Зубным зачатком, или фолликулом, называют структуру, служащую основой зуба. Он закладывается на 6-7 неделе внутриутробного развития. На этом этапе происходит формирование пластинки зуба из клеток первичной ротовой полости - эпителия. При этом эпителий является вросшим в мезенхимные челюстные клетки. Таким образом, можно утверждать, что зачаток образуется в момент взаимодействия эпителия и челюстной мезенхимы.

После этого на вестибулярной части зубной пластинки формируются эпителиальные разрастания. Они отличаются колбовидной формой и представляю собой выпячивания. В дальнейшем они превратятся в органы эмалевого типа - основу молочных зубов. Каждая челюсть имеет по десятку подобных органов.

11 неделя ознаменована тем, что эмалевые органы становятся схожими с колпачками - начинают отдаленно напоминать коронку зуба. Это становится возможным благодаря мезенхимам, что врастают в эмалевый орган в нижней его части. Получившееся в ходе этого образование становится базой зубных сосочков.

Затем эмалевый орган становится больше, начинается его обособление от пластинки зуба. На 3 месяце развития эмбриона фиксация эмалевого органа к зубной пластинке осуществляется лишь посредством тонкого перешейка, что образован клеткам эпителия.

Вместе с тем происходит формирование зубного мешочка, который развивается благодаря конденсации мезенхимы вокруг эмалевого органа.

Формирование зачатков происходит в ходе сложных клеточных трансормаций, включает в себя эмалевый орган, зубные мешочек и сосочки. В дальнейшем наружные клетки органа станут эмалью, а внутренние трансформируются в дентин. Зубной зачаток окружен множеством кровеносных сосудов.

Завершение образования зачатков молочных зубов завершается на 14 неделе внутриутробного развития, постоянных - на 22. При этом последние продолжают образовываться также после рождения, завершается этот процесс к 5-6 месячному периоду жизни ребенка.

Патологии зачатков зубов

Адентия

Она представляет собой отсутствие зачатков. Встречается адентия молочных и постоянных зубов, полная или частичная. При частичной адентии отсутствует несколько зубов, а между существующими образуются тремы.

Причиной адентии являются врожденные аномалии, вызванные инфекционными заболеваниями матери в период беременности, приемом сильнодействующих препаратов, стрессы, вредные привычки, генетические заболевания.

Обычно адентия сочетается с несформированной челюстью, задержкой развития речи, нарушением прикуса, асимметрией лица.

В раннем возрасте лечение направлена на медикаментозную стимуляцию роста челюсти, формирование зубных зачатков. В более позднем возрасте прибегают к протезированию.

Для диагностики врожденной адентии необходим провести несколько серьезных исследований. Данная патология дифференцируется с ретенцией - задержкой прорезывания зубов. При ретенции зубные зачатки сформированы, однако зубы не прорезываются.

Сверхкомплектные зубы

В некоторых случаях в челюсти развиваются сверхкомплектные зубы. Достаточно редко они формируются в молочном прикусе, чаще - в постоянном. В норме молочные зубы должны выпадать, уступая место постоянным. Но при сверхкомплектных зубах этого не происходит - корень молочного зуба не рассасывается, потому и зуб сохраняется.

Наличие сверхкомплектных зубов приводит к сдвигам остальных, задержке их роста, способствует скученности.

Причиной данной патологии могут стать внутриутробные инфекции, вредные привычки женщины в период вынашивания плода, генетические и гормональные сбои, травмы, углубленное положение зачатков постоянных зубов или их недоразвитость. Наконец, неопровержимым является факт этиологической связи между развитием сверхкомплектных зубов и невылеченным кариесом зубов молочных. Развивающиеся в ходе этого пульпиты и периодонтиты охватывают зачатки коренных зубов, приводя к их патологическим изменениям.

Дистопия

Дистопией называется неправильное расположение зачатка, при котором он меняет направление или выходит за пределы альвеолярного отростка, зубной дуги.

Причины дистопии - те же генетические аномалии, вирусные заболевание в период беременности, гормональные нарушения.

Дистопия может сопровождаться скученностью зубов, ретенцией и лечится ортодонтическими методами.

Слияние зубных зачатков

В редких случаях диагностируется слияние зубных зачатков, а областью слияния является слои дентина. Для данной патологии характерно уменьшение количества зубов. Причины данной патологии точно не установлены, однако известно, что она носит семейный характер.

Очень-очень редко, но встречается такая аномалия зубной системы, как адентия, то есть отсутствие молочных зубов и даже их зачатков. Определяется адентия не раньше 12-15 месяцев, с помощью рентгеновского обследования на рентген-аппарате, и только после осмотра квалифицированным специалистом-стоматологом.

Наша клиника располагает более современным аппаратом, позволяющим адекватно и качественно исследовать состояния зубочелюстной системы в любом ракурсе, совершенно безопасным для детей – радиовизиографом.

Адентия бывает первичная – когда полностью отсутствуют зачатки молочных зубов, и бывает отсутствие зубов в ротовой полости вследствие задержки их в челюсти – ретенция. Зубы могут отсутствовать все (полная адентия) или только отдельные (частичная адентия). Отсутствие зубов чаще наблюдается с постоянными зубами – у взрослых, значительно реже – с молочными.

Причинами адентии у детей чаще всего бывает проблемы со здоровьем у мамы в период беременности (генетические заболевания, вирусные инфекции, отравления, стрессы и пр.), курение, лечение сильными препаратами, что препятствует формированию зачатков зубов или их гибели на более поздних стадиях. При адентии также плохо развиваются челюсти, лицо становится ассиметричным, искажается прикус. В период молочного прикуса чаще встречается частичная адентия – отсутствие отдельных зубов и образование между наличными зубами трем – больших щелей. Лечение в раннем возрасте направлено на медикаментозную стимуляцию прорезывания зубов, развития челюсти. В старшем возрасте возможно изготовление съемных зубных протезов, которые заполняют зубной ряд. Несъемные протезы для детей — недопустимы, а до 21 года – не рекомендуются.

У ребенка растет второй ряд зубов

Совершенно противоположная ситуация — у ребенка растет второй ряд зубов. Такая патология редко встречается в молочном прикусе и довольно распространена при росте постоянных зубов. Если у малыша есть сверхкомплектные зубы, то они мешают развитию и росту постоянных зубов, сдвигают его в сторону, или разворачивают вокруг оси, и поэтому подлежат удалению.

Часто у нас спрашивают, все ли зубы у детей меняются, остаются ли у взрослых молочные зубы. В естественном ходе событий все молочные зубы должны выпадать, а на их месте вырасти постоянные и еще плюс 12 коренных зубов для полного взрослого комплекта – 32 зуба. Но иногда получается сбой — и молочный зуб, а иногда и несколько не выпадают. Дело в том, что под молочным зубом не образуется или гибнет зачаток постоянного зуба, а значит, не рассасывается корень молочного, и он не выпадает в назначенное время. Второй причиной может быть очень глубокое залегание зачатка или его недоразвитость, и поэтому он не может вытолкнуть молочный зуб. Молочные зубы, которые не сменились на постоянные, называют остаточными или персистентными. Что с этим делать? С этой проблемой надо обращаться к стоматологу. Если выпадение молочных зубов у детей было не полным, и к 16-17 годам у ребенка остались молочные зубы – обращайтесь к специалисту клиники «Уткинзуб». Только после тщательного обследования доктор решит – оставить зуб, если под ним нет зачатка постоянного, или удалить — при наличии зачатка, с параллельной стимуляцией роста постоянного зуба.

Более важным является знать причины этой патологии. Это может быть наследственность, травмы или воспалительные заболевания костей челюсти, нарушения работы гормональной системы, в частности, щитовидной железы. А одна из самых распространенных причин – не вылеченные вовремя воспаления в молочных зубах – пульпиты и периодонтиты. Болезнь распространяется на зачаток постоянного зуба и разрушает его еще в челюсти. Именно по этой причине мы постоянно обращаем внимание родителей на необходимость тщательного ухода за молочными зубами («Уход за молочными зубами») и своевременного лечения кариеса и других заболеваний.

Зубы являются производным слизистой оболочки полости рта эмбриона. Из эпителия слизистой оболочки развиваются эмалевые органы , а из находящейся под эпителием мезенхимы — дентин , пульпа , цемент , окружающие зуб твердые и мягкие ткани (пародонт ).

В развитии зубов выделяют 3 стадии: I стадия — закладка зубов и их зачатков; II стадия — дифференцировка зубных зачатков ; III стадияобразование зубов .

I стадия : на 6-7-й неделе эмбрионального развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникает утолщение эпителия — зубная пластинка (lamina dentalis) , врастающая в подлежащую мезенхиму. На обращенной к губе или щеке поверхности зубной пластинки в результате дальнейшего развития эпителия формируются колбовидные выпячивания, превращающиеся затем в эмалевые органы (organum enamelum) молочных зубов. В каждой зубной пластинке образуется по 10 выпячиваний соответственно числу молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы, выпячиваясь внутрь их стенки, врастает мезенхима, которая является зачатком зубного сосочка (papilla dentalis) . К концу 3-го месяца развития эмалевые органы частично обособляются от зубной пластинки, оставаясь в соединении с ней посредством эпителиальных тяжей — шейки эмалевого органа (рис. 1). В окружности эмалевого органа в результате уплотнения окружающей его мезенхимы формируется зубной мешочек (sacculus dentalis) , который у основания зубного зачатка сливается с зубным сосочком (рис. 2).

Рис. 1. Развитие эмалевого органа. (Пластическая реконструкция): 1 — эпителий полости рта; 2 — зубная пластинка; 3 — эмалевый орган; 4 — зачаток зубного сосочка; 5 — шейка эмалевого органа

Рис. 2.

1 — зубная пластинка; 2 — зачатки зубов; 3 — эмалевые органы; 4 — нижняя челюсть; 5 — зубная пластинка в нижней челюсти; 6 — слой наружных эмалевых клеток; 7 — пульпа эмалевого органа; 8 — слой внутренних эмалевых клеток; 9 — зубной мешочек; 10 — зубной сосочек

II стадия: изменяются как зачатки зубов, так и окружающие их ткани. Происходит разделение однородных клеток эмалевого органа на отдельные слои. В центре эмалевого органа образуется пульпа , а по периферии — слой наружных эмалевых клеток и слой внутренних эмалевых клеток , дающих начало клеткам-амелобластам, участвующим в образовании эмали. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные эмалевые клетки . Часть клеток пульпы, прилежащая к слою амелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.

Одновременно с преобразованием эмалевого органа происходит процесс дифференцировки зубного сосочка: он увеличивается и глубже врастает в эмалевый орган. К сосочку подходят сосуды и нервы. Кроме того, на поверхности сосочка из клеток мезенхимы формируется несколько рядов одонтобластов — дентинообразующих клеток (рис. 3). К концу 3-го месяца шейки эмалевых органов прорастают мезенхимой и рассасываются. Зубные зачатки вследствие этого окончательно обособляются от зубной пластинки, которая, в свою очередь, также прорастает мезенхимой и теряет связь с эпителием полости рта. Сохраняются и растут задние отделы и свободные края зубных пластинок, которые в дальнейшем преобразуются в эмалевые органы постоянных зубов. Вокруг зубных зачатков в мезенхиме челюстей появляются костные перекладины , формирующие стенки зубных альвеол.

Рис. 3. Зачаток зуба на стадии формирования твердых тканей: 1 — отростки одонтобластов; 2 — предентин; 3 — одонтобласты; 4 — около-пульпарный дентин; 5 — преобразование мезенхимных клеток в одонтобласты; 6 — преодонтобласт; 7 — мезенхимная клетка

III стадия начинается с конца 4-го месяца эмбрионального периода. Возникают зубные ткани: дентин , эмаль и пульпа зуба . Образование дентина происходит за счет одонтобластов, которые синтезируют тонкие преколлагеновые волокна (рис. 4). Эти волокна в дальнейшем формируют наружный, плащевой , и внутренний, околопулъпарный , слои предентина. Одонтобласты в состав предентина и дентина не входят, а остаются в наружных слоях зубного сосочка (пульпы). В конце 5-го месяца внутриутробного периода начинаются процесс обызвествления предентина и формирование окончательного дентина. Однако полного обызвествления не происходит, и внутри зуба остается слой необызвествленного околопульпарного дентина (рис. 5).

Рис. 4. Коллагеновые волокна предентина: 1 — дентинный каналец

Рис. 5.

1— околопулъпарный дентин; 2— матрикс; 3— глобулы солей; 4— граница обызвествления; 5 — предентин; 6 — плащевой дентин

В начале 5-го месяца амелобласты на вершине зубного сосочка образуют эмаль. Этот процесс начинается в области жевательных бугорков, откуда эмалеобразование распространяется на боковые поверхности коронки. В дальнейшем происходит обызвествление эмали, которое заканчивается лишь после прорезывания зубов. Развитие корня зуба совершается в постэмбриональном периоде, при этом в связи с образованием коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний, наоборот, пролиферирует и превращается в корневое эпителиальное влагалище (vagina radicularis epithelialis) , состоящее из двух рядов эмалевых клеток — внутреннего и наружного . Корневое эпителиальное влагалище глубоко врастает в подлежащую мезенхиму и охватывает ее участок, из которого будет образовываться корень зуба (рис. 6). Мезенхимные клетки, заключенные в корневые эпителиальные влагалища, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня зуба. Как только дентин корня сформируется, корневые эпителиальные влагалища прорастают мезенхимой, их большая часть рассасывается, вследствие чего мезенхимные клетки зубного мешочка начинают непосредственно соприкасаться с дентином корня и преобразовываться в цементобласты , которые откладывают цемент по поверхности дентина корня зуба. Часть клеток зубного мешочка, окружающая корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани — периодонту . Пучки коллагеновых волокон, образующих периодонт, внутренними концами «впаиваются» в цемент, а их наружные концы переходят в костные зубные альвеолы, обеспечивая тем самым плотную фиксацию корня к окружающим тканям. В многокорневых зубах образуется несколько корневых эпителиальных влагалищ и соответственно им несколько корней. Из мезенхимы зубных сосочков развивается пульпа зуба .

Рис. 6.

1 — корневое эпителиальное влагалище; 2 — внутренний слой клеток; 3 — наружный слой клеток; 4 — цементобласты; 5 — цемент; 6 — периодонт; 7 — пульпа зуба

Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с таковыми молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат в одной зубной альвеоле вместе с молочным зубом (рис. 7).

Рис. 7.

1 — зачаток молочного зуба; 2 — зачаток постоянного зуба; 3 — стяжка зубной альвеолы

Нарушение развития зубов может привести к неправильному отложению твердых веществ (гипоплазия эмали , эрозионные ямки на поверхности зуба, дефекты обызвествления дентина), отклонениям в числе зубов (полное или частичное отсутствие зубов — адентия ), образованию дополнительных зубов, неправильной форме отдельных зубов, неправильному расположению зубов в челюсти (дистопия ).

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин

Наличие у взрослых молочных зубов нельзя отнести к области фантастики или юмора. Такое явление иногда можно встретить в стоматологической практике. Что же способствует тому, что молочный зуб может сохраниться у взрослых людей и что делать с таким детским «реликтом»?

Отголосок детства

Большинство людей считают, что молочные зубы тесно связаны с трогательным и беззаботным детством. Ведь не даром Джеймс Барри, шотландский писатель в своей сказке про Питера Пена - мальчика, желающего всегда быть юным и не взрослеть - специально описывает, что в его рту было много молочных жемчужных зубов, причем ни один из них ещё не выпал. Замену молочных зубов постоянными можно считать таким же шагом во взрослую жизнь, как и первое помещение школы и первую двойку.

Зубы начинают меняться примерно с 5-6-летнего возраста, а заканчивается этот процесс примерно к 12-14 годам. В настоящее время, по наблюдениям многих врачей, замена молочных зубов постоянными происходит у более младших детей, чем это происходило в прошлые десятилетия. Но случается также, что молочные зубы могут сохраниться и у взрослых людей. С такими случаями можно столкнуться в 20, 30, а иногда и в 50 лет. Почему так бывает и что предпринимать в такой ситуации?

Молочные зубы и их особенности

Временные и постоянные зубы имеют определенные различия в строении. Форма молочных зубов такая же, как и в коренных (постоянных), но размер их значительно меньше, корни короче, и разное количество - их только 20 против 32 постоянных зубов (в том числе и зубы мудрости). Для «детских» зубов характерный небольшой срок службы: их корни со временем рассасываются (как говорят стоматологи «резорбируются») примерно спустя 2-3 года после их полного формирования. Начинается такой процесс с участка, к которому прикасаются коронки постоянных зубов, растущих под ними.

Но случается, что по тем или иным причинам не происходит формирование зачатков постоянных зубов. Корни молочных зубов в этом случае чаще рассасываются в результате влияния зачатков постоянных соседних зубов. Но случается, что такое не происходит и «детские» зубки тогда могут сохраняться и у взрослых - стоматологи их называют персистентными (в переводе с латинского persistere - оставаться, пребывать).

Почему могут отсутствовать зачатки постоянных зубов?

Можно выделить самые разные причины, способствующие отсутствию зачатков постоянных зубов. К ним относят наследственные особенности, остеомиелиты челюстей и их травматическое поражение, обменные нарушения, патология желез внутренней секреции. Кроме того, повредить зачатки постоянных зубов и способствовать их гибели также могут острые и хронические воспаления молочных зубов, в частности, своевременно не пролеченный периодонтит.

Иногда случается, что зачатки постоянных зубов формируются, но могут залегать достаточно глубоко, не касаясь корней молочных зубов. Это может возникать из-за неправильного положения постоянного зуба или недостатком места. В таких случаях молочные зубы можно обнаружить и у взрослых людей.

Обязательно ли взрослым необходимо удаление молочных зубов?

Несомненно, нередко у взрослых молочные зубы могут создавать проблемы. Во-первых, срок службы их короткий, именно поэтому намного ниже сопротивляемость кариесу по сравнению с постоянными. Во-вторых, зубы, которые не выпали вовремя, могут стать помехой росту постоянных зубов, а также стать причиной их неправильного расположения. Но это не значит, что если у взрослого обнаружен молочный зуб, то его непременно нужно удалять. Все индивидуально и зависит от конкретной ситуации. Очень часто молочные зубы у взрослых, которые хорошо сохранились, рекомендуется оставлять, чтобы они прослужили, сколько могут. Ведь иногда случается, что на их месте постоянные зубы могут так и не появиться.

Как поступать с молочным зубом у взрослых, в любом случае нужно решать посте проведения рентгенологического исследования, которое поможет выяснить наличие или отсутствие зачатков непрорезавшегося постоянного зуба, а также то, идет ли процесс рассасывания корня молочного зуба. Если не обнаружены зачатки и не произошло рассасывание корней молочного зуба, при этом он выглядит эстетично и неподвижен, то такой молочный зуб удалять не стоит. То же касается случаев, когда рентгенологически доказано, что положение постоянного зуба такое, что, даже удалив молочный зуб, он не сможет прорезаться. Однако в этом случае лучше проконсультироваться с врачем-ортодонтом.

Как поступить если молочный зуб может спровоцировать проблемы?

В том случае, если Вас не устраивает эстетичность молочного зуба или он подвижен, все равно нужно начинать с проведения рентгенологического обследования. Обнаружив на рентгеновском снимке, что нет зачатков постоянного зуба, и произошло рассасывание корней молочного зуба, к тому же наблюдается подвижность 3 - 4 степени (зуб сильно подвижен), то его нужно удалить и дальше принимать решение о том, какой вид протезирования использовать в данном случае.

Если внешний вид зуба Вас не устраивает, нужно тоже по рентгеновскому снимку определить состояние корней молочного зуба и зачатков постоянного. Далее решение принимать нужно индивидуально в конкретном случае. Зависит оно от возраста пациента, а также от занимаемого места молочного зуба в зубном ряду. При отсутствии зачатков и наличии корней молочного зуба на него можно установить винир или реставрировать зуб, сделав его в зубном ряду незаметным. Тем, у кого есть желание преобразить свою улыбку полностью, пригодятся люминиры.

При наличии зачатков постоянного зуба нужно оценить, сколько времени ему понадобится до прорезывания и принять решение удалить молочный зуб и вытянуть постоянный.

Хотя наличие молочных зубов у взрослых можно считать аномалией, это не является поводом для того, чтобы расстаться с ними - ведь очень часто они еще много лет могут прослужить Вам. Но иногда случается, что такой «привет из детства» может стать помехой для прорезывания постоянного зуба. Поэтому, обнаружив у себя молочный зуб, сделайте обязательно рентген и обратитесь на консультацию к специалисту.


В первые 2 месяца после зачатия у плода начинают формироваться элементы полости рта и носа. Многие вредные привычки матери и воздействие негативных факторов окружающей среды могут приводить к нарушениям и дефектам в жевательных органах будущего малыша. Нерациональное питание, недостаточное соблюдение гигиенического и стоматологического ухода за полостью рта во время беременности считаются наиболее распространенными причинами зубных аномалий у плода еще до его рождения.

Как закладываются зубки у малыша?:

Закладка молочных и постоянных зубов у плода происходит на ранних сроках беременности. Важно понимать, что в первые четыре месяца развития плода могут произойти нарушения этого процесса. Наиболее частые из них:

Недоразвитие нескольких зубов;

Лишние зубы.

В следующие месяцы беременности постоянно происходит процесс минерализации зачатков молочных зубов. И только на девятом месяце начинается процесс образования зачатков больших коренных зубов (моляров).

После появления малыша на свет процесс минерализации зачатков зубов продолжается.

Нормы прорезывания зубов:

Главный фактор, влияющий на сроки прорезывания зубов у малышей - это наследственность. Родители должны понимать, что рост первых зубов у ребенка можно ожидать уже с трехмесячного возраста.

Средним временем появления первых молочных зубов принято считать возраст 6 месяцев. Примерная последовательность прорезывания зубов следующая:

1. Два нижних резца - в 6-8 месяцев;
2. Два верхних резца - в 7-8 месяцев;
3. Следующие два верхних резца - в 8-9 месяцев;
4. Следующие два нижних резца - в 9-12 месяцев;
5. Первые коренные зубы - в 14-20 месяцев;
6. Клыки - в 16-20 месяцев;
7. Вторые коренные зубы - в 30 месяцев.

Таким образом, к концу первого года жизни у малыша должно быть 8 зубов.

Полный зубной молочный ряд состоит из:

4 резцов;
2 клыков;
2 моляров (коренных зуба).

Почему нарушается процесс закладки зубов?:

1. Применение определенных лекарственных средств беременной женщиной (чаще всего это антибиотики-тетрациклины);

2. Внутриматочные инфекции, особенно цитомегаловирусная;

3. Генетические нарушения.

Причины нарушений минерализации зачатков зубов:

1. Нарушения кальциево-фосфорного баланса у беременной женщины;

2. Недостаток витамина Д у малыша;

3. Неправильное питание;

4. Недоношенность плода. Чем раньше малыш появился на свет, тем больше вероятность появления различных нарушений в строении зубов.

Все перечисленные факторы могут приводить к таким нарушениям, как разрушение твердой ткани зубов, гипоплазия (недоразвитие) зубной эмали.

Врожденные нарушения:

Врожденные нарушения прорезывания зубов могут проявляться в таких формах:

1. Гиподонтия - отсутствие зачатков зубов. Если на протяжении двух лет после положенного срока у ребенка не появился зуб, то это указывает на отсутствие его зачатка - гиподонтию;

2. Анодонтия - это отсутствие зубов у ребенка вследствие врожденного порока развития зачатков;

3. Обширная гиподонтия - отсутствие зачатков многих зубов. Этому заболеванию наиболее часто сопутствуют нарушения развития кожи, волос, ногтей;

4. Гипердонтия - появление лишних зубов у малыша. Это врожденное заболевание может затрагивать как молочные, так и постоянные зубы. Часто при таком состоянии зубки начинают прорезываться еще в период внутриутробного развития, в результате чего ребенок рождается с ними. Чаще всего это нижние резцы. Такие зубки обязательно необходимо удалить, поскольку имеется повышенный риск их выпадения и попадания в гортань. В том случае, если такие ранние зубы очень прочно сидят в десне, то их можно оставить. Но это во многом затруднит процесс вскармливания младенца. Как правило, лишние зубки - это проблема у деток более старшего возраста. Если появляются лишние зубы - их удаляют. Но нельзя этого делать, когда зубки находятся в зачаточном состоянии, поскольку можно легко повредить челюсть или корни соседних зубов. На прикус малыша гипердонтия в начальной стадии не влияет.

Нарушения прикуса у детей:

Прикус - это характер смыкания верхнего и нижнего зубного ряда. Наиболее частые аномалии прикуса следующие:

1. Прогения - выступание нижней челюсти. Часто такое нарушение отмечается у малышей, которым проводилась коррекция врожденного расщепления неба. Другие причины прогении:

Родовые травмы;
Наложение акушерских щипцов;
Воспаление костей при заболеваниях ушей;
Чрезмерное напряжение мышц челюсти;
Раннее удаление молочных зубов;
Кариес зубов;
Рахит;
Гипоксия.

2. Микрогения (ретрогения) - это недоразвитие нижней челюсти, что делает челюсть втянутой. Причины следующие:

Врожденные аномалии развития плода;
Постоянное использование соски;
Кариес молочных и постоянных зубов;
Сосание пальцев, уголков одежды, одеяла и т.д.

Общие причины нарушения прикуса следующие:

1. Рахит;

2. Хронические заболевания в детском возрасте - ринит, аденоидит и т.д. Из-за таких патология малыш вынужден постоянно приоткрывать рот, что значительно задерживает развитие и формирование нижней челюсти.

Как предупредить и исправить нарушение прикуса?:

Выполнять специальные упражнения;

Не давать малышу соску при первом же капризе;

Забирать бутылочку как только малыш закончит прием пищи;

Когда кроха сосет палец или одеяло, необходимо дать ему игрушку в форме кольца. Ее неудобно сосать;

Правильно кормите ребенка из бутылочки. Держите ее под небольшим углом, малыша расположите полувертикально. Бутылочка во время кормления не должна упираться в челюсть малыша. Соска должна иметь форму соска матери. Позаботьтесь о том, чтобы вместо одного большого отверстия в ней было несколько маленьких.

Способы коррекции нарушений прикуса у детей:

1. Съемные приспособления - фиксируют зубы в определенном положении:

Пластинки;

2. Несъемные системы:

Брекеты - металлические или керамические пластины, которые снаружи и изнутри крепятся на зубах. Пластины соединены между собой проволокой из металла. Брекеты позволяют двигать зубы.

3. Трейнеры - это приспособления последнего поколения, которые позволяют корректировать форму и расположение зубов на этапе их прорезывания. Одеваются трейнеры только на ночь, что исключает чувство дискомфорта у ребенка.

Последствия нарушения прикуса:

Нарушения дикции;

Головные боли;

Частые заболевания лор органов;

Заболевания желудка и кишечника.

Лечить ли молочные зубки?:

В настоящее время мнение детских стоматологов однозначное - молочные зубки нужно своевременно проверять и при необходимости лечить!

Если этого не сделать, то возникшее нарушение может спровоцировать осложнения, которые приводят к повреждению зачатков постоянных зубиков. Если молочный зуб выпадает раньше времени, то у малыша гарантированно появится нарушение прикуса.
В целях профилактики заболеваний зубов рекомендуется с младенческого возраста обеспечить малышу прием таблеток фтора, растворимых в воде. По поводу выбора конкретного препарата рекомендуется проконсультироваться со стоматологом.

Кроме медикаментозных средств прекрасные меры профилактики заболеваний зубов и ротовой полости следующие:

Качественная гигиена;

Своевременное выявление и лечение заболеваний зубов и внутренних органов;

Употребление пищи, богатой кальцием, фосфором, белками и микроэлементами;

Ограниченное употребление углеводов.