Неплохо, наверное, иметь некоторое представстенение о строении нашей пищеварительной системы и о том, что же происходит с едой «внутри»

Неплохо, наверное, иметь некоторое представстенение о строении нашей пищеварительной системы и о том, что же происходит с едой «внутри».

Человек, умеющий вкусно готовить, но не знающий, какая судьба ожидает его блюда после того, как они съедены, уподобляется автолюбителю, который выучил правила движения и научился «крутить баранку», но ничего не знает об устройстве автомобиля.

Отправляться в длительное путешествие с такими знаниями рискованно, даже если машина вполне надежна. В пути бывают всякие неожиданности.

Рассмотрим самое общее устройство «пищеварительной машины».

Процес пищеварения в организме человека

Итак, взглянем на схему.

Мы откусили кусочек чего-нибудь съестного.

ЗУБЫ

Откусили зубами (1) и ими же продолжаем пережевывать. Даже чисто физическое измельчение играет огромную роль – пища должна поступать в желудок в виде кашицы, кусками она переваривается в десятки и даже сотни раз хуже. Впрочем, сомневающиеся в роли зубов могут попробовать что-либо съесть, не откусывая и не перемалывая ими пищу.

ЯЗЫК И СЛЮНА

При жевании происходит также пропитывание слюной, выделяемой тремя парами больших слюнных желез (3) и множеством мелких. В сутки в норме вырабатывается от 0,5 до 2 литров слюны. Ее ферменты в основном расщепляют крахмал!

При должном пережевывании образуется однородная жидкая масса, требующая минимальных затрат для дальнейшего переваривания.

Помимо химического воздействия на пищу, слюна обладает бактерицидным свойством. Даже в промежутках между едой она всегда смачивает полость рта, предохраняет слизистую оболочку от пересыхания и способствует ее обеззараживанию.

Не случайно при мелких царапинах, порезах первое естественное движение - облизать ранку. Конечно, слюна как дезинфектор по надежности уступает перекиси или йоду, но зато всегда под рукой (то есть во рту).

Наконец, наш язык (2) безошибочно определяет, вкусно или невкусно, сладко или горько, солено или кисло.

Эти сигналы служат указанием, сколько и каких соков нужно для переваривания.

ПИЩЕВОД

Пережеванная пища через глотку попадает в пищевод (4). Глотание – довольно сложный процесс, в нем участвуют многие мышцы, и в известной мере оно происходит рефлекторно.

Пищевод представляет собой четырехслойную трубку длиной 22-30 см. В спокойном состоянии пищевод имеет просвет в виде щели, но съеденное и выпитое отнюдь не проваливается вниз, а продвигается за счет волнообразных сокращений его стенок. Все это время активно продолжается слюнное пищеварение.

ЖЕЛУДОК

Остальные пищеварительные органы располагаются в животе. Они отделены от грудной клетки диафрагмой (5) – главной дыхательной мышцей. Через специальное отверстие в диафрагме пищевод попадает в брюшную полость и переходит в желудок (6).

Этот полый орган формой напоминает реторту. На его внутренней слизистой поверхности находится несколько складок. Объем совершенно пустого желудка около 50 мл. При еде он растягивается и может вмещать весьма немало - до 3-4 л.

Итак, проглоченная пища в желудке. Дальнейшие превращения определяются прежде всего ее составом и количеством. Глюкоза, спирт, соли и избыток воды могут сразу всасываться – в зависимости от концентрации и сочетания с другими продуктами. Основная же масса съеденного подвергается действию желудочного сока. Этот сок содержит соляную кислоту, ряд ферментов и слизь. Его выделяют специальные желёзки в слизистой желудка, которых насчитывают около 35 млн.

Причем состав сока каждый раз меняется: на каждую пищу свой сок. Интересно, что желудок как бы заранее знает, какая работа ему предстоит, и выделяет нужный сок порой задолго до еды – при одном виде или запахе пищи. Это доказал еще академик И. П. Павлов в своих знаменитых опытах с собаками. А у человека сок выделяется даже при отчетливой мысли о еде.

Фрукты, простокваша и другая легкая пища требуют совсем немного сока невысокой кислотности и с малым количеством ферментов. Мясо же, особенно с острыми приправами, вызывает обильное выделение весьма крепкого сока. Относительно слабый, но чрезвычайно богатый ферментами сок вырабатывается на хлеб.

Всего за день выделяется в среднем 2-2,5 л желудочного сока. Пустой желудок периодически сокращается. Это знакомо всем по ощущениям «голодных спазмов». Съеденное же на какое-то время приостанавливает моторику. Это важный факт. Ведь каждая порция пищи обволакивает внутреннюю поверхность желудка и располагается в виде конуса, вложенного в предыдущий. Желудочный сок действует в основном на поверхностные слои, контактирующие со слизистой оболочной. Внутри же еще долгое время работают ферменты слюны.

Ферменты – это вещества белковой природы, обеспечивающие протекание какой-либо реакции. Главный фермент желудочного сока – пепсин, отвечающий за расщепление белков.

ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНАЯ КИШКА

По мере переваривания порции пищи, расположенные у стенок желудка, продвигаются к выходу из него – к привратнику.

Благодаря возобновившейся к этому времени моторной функции желудка, то есть его периодическим сокращениям, пища основательно перемешивается.

В результате в двенадцатиперстную кишку (11) поступает уже почти однородная полупереваренная кашица. Привратник желудка «охраняет» вход в двенадцатиперстную кишку. Это мышечный клапан, пропускающий пищевые массы только в одном направлении.

Двенадцатиперстная кишка относится к тонкой кишке. Вообще-то весь пищеварительный тракт, начиная с глотки и вплоть до заднего прохода, представляет собой одну трубку с разнообразными утолщениями (даже таким крупным, как желудок), множеством изгибов, петель, несколькими сфинктерами (клапанами). Но отдельные части этой трубки выделяются и анатомически, и по выполняемым в пищеварении функциям. Так, тонкую кишку считают состоящей из двенадцатиперстной кишки (11), тощей кишки (12) и подвздошной кишки (13).

Двенадцатиперстная кишка самая толстая, но длина ее всего 25-30 см. Ее внутренняя поверхность покрыта множеством ворсинок, а в подслизистом слое находятся небольшие железки. Их секрет способствует дальнейшему расщеплению белков и углеводов.

В полость двенадцатиперстной кишки открываются общий желчный проток и главный проток поджелудочной железы.

ПЕЧЕНЬ

По желчному протоку поставляется желчь, вырабатываемая самой крупной в организме железой – печенью (7). За день печень производит до 1 л желчи – довольно внушительное количество. Желчь состоит из воды, жирных кислот, холестерина и неорганических веществ.

Желчеотделение начинается уже через 5-10 минут после начала еды и заканчивается, когда последняя порция пищи покидает желудок.

Желчь полностью прекращает действие желудочного сока, благодаря чему желудочное пищеварение сменяется на кишечное.

Она также эмульгирует жиры – образует с ними эмульсию, многократно повышая поверхность соприкосновения жировых частиц с воздействующими на них ферментами.

ЖЕЛЧНЫЙ ПУЗЫРЬ

В ее же задачу входит улучшить всасывание продуктов расщепления жиров и других питательных веществ – аминокислот, витаминов, способствовать продвижению пищевых масс и предупредить их гниение. Запасы желчи хранятся в желчном пузыре (8).

Наиболее активно сокращается его нижняя, примыкающая к привратнику часть. Его емкость около 40 мл, однако желчь в нем находится в концентрированном виде, сгущаясь в 3-5 раз по сравнению с печеночной желчью.

При необходимости она поступает через пузырный проток, который соединяется с печеночным протоком. Образуемый общий желчный проток (9) и доставляет желчь в двенадцатиперстную кишку.

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

Сюда же выходит проток поджелудочной железы (10). Это вторая по величине железа у человека. Ее длина достигает 15-22 см, вес - 60-100 граммов.

Строго говоря, поджелудочная железа состоит из двух желез – экзокринной, вырабатывающей в день до 500-700 мл панкреатического сока, и эндокринной, производящей гормоны .

Разница между этими двумя видами желез заключается в том, что секрет экзокринных желез (желез внешней секреции) выделяется во внешнюю среду, в данном случае в полость двенадцатиперстной кишки, а производимые эндокринными (то есть внутренней секреции) железами вещества, называемые гормонами, попадают в кровь или в лимфу.

Панкреатический сок содержит целый комплекс ферментов, расщепляющих все пищевые соединения – и белки, и жиры, и углеводы. Этот сок выделяется при каждом «голодном» спазме желудка, непрерывное же его поступление начинается через несколько минут после начала еды. Состав сока меняется в зависимости от характера пищи.

Гормоны поджелудочной железы - инсулин, глюкагон и др. регулируют углеводный и жировой обмен. Инсулин, например, приостанавливает распад гликогена (животного крахмала) в печени и переводит клетки тела на питание преимущественно глюкозой. Уровень сахара в крови при этом снижается.

Но вернемся к превращениям пищи. В двенадцатиперстной кишке она смешивается с желчью и панкреатическим соком.

Желчь приостанавливает действие желудочных ферментов и обеспечивает должную работу сока поджелудочной железы. Белки, жиры и углеводы подвергаются дальнейшему расщеплению. Лишняя вода, минеральные соли, витамины и полностью переваренные вещества всасываются через кишечные стенки.

КИШЕЧНИК

Резко изгибаясь, двенадцатиперстная кишка переходит в тощую (12), длиной 2-2,5 м. Последняя в свою очередь соединяется с подвздошной кишкой (13), длина которой 2,5-3,5 м. Общая протяженность тонкой кишки составляет, таким образом, 5-6 м. Ее всасывающая способность многократно увеличивается благодаря наличию поперечных складок, число которых достигает 600-650. Кроме того, внутреннюю поверхность кишки выстилают многочисленные ворсинки. Их согласованные движения обеспечивают продвижение пищевых масс, через них же поглощаются питательные вещества.

Раньше считалось, что кишечное всасывание процесс чисто механический. То есть предполагалось, что питательные вещества расщепляются до элементарных «кирпичиков» в полости кишки, а затем эти «кирпичики» проникают в кровь через кишечную стенку.

Но оказалось, что в кишке пищевые соединения «разбираются» не до конца, а окончательное расщепление происходит только вблизи стенок кишечных клеток . Этот процесс был назван мембранным, или пристеночным

В чем оно заключается? Питательные компоненты, уже изрядно измельченные в кишке под действием панкреатического сока и желчи, проникают между ворсинками кишечных клеток. Причем ворсинки образуют столь плотную кайму, что для крупных молекул, а тем более бактерий, поверхность кишки недоступна.

В эту стерильную зону кишечные клетки выделяют многочисленные ферменты, и осколки питательных веществ разделяются на элементарные составляющие – аминокислоты, жирные кислоты, моносахариды, которые и всасываются. И расщепление, и всасывание происходят в очень ограниченном пространстве и часто объединены в один сложный взаимосвязанный процесс.

Так или иначе на протяжении пяти метров тонкой кишки пища полностью переваривается и полученные вещества попадают в кровь.

Но они поступают не в общий кровоток. Если бы это произошло, человек мог бы умереть после первой же еды.

Вся кровь от желудка и от кишечника (тонкого и толстого) собирается в воротную вену и направляется в печень . Ведь пища дает не только полезные соединения, при ее расщеплении образуется множество побочных продуктов.

Сюда же надо добавить токсины , выделяемые кишечной микрофлорой, и многие лекарственные вещества и яды, присутствующие в продуктах (особенно при современной экологии). Да и чисто питательные компоненты не должны сразу попадать в общее кровяное русло, в противном случае их концентрация превысила бы все допустимые пределы.

Положение спасает печень. Ее не зря называют главной химической лабораторией тела. Здесь происходит обеззараживание вредных соединений и регуляция белкового, жирового и углеводного обмена. Все эти вещества могут синтезироваться и расщепляться в печени - по потребности, обеспечивая постоянство нашей внутренней среды.

Об интенсивности ее работы можно судить по тому факту, что при собственном весе 1,5 кг печень расходует примерно седьмую часть всей производимой организмом энергии. За минуту через печень проходит около полутора литров крови, причем в ее сосудах может находиться до 20 % общего количества крови у человека. Но проследим до конца путь пищи.

Из подвздошной кишки через специальный клапан, препятствующий обратному затеканию, непереваренные остатки попадают в толстую кишку . Обитая длина ее от 1,5 до 2 метров. Анатомически она подразделяется на слепую кишку (15) с червеобразным отростком (аппендиксом) (16), восходящую ободочную кишку (14), поперечную ободочную (17), нисходящую ободочную (18), сигмовидную кишку (19) и прямую (20).

В толстой кишке завершается всасывание воды и формируется кал. Для этого кишечными клетками выделяется специальная слизь. В толстой кишке находят прибежище мириады микроорганизмов. Выделяемый кал примерно на треть состоит из бактерий. Нельзя сказать, что это плохо.

Ведь в норме устанавливается своеобразный симбиоз хозяина и его «квартирантов».

Микрофлора питается отходами, а поставляет витамины, некоторые ферменты, аминокислоты и другие нужные вещества. Кроме того, постоянное наличие микробов поддерживает работоспособность иммунной системы, не позволяя ей «дремать». Да и сами «постоянные обитатели» не допускают внедрение чужаков, нередко болезнетворных.

Но такая картина в радужных тонах бывает лишь при правильном питании. Неестественные, рафинированные продукты, избыток пищи и неправильные сочетания изменяют состав микрофлоры. Начинают преобладать гнилостные бактерии, и вместо витаминов человек получает яды. Сильно бьют по микрофлоре и всевозможные лекарства, особенно антибиотики.

Но так или иначе фекальные массы продвигаются благодаря волнообразным движениям ободочной кишки - перистальтике и достигают прямой кишки. На ее выходе для подстраховки расположены целых два сфинктера - внутренний и наружный, которые замыкают задний проход, открываясь лишь при дефекации.

При смешанном питании из тонкой кишки в толстую за сутки в среднем переходит около 4 кг пищевых масс, кала же вырабатывается лишь 150-250 г.

Но у вегетарианцев кала образуется значительно больше, ведь в их пище очень много балластных веществ. Зато и кишечник работает идеально, микрофлора устанавливается самая дружественная, а ядовитые продукты значительной частью даже не достигают печени, поглощаясь клетчаткой, пектинами и другими волокнами.

На этом мы закончим наш экскурс по пищеварительной системе. Но надо отметить, что ее роль отнюдь не сводится только к перевариванию. В нашем теле все взаимосвязано и взаимозависимо как на физическом, так и на энергетическом планах.

Совсем недавно, например, установили, что кишечник является и мощнейшим аппаратом по производству гормонов. Причем по объему синтезируемых веществ он сопоставим (!) со всеми остальными эндокринными железами, вместе взятыми. опубликовано

Введение

Одной из приоритетных задач в современном российском обществе является необходимость повышение уровня здоровья нации в целом. Решить ее возможно, только обратив самое пристальное внимание на здоровье молодого поколения школьников и студентов.

Вместе с тем, социально-экономическая напряженность, существующая в современном обществе, негативно влияет на все сферы жизни российского общества, представляя угрозу для нормальной жизнедеятельности человека.

В настоящее время наблюдается увеличение количества студентов, страдающих самыми различными хроническими приобретенными заболеваниями. Немаловажной причиной неблагополучия здоровья современных детей и юношества состоит также в недооценке значения здорового образа жизни в деле формирования физического и духовного здоровья, воспитания личности.

В большинстве существующих образовательных структур фактически отсутствует целенаправленная и систематическая работа по формированию здорового образа жизни студентов и культуре физических упражнений, занятий спортом. Кроме того, зачастую сами студенты не осознают необходимости здорового образа жизни, а также роли физической культуры в деле его формирования.

Данная работа посвящена рассмотрению основ здорового жизни студентов, ее взаимосвязи с занятиями физической культурой, а также роль здорового образа жизни и занятий физкультурой в обеспечении здоровья студентов.

Понятие здоровья и его функциональные проявления

Говоря об определении понятия здоровья, следует отметить, что в этому вопросу существуют различные подходы, которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье - это отсутствие болезней; 2) «здоровье» и «норма» - как тождественные понятия; здоровье как единство морфологических, психологических и социально-экономических констант. При этом, несмотря на все различие данных формулировок понятия здоровья, общее для всех них в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

В силу общности, в целом всех указанных формулировок, здоровье можно определить как: нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Согласно зарубежным исследованиям, здоровье содержит в себе следующие составляющие:

Физическую (физическая активность, физическое благополучие, физические ограничения, наличие или отсутствие вынужденного пребывания в постели);

Психическую (психологическое благополучие, контроль поведенческих и (или) эмоциональных реакций, познавательное функционирование, наличие или отсутствие беспокойства, депрессии);

Социальную (контакты с людьми, социальные ресурсы);

Ролевую (ролевое функционирование, т.е. свобода в выполнении обычных ролей дома, на работе в школе);

Общее восприятие благополучия (самооценка текущего здоровья, перспектива здоровья).

Стоит заметить при этом, что в отечественных представлениях о составляющих здоровья первое место занимает нравственный аспект. Нравственная составляющая здоровья - это мотивация здорового образа жизни, установка на долгую и полноценную жизнь, отсутствие иждивенческого отношения к медицине, самостоятельная активность в формировании и укреплении собственного здоровья, уважительное и бережное отношение к жизни и здоровью других людей.

Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон, основы массажа и самомассажа и других факторов.

Эти и другие факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ). Образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55 % удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения.

К другим факторам, непосредственно влияющих на здоровье относятся:

1). Экология (влияние внешней среды);

2). Наследственность;

3). Состояние здравоохранения.

В настоящее время накоплен обширный научный материал, доказывающий непосредственное влияние целого ряда факторов окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка). На здоровье человека.

Так, на основе обширного биометрология разработала своеобразный «календарь» болезней, характерных для средних географических широт северного полушария. На самочувствие оказывает влияние также изменения электромагнитного поля, экологическая обстановка.

Говоря о влиянии экологической обстановки на состояние организма человека, необходимо отметить, что способность приспосабливаться к отрицательным воздействиям различна у людей с разным уровнем здоровья. В то же время, как показали специальные исследования, у людей с более высоким уровнем физической подготовленности устойчивость организма значительно выше, чем у лиц с низкой общей физической подготовленностью.

Стоит отметить, что физическое и психическое здоровье человека необходимо рассматривать исключительно в динамике, т.е. как процесс, изменяющийся с течением времени на протяжении всей жизни. При этом, здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, происходящих в организме человека по мере развития.

Многочисленными работами генетиков доказано, что в случае неблагоприятной наследственности, при благоприятных условиях поврежденный ген может не проявить своей агрессивности. Т. Е. здоровый образ жизни, общий здоровый статус организма могут «усмирить» его агрессивность. При этом, даже унаследовав от родителей богатырское здоровье, человек может значительно его ухудшить всего за несколько лет. В то же время, можно родиться со слабым, но, приложив усилия, укрепить его.

Таким образом, несмотря на непосредственное и довольно весомое влияние наследственности, уровень здоровья, индивида зависит генетического «фона», стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней среды (в том числе и социальной).

Говоря о месте здоровья в жизни любого человека, необходимо сказать, что здоровье является абсолютной, непреходящей жизненной ценностью занимающей верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и пр.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

Говоря о ценности здоровья необходимо также учитывать различные уровни этой ценности: биологический - изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный - здоровье, как мера социальной активности, деятельного отношения к миру; личностный - здоровье, как отрицание болезни в смысле ее преодоления.

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Существует определенное противоречие между достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым. Данное противоречие может быть разрешено на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Тем не менее, при этом важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как непреходящей ценности.

Каждый человек, безусловно, хочет быть здоровым, но отношение к здоровью обусловлено целым рядом объективных обстоятельств, в том числе воспитанием и обучением. При этом, различие в отношении к собственному здоровью обусловлено, в первую очередь, мотивационного порядка, в частности осознанием человеком меры своей ответственности за сохранность и укрепление здоровья, в Ом числе, осознание человеком меры своей ответственности за сохранение и укрепление здоровья. В связи с этим выделяют два типа ориентаций (отношения) к здоровью. Первым из них заключается в ориентацией, в первую очередь, на усилия самого человека. При этом второй из них выражается, преимущественно «вовне», когда усилиями человека отводится второстепенная роль.

Образ жизни – это показатель, как человек реализует условия жизнедеятельности для своего здоровья.

Согласно приведенной выше табл. 1, здоровье человека на 60 % зависит от образа жизни, на 20 % - от окружающей среды, на 8% - от наследственности.

От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни). Здоровье – главный дар, данный нам нашими предками и не всегда разумно и слишком расточительно расходуемый нами.

Под здоровым образом жизни понимают индивидуальную систему поведения человека, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления:

1. Активные действия самого человека по формированию и улучшению своего здоровья (физическая культура, закаливание, соблюдение гигиенических правил, рациональное питание, соблюдение режима дня, сексуальное воспитание и т.д.) и

2. Стремление человека избежать действия факторов, способствующих разрушению здоровья (прежде всего таких вредных привычек, как курение, наркомания, токсикомания и употребление спиртных напитков, безопасное поведение дома, на улице, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений).

Важные составляющие здорового образа жизни - личная гигиена, доброжелательные отношения в семье и нравственное поведение.

Здоровый образ жизни – не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Особенно важно, чтобы с самого раннего детства подрастающее поколение стремилось ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Заболеваемость молодежи (людей в возрасте от 16 до 29 лет) за последние 5 лет увеличилась на 26 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 % (по данным ВОЗ).

Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода.

Поколениями разумных людей выработаны простые и понятные рекомендации по здоровому образу жизни:

1) познай самого себя и не ставь перед собой нереальных целей;

2) содержи свое тело в чистоте;

3) правильно и хорошо питайся;

4) трудись, соблюдая правила безопасности, режим труда и отдыха;

5) правильно выбирай друзей;

6) содержи свой внутренний мир в чистоте;

7) научись говорить «нет» соблазнам;

8) если чувствуешь себя больным, обратись к врачу; лекарства принимай по назначению врача, своевременно проходи профилактические осмотры и делай прививки.

Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни – личная заинтересованность человека.

Надо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем лучше, чем раньше человек начинает работать над собой, над сохранением и умножением своего здоровья.

4. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных характеристик», которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.

В тоже время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны - наряду с другими качественными характеристиками - приобретает роль ведущего фактора экономического роста.

Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Ускорение ритма жизни и усложнение современного производства с высоким уровнем его механизации и автоматизации определяет значительные нагрузки на организм, повышается значение таких качеств личности, как быстрота реакции, скорость принятия решения, собранность, внимательность, которые в большей мере определяются всем комплексом показателей здоровья людей.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).

Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Здоровье человека [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Здоровье человека – это его важнейшая ценность. Геродот сказал: "Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум". Сократ на вопрос "Что такое здоровье?" ответил: "Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!".

1. Понятие "здоровье", его сущность и компоненты

Здоровье человека – это его главное достояние. Здоровье не купишь за деньги. Если потерял своё здоровье, то его уже не вернуть. Можно бесконечно глотать витамины, таблетки, постоянно лечиться: если вред организму нанесен, то это находит отражение на генетическом уровне. Здоровье это не только полноценно функционирующий организм, но и душевная гармония. Именно об этом говорится в трактовке понятия "здоровье" , находящейся в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): "Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов".

Здоровье человека многогранное и многоаспектное понятие, которое очень широко изучается в медико-биологической литературе. В настоящее время распространены различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Однако для всех трактовок общим является тот факт, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды, представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия как экзогенных так и эндогенных факторов.

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: "Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей".

Здоровье человека являет собой сложное понятие, состоящее из нескольких компонентов:

  1. Соматическое здоровье
  2. Физическое здоровье
  3. Профессиональное здоровье
  4. Сексуальное здоровье
  5. Репродуктивное здоровье
  6. Нравственное здоровье
  7. Психическое здоровье

Рассмотрение каждой составляющей здоровья человека крайне важно. Прежде всего нужно обратиться к соматическому здоровью.

Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза.

Следующим элементом здоровья человека является непосредственно физическое здоровье от которого напрямую зависит работоспособность и продолжительность жизни.

Физическое здоровье – это состояние организма, при котором показатели основных физиологических систем лежат в пределах физиологической нормы и адекватно изменяются при взаимодействии человека с внешней средой .

Фактически физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Рисунок 1. Факторы физического здоровья человека

В современной науке доказано, что не только физическое, но и психическое здоровье влияет на общее здоровье человека и его деятельность.

Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество .

Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

Сексуальное здоровье представляет собой комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Репродуктивное здоровье –– это компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.

Нравственное здоровье можно охарактеризовать как систему с характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Профессиональное здоровье –– это состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.

Если рассматривать здоровье человека с точки зрения оценки внутреннего потенциала, то разумно обратиться к точке зрения практической медицины, согласно которой существуют три основных состояния человека:

  1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма;
  2. Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации;
  3. Болезнь – процесс, проявляющийся в виде клинических изменений в состоянии организма человека

Здоровье может быть рассмотрено как биосоциальный потенциал жизнедеятельности человека. Он включает в себя ряд компонентов отраженных на рисунке 2.

Рисунок 2. Компоненты биосоциального потенциала жизнедеятельности человека

В основе биосоциального потенциала человека лежит открытая в 1936 году жизненная энергия. Она была открыта В. Райхом в 1936 г. Жизненная энергия представляет собой структурное образование, в состав которого, как следует из названия, входят биологическая и социальная составляющие .

Таблица. Характеристика компонентов биосоциального потенциала жизнедеятельности человека.

Компонент

Характеристика

Потенциал разума.

Способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться

Потенциал воли

Способность человека к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Потенциал чувств

Способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

Потенциал тела

Способность развивать физическую составляющую здоровья, "осознавать" собственную телесность как свойство личности.

Общественный потенциал

Способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

Творческий потенциал

Способность человека к созидающей активности, творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.

Духовный потенциал

Способность развивать духовную природу человека.

Сущность здоровья – это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности желательно определять количественно. На необходимость такой количественной оценки не раз указывал известный хирург, академик Н.М. Амосов. По его мнению, количество здоровья можно определять как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. Эти резервные мощности можно характеризовать так называемым коэффициентом резерва, который представляет собой соотношение максимального проявления функции к ее нормальному уровню.

2. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье ("факторы здоровья") и факторы, ухудшающие здоровье ("факторы риска").

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы:

  1. Факторы образа жизни (50% в общей доле влияния);
  2. Факторы внешней среды (20% в общей доле влияния);
  3. Биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния);
  4. Факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся:

  1. Отсутствие вредных привычек;
  2. Рациональное питание;
  3. Здоровый психологический климат;
  4. Внимательное отношение к своему здоровью;
  5. Сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся:

  1. Курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами;
  2. Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание;
  3. Гиподинамия, гипердинамия;
  4. Стрессовые ситуации;
  5. Недостаточная медицинская активность;
  6. Сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д.

К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

3. Образ жизни и здоровье

Образ жизни – это определенный вид жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются:

  1. Уровень общей культуры человека;
  2. Уровень образования; материальные условия жизни;
  3. Половые и возрастные особенности; конституция человека;
  4. Состояние здоровья;
  5. Экологическая среда обитания;
  6. Характер работы, профессии;
  7. Особенности семейных отношений и семейного воспитания;
  8. Привычки человека;
  9. Возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие .

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями, а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые "работают" на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

По мнению В.П. Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции, при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику.

Рисунок 3. Социальные принципы здорового образа жизни

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека .

Рисунок 4. Биологические принципы здорового образа жизни

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов.

Основными элементами здорового образа жизни студентов являются:

  1. Организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям;
  2. Стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности;
  3. Содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность;
  4. Исключение из жизни саморазрушающего поведения;
  5. Культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации;
  6. Достижение душевной, психической гармонии в жизни;
  7. Закаливание организма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность.

Для организма двигательная активность является физиологической потребностью.

Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости.

Здоровье и двигательная активность – это сближающиеся в настоящее время понятия. "Мышечный голод" для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: "Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение".

4. Наследственность и ее влияние на здоровье и заболеваемость

Наследственность является важным фактором влияющим на здоровье человека, но далеко не всегда определяющим. Умение вести здоровый образ жизни и соблюдение базовых основ экологической безопасности жизнедеятельности позволяют значительно снизить воздействие наследственности.

Наследственность – присущее всем организмам свойство передавать потомству характерные черты строения, индивидуального развития, обмена веществ, а, следовательно, состояние здоровья и предрасположенности ко многим заболеваниям.

По наследству могут быть переданы признаки не только нормального, но и патологического, болезненного состояния организма. Известно более 2000 наследственных болезней человека.

Рисунок 5. Распределение генов родителей

Необходимо подчеркнуть, что признаки каждого из родителей в организме ребенка проявляются неодинаково. Проявление наследственных болезней может происходить на протяжении всего периода индивидуального развития. Известно большое число наследственных болезней, проявляющихся не в раннем возрасте, а на более поздних стадиях развития. Наследственные болезни, а также предрасположенность к ряду заболеваний (язвенная, гипертоническая, желчно-каменная болезни, атеросклероз и др.) не так редки, как долгое время считали, однако многие из них можно предупредить.

5. Здравоохранение и здоровье

Существующая ныне система здравоохранения не в состоянии сохранить и укрепить здоровье человека, приостановить или снизить рост заболеваемости.

К сожалению в силу плохой экологии и гигиенической безграмотности в России во всех возрастных группах отмечается снижение уровня здоровья.

Конечно медицина, несомненно, умеет лечить многие болезни и часто делает просто чудеса, спасая человека от преждевременной смерти. Она достигла больших успехов в предупреждении и лечении инфекционных заболеваний, однако излечение болезней приносит здоровье далеко не всегда. В организме человека нередко остается след не только от перенесенного заболевания, но и от самого лечения, насыщенного небезразличными для здоровья психическими, физическими, химическими и биологическими факторами.

По мнению И.И. Брехмана сугубо лечебная медицина – это не та дорога, которая ведет к храму здоровья, сколько бы средств ни ушло на лечение болезней, здоровья больше не будет .

Если и дальше удовлетворятся только уровнем лечебной медицины и не заниматься здоровьем как таковым, то эффект будет таким, как при попытке заполнения водой бочки с дырявым дном. Недаром еще владыки древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровы.

6. Здоровье в иерархии потребностей человека

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств:

  1. В нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья.
  2. В человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека.
  3. Здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не стало на первое место в иерархии потребностей человека.

Так, особенно у молодых людей, различные материальные блага жизни, карьера, успех признается более важной ценностью. Однако в более старшем возрасте, большинством людей здоровье признается глобальной и важной ценностью.

Основным мотивом, побуждающим посещать не обязательные занятия физической культурой является укрепление и сохранение здоровья.

Достоверно известно, что в состоянии физического и психического благополучия здоровье обычно воспринимается как нечто безусловно данное, потребность которого хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации его явного дефицита.

Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Оказывается, что её явно недостаточно.

Во-первых, если человек здоров, то он воспринимает это как должное, и не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, очень часто люди, отягощенные болезнями, тем не менее, не предпринимают действенных мер, направленных на их устранение. Очевидно, что забота человека о своем физическом и психическом благополучии определяется не столько уровнем здоровья, сколько личным отношением к нему человека.

Во-вторых, велико значение отношения окружающих, общественное мнение. К сожалению, у нас не достаточно высок уровень моды на здоровье. По прежнему, те, кто заботится о своем здоровье рискуют прослыть чудаками, отличающимися от большинства людей, фатально безразлично относящихся к своему здоровью.

Таким образом, приходится констатировать, что положительная мотивация для здоровья явно недостаточна. Очень многие люди всем своим образом жизни идут не к здоровью, а от него. И главная причина – в сознании человека, его психологии.

Из этого вытекает необходимость воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми.

7. Влияние культурного развития личности на отношение к здоровью

Велика ли связь между культурным развитием человека и отношением к самому себе, к своему здоровью? Больными могут быть люди разного уровня культуры. Но сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры.

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека. В них отмечается, что человек – субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру с этой точки зрения можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах деятельности .

Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самими собой, какими огромными резервами здоровья обладают, что здоровым образом жизни можно вылечить и сохранить здоровье на долгие годы.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Фокусирование на здоровье , наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья.

Литература

  1. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  2. Основы здорового образа жизни петербургского студента // Под ред. В.П.Соломина – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена 2008
  3. Психическое здоровье. Информационный бюллетень // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.who.int
  4. Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции // Социс. 2004. № 4. С. 124–127
  5. Физическое здоровье. Информационный бюллетень // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.who.int

Здоровый образ жизни – понятие комплексное, состоящее из множества составляющих. Входят в него все сферы существования человека — от питания до эмоционального настроя.

Здоровый образ жизни – это способ, который подразумевает полный отказ от прежних привычек, касающихся отдыха, физической активности и питания.

Чтобы лучше понять, что такое здоровый образ жизни, нужно рассмотреть все составляющие и понять, что мешает психоэмоциональному равновесию человека и его здоровью.

Почему в последние годы все чаще говорят о здоровом образе жизни? Ну, прежде всего, это связано с тем, что нагрузки, действующие на человеческий организм, увеличились и видоизменились, что связано с возросшим риском экологического и техногенного характера, а также с усложнившейся социальной структурой. В таких условиях для того, чтобы выжить, каждый индивидуум должен позаботиться о самочувствии. В глобальном масштабе это означает сохранение человека как вида.

В двух словах сложно объяснить, что означает ЗОЖ. По официальному определению, суть его в том, чтобы предупредить заболевания и укрепить здоровье. Данное понятие рассматривается сторонниками ЗОЖ как философско-социологического направления, как

составная часть общественной жизни и глобальная проблема. Но есть и другие аспекты этого понятия: медико-биологический и психолого-педагогический. Но, поскольку они все направлены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума, то между ними нет резкого разграничения.

Медики склонны считать, что от образа жизни на 50% зависит здоровье человека, а остальные факторы на него влияют в таком процентном соотношении: 20% — генетическая база, 20% — окружающая среда, 10% — уровень здравоохранения.

ЗОЖ является предпосылкой и необходимым условием для:

  • полноценного развития всех сторон жизнедеятельности человека;
  • достижения активного долголетия;
  • участие в трудовой, социальной и семейной деятельности человека любого возраста.

Впервые эта тема была поднята в 70-х годах минувшего столетия. Связано это было с возросшим влиянием на здоровье экологических факторов, глобальным изменением среды обитания человека, изменением его образа жизни, увеличением ее продолжительности.

Современный человек стал употреблять больше пищи, при этом, ведет он менее подвижный образ жизни. При этом скорость жизни увеличилась, что привело к росту количества стрессовых факторов. Это влияет на рост числа наследственных заболеваний, число которых увеличивается год от года. В такой ситуации уже невозможно не задумываться над тем, как остаться здоровым физически и духовно, ведя активный образ жизни.

Чтобы оставаться здоровым, нужно пересмотреть режим дня. Никак не способствует этому поздний отход ко сну (после полуночи) и раннее пробуждение (в 4 часа ночи). Если времени на выполнение всех дел в сутках вам недостаточно, то нужно либо сократить их количество, либо научиться выполнять быстрее, т.е. нужно научиться, правильно распределять время.

Рациональный режим это, прежде всего, чередование труда и отдыха, т.е. периодов умственного и физического напряжения и периодов полного расслабления. Иными словами, для полноценного сна взрослый человек должен выделять 7-8 часов в сутки, в том числе и в выходные дни.

Необходимость рационального питания

Не менее важно рациональное питание. Понятие это достаточно обширное и ему посвящено немало объемных трудов.

Однако, в этом многообразии прослеживаются основные принципы:

  • нужно ограничить прием животных жиров;
  • ограничить прием пищи, богатой белком (в первую очередь, жирных сортов мяса);
  • включить в меню повышенное количество продуктов растительных;
  • полностью исключить потребление «быстрых» углеводов – сдобы, сладостей, фастфудовской пищи, газированных напитков, сухариков и чипсов;
  • перейти на дробное питание, т.е. многократный (до 6 раз в день) прием пищи, но значительно сократив ее количество на один прием;
  • забыть о позднем ужине;
  • включить в рацион только свежие продукты;
  • придерживаться оптимально питьевого режима;
  • исключить алкоголь, ограничить крепкий чай и кофе;
  • оптимизировать количество еды, придерживаясь, правила, что количество получаемых калорий не должно превышать затрат энергии.

Потребляемые в пищу продукты должны быть исключительно натуральными, содержащими необходимые витамины, микро- и макроэлементы. Очень хорошо, если составление режима питание проходит под руководством врача-диетолога.

ЗОЖ – это еще и физическая активность. Жизнь современного человека стала легче и комфортнее, чем была у него предком. За это спасибо нужно сказать достижениям науки и техники. В то же время, именно из-за этого человек стал меньше двигаться. Теперь не нужно идти в магазин, поскольку продукты можно заказать с доставкой на дом, как и покупку вещей, мебели, электронной техники.

Но, чтобы функциональный статус человека сохранялся, ему необходимо двигаться. Начинающим практиковать здоровый образ жизни в день нужно хотя бы 30 минут уделять физическим упражнениям. Какой вид спорта выбрать, каждый должен решить самостоятельно. Его выбирают в зависимости от темперамента, возможностей, возраста и, возможно, уже имеющихся навыков.

Кто-то предпочтет занятия в тренировочном зале, спортивную ходьбу или бег, а кому-то понравится совершать велосипедные прогулки, посещать бассейн или заниматься йогой, гимнастикой, цигун.

Для реализации двигательного потенциала существует масса возможностей. Даже пешие прогулки будут весьма полезными на начальном этапе. Понятно, что со временем нагрузку обязательно увеличивают. Особое место занимают упражнения для позвоночника. Этот отдел опорно-двигательной системы отвечает за то, насколько ваше тело выглядит молодо. Жизнь – это движение! Значит, позвоночник должен оставаться подвижным и гибким.

Отказ от вредных привычек

Каждый много раз слышал о том, что организм разрушают: пищевые пристрастия (чипсы, сухарики, газировка, соленая пища), вредные привычки (алкоголь, курение). От этого всего нужно отказаться в пользу вариантов более здоровых. Практику ЗОХ нужно начинать с отказа от вредных привычек.

{videochart}63696.6291f0124f0a0f3b8b30dbe1840a{/videochart}

Видео: «Как начать вести здоровый образ жизни»

Профилактика заболеваний и укрепление организма

Процедуры по закаливанию и укреплению организма обязательно входят в список факторов, которые здоровья способствуют укреплению здоровья. Есть несколько методов, которые помогут укрепить иммунную систему: с помощью аптечных препаратов (настойка женьшеня, элеутерококк и пр.) и закаливание.

Не обязательно сразу лезть в прорубь. На первых порах подойдет контрастный душ. Причем, перепад температур для начала должен быть небольшой, но постепенно его следует увеличивать. Это укрепить сосудистую систему, иммунитет, поднимет общий тонус организма и будет хорошим стимулятором для вегетативной нервной системы.

За нервной системой и состоянием психики нужно следить обязательно, поскольку именно стрессы, раздражительность и нервозность являются прямыми причинами быстрого старения. Нервозность негативно отражается на клетках и тканях организма, приводит к их патологическим изменениям. Еще один совет: если вы нервничаете и злитесь, то хотя бы не копите в себе негатив, проявляйте эмоции открыто.

Нужно сказать и еще об одном факторе, который не последнюю роль играет в профилактике здоровья – масса тела. Ее нужно контролировать, потому что избыточный вес является дополнительным риском развития сосудистых, сердечных, эндокринных, онкологических и других заболеваний.

С возрастом этот риск увеличивается, поэтому после 45 лет всем необходимо хотя бы раз в год проходить полноценное обследование, чтобы предупредить или выявить на ранних стадиях такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертензия и пр. Выявление недугов на ранней стадии – залог успешной терапии.