заболеваний, как экзема, псориаз и дерматит. Кожа внутри слухового прохода более чувствительная, поэтому данные кожные болезни могут быстрее проявиться именно как зуд в ухе. Причина и лечение в таких случаях устанавливается двумя специалистами: дерматологом и отоларингологом.

Хронический отит, пожилой возраст, некоторые психические расстройства могут вызывать зуд в ушах. В любом случае, если зуд повторяется, становиться постоянным, усугубляется новыми симптомами, следует незамедлительно обращаться к врачу, ведь цена достаточно высока – риск приобрести стойкие нарушения слуха.

Лечение и профилактика неприятного симптома

На самом деле, существует очень мало средств, позволяющих снять в ухе зуд самостоятельно. Все потому, что человек без помощи врача вряд ли сможет установить истинную причину, по которой возник зуд в ушах. Лечение всегда назначается исходя из поставленного диагноза.


При выявлении грибковой инфекции назначается антимикозный препарат местного действия: Эконазол, Клотримазол, Мирамистин. Терапию не следует прерывать раньше установленного врачом курса лечения.

При аллергических реакциях применяют антигистаминные препараты внутрь. Лоратадин, Цетиризин, Фексофенадин способных быстро снять зуд, отек, покраснение, в том числе, вызванных укусами насекомых и клещей. Эти препараты окажутся эффективными при простудных заболеваниях. Вместе с противомикробными и антивирусными средствами антигистаминные препараты устраняют зуд в ушах, возникающий при простуде.

Комплексный подход и консультация нескольких специалистов поможет устранить зуд ушах при псориазе, экземе, дерматитах, хронических заболеваниях ушей и внутренних органов.


Имеется ряд профилактических мероприятий, позволяющих предотвратить зуд в ушах. Лечение не потребуется вовсе, если гигиена наружного слухового прохода будет выполняться с соблюдением нескольких условий. Во-первых, не следует очищать или чесать ушную раковину и слуховой проход посторонними предметами, оказавшимися в руках (булавками, авторучками, карандашами).

Даже ватные палочки наносят больше вреда, чем пользы. Подобные предметы способны оставить травмы, нарушить нормальный физиологический процесс очищения уха. Во-вторых, необходимо с помощью дезинфицирующих средств периодически обрабатывать свой мобильный телефон, наушники. При купании в бассейне, открытых водоемах использовать беруши, а полотенца гладить горячим утюгом. В-третьи, лучший способ очистить уши от грязи и излишков серы – просто вымыть их с мылом и вытереть насухо полотенцем или сухой салфеткой.

Следует помнить, что зуд, возникающий в ушах – не всегда просто ощущение дискомфорта, зачастую это первый симптом заболевания и сигнал для обращения к врачу.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха - это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка. При дефицитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических координации. Это проявляется, в частности, в различной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других.

Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский). Эти общие закономерности характеризуются следующими положениями.

1. Для сурдопсихологии большое значение имеет положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка. К биологическим факторам относятся особенности развития нервной системы, определяющие тип темперамента; задатки способностей - общих и специальных. Важное значение для последующей жизни ребенка имеют условия протекания внутриутробного периода - болезни матери, лекарства, которые она принимала в период беременности, травмы при родах. Социальные факторы объединяют все то, что характеризует общество, в котором живет и развивается ребенок, - тип идеологии, культурные традиции, религию, уровень развития науки и искусства. Социальная среда и преобразованная человеком природа являются источниками развития человека, определяют принятую в данном обществе систему обучения и воспитания. Усвоение социального опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме - в различных видах деятельности - общении, игре, учении, труде. Дети овладевают этим опытом не самостоятельно, а при помощи взрослых.

Л. С. Выготский сформулировал положение о единстве и взаимодействии биологических и социальных факторов в процессе развития. Это единство характеризуется двумя особенностями. Во-первых, каждый из факторов имеет разный удельный вес в становлении различных по сложности психических функций. В формировании более простых функций, например ощущений, велика роль биологических, наследственных факторов. В развитии более сложных, высших психических функций, например произвольной памяти, абстрактно-понятийного мышления, главенствующее значение приобретают социальные факторы. Чем сложнее функция, тем больше времени требуется на ее формирование, тем больше сказывается влияние социальных факторов, условий обучения и воспитания. Во-вторых, единство и взаимодействие биологических и социальных факторов меняются в процессе развития, т. е.

на разных возрастных этапах. Роль каждого фактора в развитии одной и той же функции оказывается различной.

Нарушения слуха могут быть вызваны биологическими факторами, такими, как наследственность, патология родов, химические отравления и т. п. Большое значение имеет время повреждения: одна и та же причина, действуя в разные периоды онтогенеза, может привести к разным последствиям. Особенностями детского возраста по сравнению с взрослыми являются, с одной стороны, незрелость структур мозга, несформированность отдельных компонентов психики, с другой - пластичность нервной системы и способность к компенсации. Важную роль в успешной компенсации нарушений слуха играют социальные факторы - условия семейного воспитания, ограничивающие, например, эмоциональный опыт ребенка на ранних этапах онтогенеза, в том числе уровень образования родителей, своевременность их обращения к специалистам, степень участия в коррекционной работе.

2. Общей закономерностью, проявляющейся в психическом развитии всех детей, является его сложная организация во времени: свой ритм, который меняется в разные годы жизни, и свое содержание, которое обусловлено особенностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания ребенка. Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой предполагает глубокое преобразование всех структурных компонентов психики, т. е. психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза.

Неравномерность психического развития детей, обусловленная активным созреванием мозга в определенные периоды жизни, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других. По мере продвижения от одного возраста к другому увеличивается сложность межфункциональных связей. Поэтому каждый возрастной период характеризуется повышенной восприимчивостью к разным педагогическим воздействиям. Такие периоды называют сензитивными. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей и взаимодействий психический функций, изменение соотношений между ними. Наличием сензитивных периодов объясняется то, что наибольшее влияние обучение оказывает на те психические функции, которые только начинают формироваться, поскольку в этот период они наиболее гибки, податливы, пластичны. Учет наиболее известного сензитивного периода в развитии речи - от 1 до 3 лет - необходим при организации коррекции психического развития детей с недостатками слуха.

4. Четвертая закономерность сформулирована в положении Л.С.Выготского о метаморфозах в детском развитии, и состоит она в том, что развитие - это цепь качественных изменений. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, что является результатом перестройки межфункциональных взаимодействий, интеграционных процессов, происходящих при развитии ребенка. Сочетание в этом процессе эволюции и инволюции обуславливает на новом этапе усвоение, преобразование или даже отмирание того, что было сформировано на предшествующих этапах.

5. Пятая закономерность - развитие высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, в первую очередь со взрослыми, и лишь постепенно становятся внутренними функциями самого ребенка. Высшие психические функции - сложные, системные образования, социальные по своему происхождению; они формируются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Прежняя структура «натуральных» психических функций изменяется, они становятся «культурными», приобретают такие признаки, как опосредованность, осознанность, произвольность.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для детей, имеющих различные отклонения в психическом развитии. Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них возникают особенности развития личности и самосознания. Анализ особенностей психического развития детей с различными типами нарушений проводится через понятие, введенное Л.

С. Выготским, о структуре дефекта. Первичный дефект, в данном случае - нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения имеют, как правило, системный характер, меняют всю структуру межфункциональных взаимодействий, причем чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. Например, отклонения в произношении у глухих детей находятся в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому их коррекция оказывается наиболее трудной. Развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от нарушений слуха, и их коррекция оказывается более легкой - так, словарный запас приобретается не только за счет устного общения, но также благодаря чтению и письму.

Вторичные отклонения являются основными объектами психолого-педагогической коррекции развития при нарушенном слухе. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с недостатками слуха автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а потребуют более сложных специальных усилий по преодолению нарушений. В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между первичными и вторичными нарушениями. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психического развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И.Лубовский).

При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. В нескольких отношениях у детей с нарушенным слухом снижение характерно только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) у детей с нарушенным слухом отмечаются в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10 -11 лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность также может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала.

Для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. Так, на начальных этапах обучения глухого ребенка речи для него характерно своеобразное употребление слов, обусловленное тем, что опирается такой ребенок только на впечатления, возникающие от непосредственного восприятия окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов (Ж. И. Шиф). В начале обучения маленький глухой ребенок может уловить в слове только указание на определенный предмет, поэтому слова для него имеют более неопределенные, размытые значения, мало различаются по степени общности. По мере овладения речью глухой ребенок усваивает более точные и обобщенные значения слов, приобретает способность оперировать отвлеченными понятиями.

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М.Соловьев выделяет две такие закономерности.

Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено.

Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, например, наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь в обеих формах - импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) - приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.

Вторая закономерность - отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики. И. М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воздействий различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормальнослышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте общие со слышащими закономерности психического развития детей, имеющих нарушение слуха.

2. Какие биологические и социальные факторы определяют психическое развитие детей, имеющих нарушение слуха? Обоснуйте и приведите примеры.

3. Каковы специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха? Как учитываются эти закономерности при организации обучения этих детей?

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982-1984. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей //Дефектология. - 1971. - № 4.

Психология глухих детей. / Под ред. И. М. Соловьева и др. - М., 1976

В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности /28,с.28/.

Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Ж.И.Шиф, Л.В. Занков, Д.М. Маянц, М.М. Нудельман, Т.В. Розанова и другие.

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у детей с нарушением слуха особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у детей с нарушением слуха развиты не хуже, чем у слышащих детей (Л.В. Занков, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф, К.И. Вересотская), а в ряде случаев развиты лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Дети с нарушением слуха более тонко дифференцируют оттенки цветов /28,с.32/.

При частичном нарушении функции слухового анализатора речевые движения становятся вялыми, невнятными, плохо дифференцированными. У детей потеря слуха отрицательно влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата.(И.М.Соловьев, Ф.А. Рау). Двигательные ощущения играют важную роль в овладении детьми с нарушением слуха устной речью /28,с.35/.

Осязательные ощущения (ощущения тактильные, температурные, двигательные) у детей с нарушением слуха младшего возраста развиты плохо.(И.М.Соловьев). Они не умеют пользоваться этим сохранившимся анализатором. Получив новый предмет, они начинают манипулировать им, что несущественно для процесса осязания, или прикасаться к его поверхности лишь кончиками пальцев, не используя всю поверхность ладони, все пальцы.

Для детей с нарушением слуха характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.(А.Н.Артоболевский, С.С. Ляпидевский, 1963).

Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта детьми с нарушением слуха значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий /28,с.41/.

Непреднамеренное или непроизвольное запоминание у детей с нарушением слуха не уступает своим слышащим сверстникам. (Т.В.Розанова). Образный материал эти дети непосредственно запоминают более успешнее, чем слышащие, так как у них зрительный опыт богаче (зрительное запоминание). (В.В.Синяк, М.М. Нудельман). Но в то же время можно встретить в литературе данные, что в дошкольном возрасте дети с нарушением слуха хуже запоминают места расположения предметов, в младшем школьном возрасте - путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению /27,28/

Преднамеренное или произвольное запоминание имеет ряд особенности у детей с нарушением слуха. Дети с нарушением слуха младших классов применяют вспомогательные средства для запоминания. При запоминании ряда сходных предметов они плохо умеют использовать прием сравнения /28,с.54/.

При запоминании может произойти пропуск букв, перестановка букв, слогов, слова могут сливаться в одно. Это также результат недостаточной расчлененности значений слов.

У детей с нарушением слуха, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах.

Дети с нарушением слуха длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно - образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно - логического мышления ребенок с нарушением слуха резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности /28,с.54/.

У детей с нарушением слуха обнаруживаются значительные индивидуальные различия в развитии их мышления. Около одной четвертой части всех детей с нарушением слуха имеют уровень развития наглядного мышления, соответствующий уровню развития этого вида мышления у слышащих сверстников /16,с.53/

Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов детей с нарушением слуха, появление фрустрации у них и их родителей. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.

Дети с нарушением слуха менее адаптированы в обществе, чем их слышащие сверстники. Из-за того, что окружающие иначе относятся к детям с нарушением слуха, чем к слышащим, у них возникают и закрепляются специфические черты личности. Ребенок с нарушением слуха замечает неодинаковое отношение к нему и к слышащим: с одной стороны он чувствует по отношению к себе любовь, жалость, сострадание (в результате чего нередко возникают эгоцентрические черты), с другой - испытывает исключительность своего положения и у него порой начинает складываться мнение, что он является обузой для близких /16,с.59/.Представление детей с нарушением слуха о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми. У детей с нарушением слуха со средним уровнем интеллектуального развития отмечаются в основном завышенные самооценки. У детей с нарушением слуха с высоким интеллектуальным уровнем наблюдаются в основном адекватные самооценки, то есть они в целом соответствуют по уровню развития личности нормально развивающимся детям того же возраста.

Дети с нарушением слуха младшего школьного возраста адекватнее всего оценивают свою учебную деятельность. Для оценки этой деятельности есть объективные внешние показатели - отметка, опора на которую приводит к более адекватному анализу успехов в учебе /16,с.63/.

Кстати, важно сказать, что самооценка играет не последнюю роль в становлении процессов поведения, определяет уровень его притязаний. Самооценкой и притязаниями во многом обуславливаются эмоциональное самочувствие человека, степень зрелости его личности. Формирование самооценки и уровня притязаний отражают те противоречия, которые могут стать факторами психического развития индивида.

Уровень притязаний, с одной стороны, зависит от способностей человека, являющихся субъективными условиями успешного выполнения деятельности, и адекватной их оценкой, с другой- определяет формирование этих способностей. Как правило, уровень притязания характеризуется как устойчивый обобщенный признак личности. Первые его проявления отмечаются уже у детей двух- трех лет при нормальном развитии их личности /16,с.64/ .

У детей с нарушением слуха имеются большие трудности в формировании морально - этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки; затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки /22,с.91/.

Сенсорный дефект мешает ребенку в нормальном общении со взрослыми, от которых он получает накопленный человечеством опыт, затрудняет контакты со слышащими сверстниками. Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у детей с нарушением слуха можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к труду.

У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей:

Творческую и познавательную активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);

Набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;

Навыки общения, потребность в нем;

Адекватную самооценку и уровень притязаний.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо широко использовать формы работы, в которых дети с нарушением слуха должны были бы оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с результатами других воспитанников, формировать общепринятые нормы поведения.

В процессе социализации детей с нарушением слуха групповой подход имеет основополагающее значение, при этом необходимо подбирать методы и формы социально-педагогической работы с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха.