Доклад для участия во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ»

Докладчик: Бабичева А. В. (Общественный фонд «Домик детства», Самара)

Волонтеры как носители альтернативных социальных практик в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Новая роль волонтерских организаций: путь от неспециальной помощи до реабилитации и социализации.

С начала 1990х годов, которые считаются официальным периодом зарождения волонтерского движения в современной России, волонтерские организации преодолели непростой период развития – от явления социально-маргинального, сильно зависимого от целого ряда социальных стереотипов, до феномена, в развитии которого на официальном уровне заинтересовано государство. Что касается содержания самой волонтерской деятельности, то и она закономерно претерпела целый ряд трансформаций. Особенно важной среди них можно считать преобразование волонтерского труда из неспециального (которым, наряду с физической помощью, уборкой территорий, ремонтом помещений и т.п., можно считать и спонсорскую помощь) в своего рода профессиональную деятельность, а именно, если говорить о волонтерстве в сфере детской инвалидности и сиротства, в непосредственную реабилитационную работу с воспитанниками детских социальных учреждений. Как правило, целью такой работы является, прежде всего, творческая реабилитация детей, а также элемент интеллектуального развития, социализации, в некоторых случаях профессиональной ориентации. Такой широкий потенциал реализуется в рамках мероприятий, регулярность и содержание которых значительно варьируется в соответствие с конкретными условиями работы, потребностями учреждения, особенностями аудитории и т.п.

Судить об этой динамике мне позволяет личный опыт волонтерской работы в рамках нескольких волонтерских проектов, а также систематическое наблюдение за работой аналогичных организаций России, общение и обмен опытом с коллегами-волонтерами в течение нескольких лет. На основе этого же опыта и знаний, так сказать, «изнутри» волонтерского движения будет строиться ниже представленный доклад, посвященный роли волонтера как носителя альтернативных социальных практик в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Волонтер как носитель альтернативных социальных практик для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского учреждения.

Разговор о подобной роли волонтера кажется наиболее состоятельным и показательным именно в условиях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это вызвано, прежде всего, тем, что, по сравнению, например, со здоровыми детьми-сиротами, дети-инвалиды значительно больше ограничены в проявлениях своей жизнедеятельности, а значит и в социальной активности. В связи с физическими особенностями их жизнь преимущественно сконцентрирована в стенах учреждений, которые по профилю своей работы являются более закрытыми для внешних контактов, нежели школы-интернаты и детские дома для здоровых детей. В результате, набор социальных практик, из которых складывается опыт детей-инвалидов, как правило, также чрезвычайно ограничен.

В этой связи присутствие волонтера как представителя «большого мира», как лица извне ограниченного пространства учреждения является уникальным опытом. Волонтер в таких условиях является носителем нового, представителем всего другого , что не доступно ребенку-инвалиду. Волонтер выступает в качестве посланца «большого мира», рассказывая о нем, демонстрируя его на собственном примере и, таким образом, вводя ребенка в этот мир. Причастность волонтера к альтернативным, нетипичным социальным практикам, которые он в определенной степени транслирует ребенку-инвалиду, можно проявляться в нескольких формах.

Во-первых, волонтер как носитель альтернативных социальных практик содействует социализации ребенка. Как известно, социализация – это сложный и многообразный процесс, длящийся на протяжении всей жизни индивида и подразумевающий усвоение индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Как правило, ребенок-инвалид, живущий и воспитывающийся в условиях специализированного учреждения, проходит только первичную социализацию, т.е. уровень межличностных отношений в малой группе. Однако даже этот процесс для него ограничен, например, по той причине, что набор социальных ролей, с которыми знакомится ребенок, чрезвычайно мал. В наиболее типичном варианте этот набор выглядит так: родитель либо ближайший родственник либо опекун (часто отсутствует в жизни ребенка, однако даже если присутствует, то чаще всего лишь эпизодически), сотрудник учреждения (воспитатель либо учитель либо доктор либо другие сотрудники; в зависимости от специализации учреждения тот или иной его сотрудник играет одну из главных ролей в жизни ребенка), другой воспитанник учреждения (друг, сверстник; в целом, роль, столь же ограниченная в возможностях социализации), спонсор/даритель (роль, которая редко, но все же может присутствовать в социальном пространстве ребенка, однако представлена она, как правило, еще более эпизодически, чем роль родителя или опекуна).

Роль волонтера, как правило, является очень не типичной и, в этой связи, не всегда понятной для ребенка. В моем личном опыте это проявляется в том, что чаще всего знакомство с воспитанниками учреждения начинается с необходимых пояснений, кто такой волонтер. Для большинства воспитанников учреждений неизвестно само слово «волонтер». Кто-то из детей может задать прямой вопрос, что оно значит, и кто мы такие. Кто-то понимает смысл слова и, вместе с ним, смысл социальной роли волонтера опытным путем, в процессе общения. Однако во всех случаях ребенок, прежде всего, пытается примерить на волонтера знакомые ему роли. На начальном этапе общения дети могут воспринимать нас как дальних родственников или потенциальных усыновителей. Обращения к волонтеру «мама» или «сестренка» - обычная практика в такой работе. Нас могут воспринимать как учителей, которых нужно «слушаться», которые пришли «учить, давать задания». Нас могут воспринимать как спонсоров и встречать просьбами что-то купить, на что-то дать денег и т.п. И лишь после значительного времени регулярного общения ребенок может хорошо понять и усвоить смысл, который мы сами вкладываем в свою работу: с одной стороны, волонтер как старший товарищ, как друг, на которого можно во многом положиться, у которого можно спросить совета и помощи, а с другой стороны, волонтер как представитель «большого мира», как человек, который готов делиться своими знаниями и опытом, человек, несущий в мир ребенка нечто иное, нечто нетипичное, интересное.

Усвоение этого смысла не всегда происходит быстро и просто: дети не знают, как вести себя с нами, как говорить, как относиться к нам. Часто непосредственную работу в рамках мероприятий приходится подкреплять личными беседами по поводу того, что приемлемо, а что нет в общении ребенка и волонтера. Этот процесс обычно трудоемкий и для воспитанников, и для нас. Однако чаще всего нам удается достичь внедрения роли волонтера в набор социальных ролей ребенка. На вопрос третьего лица «Кто это?» ребенок отвечает «Это волонтеры, мой друг/подруга». Появление волонтера соотносится у ребенка с ожиданием нового опыта, новых практик.

Кроме того, важным компонентом значения роли волонтера является безвозмездная и добровольная природа его работы. Этот феномен часто является уникальным даже для сотрудников учреждений, которые на протяжении некоторого времени не могут принять тот факт, что волонтер не получает денег за свою работу. Что касается детей, то для них новизной обладает тот факт, что волонтер работает, не имея обязательств перед ними или перед учреждением (он не сотрудник, не родитель и даже не воспитанник).

Второй важной формой, в которой альтернативные социальные практики транслируются ребенку волонтером, является восполнение социокультурных лакун через личный опыт волонтера. Очень часто знакомство будущего волонтера со спецификой работы начинается с удивления, вызванного тем, что определенные социальные и моральные феномены, очевидные для человека «из большого мира», совершенно не очевидны для воспитанника детского учреждения. Такие социокультурные и этические лакуны касаются, прежде всего, трех основных групп понятий: во-первых, семья и личные отношения, во-вторых, материальные ценности и имущество, в-третьих, социальные обязанности и моральная ответственность.

Часто в реальном опыте общения волонтера и ребенка с ограниченными возможностями здоровья все эти три группы понятий тесно переплетены. Например, для воспитанника учреждения чаще всего абсолютной абстракцией является понятие стоимости вещей, а также необходимость зарабатывать деньги ежедневным трудом для покупки той или иной вещи. Понятие работы, должностных обязанностей также являются скорее абстрактными, т.е. сами выражения «ходить на работу», «занят на работе» являются для воспитанника своего рода клише, которое конвенционально принимается, но зачастую не понимается, не соотносится с эмоциональным опытом (усталость, занятость, озабоченность и т.п.), с понятиями обязательств и ответственности. Этому способствует также тот факт, что большинство профессий и видов деятельности являются чуждыми, неизвестными для воспитанников учреждений. Похожая ситуация наблюдается и с понятием семьи, которое, несомненно, знакомо детям, но также является неким клише, не соотносимым с каким-либо реальным эмоциональным опытом, с понятиями ответственности за близких, особенностями быта и взаимоотношений внутри семьи и т.п. Закономерно, что наиболее очевидной этической лакуной для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является понятие ответственности – моральной, материальной, социальной, личной и т.п. Это проявляется в отсутствии бережного отношения к материальным объектам, в более выраженном детском эгоизме, в непонимании требований честности в общении с волонтером и т.п.

Частичное и постепенное восполнение этих лакун происходит в различных формах: в процессе живого общения и скорее бессознательного освоения ребенком определенных конвенций «большого мира» на примере волонтера, в форме целенаправленных разговоров на соответствующие темы, в форме мероприятий, посвященных тем или иным фрагментам социальной реальности (будь то массовые познавательные мероприятия или личная переписка волонтера с ребенком, включающая рассказы о профессии волонтера, о смысле его работы, об особенностях семейного быта и т.п.).

Из всего вышесказанного можно сделать еще несколько выводов, которые носят более универсальный характер. Это важность фигуры волонтера, во-первых, как психосоциального опыта другого , а во-вторых, как носителя социальной мобильности.

Волонтер как психосоциальный опыт другого.

Значимость феномена другого в процессе познания и самопознания индивидом была в полной мере осознана и доказана широким спектром социогуманитарных наук ХХ века, закреплена во множестве художественных форм. Таким образом, на сегодняшний день, априорная необходимость другого в формировании «я» является аксиомой. В контексте социальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья другой , хотя и не исключен полностью, но сильно редуцирован. Ограниченное пространство учреждения способствует постепенному снижению степени другости , по крайней мере, социальной в фигурах воспитанников и сотрудников учреждения. Иные же стандартные социальные роли, как указывалось выше, являются скорее фрагментарными, а часто, вообще, отсутствуют. В этой ситуации важность волонтера как абсолютного другого , на мой взгляд, не вызывает сомнений. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья волонтер как другой одинаково значим и в социальном, и в психологическом смысле. Если о социальной составляющей подробно говорилось выше, то психологическая составляющая развития заключается, прежде всего, в том, что, познавая другого , ребенок лучше и эффективнее познает себя: свои предпочтения, проявления своего характера, свои желания, способности и т.п.

Волонтер как проявление социальной мобильности.

Эта категория – социальная мобильность – также важна, прежде всего, для становления личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для его познания и самопознания. Обсуждая типичный набор социальных ролей, в рамках которых разворачивается первичная социализации ребенка, мы не отметили еще одной важной их особенности: все эти роли, как правило, являются строго закрепленными и ограниченными. Например, роль сотрудника учреждения (воспитателя, директора, доктора) имеет официальный характер, и носитель этой роли редко (хотя это и не исключено) входит в личное пространство ребенка, становится, например, его другом, наставником, близким человеком. С другой стороны, друг редко может выступать в качестве учителя, наставника, помощника. Роль волонтера гораздо более подвижна, гораздо более мобильна в социальном плане. Волонтер может выступать как спонсор, как опекун, как учитель, как друг, как помощник, как воспитатель, как официальное лицо. Все эти проявления не закреплены ни обязательной последовательностью, ни какими либо иными обязательными факторами. Чаще всего степень мобильности социальной роли волонтера зависит от конкретных условий, в которых осуществляется его общение с ребенком. Для ребенка это открывает гораздо большие возможности познания мира, выходящего за рамки учреждения, а также возможности самопознания.

Необходимость формирования института профессионального волонтерства с целью актуализации социокультурного и психологического потенциала роли волонтера в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Итогом этого небольшого доклада, который, несомненно, отражает лишь малую и наиболее общую часть специфики волонтерской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, может стать следующий вывод. Сегодня, когда, несмотря на одобрение волонтерства на официальном уровне, этот институт по-прежнему остается спорным, накопленный опыт волонтерства все же позволяет судить о значительной пользе такой работы. Пользе обоюдной – как для самого волонтера, так и для учреждения и его воспитанников. Пользе, которая во многом обусловлена именно тем, что этот труд носит добровольный и безвозмездный характер, что является значимым фактором не только и не столько с экономической, сколько с моральной и социальной точек зрения. Приведенный доклад отражает лишь первые наброски тех направлений работы, в которых может и должна вестись дальнейшая актуализация потенциала волонтерства в современной России. И такая актуализация должна касаться, прежде всего, создания и укрепления института профессионального волонтерства. Профессиональное волонтерство подразумевает объединение накопленного на данный момент значительного опыта практической работы, его концептуализацию и систематизацию с целью выявления и развития наиболее важных и продуктивных аспектов, а также с целью улучшения проблемных аспектов, которые также, несомненно, существуют. Волонтерская работа может и имеет все основания стать неотъемлемой частью психологической реабилитации исоциализации детей с ограниченными возможностями здоровья, приносящей гораздо более ощутимые результаты, нежели применение исключительно традиционных методов.

Анастасия Бабичева

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Организация волонтёрской деятельности в сфере социальной реабилитации детей- инвалидов

1.1 Понятие волонтёрство

1.3 Понятие и виды социальной реабилитации детей-инвалидов

2. Организационные основы волонтёрской деятельности в сфере социальной реабилитации детей-инвалидов

1. Теоретические основы организации волонтёрской деятельности в сфере социальной реабилитации детей-инвалидов

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза

1.1Понятие волонтёрство

Волонтёр - человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественной деятельностью.

Волонтер - это звучит гордо!

Не все знают, кто такие волонтеры. Если заглянуть в словари, то в переводе с французского, волонтер - это человек-доброволец. Человек, который имеет привычку заботиться о близких людях, помогая им абсолютно добровольно и без какой либо выгоды (корысти). А награда за это - благодарность и признательность людей, которым оказана существенная помощь.

Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius -- добровольно) -- это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона РФ, -- физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

1.2 Принципы, технологии волонтёрской деятельности

Принципы:

Добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве добровольца (волонтера));

Безвозмездность (труд добровольца (волонтера) не оплачивается, добровольцы оказывают безвозмездную помощь и осуществляют безвозмездную работу);

Добросовестность (доброволец (волонтер), взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца);

Солидарность (деятельность добровольца (волонтера) направлена на достижение целей и реализацию задач движения «Добрая воля» и не должна противоречить принципам движения);

Законность (деятельность добровольца (волонтера) не должна противоречить законодательству Российской Федерации);

Равенство (добровольцы (волонтеры) признают равные возможности участия каждого в коллективной деятельности);

Самосовершенствование (добровольцы (волонтеры) признают, что добровольческая деятельность способствует их личностному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, проявлению способностей и возможностей, самореализации);

Нравственность (следуя в своей деятельности морально-этическим нормам добровольцы (волонтеры) личным примером содействуют формированию и распространению в обществе духовно-нравственных и гуманистических ценностей социального служения).

Технология:

1. Увеличение привлечения всего сообщества в процесс определения и рассмотрения существующих проблем.

2. Поощрение молодежи к лидерству через предоставление услуг в течение большей части жизни.

3. Предоставление слова тем, которые не могут за себя говорить.

4. Предоставление возможности всем заниматься волонтерской деятельностью.

5. Прибавление, но не замена ответственности других секторов и усилий оплачиваемых работников.

6. Возможность людям постоянно добывать новые знания и навыки и полностью развивать их личный потенциал, уверенность в собственных силах и творческие способности.

7. Способствование семейной, национальной и глобальной солидарности.

Волонтеры и организации в интересах которых они работают должны совместно нести ответственность за:

Создание среды, в котором к труду волонтеров относились бы с пониманием, которое дало бы возможность достичь большего понимания относительно конечных результатов общего труда;

Определение критериев участия волонтеров, включая определение условий заключения соглашений с волонтерами, для выработки определенной политики работы с волонтерами, что дало бы возможность эффективнее использовать труд волонтеров;

Обеспечение соответствующих гарантий для волонтеров и тех кому они предоставляют свои услуги;

Обеспечение волонтеров соответствующими навыками, постоянным оцениванием и признанием;

Обеспечение доступа к волонтерской деятельности всем людям, без любых ограничений, относительно физического, экономического, социального или культурного положения;

Социальным службам необходимо продумать методы поощрения волонтеров. Очень часто люди забывают, насколько важно поощрять тех, кто работает на них. Из поощрения демонстрируют насколько организация умеет ценить людей. Волонтеры тоже должны чувствовать благодарность за свой труд. Важнейшая награда - слово спасибо. Создание благоприятной атмосферы для работы, обращения к волонтерам по имени, посвящение им свободного времени - тоже награда.

Хотя бы один раз в год координатор должен организовать общие собрания волонтеров и персонала и выразить благодарность за итогами за год. В этот момент очень важно напомнить каждому о миссии, структуре и политике организации. Так волонтеры могут увидеть свое место в целостной структуре. Такое отношение особенно важно в рамках рутинной работы. Рассматривая себя в контексте ценностей и успехов организации, волонтер получил эффективную мотивацию.

Другие формы поощрения волонтеров включают:

Празднование Дня Волонтеров;

Поздравление с Днем рождениям;

Вручение значка с логотипом организации;

Приглашение волонтера на неофициальные встречи команды;

Помощь волонтеру в повышении квалификации.

Важно использовать разные формы поощрения волонтеров; например, не каждому человеку нравится, когда его хвалят в присутствии большой аудитории, вручают дипломы или дают интервью для прессы. Поощрение вместе со стимулированием делает свой взнос в создание красивой рабочей атмосферы и повышение эффективности труда. Организация не должна забывать также обеспечивать волонтеров теми же социальными льготами, что имеют все работники, такими как: обед на работе (обычная практика в Центральной и Восточной Европе), защитная одежда, разные скидки.

Ключевые моменты успешной работы с волонтерами

Наиболее важные задачи:

Определение значения слова «волонтер», что важно в определенных ситуациях;

Определение круга деятельности волонтеров в социальной службе;

Описание характеристик человека и умений, ожидаемых организацией от волонтера;

Понимание потребностей как волонтера, так и организации;

Разработка процесса приема волонтеров;

Проведение общих информационных собраний и первичных собеседований;

Описание должностных обязанностей;

Координированная учеба и развитие волонтеров;

Понимание миссии организации;

Поддержка и контроль волонтеров;

Разъяснение взаимоотношений между волонтерами и персоналом;

Создание системы поощрения волонтеров;

Выработка достойного процесса отстранения волонтеров.

1.3 Понятие и виды социальной реабилитации с детьми инвалидами

волонтер социальный реабилитация инвалид

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы :

Здравоохранения;

Образования;

Профессиональной подготовки и переподготовки;

Средства массовых коммуникаций и массовой информации;

Организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

Общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Различают следующие основные виды социальной реабилитации :

1.Социально-медицинская реабилитация- направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.

2.Социально-психологическая реабилитация- предполагает воздействие на психическую сферу ребёнка - инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.

3.Социально-педагогическая реабилитация - комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и сформировать правильную профессиональную ориентацию.

4. Социально-экономическая реабилитация - комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п. Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.

5. Бытовая реабилитация - предусматривает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.

6. Социально - правовая реабилитация - включает правовую помощь инвалидам и членам их семей.

7. Спортивная и творческая реабилитация.

Участие в спортивных мероприятиях, в художественной деятельности укрепляет физическое и психическое здоровье детей; у них проходит депрессия, исчезает ощущение своей неполноценности. Кроме того, совместное с детьми-инвалидами участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет их здоровым сверстникам преодолеть психологические барьеры, предубеждение по отношению к людям с ограниченными возможностями.

Социальная реабилитация включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.

Технологии реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия.

В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей - инвалидов особое значение имеет психолого-педагогическая, социально-правовая, социально-медицинская деятельность.

К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:

Диагностика уровня психического развития и навыков ребенка;

Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка;

Организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;

Психологическое консультирование родителей;

Обучение родителей основам реабилитации;

Освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий;

Определение критериев эффективности реабилитации;

Разработка методик социально-бытовой ориентации.

Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:

Осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка;

Сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях;

Правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства;

Организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку, а также работникам местных органов исполнительной власти;

Привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество;

Консультации юриста.

В задачу социально-медицинской работы входят:

Психодиагностика ребенка с целью прогноза возможности его;

Реабилитации и определения его реабилитационного потенциала;

Составление карт комплексной реабилитации детей;

Оказание стационарной амбулаторной и патронажной помощи;

Проведение диагностических мероприятий;

Организация необходимой консультативной помощи специалистов;

Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации.

Программа реабилитации - это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее.

Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится на основе ряда методов: психотерапии, игротерапии, библиотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, анималотерапии и др.

Важная задача психотерапии детей с особенностями развития - формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Наиболее эффективны те направления психотерапии, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка.

Программа реабилитации разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи.

Она представляет собой четкий план, схему совместных действий родителей и специалистов по развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации, причем мероприятия, включённые в программу, обязательно должны охватывать и других членов семьи. Это может касаться образования родителей, психологической поддержки семьи, помощи семье в организации отдыха. На каждый период программы ставится цель, которая разбивается на ряд задач, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.

В ходе реализации программы осуществляется мониторинг, то есть регулярное отслеживание хода событий. Такой контроль производится в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором (или координатором услуг, которым может выступать социальный педагог или социальный работник) и родителями. Если возникают какие-нибудь трудности, куратор содействует родителям, помогает преодолевать преграды, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая, где это нужно, права ребенка и семьи. В случае необходимости куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.

2. Организационные основы волонтёрской деятельности в сфере социальной реабилитации детей инвалидов в Ярославской области

Вот уже 10-й год подряд в селе Давыдово по благословению епископа Рыбинского и Угличского Вениамина мы принимаем в летнее время семьи детей с инвалидностью. Основные особенности, с которыми приезжают дети: аутизм, синдром Дауна, ДЦП. Организует пребывание детей приход Владимирского храма.

Для приема «особых семей» и желающих во славу Божию послужить им волонтеров организован «городок» из строительных вагончиков-бытовок (всего 15 штук различной вместимости). Некоторые волонтёры, а по желанию и дети-инвалиды, живут в палатках. Есть умывальник (на территории лагеря пробурена скважина, подключен насос), работает санитарный вагон, в котором имеется 3 душевых отделения (с горячей водой), ванна, две стиральные машины. В другой половине санвагона расположен медкабинет.

Наиболее ценна в этом летнем существовании совместная жизнь «особых» детей и других наших гостей: подростков, волонтёров, специалистов. В 2013 году число наших гостей возросло до более чем 100 одновременно, из них более 20 семей с «особыми» детьми; за лето эти цифры удваиваются.

Полноценное горячее трёхразовое питание осуществляется в приходской трапезной. Дети дошкольного возраста имеют возможность посещать приходской детский сад (при наличии волонтёра-воспитателя). Всё лето проводятся занятия по иппотерапии, а в первую смену обычно приезжает специалист по канистерапии (со специально обученными собаками). Каждый день проходят различные творческие занятия -- по рукоделию, художественным промыслам, фольклору и т. п.

Опыт работы прошлых лет показал, что реабилитация или даже простой отдых требуется не только детям-инвалидам, но и их сопровождающим (обычно мамам). В городах они привыкли находиться рядом со своими «непростыми» детьми буквально 24 часа в сутки. По-другому там нельзя. А в Давыдово у них есть возможность отпустить ребенка от себя при условии, что им займется назначенный волонтер. Поэтому мы приглашаем всех, кому интересно провести часть лета в ярославском селе, при храме, занимаясь богоугодным делом помощи детям.

Задача волонтёра -- сопровождение ребенка-инвалида (14-20 лет) на работе, при перемещениях по деревне, в трапезной и т.п. Возраст, пол, специальность и опыт добровольцев не имеют значения.

Условия проживания -- женская и мужская палатки на 12 человек каждая. В палатке деревянные полы и двухъярусные кровати. Подведено электричество. Питание -- завтрак, обед и ужин в общей приходской трапезной. Во время работы добровольца его дети могут находиться под присмотром общины. Оплата питания и проживания -- по договоренности. Дорогу доброволец оплачивает самостоятельно.

Примерные варианты работ, которые предлагаются детям-инвалидам и сопровождающим их волонтерам:

· работа с носилками, лопатой, уборка мусора, покраска;

· полив, прополка на огороде и картофельном поле;

· заготовка трав, веников, сбор грибов и ягод;

· истка денников, поение-кормление лошадей и коров, привоз и разноска опилок на ферме;

· складывание дров в поленницы, уборка территории, доставка воды и другие общехозяйственные работы.

· Примерный распорядок дня

Сроки проведения лагеря в 2015г.:

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    Рассмотрение детей–инвалидов как объекта социальной работы. Нормативно-правовое регулирование сферы социальной защиты детей-инвалидов. Центры по реабилитации, специальные учебные заведения. Взаимодействие социального работника с семьей ребенка-инвалида.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Современные направления социальной реабилитации детей-инвалидов и людей с ограниченной трудоспособностью. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами. Систематический анализ реабилитационных методик проведения досуга детей в Волгоградской области.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Основы организации работы бюро медико-социальной экспертизы. Формирование, контроль и коррекция индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Определение нуждаемости инвалида в технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Особенности и социальные аспекты реабилитации в России и мире. Этапы развития социальной реабилитации. Гипокинетическая болезнь, ее особенности и течение. Физическое воспитание инвалидов, задачи, приемы, формы. Организационные методы занятий с инвалидами.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2010

    История развития проблемы инвалидности. Сущность, основные виды социальной реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, их права и интеграция в общество. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Правовые основы и виды социальной реабилитации детей-инвалидов - комплекса мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик субъекта.

    контрольная работа , добавлен 20.07.2011

    Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2011

    Инвалиды как объект социальной защиты. Проблемы жизнедеятельности инвалидов. Политика социальной поддержки инвалидов на региональном уровне. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации, социальные права и гарантии.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2013

    Место семейно-бытовой реабилитации лиц с ограниченными возможностями в социальной работе. Направления социальной политики в решении проблем инвалидности. Процесс социальной реабилитации. Технологии работы с семьями, имеющими в своем составе инвалидов.

Усвоение этого смысла не всегда происходит быстро и просто: дети не знают, как вести себя с волонтером, как говорить, как относиться к нам. Часто непосредственную работу в рамках мероприятий приходится подкреплять личными беседами по поводу того, что приемлемо, а что нет в общении ребенка и волонтера. Этот процесс обычно трудоемкий для обеих сторон. Однако чаще всего удается достичь внедрения роли волонтера в набор социальных ролей ребенка. На вопрос третьего лица «Кто это?» ребенок отвечает «Это волонтеры, мой друг/подруга». Появление волонтера соотносится у ребенка с ожиданием нового опыта, новых практик.

Кроме того, важным компонентом значения роли волонтера является безвозмездная и добровольная природа его работы. Этот феномен часто является уникальным даже для сотрудников учреждений, которые на протяжении некоторого времени не могут принять тот факт, что волонтер не получает денег за свою работу. Что касается детей, то для них новизной обладает тот факт, что волонтер работает, не имея обязательств перед ними или перед учреждением (он не сотрудник, не родитель и даже не воспитанник).

Второй важной формой, в которой альтернативные социальные практики транслируются ребенку волонтером, является восполнение социокультурных лакун через личный опыт волонтера. Очень часто знакомство будущего волонтера со спецификой работы начинается с удивления, вызванного тем, что определенные социальные и моральные феномены, очевидные для человека «из большого мира», совершенно не очевидны для воспитанника детского учреждения. Такие социокультурные и этические лакуны касаются, прежде всего, трех основных групп понятий: во-первых, семья и личные отношения, во-вторых, материальные ценности и имущество, в-третьих, социальные обязанности и моральная ответственность.

Часто в реальном опыте общения волонтера и ребенка все эти три группы понятий тесно переплетены. Например, для воспитанника учреждения чаще всего абсолютной абстракцией является понятие стоимости вещей, а также необходимость зарабатывать деньги ежедневным трудом для покупки той или иной вещи. Понятие работы, должностных обязанностей также являются скорее абстрактными, т.е. сами выражения «ходить на работу», «занят на работе» являются для воспитанника своего рода клише, которое конвенционально принимается, но зачастую не понимается, не соотносится с эмоциональным опытом (усталость, занятость, озабоченность и т.п.), с понятиями обязательств и ответственности. Этому способствует также тот факт, что большинство профессий и видов деятельности являются чуждыми, неизвестными для воспитанников учреждений. Похожая ситуация наблюдается и с понятием семьи, которое, несомненно, знакомо детям, но также является неким клише, не соотносимым с каким-либо реальным эмоциональным опытом, с понятиями ответственности за близких, особенностями быта и взаимоотношений внутри семьи и т.п. Закономерно, что наиболее очевидной этической лакуной для ребенка, воспитывающегося вне семьи является понятие ответственности – моральной, материальной, социальной, личной и т.п. Это проявляется в отсутствии бережного отношения к материальным объектам, в более выраженном детском эгоизме, в непонимании требований честности в общении с волонтером и т.п.

Частичное и постепенное восполнение этих лакун происходит в различных формах: в процессе живого общения и скорее бессознательного освоения ребенком определенных конвенций «большого мира» на примере волонтера, в форме целенаправленных разговоров на соответствующие темы, в форме мероприятий, посвященных тем или иным фрагментам социальной реальности (будь то массовые познавательные мероприятия или личная переписка волонтера с ребенком, включающая рассказы о профессии волонтера, о смысле его работы, об особенностях семейного быта и т.п.).

Из всего вышесказанного можно сделать еще несколько выводов, которые носят более универсальный характер. Это важность фигуры волонтера, во-первых, как психосоциального опыта другого, а во-вторых, как носителя социальной мобильности.

Волонтер как психосоциальный опыт «другого».

Значимость феномена «другого» в процессе познания и самопознания индивидом была в полной мере осознана и доказана широким спектром социогуманитарных наук ХХ века, закреплена во множестве художественных форм. Таким образом, на сегодняшний день, априорная необходимость «другого» в формировании «я» является аксиомой. В контексте социальных и медицинских учреждений для детей «другой», хотя и не исключен полностью, но сильно редуцирован. Ограниченное пространство учреждения способствует постепенному снижению степени «другости» (по крайней мере, социальной) в фигурах воспитанников и сотрудников учреждения. Иные же стандартные социальные роли, как указывалось выше, являются скорее фрагментарными, а часто, вообще, отсутствуют. В этой ситуации важность волонтера как абсолютного «другого» не вызывает сомнений. Для ребенка волонтер как «другой» одинаково значим и в социальном, и в психологическом смысле. Если о социальной составляющей подробно говорилось выше, то психологическая составляющая развития заключается, прежде всего, в том, что, познавая «другого», ребенок лучше и эффективнее познает себя: свои предпочтения, проявления своего характера, свои желания, способности и т.п.

Волонтер как проявление социальной мобильности.

Эта категория – социальная мобильность – также важна, прежде всего, для становления личности ребенка, для его познания и самопознания. Обсуждая типичный набор социальных ролей, в рамках которых разворачивается первичная социализации ребенка, мы не отметили еще одной важной их особенности: все эти роли, как правило, являются строго закрепленными и ограниченными. Например, роль сотрудника учреждения (воспитателя, директора, доктора) имеет официальный характер, и носитель этой роли редко (хотя это и не исключено) входит в личное пространство ребенка, становится, например, его другом, наставником, близким человеком. С другой стороны, друг редко может выступать в качестве учителя, наставника, помощника. Роль волонтера гораздо более подвижна, мобильна в социальном плане. Волонтер может выступать как спонсор, как опекун, как учитель, как друг, как помощник, как воспитатель, как официальное лицо. Все эти проявления не закреплены ни обязательной последовательностью, ни какими-либо иными обязательными факторами. Чаще всего степень мобильности социальной роли волонтера зависит от конкретных условий, в которых осуществляется его общение с ребенком. Для ребенка это открывает значительно большие возможности познания мира, выходящего за рамки учреждения, а также возможности самопознания.

Необходимость формирования института подготовки волонтеров с целью актуализации социокультурного и психологического потенциала роли волонтера в работе с детьми.

Сегодня, когда, несмотря на одобрение волонтерства на официальном уровне, этот институт по-прежнему остается спорным, накопленный опыт волонтерства все же позволяет судить о значительной пользе такой работы. Пользе обоюдной – как для самого волонтера, так и для учреждения и его воспитанников. Пользе, которая во многом обусловлена именно тем, что этот труд носит добровольный и безвозмездный характер, что является значимым фактором не только и не столько с экономической, сколько с моральной и социальной точек зрения. Актуализация волонтерского участия должна касаться, прежде всего, создания и укрепления института профессионального волонтерства. Профессиональное волонтерство подразумевает объединение накопленного на данный момент значительного опыта практической работы, его концептуализацию и систематизацию с целью выявления и развития наиболее важных и продуктивных аспектов, а также с целью улучшения проблемных аспектов, которые также, несомненно, существуют. Волонтерская работа может и имеет все основания стать неотъемлемой частью психологической реабилитации и социализации детей-сирот, детей в сложной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, приносящей гораздо более ощутимые результаты, нежели применение исключительно традиционных методов.

Направления и формы работы волонтеров с детьми

Конкретные формы работы волонтеров с детьми определяются рядом факторов:

    особенности аудитории: возраст, состояние здоровья, количество детей в группе и т.п.

    роль, которую отводят волонтеру в том или ином учреждении/детском коллективе: бытовая помощь, помощь в учебе, в организации досуга, в реабилитационной работе и т.п.

    режим и особенности работы учреждения: эти факторы определяют количество работающих волонтеров, возможность/невозможность определенных форм работы в соответствие с санитарными и прочими нормами и др.

    специализация работы волонтеров: специально подготовленные волонтеры (специалисты в той или иной сфере) либо обычные люди и т.п.

    прочие факторы: сезонность, географическое расположение и т.п.

В целом, можно выделить следующие наиболее общие направления деятельности волонтеров в отношении детей:

1. сопровождение пребывания в медучреждениях (больницах и т.п.): возможность такой работы значительно варьируется в разных субъетках РФ. В Самарской области, в основном, эта форма работы возможна только в форме оказания материальной помощи (денежной либо натуральной).

2. способствование поиску семьи : сотрудничество с органами опеки, информационная работа, формирование потенциальных опекунов из числа волонтеров.

3. организация досуга (на базе учреждений либо вне учреждений): всевозможные досуговые, развивающие, развлекательные мероприятия – от праздников и кружков по интересам до организации поездок и т.п.

4. реабилитационная работа : мероприятия с применением различных реабилитационных методик в соответствие с возрастом, задачами, состоянием здоровья и т.п. (арттерапия, сказкотерапия, анималотерапия, игровая терапия и многое другое).

5. материальная поддержка : сбор денежных средств или натуральной помощь в пользу учреждений, поиск спонсоров, информационная работа и т.п.

6. постинтернатное сопровождение , т.е. помощь выпускникам детских учреждений социального профиля. Это направление, пожалуй, наименее представлено как на уровне государственной работы, так и со стороны общественных организаций, волонтеров, благотворителей. Между тем, это очень важное направление работы, т.к. выпускники детских домов и интернатов, как правило, абсолютно не интегрированы в общество. Более подробно об этой проблеме – из проекта Региональной общественной организации волонтеров Самарской области «Домик детства» «Концепция адаптационного центра для выпускников детских учреждений социального профиля»:

«Ежегодно российские детские дома и школы-интернаты покидают тысячи сирот, которые выходят за порог казенных учреждений в большой мир… о котором они, увы, ничего не знают. На сегодняшний день в сфере сиротства сложилась парадоксальная ситуация: детские дома и интернаты уже забыли, что такое материальные проблемы – в каждом есть плазменный телевизор, подаренный спонсором, и запас развивающих игр, привезенный общественными организациями. Дети одеты, сыты, с ними работают специалисты и волонтеры, заботясь не только об их реабилитации и развитии, но и о том, что бы у них были друзья. Сирот возят на экскурсии и даже на море, проводят по несколько сотен праздников в год, на новый год заваливают подарками. Но… приходит время начинать самостоятельную жизнь, и тут оказывается, что все самое сложное – впереди. В детском доме сироту кормили готовой едой – хлеб всегда нарезан, чай всегда заварен. Его одевали в готовую одежду – подобран размер и сезонность, материал, цвет и качество. Сирота никогда самостоятельно не распоряжался деньгами, не совершал необходимых в быту покупок, он даже не знал, из чего приготовлен его борщ. Например, история двух братьев Вовы и Никиты С. из Самары, выпускников детского дома, которые пришли в свою сгоревшую и непригодную для жизни квартиру, в которой они, однако, прописаны и за которую обязаны выплатить несколько десятков тысяч долгов, к сожалению, не уникальна. И если бы только быт! Нужно где-то учиться, как-то искать работу, собирать какие-то документы. Нужно знать, куда идти, если поднялась температура, и к кому обратиться, если протекла крыша. Нужно знать, что за свет тоже платят – причем, чем чаще оставлять его включенным, тем больше сумма. И так далее, и тому подобное. Весь тот мир, который кажется для нас привычным, но все равно таит множество проблем и загадок, для вчерашнего воспитанника детдома – абсолютно чужая вселенная. Постаравшись представить это, начинаешь лучше понимать, откуда берется ужасающая статистика о том, что 90% сирот спиваются, попадают в тюрьму, занимаются проституцией, умирают.

Историй о ребятах, буквально выброшенных в большой мир, о котором они не знают ровным счетом ничего, множество. Да, на государственном уровне помощь сиротам оказывается до 23 лет, однако, как показывает реальный опыт сирот, эта помощь несистематична, оказывается точечно и, увы, в недостаточном объеме и часто не в наиболее актуальных направлениях. Постинтернатное сопровождение это сфера, в которой практически не ведется работа со стороны общественных организаций, но при этом сфера крайне востребованная и непростая.

Как справляются с вызовами самостоятельной жизни обычные молодые ребята, воспитанные в семьях? Они учатся самостоятельности постепенно. А на начальном этапе им помогают, прежде всего, родители. Мама ходит с ребенком в поликлинику, отец помогает выбрать университет. Родители переговорят с официальными лицами на пока еще не понятном для ребенка языке взрослых, а затем подскажут, в какой службе запросить ту или иную справку самому. Дети годами учатся в семье всем тем мелочам, без которых невозможна нормальная взрослая жизнь: как разморозить холодильник, как планировать бюджет семьи, как поменять подгузник малышу и так далее. И во всех этих мелочах подрастающего человека направляют родители. Конечно, адаптационный центр не сможет заменить и даже компенсировать этот естественный процесс становления. Но все же социальные родители (специальный термин, который мы вводим для обозначения будущих специалистов центра) смогут сделать интеграцию в мир взрослых гораздо менее болезненной и более эффективной для сирот.

Вот почему инициатива создания адаптационного центра для выпускников детских домов Региональной общественной организации волонтеров «Домик детства» получает одобрение и поддержку не только понимающих людей (общественных деятелей, самих бывших детдомовцев и тех, кто с ними работает, для кого они небезразличны). Эта инициатива, озвученная в докладе «Домика детства» на выездном совещании Совета при Правительстве РФ по попечительству в социальной сфере, состоявшемся 30.01.2013 в Самаре, получила всестороннее одобрение как со стороны чиновников, так и со стороны представителей крупных общественных и благотворительных организаций.

Мы считаем оптимальным создание такого центра именно на базе уже существующей и успешно работающей организации. Зачем начинать с чистого листа и тратить на это время, силы и деньги, если у нас уже есть опыт, есть команда, работающая в сфере сиротства, есть офис и определенные наработки. И что, возможно, даже важнее, есть четкое понимание острой актуальности этой большой и очень сложной работы. Безусловно, волонтерам почти не по силам выполнить ее в одиночку. В этой связи мы призываем к сотрудничеству представителей бизнеса, меценатов и благотворителей. Тем более сегодня, когда тема и сирот, и волонтеров муссируется в масштабах государства и даже мира, мы призываем обратить внимание на те истинные потребности, которые давно назрели и которые можно решать сообща – государству, общественности, бизнесу и благотворительному сектору ».

Лекция 5. Волонтеры и дети с ограниченными возможностями здоровья. (И. Кириллова)

Добровольчество становится всё более популярным среди молодого поколения, являясь эффективным способом получения новых знаний, развития навыков активной общественной жизни, общественно полезного досуга. Возрастает роль и потенциал добровольчества в таких сферах общественной жизни, как образование, здравоохранение, спорт, культура, обустройство и развитие территорий, реализация городских, целевых программ. Причины, приводящие человека в волонтёрское движение, различны: это идеи о долге по отношению к нуждающимся в его помощи людям, общечеловеческой потребности к состраданию и милосердию, приобретение дополнительных навыков и квалификации, расширение профессионального опыта, получение необходимой информации, полезных связей.

СГОО ДИИД «Парус надежды» сотрудничает с волонтёрскими организациями различных образовательных учреждений г.о. Самара. Отлажен механизм взаимодействия с Центром развития добровольчества Самарской области, Добровольческим центром «дВЕРЬ В ДОБРО», организованным на базе МБУ г.о. Самара «Дом молодёжных организаций», Самарской региональной общественной организацией «Ласточки», Региональной общественной организацией волонтёров Самарской области «Домик детства», приоритетным направлением работы, которых является труд волонтёров, главная ценность – добровольная работа людей, желающих помочь детям.

В качестве добровольцев выступают родители ребёнка с особыми нуждами, члены молодёжных организаций, студенты, школьники. Нельзя предусмотреть все варианты помощи добровольцев детям с особыми нуждами. В каждом конкретном случае это может быть что-то особенное. Важно организовать такую помощь и содействовать тому, чтобы она была регулярной, а не эпизодической.

Развитие волонтёрского движения по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью происходит в тесном партнёрстве СГОО ДИИД «Парус надежды» с Центром «Семья» Промышленного района. Это взаимодействие позволяет информировать большое количество семей данной категории о волонтёрстве, выявлять проблемы семей и совместно с волонтёрами искать пути их решения. Надо отметить устойчивость наших добровольческих кадров на протяжении длительного времени.

Привлечение труда добровольцев позволяет нам расширить спектр оказываемых услуг: это организация праздничных мероприятий, организация поздравлений на дому детей, передвигающихся на инвалидных креслах-колясках, физическая помощь при перевозке детей, сопровождение в школу, обучение английскому языку, пошив костюмов. Спектр услуг постоянно расширяется, благодаря запросу родителей и активной позиции добровольцев. Что мы предлагаем нашим семьям:

1. Творческая терапия - важная составляющая социальной реабилитации . Самодеятельный театр «Новое поколение» открыт для подростков старше 16 лет благодаря инициативе студентов-волонтёров Психологического факультета СаМГУ. В качестве актёров выступают подростки и молодёжь с инвалидностью, студенты и школьники Самары СамГУ и МОУ №96 Кировского района. За это время интегрированная труппа самодеятельного театра показала спектакли «Двенадцать подвигов Геракла», «Живу как в сказках Пушкина», «По басням Крылова» на различных городских площадках: Д/К Железнодорожник, Клуб ТТУ и др..

2. С 2007г. между СГОО ДИИД «Парус надежды» и факультетом специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии ведётся планомерная работа по подготовке семей к принятию услуг студентов-волонтёров. Для этого выявляются семьи, наиболее социально уязвимые, требующие особой помощи и поддержки. Это семьи, в которых дети не посещают образовательные учреждения или находятся на домашнем обучении, т.е. это ребята в любом случае, ограниченные в общении, обладающие незначительным социальным опытом. Координатор по работе с волонтёрами СГОО ДИИД «Парус надежды» и педагоги Центра «Семья» Промышленного района проводят предварительные встречи с родителями, информируют их о роли волонтёра в семье, о тех возможностях для ребенка, которые открывает волонтёрское движение, курируют работу добровольцев, постоянно поддерживая связь с семьёй.

Доброволец общается с ребёнком в том режиме, который удобен ему и семье: как правило, - это 1 раз в неделю по 2 часа. В зависимости от возраста ребёнка, его возможностей, потребностей, а также подготовленности добровольца выбираются различные формы взаимодействия с семьёй. Это может быть общение, игры, лепка из пластилина, рисование, прогулки.

3. Очень давние партнёрские связи у нашей организации с Самарской региональной общественной организацией «Ласточки», занимающейся организацией, координацией и реализацией международных проектов привлечения волонтерской помощи в различные организации города и области. В 2001 году Центр волонтерского движения «Ласточки» стал членом ICYE Федерации. Международный Культурный Молодежный Обмен или ICYE – это некоммерческая организация, способствующая развитию межкультурного обучения и международного волонтерства. ICYE организует долгосрочные проекты и краткосрочные программы в более чем 34 странах мира.

В настоящее время в Самаре не так много организаций, официально аккредитованных на прием волонтеров и получивших сертификат, подтверждающий их статус и полномочия. Это СРОО «Ласточки», СГОО ДИИД «Парус надежды», Вальдорфский детский сад, Госпиталь ветеранов войн, детский сад № 325 для детей с синдромом Дауна (Мехзавод). Объединяет их Общественная организация «Сальто», которая занимается разработкой, организацией и финансированием программ волонтерского обмена. К проблеме приема волонтерской помощи проявила интерес и организация «Альянс Франсез Самара», которая в настоящее время готовит документы для аккредитации.

Надо сказать, что эта волонтерская помощь очень востребована. Волонтеры из разных стран приезжают в Россию по различным проектам, которые организовывает для них принимающая сторона. В рамках этой работы во многие семьи приходят волонтеры заниматься или просто играть, общаться с детьми. Волонтерская помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, очень важна, поскольку у них есть возможность дополнительных развивающих занятий, общения (ведь есть дети, которые не посещают детский сад или обучаются по индивидуальной школьной программе на дому и испытывают острую нехватку в общении). Кроме того, для детей это еще и бесценный опыт общения с носителями другого языка, другой культуры, возможность узнать и научиться чему-то новому и интересному. Для родителей волонтерская помощь также помогает немного освободить время (пока ребенок занят с волонтером и находится под его присмотром) для того, чтобы сделать какие-то дела, на которые у них раньше не хватало времени.

4. В 2009 году было принято коллективное решение об открытии собственной редакции молодёжной газеты «Парус надежды» в помещении Центра «Семья». Участниками проекта стали молодые люди с ограниченными возможностями и волонтёры - журналисты Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Приобщаясь к издательскому ремеслу, журналистской деятельности, подростки и молодёжь расширяют кругозор, развивают коммуникативные навыки, творческие способности. Постепенно газета «Парус надежды» стала участником и победителем различных конкурсов. Специальный Диплом в номинации «Самая неожиданная информация» вручен от радиостанции «Эхо Москвы» в Самаре. В июле 2010 редакция газеты получила Благодарственное письмо от Агентства социальной информации «За освещение деятельности гражданского общества».

5. В настоящее время в организации отработан механизм включения родителей в волонтёрскую деятельность для чего выявляются возможности каждого и создаются необходимые условия для его деятельности. Так была открыта группа кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, волонтёр – мама с высшим педагогическим образованием, папа-волонтёр является инструктором в переплётно-брошюровочной мастерской. Благодаря активности родительской общественности, организовано предоставление транспорта, пошив костюмов, анниматорских услуг. По линии общественных организаций мы направляем заинтересованных родителей на обучение фандрайзингу, бухгалтерскому делу, пиар-технологиям, затем привлекаем к деятельности. Незаменим труд родителей в работе редакционного коллектива газеты «Парус надежды». Активных родителей мы обязательно чествуем, многие из них получили благодарственные письма от Правительства Самарской области за добровольческую деятельность, за победу в конкурсе «Подари улыбку детям», проводимого в рамках городской целевой программы «Мы разные – мы равные», есть те, кто удостоился медали в рамках областного праздника «Во славу отцовства».

6. Вовлечения волонтёров в организацию праздничных мероприятий: это только 12 крупных традиционных мероприятий на городских площадках, в которых задействовано до 14 образовательных учреждений г.о. Самара, например: День Нептуна в парке Победы; «Молодость улыбается весне; «День знаний»; «Новый год», «День защиты детей».

Налаженное сотрудничество СГОО ДИИД «Парус надежды» с Центром «Семья» Промышленного района, с Центром развития добровольчества Самарской области и другими учреждениями позволяет быть в курсе всех мероприятий, проходящих на уровне Самары и Самарской области. Это участие в ежегодной акции «Весенняя неделя добра», «Ярмарке добровольческих вакансий», участие в добровольческом форуме Приволжского федерального округа "Добрососедство". Администрация СГОО ДИИД «Парус надежды» вносит записи в личную книжку волонтёра и всегда отмечает их труд благодарственными письмами и уважительным отношением к их труду.

Волонтёры – это молодость, задор, креатив, позволяющий родителям укреплять веру в то, что общество готово к принятию «нетипичного» ребёнка. С одной стороны, волонтер как старший товарищ, как друг, на которого можно во многом положиться, у которого можно спросить совета и помощи, а с другой стороны, волонтер как представитель «большого мира», как человек, который готов делиться своими знаниями и опытом, человек, несущий в мир ребенка нечто иное.

С 2003года по настоящее время СГОО ДИИД «Парус надежды» накопила опыт, технологии, свидетельствующие о том, что добровольчество – это эффективная стратегия решения острых социальных проблем. Добровольцы помогают нам разрабатывать разнообразные реабилитационные программы, благодаря которым семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, перестают ощущать себя исключёнными из жизни общества.

От всех родителей и детей, к которым приходили волонтеры, выражаем огромную благодарность! Их терпение, понимание, труд и забота принесли в жизнь наших детей и нас самих много положительных эмоций, много новых знаний. Мы желаем вам дальнейших творческих успехов и будем ждать новых ребят в гости.

Лекция 6. Особенности работы добровольцев с детьми, имеющими особые образовательные потребности. (Е. Брыткова)

Чтобы помочь людям с ограниченными возможностями и инвалидам можно обратиться в одну из волонтерских организаций или в один из благотворительных фондов. Помогать нужно с умом: у волонтеров есть свои правила, которые необходимо знать и соблюдать.

Материалы по теме:

Какие организации помогают инвалидам?

Сегодня в Москве существует множество общественных организаций инвалидов, обществ и благотворительных фондов, да и просто объединений неравнодушных людей, которые оказывают самую разную помощь людям с ограниченными возможностями. Эти организации и люди имеют отношение к обеспечению нуждающихся , уходу и помощи лежачим больным, оказание медико-социальной помощи, психическая и физическая адаптация в обществе. Зачастую необходимую помощь оказывают волонтеры-добровольцы, которые хотят и могут потратить немного своих сил и времени на тех, кому это действительно нужно.

Деятельность этих организаций и волонтеров связана, порой неразрывно, и с другими сферами, где нужны «дополнительные руки». Об этом мы писали в статьях « » и « ». Те, кто занимается проблемами инвалидов, тесно взаимодействуют и коммерческими структурами, и со столичными органами власти.

Есть несколько сайтов-благотворительных организаций, через которые можно собрать необходимую информацию о помощи инвалидам. К таким относятся, например, Благо.ру и благотворительное собрание «Все вместе ». Эти ресурсы размещают информацию о благотворительных организациях, реализуют благотворительные проекты. Через них также можно перечислить деньги нуждающимся в помощи инвалидам.

Существует Автономная некоммерческая благотворительная организация «Центр социального развития и самопомощи Перспектива », которая занимается проблемами инвалидов по программе «Помощь в беде».

Для того, чтобы помогать, прежде всего, необходимо прочесть своего рода устав волонтера «Центра», который называется «Волонтерство как норма жизни». В частности в нем подчеркнуто, что: «Волонтеры могут помогать по-разному — это и психологическая поддержка и организация образовательных или игровых активностей, доставка продуктов питания, уборка, прогулка и другие формы. Если же у Вас есть желание поработать волонтером в Москве, мы с радостью подскажем Вам, как, и кому Вы можете помочь вместе с нами. В нашем Центре люди самого разного возраста, профессий и способностей могут найти волонтерскую активность по душе. И не бойтесь пробовать! Даже самая маленькая помощь может сделать мир светлее». В целом, эти слова относятся к волонтерскому движению вообще.

Чтобы стать волонтером в «Центре» необходимо для начала заполнить анкету на сайте организации.

Помогает инвалидам и православная служба помощи «Милосердие ». Волонтеры службы помогают в медицинских и реабилитационных учреждениях (осуществляется в больнице святителя Алексия, Первой городской клинической больнице им. Н. И. Пирогова, 2-й инфекционной больнице, Гематологическом научном центре и др.), осуществляют санитарно-гигиенический уход, оказывают моральную поддержку тем, кто в этом нуждается; оказывают посильную помощь персоналу медучреждений.

Также через службу «Милосердие» можно сделать и денежное пожертвование.

Сообщество «Тугеза » занимается волонтерской помощью по всем направлениям, в том числе и помогает инвалидам — детям и взрослым.

Общественная благотворительная организация «Российский Красный крест », которая оказывает помощь и инвалидам, регулярно ищет волонтеров. Согласно «Положению о добровольцах Российского Красного креста»: «Добровольческая деятельность не имеет политических или иных корыстных мотивов. Добровольцами РКК могут быть российские, иностранные граждане и лица без гражданства всех возрастов независимо от пола, расы и вероисповедания. Добровольцы РКК не являются членами Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест».

Доброволец — это физическое лицо, достигшее 14 лет, осуществляющее свою деятельность в форме безвозмездного труда в интересах и по поручению РКК.

Выполняя большую работу по оказанию помощи населению, добровольцы РКК играют важную роль в осуществлении и пропаганде идей милосердия, добра и гуманизма...»

Отдельно хочется рассказать об организации, которая готовит собак в помощники инвалидам — это учебно-кинологический центр «Собаки-помощники инвалидов ». Центр является частной благотворительной организацией, деятельность которой посвящена социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями с помощью специально обученных собак. Можно поработать добровольцем и в данной организации — например, есть необходимость в людях, которые выращивают щенка в домашних условиях. И если вы раздумываете — брать вам собаку или нет — то можно взять «потренироваться».

Столичные власти также, помимо государственных мер соцподдержки, оказывают помощь тем, кто в этом нуждается; осуществляют патронаж над медицинскими, реабилитационными учреждениями и центрами для людей, с ограниченными физическими возможностями.

1 ноября 2012 года на заседании координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности мэр Москвы Сергей Собянин озвучил некоторые результаты проделанной за год работы: с 1 января 2012 года норматив финансирования обучения детей-инвалидов в детских садах и школах для ребенка-инвалида в 2 раза больше, а для ребенка с нарушениями — в 3 раза больше; в системе социальной защиты открыто 18 дополнительных отделений реабилитации, в том числе четыре отделения — для детей-инвалидов; на специальные рабочие места с начала года трудоустроено 2,2 тыс. человек; приспособлено для доступа маломобильных групп граждан более 3 тыс. общественных зданий.

К сожалению, государственной поддержки не хватает, а социальные службы не всегда справляются. Если есть возможность и желание, можно создать подобную группу в соцсетях самому и организовывать других неравнодушных людей. Помните, кем бы вы ни были, у вас есть возможность помочь тем, кто в этом нуждается. Главное, чтобы желание было.

В современных условиях волонтерское движение является одним из действенных средств реализации государственных программ социальной работы с населением. Несмотря на то, что сегодня быстрыми темпами растет количество детей с особыми потребностями, необходимо менять и совершенствовать подходы к понятию «волонтерства». В частности, привлекать детей с особыми потребностями к данному виду деятельности, ведь в современном понимании волонтер - это сознательный гражданин, который активно участвует в жизни сообщества.

Волонтерство позволит сделать упор, в первую очередь, на развитие сильных качеств и талантов детей, а не на их физические или умственные проблемы. Взаимодействие с другими детьми будет способствовать когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми образовательными потребностями. При этом дети-волонтеры будут демонстрировать соответствующие модели поведения, и мотивироваться к целенаправленному использованию новых знаний и умений. Волонтерская деятельность будет способствовать налаживанию между детьми дружеских отношений, благодаря чему дети будут учиться естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, быть более чуткими и готовыми к помощи.

Волонтерская деятельность предусматривает следующие этапы работы:

  • Этап предварительной подготовки - на котором будут формироваться общие понятия о сущности волонтерской деятельности, ее основные виды и формы, содержание, особенности, будут усваиваться необходимые знания относительно общения, диагностики их проблем и оказания того вида помощи, в котором они нуждаются. Кроме того, волонтеры знакомятся с правилами поведения, приобретают необходимые знания, умения и навыки;
  • Углубление знаний и формирования умений, навыков, которые необходимы для самореализации в процессе волонтерской деятельности.
  • поупражняться в умениях и закреплении навыков на этом этапе есть тренинги и метод ролевой игры - закрепление и совершенствование умений в различных условиях и трансформации их в навыки (практическая волонтерская деятельность). Именно в процессе волонтерской работы раскрывается внутренний субъективный мир человека, его индивидуальность, проявляются духовные и нравственные качества индивида. Кроме этого, волонтерская работа выполняет функцию социального воспитания - укрепления в обществе, в молодой среде фундаментальных ценностей, таких, как: добро, милосердие, сострадание, гражданственность, свобода выбора, справедливость, солидарность, взаимопомощь.

Социально - педагогическая работа с детьми и молодежью с особыми потребностями в реабилитационных учреждениях управления труда, социальной защиты населения и охраны здоровья

У детей и молодежи с особыми потребностями, в отличие от здоровых сверстников, другие возможности биологического, психического, общественного и духовного развития. Вместе с тем, дети и молодежь с недостатками физического и интеллектуального развития должны иметь условия для развития своих способностей, как и здоровые сверстники. Конечно, это непростая, многоаспектная проблема, требующая для своего решения специфических средств и методов комплексной реабилитации. С целью решения этих проблем создаются центры социальной реабилитации детей-инвалидов, в которых обеспечивают дневной уход, социально-бытовую реабилитацию, консультации и психологическую поддержку семей.

Основная задача данных учреждений - создать условия для формирования социально-адаптированной и социально-продуктивной личности, помочь найти свое место в жизни.

С целью повышения качества реабилитационных услуг в центрах создаются надлежащие условия для привлечения инвалидов в коллектив, где есть возможность избавиться от одиночества, преодолеть психологический барьер замкнутости, получить навыки социального поведения, общения и самообслуживания.

В работе с детьми-инвалидами специалисты центров используют практические и наглядные методы обучения. Во время обучения используются элементы различных обучающих и развивающих методик.

Помещения центров оснащены современным лечебно-оздоровительным, игровым оборудованием и средствами реабилитации. В группах дневного пребывания дети-инвалиды проходят курс реабилитации и социальной адаптации.

Важное место в работе центров предоставляется психологической коррекции. Основная цель работы - психологическое диагностирование детей и коррекция отклонений в их психическом развитии.

Одной из форм работы, направленной на формирование у детей бытовых умений и навыков, является обучение приготовлению пищи. Обучение трудовым навыкам самообслуживания проводится в специально оборудованных комнатах социально-бытовой ориентации, Которые в достаточном количестве обеспечены бытовым оборудованием.

Основные задачи физического воспитания детей-инвалидов состоят в том, чтоб развивать крупную и мелкую моторику, корректировать физическое развитие. Физическое воспитание осуществляется при проведении режимных процессов, утренней гимнастики, на прогулке, специальных занятиях по оздоровительной физкультуре. Развитие двигательной активности детей продолжается и на музыкальных занятиях.

Итог же всей коррекционно-воспитательной работы - детские праздники.

Специалистами центров проводятся обследования материально-бытовых условий семей, в которых воспитываются дети-инвалиды и мониторинг в лицах, нуждающихся в социально-педагогическом патронате с целью охвата социальными услугами большего числа детей-инвалидов.