«Спит как ангелочек», - умиляются родители, глядя на спящего малыша. Но что делать, когда умиляться приходится всё реже, проводя большую часть времени в попытках уложить ребёнка спать? Что делать, когда все сказки прочитаны, все песни спеты, а у любимого чада сна, как говорится, ни в одном глазу? И это повторяется почти каждый день, месяц за месяцем?

На самом деле эта проблема, увы, нередкая. Каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста испытывает регулярные или периодические проблемы со сном, а родители, вынужденные искать пути решения проблемы – испытывают хроническое недосыпание. Инсомния (от английского insomnia – «бессонница») в наше время стала одной из самых распространённых проблем, особенно актуальных для детского возраста.

В чём опасность бессонницы

На первый взгляд может показаться, что бессонница у детей никаких серьёзных последствий, кроме нарушения режима дня всей семьи не имеет. Но на самом деле инсомния способна пагубно отразиться на здоровье ребёнка.

Дело в том, что пока ребёнок спит, в его организме наиболее активно вырабатывается соматропин – гормон, отвечающий за рост и развитие в детском возрасте. Дефицит сна замедляет выработку гармона, поэтому дети, которые плохо спят, медленнее растут и нередко испытывают проблемы с весом и даже умственным и психическим развитием. Поэтому сон в грудном возрасте особенно важен.

Кроме того, из-за бессонницы нервная система не успевает восстанавливаться , так как вынуждена постоянно работать. При этом замедляется мозговая деятельность: ребёнок хуже соображает, запоздало реагирует на изменение окружающей обстановки и обращённые к нему вопросы. Он способен выполнять простые обыденные действия «на автомате», но когда требуется изменить привычный алгоритм или перейти к другому занятию, это вызывает ступор. Подобное состояние негативно отражается на учёбе, общении с друзьями и может быть даже опасным.

При продолжительной бессоннице страдают и самочувствие, и психика: ребёнок становится вялым, раздражительным, беспокойным, плаксивым, часто жалуется на головную боль, головокружение и отсутствие аппетита. Подобное состояние может привести и к более серьёзным заболеваниям, поэтому с инсомнией необходимо активно бороться.

Причины и лечение нарушений сна у детей

Бессонница – нарушение, которое требует тщательного лечения. Но прежде чем его начинать, необходимо выяснить причины, повлёкшие за собой расстройства детского сна.

Условно выделяют несколько групп причин инсомнии: психологические, физиологические и связанные с окружающей обстановкой. Бессонница может быть вызвана одной или несколькими причинами, причём у детей разного возраста они могут несколько отличаться.

Так, нарушения сна у детей до года обычно вызваны несовершенством их нервной системы: суточные ритмы в грудном возрасте ещё только вырабатываются. Поэтому если ребёнок здоров, весел, активен и «путает день с ночью», бодрствуя в ночное время и усиленно отсыпаясь днём, то причина именно в этом. Однако есть и более серьёзные причины инсомнии у младенцев:

  • слишком тёплый и сухой воздух;
  • шумная или непривычная обстановка;
  • слишком яркий свет;
  • проблемы с желудком и кишечником;
  • опрелости;
  • прорезывание зубов;
  • ушные инфекции;
  • энцефалопатии.

В этом случае , и ночью, часто просыпается, капризничает, плач частый и громкий. За малышом необходимо понаблюдать: возможно, потребуется изменить обстановку в помещении, где спит ребёнок, а также непременно показать его врачу, чтобы исключить какие-либо заболевания.

В дальнейшем могут добавиться новые причины бессонницы. После года дети осваивают всё новые двигательные навыки и активно познают окружающий мир. Интенсивная и разнообразная деятельность настолько перегружает нервную систему, что ребёнок засыпает с трудом.

Кроме того, ребёнок начинает пробовать взрослую пищу, и непривычная еда может вызвать желудочно-кишечные расстройства и диатез. Самостоятельно регулировать свой сон малыш в этом возрасте пока не может, поэтому необходимо выработать ежедневный ритуал отхода ко сну и также наладить режим здорового полноценного питания, исключив переедание на ночь.

Дошкольный возраст нередко отмечен первыми ночными кошмарами – дети 3–6 лет слушают сказки, смотрят мультфильмы и телепередачи, а активно развивающийся мозг перерабатывает полученные впечатления в немыслимые фантазии. В итоге ребёнок начинает бояться темноты, опасается засыпать, спит некрепко и нередко просыпается с криками и в слезах.

Кроме того, когда дети начинают посещать детский сад, риск подхватить простудное заболевание или заразиться гельминтами значительно повышается: в этом возрасте дети могут страдать бессонницей из-за боли в горле, заложенного носа или зуда. Подобные проблемы следует решать комплексно: укреплять детский иммунитет, своевременно лечить заболевания и регулярно сдавать анализы. Кроме того, необходимо ограничивать просмотр ребёнком телевизора, а сказки и мультфильмы подбирать тщательнее, исключая страшные сюжеты и пугающих персонажей.

У детей младшего и среднего школьного возраста на первый план выступают психологические причины бессонницы: начало учёбы практически всегда сопровождается стрессом из-за смены обстановки, а дальше могут прибавиться и другие проблемы. Страх перед контрольными и экзаменами, проблемы с успеваемостью, конфликт с учителем, ссоры с друзьями – наиболее частые причины бессонницы у детей в 8–10 лет. Кроме того, проблемы в семье, переезд, смена обстановки и даже смерть домашнего питомца нередко вызывают нарушения сна.

Если инсомния вызвана подобными причинами, необходимо направить все усилия на создание благоприятной атмосферы в семье и психологическую поддержку ребёнка. Важно обратить внимание на оценки: возможно, сыну или дочери требуются дополнительные занятия. Желательно чаще беседовать с ребёнком на волнующие его темы, стараться, чтобы он ощущал дружелюбное отношение. Если бессонница сопровождается головными болями, нарушениями аппетита, обмороками, резкими сменами настроения, расстройством зрения – следует немедленно показать ребёнка педиатру и неврологу, а при необходимости другим специалистам.

Помимо всего вышеперечисленного, бессонницу могут спровоцировать очень серьёзные неврологические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем, а также эндокринные нарушения. Поэтому даже если у ребёнка никаких проблем со здоровьем, кроме трудностей со сном, не отмечается, консультация специалиста обязательна в любом случае.

Медикаментозное и гомеопатическое лечение бессонницы

Бывает, что достаточно создать благоприятную атмосферу в помещении, наладить режим дня или даже откровенно поговорить с ребёнком по душам, чтобы сон снова наладился. Но если ребёнок всё так же не может долго заснуть, часто просыпается или же не спит вообще, может потребоваться лечение.

Главное, запомните – лечить ребёнка препаратами, выбранными самостоятельно или по совету знакомых ни в коем случае нельзя! Любое некорректно применение лекарств может привести к самым страшным последствиям. Кроме того, снотворные таблетки для детей строго под запретом: они отличаются большим количеством побочных эффектов и пагубно влияют на мозг и нервную систему. Любое лечение должен назначать только врач.

Применение лекарственных препаратов у детей до 3 лет строго противопоказано. С 3 лет ребёнку могут назначить такие средства, как «Персен» (строго в таблетках), «Алора» или «Тенотен». Эти препараты на основе растительных экстрактов оказывают расслабляющее и успокаивающее действие, активно борются с раздражительностью и тревожностью, способствуют нормализации сна.

Гомеопатические средства , даже несмотря на своё растительное происхождение, не должны применяться самостоятельно. Длительность применения и дозировку назначает исключительно специалист. В основном все гомеопатические препараты разрешены детям с 3 лет, исключение составляют лишь «Валерианахель», применение которого допустимо с 2-летнего возраста и «Сон-норма», который возрастных ограничений не имеет.

Более безопасными способами нормализации сна у детей является применение отваров таких растений как:

  • пустырник;
  • ромашка;
  • мята;
  • шишки хмеля;
  • душица;
  • мелисса;
  • корень валерианы.

Не менее полезным может быть массаж с эфирными маслами этих растений и ароматические подушки. Однако для детей до 3 лет их следует применять с осторожностью.

Лечение бессонницы даже с помощью лекарственных средств не будет эффективной, если не создать ребёнку комфортную физическую и психологическую обстановку. Для этого важно придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Соблюдать режим дня обязательно. Дети, особенно груднички, очень консервативны: малейшее изменение привычного распорядка или беспорядочный режим выбивает их из колеи и мешает заснуть. Поэтому важно выработать ритуал отхода ко сну. У грудничка это может быть схема «купание - кормление - сон». У детей постарше – «умывание - стакан тёплого молока - чтение сказки - сон». Самое важное – выполнение ритуала ежедневно и строго в одно и то же время.
    2. Важно создать в комнате правильный микроклимат – доказано, что для комфортного сна необходима температура воздуха приблизительно 16–20 градусов и относительная влажность не менее 50%. Обязательно нужно проветривать детскую перед сном и при необходимости пользоваться увлажнителем воздуха.
    3. Особое внимание требуется и питанию малыша – оно должно быть полноценным и разнообразным. Обязательно следует включить в рацион нежирное мясо, кисломолочные продукты, хлеб из цельного зерна – они способствуют выработке гормона сна мелатонина и полезной для мозговой деятельности аминокислоты триптофана. Желательно употреблять больше овощей и фруктов, особенно помидоры и бананы, где содержатся полезные для нервной системы калий и магний. Главное – чтобы у ребёнка не было аллергии на эти продукты.

  1. Не следует плотно кормить ребёнка прямо перед сном или давать ему сладости: это приводит к бессоннице и может спровоцировать страшные сны.
  2. Деятельность ребёнка в течение дня должна быть активной: больше времени проводите на открытом воздухе, играйте, занимайтесь физическими упражнениями. После таких нагрузок сон, как правило, здоровый и крепкий.
  3. За час до сна необходимо настроить ребёнка на отдых: приглушить свет и громкие звуки, перейти к спокойным играм, иначе перевозбуждение помешает ему заснуть.
  4. Ребёнку снятся кошмары, и он просыпается с криками и в слезах? Обязательно следует успокоить малыша, расспросить о том, что ему снится, объяснить безопасность сновидений. Укладывать ребёнка спать сразу после этого не стоит: впечатления от сна ещё долго останутся сильными. Лучше поговорить с ним, почитать сказку, выпить тёплого молока с мёдом и оставаться рядом, пока сон не возьмёт своё. Если ребёнка мучают кошмары, лучше оставлять в комнате небольшой ночник: мягкий свет не помешает сну и позволит ребёнку не испытывать ужас при засыпании и пробуждении.
  5. Ответов

    Сомнология – новая область медицинской науки, появившаяся в середине XX века. Она изучает состояние человека во время сна. Столь юный возраст данной науки связан с тем, что только в прошлом веке ученые научились регистрировать процессы, происходящие в организме человека во сне. Для этого используется метод полисомнографии , включающий регистрацию биопотенциалов мозга, мышечной активности и ряда других показателей, опираясь на которые специалист может определить, в какой стадии сна находится человек, и что в это время с ним происходит. Благодаря полисомнографии удалось выделить различные стадии сна: дремота (1 стадия), неглубокий сон (2 стадия), глубокий сон (3 и 4 стадии) и сон со сновидениями (фаза быстрого сна). С внедрением этого метода были проведены тысячи исследований для определения нормативных показателей сна взрослых и детей. Особое внимание уделялось изучению роли, сна в жизни человека. В результате было показано, что сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация. Проведены исследования и того, как изменяются характеристики сна по мере взросления человека.

    Сон ребенка

    Новорожденный младенец спит 18 часов в сутки, отвлекаясь от этого сладкого состояния только для того, чтобы поесть. При этом его сон наполовину состоит из так называемой активной фазы, которая у взрослых ассоциирована с просмотром сновидений (у маленьких детей доказать наличие сновиденческой активности не представляется возможным). В процессе дальнейшего развития доля активной фазы сна неуклонно уменьшается у взрослых она занимает только 20% общего времени сна. Общая продолжительность сна у грудных детей уменьшается до 14 часов к полугоду и 13 – к году жизни. Путать «день с ночью» малыш обычно перестает к 1,5 месячному возрасту – в это время у него появляется период бодрствования, привязанный к дневному времени. У ребенка активно идет созревание мозговых структур, отвечающих за работу внутренних часов, реагирующих на изменение уровня освещенности. А родители своим поведением должны подчеркивать разницу между дневным и ночным временем суток (ночью – низкий уровень освещения, тихий голос, минимальное взаимодействие с ребенком; днем – все наоборот). К возрасту 3 месяцев уже 70% детей спят непрерывно от вечернего до утреннего кормления, а в год эта цифра достигает уже 90%. Происходит и постепенный переход от многоразового дневного сна к 2-х разовому в 1 год и к 1-разовому – к возрасту 2 года.

    Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3-х лет) и как часто они встречаются? Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей . Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне . Являются ли эти звуки сигналом тревоги, и следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают, что звуки во время сна являются вариантом нормы – это называется «физиологический ночной плач».

    Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему. Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может принести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей.

    Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у 60-70% детей. Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша , во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 мин.), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают.

    При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна. Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями». У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

    Типичные расстройства сна у ребенка

    Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% - в каждой шестой семье малыш плохо спит. Чаще всего наблюдаются инсомнии - трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Врачи разделяют инсомнии на первичные , где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.. Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы. В практике американских педиатров, такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна , возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна ребенка . Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные расстройства сна, касающиеся именно первичных инсомний, не связанные с патологией нервной системы.

    Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном. Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания. Как это выглядит на практике? Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают. Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон.

    Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна – ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания: купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного. В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособления для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне и не заходить туда лишний раз. К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д.

    Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать. Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка , так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженочный кошмар, который может продолжаться до 3-х летнего возраста. К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка. Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.

    Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными». Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время следует не торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке.

    Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша?

    В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом. Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника . В сложных случаях требуется помощь врача. Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна , которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е., сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить). К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство. Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает. Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте.

    Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях. Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату. В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом. Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек – по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания. Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две). Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей. Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей).

    Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше предупреждая, таким образом, протестное поведение. Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

    К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном , когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь! Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу собственной лени и, вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием. Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка , неудивительно, что затем и в возрасте одного и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть.

    В настоящее время считается, что после 6-ти месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра. Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания. Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут). Кормление следует проводить не в постели, если ребенок -искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник.

    После приучения ребенка к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, а затем просто «потерять» бутылочку или не предлагать грудь. Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста? В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии – изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончанию лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем. В случае вторичных нарушений сна (т.е., развившихся на фоне других заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и, на это время, возможно назначение успокаивающих средств вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии. Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет. Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог. В некоторых поликлиниках уже ведут прием специалисты по детскому сну. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей.

    Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка , предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия). При необходимости более полной оценки структуры сна ребенка будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке. Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация. Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения. Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.

    (скрипение зубами), вздрагивание, расстройство инициации (плохое засыпание). Если нарушения сна повторяются регулярно, нельзя пускать процесс на самотёк и ждать, пока “перерастет”. Во-первых, отдых во время ночного сна должен быть полноценным, чтобы восстановить организм, психику ребёнка к началу нового дня. Во-вторых, нарушения часто сигнализируют о болезнях внутренних органов, нервных расстройствах.

    Обращаясь за помощью к педиатру или сомнологу, нужно проанализировать, систематизировать случаи нарушений, чтобы дать доктору подробное описание проблемы.

    Наиболее частые причины нарушения режима сна грудных детей:

    • Ощущения голода;
    • Температурный дискомфорт.

    Это естественные проблемы, которые со временем проходят. Родители, не высыпаясь вместе с ребёнком, склонны преувеличивать их значение под влиянием собственного нервного напряжения. Но, если нарушения сна носят систематический характер, а видимые объективные причины отсутствуют, это тревожный синдром.

    У дошкольников высокая эмоциональная восприимчивость. Трудности из-за привыкания к детскому саду, ссоры родителей, просмотр передач для взрослых, чрезмерное количество мультфильмов создают информационную и эмоциональную перегрузку. В этом возрасте важно наличие режима, количество впечатлений (даже положительных) нужно дозировать.

    Возбуждение, которое дети не в силах преодолеть самостоятельно, мешает уснуть, служит поводом ночным страхам и кошмарам.

    Пора ли обращаться к врачу

    Стоит обратить особое внимание на вздрагивание во сне. Возможно, внутриутробное развитие происходило с нарушениями, а при рождении диагностировали гипоксию. Судорожный синдром может оказаться проявлением . Своевременное диагностирование увеличивает вероятность положительного прогноза.

    Когда малыш дышит ртом во сне, даже при отсутствии респираторных заболеваний, дыхание неритмичное и прерывается, это повод для визита к отоларингологу.

    Речь может идти о гипертрофии (увеличении) аденоидов или миндалин. Нарушение параметров верхних дыхательных систем и режима работы дыхательных мышц провоцирует кратковременные остановки дыхания у детей. На фоне этого проявляется сонливость у ребёнка, трудности с развитием, обучением. У детей до года, находящихся на грудном вскармливании, проблемы с приёмом пищи. Консультация специалиста необходима.

    Малыш скрипит зубами во сне – это нередко свидетельствует о формировании неправильного прикуса. Нужно посетить стоматолога (ортодонта).

    Неконтролируемое мочеиспускание ночью (энурез) может продолжаться до 6-ти летнего возраста.

    Если есть признаки отставания ребёнка от сверстников по росту и весу, возможно отставание развития центральной нервной системы и формирования рефлексов пробуждения. Причиной непроизвольного мочеиспускания во время ночного сна у детей становятся стрессовые ситуации, болезни. Помимо воспаления мочевыводящих путей могут иметь место нарушения строения мочеполовой системы. Процесс сопровождается болезненными ощущениями. В таком случае обязательно нужно начинать лечение.

    • Родителям на заметку:

    Лечение нарушений сна

    Решение о методах медикаментозной терапии принимает врач. Он несёт ответственность за диагностику, назначает лекарства. Препарат растительного происхождения Персен рекомендуется с трёхлетнего возраста. В течение первого года жизни применяются успокоительные чаи на основе трав (фенхель, мята, валериана). Чай “Сладкие сны” от Humana можно употреблять уже двухнедельным младенцам.

    – один из самых широко применяемых седативных. Используется для стабилизации психоэмоционального состояния дошкольников и школьников младшего возраста. Часто рекомендуют употреблять в комплексе с Магне В6. Некоторые врачи рекомендуют микстуру Цитраль, в состав которой входит бром. Запрещается завышать период употребления, назначенный врачом. Состояние нервного возбуждения ребёнка будет подавлено, но может развиться апатия, высока вероятность побочных эффектов.

    Поклонникам гомеопатии

    Гомеопатия используется в педиатрии, особенно для лечения грудных детей. Боли и нервозность при появлении зубов снимаются гомеопатическими свечами . Нарушенный сон младенцам помогают восстановить лекарства Нотта, Домиркинд. С 5 лет полезны капли Баю-Бай, которые облегчают синдром детской . Дополнительно имеют противовоспалительное, болеутоляющее действие. Подросткам, у которых депрессивный синдром, приходят на помощь капли Эпам, способствующие восстановлению нервных клеток.

    Когда беспокоят глисты

    Профилактические меры

    При лунатизме, разговорах во сне, ночных кошмарах и страхах, медикаментозное лечение не является необходимым. Советы врачей коснутся, в основном, правильного образа жизни. Меры для нормализации ночного сна ребёнка:

    • Соблюдение режима;
    • Достаточное количество свежего воздуха;
    • Удобная кровать, подушка;
    • Правильный порядок питания и сна;
    • Положительный эмоциональный фон.

    Важен процесс подготовки малыша к засыпанию. Проблемы со сверстниками, волнующее событие или новое впечатление желательно обсудить в доверительной беседе, не оказывая давление на ребёнка, объяснить происшедшее и успокоить малыша.

    • Обязательно почитайте:

    Перед сном исключить просмотр телевизора, физические и эмоциональные нагрузки. Для детей полезны ванны с настоями хвои, мяты, мелиссы, лаванды. Приглушенное освещение, чтение книжек на ночь, обсуждение прошедшего дня и планирование нового способствуют спокойному переходу ко сну. Причины, по которым не стоит исключать все шумы и третировать домашних для создания идеальных условий: монотонные звуки стиральной машины из ванной или тихо работающего телевизора из соседней комнаты действуют более умиротворяюще, чем абсолютная тишина.

    Если маленький страдает ночными страхами и пробуждением в спутанном сознании, кричит и плачет на протяжении 10-30 минут, не реагируя на попытки успокоить, врачи советуют будить его за несколько минут до наступления такого момента.

    Подобное происходит в первое фазе глубокого сна (первая половина ночи, через час или два после засыпания), в момент перехода к фазе быстрого сна со сновидениями. Наиболее распространённые причины: отказ от правильного режима и дневного сна. Периоды эмоциональной загрузки становятся слишком затяжными для ребёнка. Нужны перерывы в активных играх и переключение на спокойные занятия.

    Важно: когда в семье постоянно скандалят, не поможет ни традиционная медицина, ни гомеопатия. А только нормализация среды общения.

    Потребность детского организма во сне больше, чем в пище. Хороший сон свидетельствует о здоровье ребёнка.

    Те или иные нарушения ночного отдыха имеются у 15% детей. Рассмотрим, почему у некоторых детей возникают проблемы сна. В каких случаях нужно обращаться к врачу из-за плохого сна ребёнка? Прислушаемся к совету неврологов и диетологов детского питания.

    Нарушения сна в той или иной степени возникают у многих детей

    Почему детям нужно спать?

    Сон – это физиологическое состояние, при котором происходят восстановительные процессы в организме. Ночью у детей вырабатывается гормон роста. Не зря говорят, что во сне дети растут. Во время сна восстанавливается иммунная система путём выработки иммуноглобулинов и активации защитных клеток Т-лимфоцитов. В то время, когда дети спят, кратковременная информация, накопленная ими за день, переходит в долговременную память. Иначе говоря, ночью происходит закрепление знаний, полученных днём.

    Продолжительность сна у малышей в 2–3 года составляет 12 часов, из которых 1.5–3 часа приходится на дневной отдых. По мере взросления дневной отдых уменьшается и к 4 годам потребность в нём у многих детей исчезает.

    Виды нарушения засыпания и пробуждений ночью

    Нарушением считаются трудности при засыпании или частое пробуждение ночью. Существует больше 100 видов нарушения сна, которые укладываются в 3 основных вида:

    1. Инсомния – трудное засыпание и ночные пробуждения.
    2. Парасомнии – снохождение, ночные страхи, энурез, сноговорение, бруксизм, вздрагивания.
    3. Ночное апноэ – кратковременные остановки дыхания.

    Парасомнии вызваны незрелостью нервной системы и проходят к подростковому возрасту. Длительное нарушение сна более 3 месяцев требует наблюдения у врачей-неврологов. При затянувшейся проблеме врачи-сомнологи проводят исследование методом полисомнографии.

    Индивидуальные особенности детей

    Каждый ребенок индивидуален, поэтому ему может понадобиться меньшее количество сна, чем всем остальным деткам в его возрасте

    По мере взросления детям требуется меньше времени для ночного отдыха и больше для бодрствования. Особенности физиологии детей с 2 лет заключаются в том, что режим сна и бодрствования у них уже устоявшийся, и малыши могут спать всю ночь. В силу индивидуальных особенностей некоторые дети спят меньше, чем их сверстники, но при этом чувствуют себя нормально. Такие особенности детей не связаны с какими-либо заболеваниями. Тот факт, что по вашему мнению, дитя мало спит для своего возраста – это проблема, может стать причиной обращения к врачу.

    Причины нарушения засыпания или пробуждения ночью

    Нарушение сна у детей 2 лет часто связано с неправильным режимом и питанием или вызвано заболеваниями.

    Наиболее частые причины:

    • неврологические причины;
    • эмоциональные перегрузки в течение дня и перед сном;
    • неправильное питание;
    • физиологические особенности;
    • соматические заболевания.

    У детей 2 лет наиболее частой причиной плохого засыпания или прерывания ночного отдыха является эмоциональная перегрузка, которая может проявиться в виде ночных страхов.

    Что делать при нарушенном сне?

    Чаще всего причина ночных страхов – эмоциональные перегрузки перед сном и неправильный режим. Иногда причиной страхов бывает испуг. Эмоциональная перегрузка может быть вызвана поздним возвращением отца, который перед сном устраивает шумное эмоциональное общение с чадом. Возбуждённые дети трудно засыпают, часто просыпаются и зовут маму. Такие состояния случаются несколько раз в неделю. Ночные страхи проходят к подростковому возрасту.

    Шумные игры вечером должны быть отменены

    Если малыш проснулся ночью от собственного крика, возьмите малыша на руки, тихим голосом успокойте его и попросите выйти из детской комнаты всех домочадцев, сбежавшихся на крик. При часто повторяющихся ночных страхах у малыша, нужно проконсультировать у невролога. Затянувшиеся ночные страхи могут быть эпилептического происхождения.

    При лечении нарушенного сна у детей 2 лет очень важно придерживаться таких мер:

    • соблюдать режим дня;
    • не допускать игры на компьютере или телефоне перед ночным отдыхом;
    • укладывать спать малыша в 2 года рекомендуется в 21 час в одно и то же время;
    • обеспечить дневной сон 1.5–2 часа;
    • перед сном не допускать просмотра телевизора;
    • за час до засыпания не разрешать шумных активных игр;
    • полезно погулять с малышом перед сном или ужином;
    • перед сном хорошо проветрить комнату;
    • малышу не должно быть слишком жарко или холодно во время ночного отдыха.

    Дневной отдых важен для детей 2 лет. Малыш, который не спит днём, будет плохо спать и ночью. Полезно выполнять ритуал подготовки к засыпанию – собрать игрушки, почитать сказку. В младшем возрасте при нарушении засыпания или пробуждении ночью можно давать успокаивающие травяные настои из валерианы, мелиссы. Полезно перед сном провести курс лечения тёплыми ваннами с настоем из сбора трав, состоящего из равных частей чабреца, валерианы, пустырника, мелиссы. Для настоя заварить 2 ст. л. сухой смеси 1 стаканом воды и настаивать четверть часа на водяной бане. Температура воды не должна быть выше 37.0 °C.

    Неправильное питание

    Питание ребенка должно быть сбалансированным и витаминизированным

    Проблемы сна у здоровых детей могут возникнуть при неправильном питании. Дневной рацион должен быть достаточно калорийным. Пищи, съеденной за ужином, должно быть достаточно для того, чтобы малыш не просыпался ночью от голода. Обильный ужин перед сном вызовет колики в животе. Чипсы и еда Fast food вполне может вызвать рвоту у детей в любое время суток. Питание детей 2 лет должно быть сбалансированным.

    В рационе детей от 1 года до 3 лет должны ежедневно присутствовать продукты:

    • Животный белок – это строительный материал, необходимый для роста и обеспечения железом крови. При недостатке мясных блюд из говядины у детей развивается железодефицитная анемия, слабеет иммунная система. Из-за недостатка белка малыши отстают в развитии, у них ухудшается память.
    • Рыба – источник витамина D, без которого в растущем организме формируется недостаток кальция, фосфора и магния. Дисбаланс этих минералов негативно отражается на росте костей и зубов растущего организма. При недостатке минералов дети плохо спят, потеют во сне, у них развивается кариес зубов. Дефицит минералов и витаминов отражается на интеллектуальном развитии детей.
    • Молочные продукты – источник кальция и белка, которые нужны для формирования костей и зубов растущего организма.
    • Фрукты и овощи обеспечивают организм витаминами и минералами.

    Дети от 1 года до 3 лет нуждаются в пище после кулинарной обработки. Вегетарианство для детей от 1 года до 3 лет недопустимо. Соблюдение поста, с медицинской точки зрения, трактуется как негуманное отношение к детям. Метод сыроедения также недопустим для питания детей. Дети в возрасте 2 года не могут переваривать столько сырой пищи. Желудочно-кишечный тракт детей от 1 года до 3 лет не в состоянии обеспечить ферменты для переваривания сырой клетчатки. Результатом сыроедения будут гастрит и колит. Проблемы в питании ухудшают засыпание и являются причиной пробуждения ночью.

    Храп у детей

    Причиной частых пробуждений может быть храп, который возникает у некоторых детей после 1 года при увеличенных аденоидах и миндалинах. При сильном увеличении миндалин ограничивается приток воздуха к лёгким. Ребёнок просыпается от кислородной недостаточности. В тяжёлых случаях аденоиды могут быть настолько увеличены, что во сне полностью перекрывают поток воздуха и вызывают кратковременную остановку дыхания – апноэ. Дети при этом часто просыпаются, а днём чувствуют сонливость. При таком серьёзном нарушении сна дети нуждаются в обследовании у ЛОР-специалистов и врачей-сомнологов, которые исследуют сон методом полисомнографии. В случае увеличения аденоидов и миндалин операция устраняет храп и восстанавливает ночной покой.

    В итоге подчеркнём, основные проблемы сна заключаются в эмоциональной перегрузке и нарушении режима. Неправильное или недостаточное питание тоже вносит свою лепту в нарушение сна у детей от 1 года до 3 лет. Чтобы избавиться от проблем ночного отдыха нужно, прежде всего, наладить правильный режим и отрегулировать сбалансированное питание.

    Catad_tema Нарушения сна

    Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия

    Проблемы со сном, к сожалению, наблюдаются не только у взрослых, но и у детей. Между тем состояние сна является особенно важным для развивающегося детского организма. В это время протекают процессы восстановления энергии, роста, вырабатываются важные гормоны, формируются факторы иммунной защиты. В статье приведены наиболее распространенные формы расстройств сна, принципы их диагностики и лечения.

    Нарушения сна распрострнены в детской популяции не менее, чем во взрослой, - по данным одного из опросов, 25% детей в возрасте от 1 до 5 лет имеют проблемы со сном. Однако врачи-педиатры, детские неврологи и психиатры значительно хуже, чем врачи, работающие со взрослыми людьми, знакомы с нарушениями сна у детей и реже ставят соответствующие диагнозы. Причем эта проблема является актуальной как для отечественной, так и для зарубежной медицины. Так, по данным R.D. Chervin и соавт. (2001), из 103 случаев подтвержденных нарушений сна жалобы на плохой сон фигурировали в истории болезни в 16% случаев и только в 10% случаев был поставлен правильный диагноз .

    Функции сна многообразны, наиболее известные из них связаны с восстановлением физического состояния организма, процессами роста, когнитивными процессами, функциями психической защиты. Недостаточное обеспечение этих фундаментальных потребностей в детском возрасте чревато отставанием в развитии, повышением риска возникновения девиаций поведения в дальнейшем, проблемами в семье для взрослых.

    В педиатрической практике встречаются нарушения сна из всех шести категорий, упомянутых в Международной классификации расстройств сна 2005 г.: инсомний, расстройств дыхания во сне, гиперсомний центрального характера, парасомний, расстройств движений во сне и расстройств цикла «сон - бодрствование» .

    Инсомнии
    Наиболее распространенной и актуальной проблемой являются инсомнии. Инсомния, согласно международной классификации, представляет собой клинический синдром, характеризующийся наличием трудностей инициации, поддержания сна или ранними утренними пробуждениями, ощущением невосстанавливающего или некачественного сна. При этом должно выполняться условие наличия достаточного времени и условий для сна (то есть добровольное хроническое ограничение времени сна не входит в эту категорию), а также наличествовать одно или несколько проявлений во время бодрствования: ощущение усталости или дурноты; нарушение внимания, концентрации или памяти; социальная или бытовая дисфункция или школьная неуспеваемость; расстройство настроения или раздражительность; дневная сонливость; снижение уровня мотивации, инициативности или энергичности; склонность совершать ошибки на работе или во время управления транспортным средством; ощущение напряжения, головные боли, гастроинтестинальные нарушения; беспокойство по поводу своего сна. У детей наиболее частыми симптомами, сопутствующими нарушениям сна, являются дневная гиперактивность, нарушение внимания и эмоциональная лабильность, что может расцениваться как проявление соматической патологии (у младших детей) или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у более старших.

    В педиатрической практике наиболее часто встречаются две формы инсомнии: поведенческая инсомния детского возраста и инсомния, обусловленная нарушением гигиены сна.

    Одним из лекарственных препаратов, эффективность которых в отношении влияния на сон при поведенческой инсомнии детского возраста была должным образом доказана, является алимемазин (Тералиджен).

    Поведенческая инсомния детского возраста определяется как нарушения сна, связанные с определенной формой поведения детей и родителей в период, предшествующий сну или отведенный для сна. В зависимости от механизма раз вития выделяют две формы поведенческой инсомнии.

    Поведенческая инсомния по типу нарушения ассоциаций засыпания характеризуется зависимостью засыпания от наличия определенных условий - укачивания на руках, кормления, присутствия родителей в непосредственной близости. Наиболее характерным проявлением этого типа поведенческой инсомнии являются частые ночные пробуждения с требованием подхода родителей и обеспечения тех условий, в которых ребенок привык засыпать. Родителям приходится, например, 5-10 раз за ночь подходить к ребенку, вынимать его из кроватки и укачивать на руках или предлагать бутылочку с питьем. При обеспечении привычной ассоциацией засыпания ребенок быстро успокаивается и засыпает. Наиболее часто нарушение ассоциаций засыпания встречаются у детей 2-го полугодия жизни (в 25-30% популяции грудного возраста). Вероятность развития этого типа поведенческой инсомнии во многом определяется социоэкономическими и культуральными факторами. К признанным факторам риска относят: совместный сон, грудное вскармливание, возрастной период от 9 до 12 месяцев; прохождение определенных этапов развития, как моторного (ползанье, вставание), так и психического (тревога отделения). События, временно нарушающие сон, такие как колики, инфекционные заболевания, поствакцинальные реакции, изменения режима, также могут провоцировать установление вредных ассоциаций засыпания как отражение попыток родителей помочь ребенку. На формирование привычек сна также оказывают влияние темперамент ребенка, родительская тревожность и материнская депрессия . Последствиями поведенческой инсомнии по типу нарушения ассоциаций засыпания для детей является увеличение времени ночного бодрствования, снижение общего количества сна. Для родителей нарушение сна ребенка выливается в увеличение частоты внутрисемейных конфликтов и депрессии у матерей. Поведенческая инсомния по типу неправильных установок сна характеризуется наличием необоснованных условий укладывания, определяемых родителями, результатом чего является протестное поведение ребенка и увеличение времени засыпания. Наиболее частой проблемой являются попытки ребенка отстрочить расставание с родителями с помощью уже усвоенных им навыков манипуляции потребностями («хочу пить», «в туалет») или чувствами родителей («мне страшно, посиди со мной»). В других случаях ребенок отказывается ложиться спать в определенном месте (у себя в комнате), а желает спать только в постели с родителями. Это состояние распространено у детей второго и третьего года жизни, достигая значений 10-30% популяции. Факторами риска считают: «свободный» стиль воспитания, с минимальными ограничениями; конфликтующие стили воспитания родителей; недостаточную осведомленность родителей о правилах гигиены сна; вышеупомянутый возрастной период; «трудный» тип темперамента ребенка; наличие оппозиционного поведения в дневное время; проблемы окружения сна, например, трудности выделения отдельной комнаты для сна ребенка; хронотип ребенка - дети«совы» не склонны смиряться с ранним укладыванием. Последствием такого поведения для детей является снижение общего времени сна, особенно когда требуется утром вставать по установленному расписанию, например, в детский сад. Для родителей это становится причиной уменьшения времени вечернего отдыха, учащения тревожных проявлений.

    В лечении обоих типов поведенческой инсомнии детского возраста главную роль играют нелекарственные методики. Прежде всего, следует обратить внимание на вопросы гигиены сна. Это касается времени укладывания, условий для сна и ритуала укладывания. Рекомендуется придерживаться одного и того же времени укладывания и подъема для ребенка, корректируя его по мере роста. При этом в первую очередь следует учитывать потребности семьи, а не кажущиеся склонности ребенка засыпать в то или иное время. Практика показывает, что дети легко приспосабливаются к любому времени укладывания, если родители проявляют достаточную настойчивость. Ритуал укладывания должен быть, насколько это возможно, неизменным и содержать повторяющуюся, предсказуемую последовательность действий. Он должен быть достаточно коротким и позитивно настраивать ребенка в отношении укладывания. Последнюю часть ритуала рекомендуется проводить уже в постели, в присутствии родителя. Важным является приучение ребенка к возможности дальнейшего ухода или отхода родителя с формированием способности «самоуспокоения». К возрасту 1 года обычно 70% детей приобретают такую способность и уже не требуют присутствия родителей при засыпании или при каждом ночном пробуждении.

    Для изменения неправильных ассоциаций засыпания и установок сна используются специальные формы поведенческой терапии. Наиболее распространенной методикой для первого случая является «проверка и выдержка», для второго - «постепенное погашение». При использовании методики «проверки и выдержки» родителя инструктируют проводить с ребенком во время укладывания определенное время, укладывать спать в кроватку, после этого уходить из комнаты или ложиться к себе в постель и в течение определенного времени (чаще 15-20 минут) не подходить к нему и не откликаться на зов. По истечении этого времени следует подойти, поправить постель и снова вернуться к себе. Во время ночных пробуждений ребенка не вынимают из кроватки, не кормят (если это не требуется по возрасту или медицинским показаниям), также подходят к нему только на короткое время, а затем проявляют 15-20-минутную «выдержку». Метод «постепенного погашения» подразумевает оставление ребенка в спальне засыпать одного на определенное время, игнорируя его протест и попытки манипуляции. Через определенное время родитель возвращается, успокаивает ребенка, затем снова уходит, постепенно интервалы его отсутствия становятся все больше и больше. Таким образом постепенно удается достичь согласия с ребенком в отношении времени укладывания и приучить к самостоятельному засыпанию .

    Лекарственные препараты при поведенческих инсомниях детского возраста используются только на время изменения режима сна для того, чтобы уменьшить выраженность протестного поведения ребенка. Для этого применяют гомеопатические препараты, сборы лекарственных трав (корня валерианы, пустырника, пиона), ноотропные средства (аминофенил-масляная кислота), неселективные блокаторы гистаминовых рецепторов (дифенилгидрамин, хлоропирамин, прометазин).

    Одним из лекарственных препаратов, эффективность которых в отношении влияния на сон при поведенческой инсомнии детского возраста была должным образом доказана, является алимемазин (в России выпускается под торговой маркой Тералиджен). В 3 плацебоконтролируемых исследованиях детей в возрасте от 7 до 36 ме сяцев применение алимемазина в дозах от 30 до 90 мг в сутки сопровождалось достоверным (p< 0,05) уменьшением выраженности нарушений сна по соответствующей шкале и уменьшением числа ночных пробуждений по сравнению с плацебо . Алимемазин является производным фенотиазина, близким к хлорпромазину. Основным свойством препарата является блокада D 2 -дофаминовых рецепторов, также он оказывает антигистаминное, серотонино- и адреналинолитическое действие. В малых и средних дозах обладает отчетливым противотревожным, успокаивающим эффектом, снижает возбудимость, раздражительность, аффективную напряженность. В России применение препарата у детей разрешено с возраста 7 лет.

    Еще одной формой инсомнии, характерной только для детского возраста, является инсомния, обусловленная нарушением гигиены сна. Распространенность этого нарушения в детской популяции составляет 1-2%. Чаще всего страдают подростки. Наиболее характерной жалобой являются трудности засыпания вечером. Кроме этого, отмечаются проблемы с поддержанием сна (частые пробуждения с трудностями последующего засыпания) и трудности утреннего пробуждения в установленные сроки (например, в школу). Причиной развития нарушений сна в данном случае является нарушение гигиены сна, включающей определенные требования к режиму и условиям для обеспечения полноценного сна. Соблюдение режима сна подразумевает укладывание и подъем в определенное время, обеспечивающее достаточную для данного возраста продолжительность сна (для подростков это 9 часов). Важным аспектом гигиены сна является обеспечение окружения сна, включающее комфортную температуру в спальне (от 18 до 25 °С), низкий уровень шума и освещенности, удобную кровать и белье. Наиболее частой причиной нарушений гигиены сна у подростков является стимулирующая умственная или физическая активность перед сном (приготовление уроков, просмотр телевизионных программ, игра на компьютере). Другой фактор, препятствующий сну, - употребление перед сном продуктов со стимулирующим действием (чай, кола, шоколад) и курение. Ключом к нормализации сна при этой форме инсомнии является установление жесткого распорядка и контроль родителями соблюдения упомянутых правил гигиены сна. Применения лекарственных препаратов обычно не требуется.

    Алимемазин является производным фенотиазина, близким к хлорпромазину. Основным свойством препарата является блокада D 2 -дофаминовых рецепторов, также он оказывает антигистаминное, серотонино-и адреналинолитическое действие.

    У детей старшего школьного возраста появляется другая форма инсомнии - психофизиологическая инсомния. Это расстройство характеризуется приобретением нарушающих сон ассоциаций, приводящих к нарастанию уровня соматизированного напряжения и препятствующих засыпанию. Ребенок к вечеру устает, чувствует сонливость, однако как только он ложится в постель, сон «как рукой снимает». Полежав так некоторое время, подросток выходит в туалет, идет поесть или попить или отправляется к родителям с жалобами о том, что не может уснуть. Вернувшись в постель, он обнаруживает, что сонливости нет, продолжает беспокоиться о том, что назавтра, не выспавшись, придется идти в школу, и в таком состоянии проводит еще несколько десятков минут или несколько часов. Такого рода инсомния характерна для детей с повышенной тревожностью, ответственным отношением к учебе (чаще это девочки).

    В лечении психофизиологической инсомнии используют меры по нормализации гигиены сна ребенка (прежде всего важно ограничить занятия, повышающие уровень мозговой активации и тревожность, - компьютерные игры, просмотр фильмов, приготовление уроков непосредственно перед сном). Методы поведенческой терапии, применяемые в данном случае, включают уменьшение стимуляции (не использовать постель для занятий, просмотра телевидения, чтения; ложиться спать, когда чувствуешь сонливость, но не раньше установленного времени, если не спится - встать позаниматься каким-либо спокойным делом, пока не появится сонливость, затем ложиться), различные формы авторелаксации: аутотренинг, позитивная визуализация, глубокое медленное дыхание. Лекарственные средства назначают на время коррекции режима сна и применения методик поведенческой терапии для облегчения приспособления к новому режиму. Назначают короткие (2-3 недели) курсы транквилизаторов (амино-фенилмасляная кислота, гидроксизин), смесей седативных трав (валерианы, пустырника, ромашки, хмеля). При лечении инсомнии у детей используют седативный и снотворный эффекты «малых нейролептиков». Так, алимемазин (Тералиджен) рекомендуется применять в дозе 2,5-5 мг на ночь.

    Парасомнии
    Парасомнии определяются как необычные формы поведения или восприятия, возникающие в связи со сном (para- (греч.) - около; somnus (лат.) - сон). Наиболее частыми парасомниями в детском возрасте являются снохождение, ночные страхи и ночной энурез .

    Снохождение (сомнамбулизм) представляет собой серию эпизодов комплексного поведения, возникающих во время фазы медленного сна и приводящих к хождению во время сна без осознания этого. Выраженность клинических проявлений варьирует от простого присаживания в кровати до производства сложных манипуляций типа открывания замков дверей или запоров окон. Часто хождение во сне сочетается со сноговорением, при этом речь бывает невразумительной, ответы невпопад, однако возможны вполне связные и уместные отчеты (рапортное сно-говорение). Дети во время эпизодов снохождения могут совершать привычные действия, связанные с дневными играми. Характерной особенностью эпизода снохождения является отсутствие воспоминаний наутро. Не отмечается также никакой связи с наличием или содержанием сновидений и такого эпизода.

    Приступ снохождения случается обычно во время первого периода медленного сна, чаще через один час после засыпания. На полисомнограмме наблюдается эпизод ЭЭГ-активации или полного пробуждения, возникающий в конце 3-й или 4-й стадии медленного сна. Иногда активации предшествует вспышка высокоамплитудной дельта-активности. Запись ЭЭГ во время эпизода снохождения у детей демонстрирует признаки паттернов сна на фоне ЭЭГ-бодрствования: диффузную ритмическую дельта-активность, диффузную тета-активность, смешанную дельта-, тета-, альфа- и бета-активность. Возможно возникновение приступа снохождения и во 2-й стадии медленного сна. Снохождение может случаться несколько раз за ночь, но обычно бывает только один эпизод. Начало снохождения обычно приходится на возраст 4-6 лет. Пик приходится на период с 8 до 12 лет, когда до 17% детей имеют такие эпизоды. Затем наблюдается быстрое снижение частоты снохождений, у взрослых максимальная распространенность этой формы парасомний составляет 4%. Отмечена значительная семейная предрасположенность к снохождению. Исследования на близнецах показали, что не менее 50% случаев этой формы парасомний имеют генетическую природу. Вероятность развития снохождения у ребен ка, если его не было в детстве ни у одного из родителей, составляет 22%, у одного из родителей - 45%, у обоих родителей - 60%. Факторами, способствующими проявлению такой предиспозиции у детей, считаются: недостаточное количество сна; нерегулярный режим; наличие нарушений дыхания во сне и периодических движений конечностей во сне; лихорадка; прием препаратов, увеличивающих количество медленного сна (литий), или отмена лекарств, снижающих его количество (бензодиазепинов, трициклических антидепрессантов); употребление перед сном кофеинсодержащих продуктов; сон с полным мочевым пузырем; шум и свет; стресс и тревога .

    При редких приступах снохождения активное лечение не проводится. Следует обратить внимание на соблюдение правил гигиены сна (режима сна, окружения сна, убрать провоцирующие факторы) и обеспечить безопасное окружение в спальне для того, чтобы, если ребенок будет ходить во сне, он не мог упасть или пораниться. При возникновении приступа не рекомендуется будить ребенка, достаточно контролировать его поведение, мягко отвести обратно и уложить в постель. Не рекомендуется обсуждать случившееся утром, так как он находится в неведении относительно случившегося приступа. К форме поведенческой терапии снохождения относится тактика «запланированных пробуждений». При этом ребенка будят на короткое время за 15-30 минут до предполагаемого начала эпизода в течение 2-4 недель. При частых и/или интенсивных приступах снохождения используют курсовое лечение (1-2 недели) бензодиазепиновыми снотворными препаратами, которые уменьшают количество глубокого медленного сна (клоназепам или нитразепам). При неэффективности этих препаратов возможно применение трициклических антидепрессантов (амитриптилин, имипрамин).

    Ночные страхи представляют собой внезапные пробуждения из медленного сна с пронзительным вскрикиванием или плачем, сопровождаемые вегетативными и поведенческими проявлениями сильного страха. Как и в случае снохождения, эпизоды ночных страхов чаще случаются в конце первого эпизода медленного сна, около часа после засыпания. Во время приступа ребенок обычно садится в кровати, громко кричит, дрожит или напрягает мышцы, выглядит испуганным и возбужденным, не реагирует на попытки родителей успокоить и часто сопротивляется им. Продолжительность приступа составляет от 5 до 15 минут, после чего ребенок успокаивается и засыпает. Наутро, как и при снохождении, воспоминания о происходившем ночью отсутствуют. На ЭЭГ во время приступа регистрируется картина бодрствования с множественными артефактами движений. Начало ночных страхов отмечается с возраста 4 лет, после 12 лет частота их значительно снижается. Распространенность этой формы парасомнии составляет от 1 до 6% детской популяции. Как и при снохождении, в развитии ночных страхов большую роль отводят генетической предиспозиции. Факторы, провоцирующие приступы, являются теми же самыми, что и для снохождения.

    В лечении ночных страхов используются такие же подходы, как и при лечении снохождения: организация режима сна и безопасного окружения сна, исключение провоцирующих приступы факторов, поведенческая терапия «запланированными пробуждениями». При частых эпизодах применяют бензодиазепиновые снотворные препараты или трициклические антидепрессанты.

    Следует подчеркнуть принципиальные отличия ночных страхов и кошмаров (кошмарных сновидений). При эпизодах ночных страхов случается неполное пробуждение, которое не осознается ребенком, соответственно, он не может рассказать о случившемся наутро, кроме того, отсутствует связь приступа с какими-либо сновидениями. Кошмары представля ют собой неприятные сновидения, часто угрожающего характера, которые возникают из быстрого сна, часто хорошо запоминаются, и наутро о них можно получить достаточно полный отчет. Важным является дифференциальный диагноз снохождения и ночных страхов с комплексными психомоторными припадками при эпилепсии. Для этого рекомендуется проведение ЭЭГ, лучше всего во время ночного сна, в рамках полисомнографии или ночного видеомониторинга ЭЭГ.

    Ночной энурез представляет собой частые (не менее 2 раз в неделю) эпизоды непроизвольного мочеиспускания, случающиеся во время сна у ребенка с возраста 5 лет. Первичным называют ночной энурез, имеющий место постоянно, без «сухих периодов», вторичным - энурез, возобновившийся после «сухого периода» продолжительностью не менее чем 6 месяцев. В последнее время принято разделять энурез на моносимптомный, включающий эпизоды ночного недержания мочи без ассоциированных гастроинтестинальных или урогенитальных проблем, и не моносимптомный, ассоциированный с такими дневными симптомами, как императивные позывы, дневное недержание, изменение частоты мочеиспусканий, хронические запоры или энкопрез . Несмотря на то что ночной энурез не несет существенной опасности для здоровья ребенка и вначале игнорируется им, в дальнейшем наличие энуреза может приводить к серьезным проблемам социализации и воспитания. В отличие от бытовавшего ранее мнения о связи эпизодов энуреза с избыточно глубоким сном, полисомнографические исследования выявили, что эпизоды непроизвольного мочеиспускания могут случаться в любой стадии сна и даже во время ночных пробуждений.

    Распространенность ночного энуреза в детской популяции составляет 10% в возрасте 6 лет, 7% -в возрасте 7 лет и 5% - у десятилетних. Каждый год 15% детей самопроизвольно излечиваются. Распространенность вторичного энуреза оценивается в 25% от всех случаев ночного энуреза.

    Причины развития первичного энуреза видят в нарушении реакции пробуждения ребенка на ощущение наполненного мочевого пузыря или же в невозможности препятствовать сокращениям детрузора во время сна. Это умение формируется с возрастом, поэтому до 5 лет диагноз ночного энуреза как формы патологии не ставится. Нарушают формирование этого умения следующие факторы: задержка психомоторного развития; увеличение порога пробуждения; наследственность (показано, что вероятность наличия ночного энуреза составляет 44%, если в детстве у одного из родителей ставился такой диагноз, если у обоих - то это значение увеличивается до 74%); наличие психических или нейродегенеративных заболеваний (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью); снижение функционального объема мочевого пузыря; снижение продукции антидиуретического гормона во время сна.

    Среди факторов, способствующих развитию вторичного ночного энуреза, выделяют: нарушение способности концентрировать мочу при диабете, серповидноклеточной анемии; увеличение продукции мочи при приеме кофеина или диуретиков; патологию мочевого тракта - инфекции, нейрогенный мочевой пузырь, аномалии развития; запор и энкопрез; неврологическую патологию, включая ночные эпилептические припадки; расстройства сна, такие как обструктивное апноэ сна, снохождение; психосоциальные стрессы, например развод родителей.

    Лечение ночного энуреза обычно не начинают до возраста 6-7 лет. Важной задачей лечения является активное вовлечение ребенка в этот процесс. Это достигается путем поощрения за «сухие дни», участия в смене мокрой постели. Применяются методы поведенческой терапии, включающие нормализацию режима приема жидкости (не пить перед сном), тренировку удержания мочи днем, пробуждение до начала эпизода энуреза («высаживание»), в том числе с использованием вспомогательных приспособлений. Эти приспособления включают сигнальную систему, срабатывающую при намокании трусиков (enuresis alarm). Эффективность применения сигнального устройства достигает 40% (частота исцеления) при применении в течение достаточно продолжительного периода времени (до 16 недель). Из лекарственных препаратов при первичном ночном энурезе активно применяются имипрамин в дозах от 12,5 до 75 мг и десмопрессин (синтетический аналог вазопрессина).

    В малых и средних дозах Тералиджен обладает отчетливым противотревожным, успокаивающим эффектом, снижает возбудимость, раздражительность, аффективную напряженность.

    При вторичном энурезе, ассоциированном с гиперактивным мочевым пузырем, эффективны холинолитики (хлорид тросмия).

    Расстройства дыхания во сне
    Расстройства дыхания во сне у детей представляют серьезную проблему как в силу своей распространенности (около 2% детской популяции), так и в связи с серьезным влиянием на развитие ребенка.

    Первичное апноэ сна младенцев характеризуется наличием множественных апноэ и гипопноэ различного характера (центральных, обструктивных или смешанных), сопровождающихся нарушением физиологических функций (гипоксемией, брадикардией, потребностью в реанимационных мероприятиях). Возникновение этой формы расстройств дыхания во сне связано либо с проблемами развития (созревания) стволовых ды хательных центров (апноэ недоношенных), либо с наличием различного рода медицинских проблем, которые могут оказывать влияние на регуляцию дыхания (анемия, инфекции, метаболические нарушения, гастроэзофагеальный рефлюкс, применение лекарственных препаратов).

    Распространенность первичного апноэ сна младенцев в значительной степени определяется постконцепционным возрастом. Так, 25% недоношенных весом менее 2500 г имели симптоматические апноэ в неонатальном периоде. В возрасте 37 недель представленность этого синдрома оценивалась в 8%, а в возрасте 40 недель - только в 2%. Течение синдрома первичного апноэ сна младенцев обычно доброкачественное - показатели дыхания во сне достигают нормальных значений обычно уже к 43 неделям постконцепционного возраста. Считается, что у детей с первичным апноэ сна значительно увеличен риск развития очевидных жизнеугрожающих событий, когда возникает необходимость в реанимационном пособии. Ранее первичное апноэ сна рассматривалось как независимый фактор развития синдрома внезапной смерти младенцев, однако последними исследованиями эта ассоциация не была подтверждена.

    Диагноз синдрома первичного апноэ сна младенцев ставится на основании результатов объективного исследования (полисомнографии или кардиореспираторного мониторирования во время сна), выявляющего наличие 1 и более эпизода в час пролонгированных респираторных пауз в форме апноэ или гипопноэ продолжительностью 20 секунд и более. В зависимости от постконцепционного возраста выделяют две разновидности синдрома: апноэ недоношенных (для детей младше 37 недель) и апноэ младенцев (для детей в возрасте 37 недель и старше).

    При количественном преобладании апноэ и гипопноэ центрального характера препаратами выбора в лечении апноэ сна младенцев являются метилксантины.

    Теофиллин применяется в нагрузочной дозе 5-6 мг/кг и поддерживающей дозе 2,0-6,0 мг/кг, разделенной на 2-3 приема. Кофеина цитрат назначается в нагрузочной дозе 20 мг/кг перорально или внутривенно с переходом к поддерживающей дозе 5 мг/кг однократно ежедневно . При наличии выраженной гипоксии во время сна при центральных апноэ недоношенных применяется кислородотерапия. При наличии преимущественно обструктивных апноэ и гипопноэ используется респираторная поддержка методом вентиляции через носовую маску постоянным положительным давлением воздуха (СиПАП-терапия) или вентиляция прерывистым положительным давлением воздуха (БайПАП-терапия). Периодически проводится контроль эффективности лечения с помощью полисомнографии или кардиореспираторного мониторинга, возможность прекращения лечения лекарственными препаратами или приборами обсуждается обычно после возраста 6 месяцев, когда риск развития синдрома внезапной смерти младенцев значительно снижается.

    Синдром обструктивного апноэ сна детей (СОАС детей) характеризуется возникновением множественных эпизодов обструкции на уровне верхних дыхательных путей во время сна, часто сопровождающихся эпизодами десатураций. Среди клинических проявлений синдрома преобладают храп и замечаемые окружающими остановки дыхания во сне. Аналогом избыточной дневной сонливости, особенно у детей дошкольного возраста, выступает гипервозбудимость, неуправляемое поведение. Часто в этом случае ставится диагноз дефицита внимания с гиперактивностью. Во время сна с периодами обструкции у детей визуально отмечаются необычные феномены - задняя гиперфлексия шеи для облегчения дыхания и парадоксальное втяжение грудной клетки во время эпизодов неэффективных дыхательных усилий. Ротовое дыхание во время сна является практически облигатным феноменом. Характерными клиническими симптомами СОАС детей являются также избыточная потливость во время сна и частые случаи ночного энуреза.

    Клиническая картина СОАС детей имеет свои особенности в зависимости от возраста ребенка. Так, для детей до года характерны слабое сосание, эпизоды очевидных жизнеугрожающих событий, плохая организация цикла «сон - бодрствование», стридорозное дыхание. В раннем возрасте (до 3 лет) у таких детей часто отмечаются парасомнии по типу снохождения, ночных страхов, беспокойный сон. В дошкольном возрасте присоединяются ночной энурез, трудности пробуждения утром, утренние головные боли. У школьников - нарушения прикуса, трудности в учебе, замедление полового созревания, эмоциональные расстройства, возможно развитие артериальной гипертензии .

    В диагностике СОАС детей главная роль отводится полисомнографическому исследованию, позволяющему определить количество эпизодов обструктивных апноэ и гипопноэ. Диагноз подтверждается, если их оказывается 1 и более эпизодов в час и при этом имеются какие-либо из вышеперечисленных клинических симптомов.

    Среди причин развития обструктивных апноэ сна детей в первую очередь называют аденотонзиллярную гипертрофию. Наблюдающееся у часто болеющих детей разрастание лимфоидной ткани глоточного кольца приводит к значительному сужению просвета верхних дыхательных путей на уровне носо- и ротоглотки. Преимущественно ротовой тип дыхания способствует нарушению роста верхней челюсти, что, в свою очередь, приводит к относительному сужению просвета верхних дыхательных путей у таких детей. Более редкой, чем у взрослых, причиной СОАС в детском возрасте является ожирение.

    Врожденные аномалии развития, затрагивающие лицевой скелет, также способствуют развитию СОАС детей. При болезни Дауна главной причиной развития обструктивных апноэ сна является макроглоссия, при синдроме Круазона - маленькая верхняя челюсть, синдроме Тричера -Коллинза - мандибулярная гипоплазия. С первых дней жизни СОАС обнаруживается у детей с синдромом Пьера Робена в связи с мандибулярной гипоплазией и глоссоптозом. Неврологическая патология может являться причиной развития расстройств дыхания во сне у детей: описаны обструктивные апноэ при миопатии Дюшенна, детском церебральном параличе, аномалии Киари, сочетающейся с гидроцефалией и spina bifida.

    В лечении СОАС детей основную роль играет своевременная, до развития осложнений в сердечнососудистой системе и в виде деформации лицевого скелета (аденоидальное лицо, высокое мягкое небо), аденотонзиллэктомия. Ее эффективность оценивают в 50-80%. При этом подчеркивается необходимость одновременного удаления и глоточных, и небных миндалин. Клиническая симптоматика СОАС после таких операций зачастую регрессирует драматически: исчезают ночной энурез, потливость, ребенок становится спокойнее и жизнерадостнее.

    При недостаточной эффективности этой операции прибегают к быстрому расширению верхней челюсти с помощью специальной пластины, которая вставляется под мягкое небо между коренными зубами и способствует расширению твердого неба, а с ним и основания носовых проходов, в поперечном направлении.

    При лечении инсомнии у детей используют седативный и снотворный эффекты «малых нейролептиков». Так, алимемазин (Тералиджен) рекомендуется применять в дозе 2,5-5 мг на ночь.

    У детей с врожденными челюстно-лицевыми аномалиями эффективным признан метод дистракционной остеотомии, позволяющий увеличить в размере верхнюю или нижнюю челюсть, что приводит к нормализации числа обструктивных апноэ во сне.

    При невозможности или неэффективности применения указанных выше методик во время сна применяется вентиляция постояннымположительным давлением через носовую маску (СиПАП-терапия). При правильном подборе давления воздуха эффективность этого метода лечения крайне высока -ребенок начинает спать спокойнее, исчезают храп, потливость, необычные позы сна. Лечебное давление воздуха подбирается в условиях лаборатории сна. Критерием правильного подбора давления является уменьшение до нормальных значений числа эпизодов нарушений дыхания во сне во всех стадиях сна и в любом положении тела. Ребенок должен спать с прибором 5-7 ночей в неделю не менее 4 часов за ночь. В дальнейшем с интервалом в один год повторяются полисомнографические исследования с целью оценки динамики синдрома обструктивного апноэ сна, до тех пор пока не будет принято решение о прекращении использования прибора или возможности применения хирургических методик . В данном обзоре мы коснулись лишь некоторых наиболее часто встречающихся в практике детских врачей или клинически значимых нарушений сна у детей. Следует упомянуть и другие достаточно важные расстройства, входящие в различные категории Международной классификации расстройств сна, такие как психофизиологическая инсомния, нарколепсия, возвратная гиперсомния, нарушение цикла «сон - бодрствование» по типу запаздывающей фазы сна, бруксизм, ритмичное двигательное расстройство и кошмары. Клиническая картина и ведение больных с этими нарушениями в детском возрасте могут существенно отличаться от таковых у взрослых.

    Литература
    1. Chervin R.D., Archbold K.H., Panahi P., Pituch K.J. Sleep problems seldom addressed at two general pediatric clinics // Pediatrics. 2001. Vol. 107. № 6. P. 1375-1380.
    2. International classification of sleep disorders, 2nd ed.: Diagnostic and coding manual / American Academy of Sleep Medicine. Westchester, 1ll.: American Academy of Sleep Medicine, 2005.
    3. Mindell J.A., Owens J.A. A clinical guide of pediatric sleep: diagnosis and management of sleep. Philadelphia, PA: Lippincott Williams&Wilkins, 2010.
    4. Sadech A. Cognitive-behavior treatment for childhood sleep disorders // Clin. Psych. Rev. 2005. Vol. 25. № 5. P. 612-628.
    5. Ramchandani P., Wiggs L., Webb V., Stores G. A systematic review of treatments for settling problems and night waking in young children // BMJ. 2000. Vol. 320. № 7229. Р. 209-213.
    6. Matwiyoff G., Lee-Chiong T. Parasomnias: an overview // Indian J. Med. Res. 2010. Vol. 131. P. 333-337.
    7. Левин Я.И. Парасомнии: современное состояние проблемы // Эпилепсия. 2010. № 2. C. 10-16.
    8. Butler R.J. Childhood nocturnal enuresis: developing a conceptual framework // Clin. Psych. Rev. 2004. Vol. 24. № 8. P. 909-931.
    9. Gozal D., Kheirandish-Gozal L. Sleep apnea in children - treatment considerations // Ped. Respir. Rev. 2006. Vol. 7. Suppl. 1. P. S61-68.
    10. Mueni E., Opiyo N., English M. Caffeine for the management of apnea in preterm infants // Int. Health. 2009. Vol. 1. № 2. P. 190-195.
    11. Sinha D., Guilleminault C. Sleep disordered breathing in children // Indian J. Med. Res. 2010. Vol. 131. P. 311-320.
    12. Guilleminault C., Pelayo R., Clerk A., Leger D., Bocian R.C. Home nasal continuous positive airway pressure in infants with sleep-disordered breathing // J. Pediatr. 1995. Vol. 127. № 6. P. 905-912.