Слуховые ощущения возникают под воздействием раздражителя – звуковой волны – на орган слуха. Физический раздражитель, воспринимаемый человеком как звук, представляет собой изменение давления воздуха. Например, камертон после удара по нему начинает колебаться. Эти колебания вызывают волны сжатия (высокого давления) и разрежения (пониженного давления) воздуха, которые воспринимаются как звук. Орган слуха выполняет функцию преобразования таких изменений давления воздуха в изменения электрической активности нейронов.

По каналам наружного уха воздушное давление передается на среднее ухо. Изменение давления преобразуется в изменения механических колебаний барабанной перепонки, которая колеблется в унисон с колебаниями воздуха. Учитывая сказанное выше, можно выделить следующие стадии возникновения слуховых ощущений :

  • изменения давления воздуха приводят к колебаниям барабанной перепонки (наружное и среднее ухо);
  • звуки вызывают на базилярной мембране колебательные возбуждения различной локализации, которые затем кодируются;
  • активизируются соответствующие той или иной локализации нейроны (в слуховой коре различные нейроны отвечают за разные звуковые частоты). Так как звук распространяется медленнее, чем свет, будет наблюдаться (в зависимости от направления) ощутимая разница между звуками, воспринимаемыми левым и правым ухом.

Наиболее точно природу слуховых ощущений раскрывает резонансная теория слуха Г. Гельмгольца . Все звуки, воздействующие на слуховой анализатор, принято разделять на две группы: музыкальные звуки и шумы. Если говорить о человеческой речи, то она включает звуки обеих групп. Человек ощущает звук через 175 миллисекунд (мс) после того, как тот достигнет ушной раковины. Максимальная чувствительность к данному звуку возникает еще через 200-500 мс .

Кроме того, человеку необходимо сориентироваться по отношению к источнику звука, что занимает еще 200-300 мс . В необходимости такой ориентировки легко убедиться самому. Попросите вашего знакомого закрыть глаза и ударяйте какие-либо два предмета друг о друга на разном расстоянии от его головы, но всегда строго впереди или сзади, в плоскости, проходящей через ось головы.

Иными словами, всегда на одинаковом расстоянии от правого и левого уха. Ваш знакомый не сможет точно определить направление звука: он будет казаться ему прыгающим, как кузнечик. Если же звуки будут доноситься сбоку от головы, никакой ошибки не произойдет – человек легко укажет направление звука. Вот почему, прислушиваясь, мы непроизвольно поворачиваем голову так, чтобы источник звука оказался сбоку от нас.

Наш слуховой анализатор реагирует на такие параметры звука, как высота, сила или громкость и тембр. Высота звука определяется количеством колебаний звуковой волны в секунду (1 колебание в секунду называют герцем , Гц) . Ухо человека ощущает звуки в пределах от 16 до 20 000 Гц . К старости верхние показатели могут снизиться до 15 000 Гц . Границы наибольшей слуховой чувствительности человека – 20 000-30 000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины).

Звуки с частотой колебаний ниже 16-20 Гц (инфразвуки ) не ощущаются человеком, но могут оказывать влияние на его психическое состояние. Так, низкочастотные звуки в 6 Гц вызывают головокружение, ощущение усталости и угнетенности. Некоторые инфразвуки за счет своего избирательного воздействия способны изменять функционирование отдельных аспектов психической деятельности, например повышать внушаемость или обучаемость человека.

Колебания звуковой волны с частотой свыше 20 000 Гц называются ультразвуковыми . Животные способны чувствовать подобные звуки с частотой до 60 000-100 000 Гц .

Сила слуховых ощущений называется громкостью. Единицами ее измерения служат децибелы (дБ) . За 1 дБ взята громкость звука тикающих часов на расстоянии 0,5 м от уха. С возрастом происходят изменения в звуковой чувствительности человека. Если в 30 лет для четкого восприятия речи необходима громкость в 40 дБ , то в 70 лет данный показатель должен составлять 65 дБ . В среднем оптимальный уровень громкости для человека составляет 40-50 дБ . Шум свыше 90 дБ считается вредным для нашего организма.

Тембр представляет собой специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга. Иначе его еще называют «окраской» звука. Тембр звучания определяется степенью слияния звуков. В соответствии с этим принято выделять приятное звучание – консонанс и неприятное – диссонанс .

СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ


План

Введение

1. Свойства слуховых ощущений и их роль в жизни слепых

2. От чего зависят слуховые ощущения

3. Специальная тренировка слуховых ощущений

Заключение


Введение

Уже на заре возникновения науки о психике слепых было широко распространено мнение, согласно которому слуховой анализатор является ведущим во всех видах деятельности слепых. На этом основании слуху слепых приписывали особую изощренность, автоматически возникающую и компенсирующую утраченное зрение.

Несмотря на различные объяснения причин повышения слуховой чувствительности (перераспределение энергетического фонда, упражнения, интенсивность внимании), большая часть исследователей делала вывод, что именно слуху принадлежит ведущая роль в процессах познания и ориентации в окружающем мире. Такой точки зрения придерживались А.А. Крогиус, В.И. Руднев, Г.И. Челпанов и др. Так, А.А. Крогиус с явным одобрением цитировал Р. Дюфо, который писал: «Обычно, если говорят о слепых, то отмечают, прежде всего, результаты, полученные ими с помощью осязания... Только после целого ряда внимательных наблюдений оценил я важность для слепых слуха и понял, что в громадном большинстве жизненных обстоятельств слух является для них тем же, чем для нас зрение».

1. Свойства слуховых ощущений и их роль в жизни слепых

Слуховые ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия звуковой волны на слуховой рецептор.

Слуховые ощущения человека дистантны, т.е. принимают информацию на расстоянии. Возможность дистантного восприятия звуков имеет особую ценность, так как позволяет использовать звуки как сигналы взаимодействия объектов внешнего мира. По мере того как звуки приобретают значение сигнала и связываются в представлении слепого с предметами и их действиями, ориентировка в социальной жизни становится более точной и определенной.

При помощи слуха человек отражает такие качества звука, как громкость, высота, тембр, устанавливает длительность звучания, локализует источник звука в пространстве.

Слуховые ощущения человека избирательны. Из большого числа звуков человек может сосредоточить внимание на нужном звуке, остальные звуки он как бы при этом не слышит. Все эти свойства слуха для незрячего человека очень важны для ориентировки и передвижения в пространстве.

Слуховые ощущения характеризуются порогами слуховой чувствительности. Наиболее важными из них являются пороги абсолютной слуховой чувствительности и различение звуков по высоте и тембру.

Абсолютный порог слуховой чувствительности определяется наименьшей мощностью колебаний, ощущаемых в виде звуков. Пороги слуховой чувствительности у разных людей различны - есть люди, нормально слышащие, тугоухие и глухие. Чем ниже порог абсолютной слуховой чувствительности, тем более отдаленные и

слабые звуки ощущает ухо и точнее определяет местоположение источника звука.

Другим важным порогом слуховой чувствительности является порог различения звуков по высоте (частоте) колебаний. Нормальное ухо различает разницу в частоте колебаний двух источников звука в 10 процентов, в музыке - звуки с разницей в полтона.

Очень важным для незрячих людей является свойство слуха различать звуки по тембру. Порог различения звуков по тембру можно считать нормальным, если человек может определить каждый из музыкальных инструментов, издающих звук одинаковой высоты и силы. Чем ниже у незрячего порог различения по тембру, тем легче ему различать людей по голосам, тем лучше и быстрее он определяет предметы по их звучанию!

Слуховые ощущения носят предметный характер, поскольку звуки ассоциируются у человека с определенными предметами, издающими их. На основе предметности слуховых восприятий слепые могут узнавать предметы, формировать предметные и пространственные представления. Однако предмстность слуховых ощущений формируется приемущественно только после осязательного обследования источника звука. Если предметы не издают звуков, то незрячий может определить их, постукивая по ним тростью или другим предметом.

С помощью слуха незрячие могут определять и использовать в качестве ориентиров различные виды транспорта, могут определять направление их движения, примерную скорость движения, а также явления природы: грозу, дождь, метель, ветер и др.

Многие незрячие легко определяют по шелесту листьев породы деревьев, различают виды птиц, животных, узнают, по голосам своих родственников, друзей. При ударе по предметам незрячий может определить, из какого материала они сделаны - дерева, металла, стекла и пр.

Важнейшее значение для пространственной ориентировки слепых имеют социальные функции слуха. Слух выступает как средство формирования человеческой речи. С помощью речи слепые получают огромную информацию об окружающем мире, которая не поступает по зрительному каналу. Так, например, передвигаясь по незнакомой местности, незрячий может уточнить у прохожих свое местоположение. Речь является важнейшим средством компенсации функций утраченного зрения. Реальный мир, который окружает незрячего человека, воспринимается им с помощью различных органов чувств и запечатлевается в его сознании в форме словесных выражений. Слово может вызвать такой же эффект, как и действие реального раздражителя, обозначаемое этим словом. Это свойство речи позволяет слепым сократить время на изучение объекта или участка пространства, заменив осязательное обследование словесной информацией.

2. От чего зависят слуховые ощущения

Слуховые ощущения человека зависят от атмосферных условий.

При повышенной влажности воздуха лучше ощущаются звуки низкий частоты. Возрастает слышимость при более низкой температуре и при повышении атмосферного давления. Такие явления, как туман, дождь, снегопад действуют в сторону понижения слуховых ощущений. Слуховые ощущения снижаются при сильных шумах и звуках. При сильном шуме незрячие не могут пользоваться слуховыми ориентирами.

Слуховые ощущения могут значительно снижаться при утомлении слуха, зависят от направленности внимания, от эмоционального состояния человека и др.

Это все необходимо учитывать незрячему при самостоятельном передвижении, особенно в незнакомых местах, когда больше используются слуховые ориентиры, чем осязательные.

3. Специальные тренировки слуховых ощущений

Слуховые ощущения поддаются тренировке. В результате систематических тренировок заметно снижаются пороги различения звуков по высоте и тембру, повышается скорость и точность локализации звуков. Слуховые ощущения можно тренировать не только на занятиях по пространственной ориентировке, но и в свободное время. Для знакомства со звуками природы можно использовать фонограммы голосов птиц, животных. Необходимо добиваться, чтобы каждый незрячий ученик научился быстро и точно определять по звукам различные материалы, предметы, научился пользоваться звуковыми ориентирами. Особое внимание нужно обратить на тренировки по локадизадии источников звука.

Многие незрячие испытывают страх перед движущимся транспортом. Отсюда возникает неуверенное передвижение по тротуарам шумных улиц, боязнь переходить улицы. Это происходит, как правило, из-за того, что незрячие не умеют определять направление движения транспорта и скорость его передвижения. После специальных тренировок звуки движущегося транспорта могут стать хорошими слуховыми ориентирами при передвижении по городу.

У некоторых незрячих, кроме утраченного зрения, бывают и дефекты слуха. Поэтому при обучении незрячих ориентировке и мобильности необходимо установить остроту слуха каждого уха, способность локализации звука.

Если у незрячего имеется значительная разница в порогах абсолютной слуховой чувствительности левого и правого уха, то при определении местоположения источников звука они воспринимают его смещенным в сторону хорошо слышащего.уха. Инструктор должен научить незрячего делать необходимые поправки при определении источника звука.

У незрячих с плохим слухом, как правило, нет ощущений препятствий на расстоянии. Поэтому при обучении пространственной ориентировке надо учить их больше пользоваться осязательными и обонятельными ориентирами, тренировать вестибулярный аппарат. Незрячие, обладающие слухом на одно ухо, не могут определить местоположение звука. Они слышат звук, но не могут, как правило, сказать, откуда он исходит. Звуки для таких людей перестают быть ориентирами направления. Но при некоторой тренировке и в такой ситуации можно научить незрячего определять местоположение источника звука.

Если ушная раковина направлена прямо на источник звука, звук ощущается с наибольшей громкостью. При отклонении громкость звука уменьшается. Это свойство можно использовать для локализации звуков. Зафиксировав наибольшую громкость звука при повороте головы, мы тем самым установим направление к источнику звука. Используя этот прием, можно определить и направление перемещения источника звука.

Разумеется, этот прием не дает достаточно точного определения местоположения источника звука, но позволяет выбрать, например, безопасный момент при переходе через улицу. Практика показывает, что люди, обладающие слухом только на одно ухо, вполне овладевают навыками самостоятельного передвижения в большом пространстве.


Заключение

Слух имеет огромное значение для человека. При полной или частичной утрате зрительных функций, при сокращении или невозможности воспринимать мир визуально, роль слуха значительно возрастает.

При помощи слуха слепые люди ориентируются в пространстве, различают громкость, высоту, тембр, прерывистость и непрерывность звуков, определяют местоположение источника звука, определяют направление и скорость перемещения источника звука, фиксируют не только отдельные звуки, но и их сочетание (т. е. воспринимают окружающую обстановку в виде звуковых картин), узнают предметы (из какого материала они сделаны), узнают людей (их настроение) и т.д.

Особое значение слуха у человека связано с тем, что он служит для восприятия речи и музыки.

Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.

Звуковые волны обладают, во-первых, различной амплитудой колебания. Под амплитудой колебания разумеют наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и, наоборот, чем меньше амплитуда, тем звук слабее. Сила звука прямо пропорциональна квадрату амплитуды. Эта сила зависит также от расстояния уха от источника звука и от той среды, в которой распространяется звук. Для измерения силы звука существуют специальные приборы, дающие возможность измерять её в единицах энергии.

Звуковые волны различаются, во-вторых, по частоте или продолжительности периода колебаний. Длина волны обратно пропорциональна числу колебаний и прямо пропорциональна периоду колебаний источника звука. Волны различного числа колебаний в 1 сек. или в период колебания дают звуки, различные по высоте: волны с колебаниями большой частоты (и малого периода колебаний) отражаются в виде высоких звуков, волны с колебаниями малой частотыбольшого периода колебания) отражаются в виде низких звуков.

Звуковые волны, вызываемые звучащим телом, источником звука, различаются, в-третьих, формой колебаний, т. е. формой той периодической кривой, в которой абсциссы пропорциональны времени, а ординаты - удалениям колеблющейся точки от своего положения равновесия. Форма колебаний звуковой волны отражается в тембре звука - том специфическом качестве, которым звуки той же высоты и силы на различных инструментах (рояль, скрипка, флейта и т. д.) отличаются друг от друга.

Зависимость между формой колебания звуковой волны и тембром не однозначна. Если два тона имеют различный тембр, то можно определённо сказать, что они вызываются колебаниями различной формы, но не наоборот. Тоны могут иметь совершенно одинаковый тембр, и, однако, форма колебаний их при этом может быть различна. Другими словами, формы колебаний разнообразнее и многочисленнее, чем различаемые ухом тоны.

Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и непериодическими с нерегулярно изменяющейся неустойчивой частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые - в шумах.

Кривая музыкального звука может быть разложена чисто математическим путём по методу Ж. Б. Фурье на отдельные, наложенные друг на друга синусоиды. Любая звуковая кривая, будучи сложным колебанием, может быть представлена как результат большего или меньшего числа синусоидальных колебаний, имеющих число колебаний в секунду, возрастающее, как ряд целых чисел 1, 2, 3, 4. Наиболее низкий тон, соответствующий 1, называется основным. Он имеет тот же период, как и сложный звук. Остальные простые тоны, имеющие вдвое, втрое, вчетверо и т. д. более частые колебания, называются верхними гармоническими или частичными (парциальными), или обертонами.

Звук является объектом слухового ощущения. Он оценивается человеком субъективно. Все субъективные характеристики слухового ощущения связаны с объективными характеристиками звуковой волны. Воспринимая звуки, человек различает их по высоте, тембру, громкости.

Высота тона обусловлена, прежде всего, частотой основного тона (чем больше частота, тем более высоким воспринимается звук). В меньшей степени высота зависит от интенсивности волны (звук большей интенсивности воспринимается более низким).

Тембр звука определяется его гармоническим спектром. Различные акустические спектры соответствуют разному тембру, даже в том случае, когда основной тон у них одинаков. Тембр - это качественная характеристика звука.

Субъективной физиологической характеристикой звука также является громкость Е , которая характеризует уровень слухового ощущения. В основе измерения громкости лежит психофизический закон Вебера-Фехнера . Согласно ему

при увеличении раздражения в геометрической прогрессии ощущение этого раздражения возрастает в арифметической прогрессии . Из этого закона следует, что громкость звука

где – интенсивность звука, – интенсивность звука на пороге слышимости, – некоторый коэффициент пропорциональности, зависящий от частоты и интенсивности звука. Громкость выражается в фонах (фон). Принято считать, что на частоте 1кГц шкалы громкости и уровня интенсивности совпадают. В этом случае = 1 и 1 фон = 1 дб. Громкость на других частотах измеряют сравниванием исследуемой громкости звука с громкостью звука частотой 1 кГц.

Для нахождения соответствия между громкостью и интенсивностью звука на разных частотах пользуются кривыми равной громкости. Их строят на основании средних данных, полученных для людей с нормальным слухом. Нижняя кривая соответствует интенсивности самых слабых слышимых звуков – порогу слышимости. Для всех частот этой кривой Е = 0, для частоты 1 кГц интенсивность звука . Верхняя кривая соответствует порогу болевого ощущения.

Метод измерения остроты звука называется аудиометрией . При аудиометрии на приборе (аудиометре) определяют порог слухового ощущения на разных частотах. Полученная кривая называется спектральной характеристикой уха на пороге слышимости или аудиограммой (рис.2).

Потеря слуха в результате нарушения проведения звука или частичного поражения звуковосприятия может быть компенсирована с помощью слуховых аппаратов-усилителей. В последние годы в этой области наблюдается большой прогресс, связанный с развитием аудиологии и быстрым внедрением достижений электроакустической аппаратуры на основе микроэлектроники. Созданы миниатюрные слуховые аппараты, работающие в широком частотном диапазоне.

Однако при некоторых тяжелых формах тугоухости и глухоты слуховые аппараты не помогают больным. Это имеет место, например, когда глухота связана с поражением рецепторного аппарата улитки. В этом случае улитка не генерирует электрические сигналы при воздействии механических колебаний.

Такие поражения могут быть вызванные неправильной дозировкой лекарственных препаратов, применяемых для лечения заболеваний, совсем не связанных с лор-болезнями. В настоящее время возможна частичная реабилитация слуха и у таких больных. Для этого необходимо имплантировать электроды в улитку и подавать на них электрические сигналы, соответствующие тем, которые возникают при воздействии механического стимула. Такое протезирование основной функции улитки осуществляется с помощью кохлеарных протезов.

Тимпанометрия - метод измерения податливости звукопроводящего аппарата слуховой системы под влиянием аппаратного изменения воздушного давления в слуховом проходе.

Данный метод позволяет оценить функциональное состояние барабанной перепонки, подвижность цепи слуховых косточек, давление в среднем ухе и функцию слуховой трубы. Исследование начинается с установки зонда с надетым на него ушным вкладышем в начале наружного слухового прохода, который герметично перекрывает слуховой проход. Через зонд в слуховом проходе создается избыточное (+) или недостаточное (–) давление, а затем подается звуковая волна определенной интенсивности. Дойдя до барабанной перепонки, волна частично отражается и возвращается к зонду.

Измерение интенсивности отраженной волны позволяет судить о звукопроводящих возможностях среднего уха. Чем больше интенсивность отраженной звуковой волны, тем меньше подвижность звукопроводящей системы. Мерой механической податливости среднего уха является параметр подвижности, измеряемый в условных единицах.

В процессе исследования давление в среднем ухе изменяют от +200 до –200 дПа. При каждом значении давления определяется параметр подвижности. Результатом исследования является тимпанограмма, отражающая зависимость параметра подвижности от величины избыточного давления в слуховом проходе.

При отсутствии патологии среднего уха максимум подвижности наблюдается при отсутствии избыточного давления

(Р = 0) рис.3.

Рис. 3. Тимпанограммы при различной степени подвижности

Повышенная подвижность свидетельствует о недостаточной упругости барабанной перепонки или о вывихе слуховых косточек. Пониженная подвижность указывает на избыточную жесткость среднего уха, связанную, например, с наличием жидкости.

При патологии среднего уха вид тимпанограммы изменяется, рис. 4.

Рис. 4. Основные типы тимпанограмм при патологиях среднего уха:

а - отсутствие патологии; б - экссудативный средний отит;

в - нарушение проходимости слуховой трубы; г - атрофические изменения барабанной перепонки; д - разрыв слуховых косточек

Cтраница 1


Слуховое ощущение устанавливается не сразу. Любые звуки, длительность которых короче 5 мс, воспринимаются лишь как шум, щелчок. Слух не ощущает и нелинейных искажений, если их длительность не превышает 10 мс. Поэтому измерительный прибор должен регистрировать не все максимальные уровни сигнала, а лишь те из них, длительность которых превышает 5 - 10 мс. Для выполнения поставленной задачи вещательный сигнал выпрямляют и усредняют (интегрируют) за указанный - промежуток времени.  

Слуховое ощущение продолжается еще некоторое время (50 - 60 мкс) после прекращения возбуждения. Поэтому звуки, разделенные промежутками во времени менее 60 - 70 мкс, слышатся без пауз.  

Слуховые ощущения, которые у нас вызывают различные звуки, во многом зависят от амплитуды звуковой волны и ее частоты. Амплитуда и частота являются физическими характеристиками звуковой волны. Этим физическим характеристикам соответствуют определенные физиологические характеристики, связанные с нашим восприятием звука. Такими физиологическими характеристиками являются громкость и высота звука.  

Поскольку слуховое ощущение исчезает не сразу, то при сравнении двух тонов, следующих сразу один за другим и имеющих небольшую разницу по частоте, прослушиваются биения этих тонов, что помогает обнаруживать очень малые разности частот и медленные изменения частоты в небольших пределах.  

Величина слухового ощущения, зависящая от интенсивности звука и его частоты.  

Возникновение слуховых ощущений возможно лишь тогда, когда интенсивность звука достигнет определенного минимума, зависящего от индивидуальной чувствительности уха к данному тону. Существует и верх ний предел интенсивности звука, выше которого в ухе возникает сначала осязание звука, а при дальнейшем повышении интенсивности - болевые ощущения.  

У новорожденных зрительные и слуховые ощущения развиты очень слабо, лучше развиты обонятельные и вкусовые ощущения.  

Весь комплекс слуховых ощущений, отличающих стереофоническое звучание от монофонического, есть результат различия параметров сигналов левого и правого каналов. К их числу прежде всего относятся: а) наличие статистической связи для пар сигналов, формирующих отдельные звуковые образы пространственной панорамы; эта величина, оцениваемая коэффициентом корреляции R, как правило, различна для сигналов, соответствующих отдельным источникам панорамы; б) наличие временных (Дт) и интенсивных (AL) разностей, отличающихся как по значению, так и по знаку для сигналов, формирующих отдельные звуковые образы стереопанорамы; в) определенное (отличное от монофонического) соотношение уровней сигналов отдельных составных элементов сложного звучания, необходимое для достижения музыкального баланса и оптимальной прозрачности; г) различие временных структур ревербера-ционных продолжений левого и правого каналов стереопары.  

С помощью слуховых ощущений человек-оператор воспринимает звуковые колебания от источников звука. Слух здорового человека способен воспринимать звуковые частоты 16 - 5 - 20 000 Гц. Звуки с частотой ниже 16 Гц называют инфразвуками, выше 20000 Гц-ультразвуками. Степень восприятия звука ухом человека зависит от уровня громкости и условий восприятия. Минимальную величину звукового давления, необходимого для того, чтобы звук был слышен, называют порогом слышимости. Самый громкий звук, который ухо воспринимает без болевых ощущений, в несколько миллиардов раз больше порога слышимости. Ухо способно воспринимать уровень громкости до 60 дБ без ущерба для слухового аппарата. Более интенсивные звуковые воздействия ведут к болевым ощущениям и даже к повреждениям органов слуха. В табл. 8.4 приведена субъективная оценка действия звука различной интенсивности на человека.  

Мерой силы слухового ощущения является громкость звука. Громкость звука зависит от его интенсивности и частоты. Порогом слышимости называется та наименьшая интенсивность звука / 0, при которой звук еще воспринимается органами слуха. Порог слышимости зависит от частоты звука, достигая минимального значения порядка 10 - 12 вт / м2 при частотах м 700 - f - 6000 гц.  

Характерной особенностью слуховых ощущений является, прежде всего, их разделение на два класса: на тоны и шумы. Хотя тоны и шумы обыкновенно переживаются не отдельно друг от друга, а смешиваются в различных соотношениях (например, звуки скрипки сопровождаются шумами трения, завывание ветра имеет характер тона), но все же их можно отделять, как особые переживания.  

Появление этого слухового ощущения отмечается только при длительностях звуков более 100 - 200 мс, как показали Г. В. Гер-шуни, Р. В. Авакян, А, В. В дальнейшем по мере возрастания длительности сигнала ощущение плавности включения становится все более выраженным, а изменения громкости начинают играть все меньшую роль.  

Количественной характеристикой слухового ощущения является громкость, зависящая от интенсивности, спектрального состава, условий ощущения и длительности воздействия звука. Подобно интенсивности громкость оценивают методом сравнения, пользуясь понятием уровня громкости.