Люди, жившие при Советском Союзе, хорошо помнят, что профессия врача была одной из самых почитаемых, уважаемых и престижных. В более ранние времена врачи также являлись едва ли не самыми важными людьми в обществе. Да и как могло быть иначе, если именно от них зависело здоровье и долголетие практически каждого человека. Поэтому никого не удивлял тот факт, что поступить в медицинский институт могли только лучшие из лучших.

Люди, жившие при Советском Союзе, хорошо помнят, что профессия врача была одной из самых почитаемых, уважаемых и престижных. В более ранние времена врачи также являлись едва ли не самыми важными людьми в обществе. Да и как могло быть иначе, если именно от них зависело здоровье и долголетие практически каждого человека. Поэтому никого не удивлял тот факт, что поступить в медицинский институт могли только лучшие из лучших.

Сейчас ситуация в нашей стране немного изменилась, и врачи уже не пользуются безоговорочным пиететом, да и зарплата современных врачей в России оставляет желать лучшего. Тем не менее, количество абитуриентов, желающих получить эту замечательную профессию, из года в год постоянно растет. Но некоторые из них совершенно не задумываются о том, что врач должен обладать определенными личностными качествами, которыми обладают далеко не все.

Кто такой врач?


Одна из самых древнейших профессий, уходящих корнями во времена Гиппократа и Асклепида. Как это ни удивительно, но слов "врач" имеет славянское происхождение. Правда, установить точно от чего именно оно образовалось еще никому не удалось. По одной версии "врач" означает "волшебник", "заговаривающий". Согласно другой версии, это слово образовалось от "ворчать" (то есть, опять таки заговаривать). Ну а третья версия гласит, что оно образовано от слова "вьрати" ("говорить", "врать").

Если в давние времена один врач (он же знахарь и лекарь) лечил от всех болезней, то в современном обществе эта профессия включает в себя огромнейшее количество узких специализаций, которые выделяются по тем заболеваниям или системам органов человека, лечением которых и занимается доктор (хирург, гастроэнтеролог, стоматолог, офтальмолог, терапевт и т.д.).

Необходимо отметить, что помимо выполнения основных должностных обязанностей (непосредственной работы с больными: обследование, диагностика, лечение, оказание экстренной помощи, санитарно-просветительная работа и т.д.) врачам необходимо часть своего рабочего времени уделять ведению документации, обмену опытом с коллегами и регулярному повышению квалификации.

Какими личностными качествами должен обладать врач?


Главным личностным качеством, которым должен обладать настоящий врач, является любовь к людям, независимо от их социального или материального статуса. Кроме того, врач должен иметь такие качества, как:

  • самоотверженность - готовность посвятить свою жизнь во благо людей (и порой в ущерб себе);
  • самообладание - спокойствие врача в критических ситуациях зачастую является основополагающим фактором благоприятного исхода;
  • коммуникабельность и чуткость - умение расположить к себе и внимательно выслушать больного помогает выявить даже незначительную симптоматику того или иного заболевания;
  • храбрость - достаточно часто врачам приходится оказывать помощь в достаточно экстремальных ситуациях (в том числе, на поле боя или в районах эпидемий), где правильно оценить обстановку и принять единственно верное решение может только отважный человек;
  • решительность - способность не только принимать быстрые и верные решения, но и нести ответственность за них.

Нужно сказать, что некоторые медицинские специальности предъявляют к врачам дополнительные требования. Например, хирург должен иметь развитое зрительно-пространственное воображение (способность объемно представлять внутренние органы человека) и уметь точно координировать мелкие движения.

Преимущества профессии врача

Прежде всего, это чувство собственной значимости основанное на реальных действиях и поступках (спасение тяжелобольных, помощь в экстренных ситуациях, посильный вклад в общее оздоровление нации и т.д.). Помимо этого, профессия медицинского работника обладает такими преимуществами, как:

  • востребованность - независимо ни от чего врачи всегда были и будут нужны (особенно хорошие врачи);
  • почет и уважение - как бы ни ругали в обществе "людей в белых халатах", их нелегкий труд невольно вызывает почитание;
  • большие возможности для карьерного роста - правда, для этого придется трудно и упорно трудиться;
  • возможность добиться финансового благополучия - помимо заработной платы (которая, чего уж греха таить, не слишком высока) можно оказывать услуги частным образом или работать одновременно в нескольких медицинских учреждениях .

Недостатки профессии врача

Как уже говорилось выше, работа врача очень трудная, а потому имеет существенные недостатки:

  • ненормированный рабочий график - помощь врача может понадобиться при любой погоде и в любое время суток;
  • огромный груз моральной ответственности - врач, как и сапер, не имеет права на ошибку, поскольку именно от его решения зависит жизнь людей;
  • невысокая заработная плата - особенно это касается государственных медицинских учреждений;
  • высокий уровень риска "подхватить" инфекцию - врачам приходится практически ежедневно лично сталкиваться с носителями самых разных заболеваний (в том числе, неизлечимых и смертельных), а также часто работать в местах скопления массовой инфекции.

Где можно получить профессию врача?

Получить профессию врача можно только в специализированных медицинских ВУЗах, при этом потратить на обучение придется намного больше усилий и времени, чем принято в других высших учебных заведениях. Обучение в медицинском ВУЗе занимает 6 лет. Но даже получив диплом об окончании института, молодой специалист еще не имеет права практики.

Shares

«Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это», - сказал замечательный писатель и земский врач Антон Павлович Чехов.

Люди этой профессии, действительно, удивительны по своей натуре, ведь мало кто из нас способен с полной самоотдачей следовать своему делу. Порой в их сторону раздается много критики и недовольства, но все мы понимаем, что лишь врачи, каждый день стоя на страже нашего здоровья, идут на тот риск, который порой не подвластен ни обстоятельствам, ни даже законам жизни. И пусть эти слова нельзя посвятить всем и каждому доктору на планете, но их с уверенностью можно адресовать замечательному врачу-педиатру Татьяне Коваленко, которая работает в Mercy Medical Group. Получив самые что ни на есть прекрасные отзывы о ее работе, мы решили пообщаться с обаятельной Татьяной и узнать, в чем же залог ее профессионального успеха, каким должен быть настоящий врач и чем педиатрия в США отличается от той, которая была в странах постсоветского пространства.

Татьяна Коваленко

Татьяна, у каждого врача свой уникальный путь в медицине. Как именно он начался у Вас?

Трудно сказать как в инженерно-строительной семье, состоящей из преподавателей и кандидатов технических наук, у меня родилась мысль стать доктором. Это был не иначе, как Божий промысел. Сколько себя помню, я всегда хотела быть врачом. В 8-ом классе с отличием закончила школу «Юных медиков» в родном Днепропетровске и уже точно знала, что хочу быть детским врачом. К слову сказать, родители были не в восторге от моего выбора, предполагая, что я пойду по их, инженерно-экономической стезе, но при этом и не отговаривали.

Дальше, традиционно: мединститут, интернатура, работа детским врачом. Приехав в США, решила не изменять своему призванию. Прошла этот нелёгкий путь: снова сдавала экзамены, заканчивала резидентуру и начала работать врачом в Кливленде, штат Огайо. Теперь вот с радостью продолжаю в солнечной Калифорнии.

Гиппократ как-то сказал: «Врач- философ, ведь нет большой разницы между мудростью и медициной» Так ли это?

Вопрос тоже философский. В моём понимании, мудрость – это знания, умноженные на опыт. Мудрость предполагает не только глубину знаний, но и некоторую осторожность в их использовании.

В медицине тоже пользуешься знаниями и своими, и чужими с оглядкой: «Не навреди».

Какие качества отличают настоящего врача от Бога и врача, как говорится «не дай Бог»?

Хочу сразу сказать, что с врачами «не дай Бог», я не знакома. Мои коллеги – люди добросовестные и компетентные. Но врача, как носителя профессии, от других отличает обязательное чувство любви к выбранному делу. Нельзя лечить детей без любви к ним, и не важно, что они не родные вам, да еще вдобавок больные и капризные. Для настоящего врача обязательны чувства милосердия, дружелюбия, сострадания и, конечно же, чувство юмора. Дети иногда выдают такие перлы, нарочно не придумаешь. Например, недавний случай, малыш спросил:«Кто тебе сделал ямочки на щеке? Я тоже такие хочу».

Не секрет, что методы и подходы к лечению в США и странах бывшего СССР до сих пор отличаются. Что из знаний, приобретённых во время учебы и работы в украинской медицине пригодились, а что пришлось учить заново?

В Украине я получила хорошие академические базовые знания. А в США изучила и применяю на практике ультрасовременные методы прикладной медицины. Здесь новейшая потрясающая аппаратная диагностика, позволяющая в краткие сроки выявить и определить проблему и болезнь. Реабилитация больных на высочайшем уровне. Думаю не ошибусь, если скажу, что в Америке лучшая медицина в мире!

Скажите с кем вам легче работать: с маленькими детьми или с подростками?

Мне очень нравится работать с маленькими детками. Моя бабушка всегда говорила, что это невинные земные ангелочки. Это самые трогательные и искренние пациенты, очень любознательные. Хотя и с подростками работать тоже интересно. Это уже состоявшиеся личности, со своим мировоззрением, взглядом на жизнь и с полной уверенностью в своей правоте.

Мне кажется, что главное в диалоге с подростком показать, что ты его уважаешь, понимаешь и пытаешься понять действия и поступки, найти общие темы разговора. Тогда и контакт будет налажен.

Правда ли, что все дети боятся людей в белых халатах?

Когда речь идёт о страхах пациентов, то я убеждена, что тут дело не только в белом халате. Малыши очень тонко чувствуют, когда доктор нервничает или чем-то расстроен. Поэтому, когда я на работе, своё плохое настроение я кладу в карман халата и всегда улыбаюсь. Доброжелательность и спокойствие доктора помогает ребёнку побороть любые страхи.

В чем особенность детской медицины в Америки? Есть ли какая-то статистика наиболее распространенных заболеваний у детей?

В Америке очень развита образовательная медицина: врачи стараются научить родителей тому, как можно снизить риск того или иного заболевания. Хочется отметить как важны и обязательны профилактические осмотры детей. Покажите ребёнка хотя бы раз в год своему доктору.

Ему проверят слух, зрение, измеряют давление, родителям дадут совет по воспитанию ребёнка и здоровой диете. Болезнь можно выявить на раннем этапе. В моей практике самое распространённое заболевание – вирусная инфекция. Часто болеют детки ушными заболеваниями, синуситами, бывает и инфекция мочевыводящих путей.

Хотелось бы услышать от вас, как от специалиста, полезные советы для молодых родителей по поддержанию здоровья своих малышей.

Если у вас появился малыш, то это не только большая радость, но и каждодневный труд, и ответственность, ведь быть родителем – это самая тяжёлая профессия в мире: 24 часа в день, круглый год без выходных, праздников и передышек.

Совет один – любите ребёнка, не жалейте на него своего времени. Гуляйте на свежем воздухе, играйте с ним, не перекармливайте и не перекутывайте. Поощряйте хорошее поведение, любой его успех. Малыш всеми силами хочет привлечь ваше внимание, порою даже плохим поведением.

И ещё, не занимайтесь самолечением, выберите педиатра для ребёнка и советуйтесь с ним. Доктор порекомендует как приучить малыша к горшку, как реагировать на плохое поведение, что делать для быстрого и правильного развития.

И, напоследок, что бы вы хотели пожелать тем, кто ещё не ступил на путь медицины, но уже решил посвятить себя этой благородной профессии?

Если вы выбрали эту профессию, то я просто рада за вас.

Нет профессии лучше и гуманнее, важнее и ответственнее, чем профессия детского врача.

Новая жизнь, жизнь ребёнка – в руках доктора. Так пусть ваши руки будут надежными и умелыми. Не изменяйте своей мечте, успехов вам и терпения, будущие коллеги!

Sacramento, CA 95816

Shares

Врач – это одна из самых уважаемых персон в мире. Его самоотверженность, профессионализм и жертвенность вознаграждаются уважением и любовью со стороны общества.

А в развитых странах – еще и солидными материальными суммами. Возникает вопрос, какими же качествами должен обладать представитель медицины, что бы быть достойным всех этих благ?

Идейность

Человеческое здоровье – это слишком большая ценность, что бы доверять его меркантильному и мелочному человеку. Хороший врач всегда должен быть принципиальным, работать по призванию, а не из-за материальных интересов. Только такие профессионалы способны проявить истинную самоотверженность.

Профессионализм

Даже самый добрый и ответственный доктор не сможет помочь своим пациентам без наличия знаний, умений и навыков. Высокая квалификация медперсонала – это базовое требование, которому должен соответствовать каждый сотрудник больницы. К сожалению, в 90% случаев самые опытные и умелые врачи – это люди старшего поколения, воспитанные в духе СССР. Но, есть и исключения. Молодых и талантливых специалистов можно встретить во многих частных клиниках, например – здесь http://ivr.com.ua/rus/specialists/kievleft/.

Твердость

Больные люди часто напоминают детей. Они боятся операций и неприятных процедур, избегают госпитализации, а иногда и вовсе вводят своего доктора в заблуждение. Поэтому истинный профессионал не должен идти на поводу у своих пациентов. Напротив, его задача – настоять на своем решении, убедить или даже заставить человека сделать то, что рекомендует современная медицина.

Перфекционизм

Хороший врач не перестает обучаться ни в 20, ни в 40, ни в 60 лет. Так уж сложилась судьба этих людей, что им постоянно приходится осваивать что-то новое. Ведь медицина – эта та наука, которая никогда не стоит на месте.

Вежливость и коммуникабельность

Порою, одно хорошее слово может сделать больше, нежели 10 дел. Им можно успокоить буйного человека, дать надежду тяжелобольному пациенту или же помочь родственникам смириться с неизбежным.

Сила воли

Доктор – это человек, вынужденный всю свою жизнь находится посреди больных людей, видеть смерть, страдание, страх. Терпеть хамство и неадекватное поведение. Работать в подобных условиях может не каждый. Тут важно уметь видеть не только мрачные, но и светлые моменты.

Физический аспект

Помимо душевных и моральных качеств, хороший врач должен обладать еще и железным здоровьем. Ведь только сильные и выносливые люди смогут работать сутки напролет, дежуря на ночных сменах, проводя многочасовые операции или вчитываясь в историю болезни.

Каким должен быть врач?

Страшная черта для врача - равнодушие. Нельзя, писал М.Р.Рокицкий, быть врачом с девяти до пятнадцати. Врач - это круглосуточно, это пожизненно.

При вступлении в отношения «пациент - врач», обе стороны должны руководствоваться рядом принципиально важных моментов. Пациент помимо «хочу, чтобы меня сделали» должен четко представлять: 1. Каким? 2. Зачем? 3. Как? 4. На сколько? (объем вмешательства) 5. Когда? 6. Кто? 7. Цена вопроса? Обе стороны должны найти ответ в процессе общения, порой длительного, прежде чем приступить к вмешательству.

Как правило, вопросов возникает больше у пациента, чем у врача. У стоматолога есть единственный принцип, которым он руководствуется при оказании подобных услуг - не навреди!

Проблемы взаимоотношении врача и пациента, врача и медицинского персонала, пациентов и представителей страховых фирм, врачей и руководителей структур здравоохранения имеют принципиальное значение для повышения эффективности стоматологической помощи.

В ситуации, когда пациент обладает правом выбора лечащего врача, эти проблемы становятся не просто этическими или правовыми, они приобретают ощутимый экономический смысл, что также немаловажно, особенно для начинающих стоматологов - практиков.

С появлением биоэтики нормативная регуляция в стоматологии усложнилась, но, в то же время, появилась возможность с большей степенью уверенности гарантировать пациентам прекрасное обслуживание и эффективное лечение. Контроль этических комитетов за деятельностью лечебных учреждений, работа консультантов по биоэтике, этическое регулирование клинических испытаний - все это позволяет бесконфликтно решать многие вопросы, которые еще недавно требовали юридического вмешательства. Правильно используя этот механизм, можно успешно организовать стоматологическую практику с наибольшей выгодой как для пациентов, так и для врачей, зубных техников, медицинских сестер и администраторов здравоохранения.

Здесь есть и еще одно соображение, которое нельзя не учитывать, когда речь идет о нормативной регуляции в стоматологии. Врач должен быть не только хорошим специалистом, но и образованным человеком. Образованный человек тот, кто может выбрать между хорошим и плохим, правдой и ложью, прекрасным и безобразным, стоящим и бессмысленным.

В то же время, стоматологическая практика не предполагает решения вопросов о жизни и смерти, хотя такие проблемы как трансплантация тканей, клонирование и генная инженерия, имеют к ней непосредственное отношение уже сейчас. Но в том то и важность вопроса, что стоматологические пациенты - это среднестатистические индивиды, которые могут иметь другие соматические нарушения, а могут и не иметь, могут быть психически здоровыми, а могут и не быть, могут быть богатыми и бедными, представлять самые разные профессии, национальности, возраста и религии. Важность применения принципов биоэтики в стоматологии объясняется, в первую очередь, общезначимостью данной сферы медицинского знания и деятельности. Но для того, чтобы нарисовать биоэтический портрет стоматологии как науки и практики, необходимо рассмотреть ее собственную ценностную базу.

Ценности:

с об облегчение и предупреждение интенсивной боли;

с об облегчение и предупреждение менее сильной боли и дискомфорта;

с о сохранение и восстановление функционального состояния челюстно-лицевой области;

с о сохранение и восстановление эстетических параметров внешности пациента;

с о сохранение и восстановление комфортности соматических ощущений пациента.

Все эти ценности важны для стоматолога и пациента, по поводу них существуют определенные профессиональные нормы и, следовательно, вокруг них возникают этические дилеммы стоматологической практики. Хотя, существуют специфические “ценности пациента”, которые зависят от его индивидуальных психофизиологических характеристик и личного опыта, и “ценности врача-стоматолога”, которые связаны с внутренними особенностями его деятельности (например, взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом, личная жизнь и т.п.). Все они имеют значение, но для процесса лечения в моральном плане главной является их “область пересечения”, те ценности, которые являются общими для двух взаимодействующих сторон.

Ее структурирование связано с выделением субъекта, объекта и предмета стоматологической деятельности (как теоретической, так и практической). Субъектом выступает представитель стоматологического сообщества (врач, исследователь, техник, администратор, средний медицинский работник, представитель страховой фирма, осуществляющей услуги на стоматологическом рынке, фармацевт, младший медицинский работник - и другие работники в области стоматологии).

Объектом деятельности является пациент, предметом - патология челюстно-лицевой области. Отклонения от нормы могут быть как объективными, так и субъективными - когда нет видимых изменений, но есть ощущения этих изменений у пациента, вопрос в том, насколько правомерны в этом случае врачебные манипуляции. Возможно, в таких ситуациях показана психотерапевтическая, а не стоматологическая помощь.

Выбор врача во многом зависит от его компетенции. Каждый профессионал обязан обновлять и поддерживать специальные знания, необходимые для того, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности. Любой профессионал обязан брать на себя только те обязанности, которые находятся в пределах его компетентности. Поэтому каждому врачу-стоматологу, на практике, требуется делать заключение по поводу того, имеет ли он достаточную компетентность, чтобы ставить пациенту некоторый диагноз или выполнить некоторую процедуру при данном стечении клинических обстоятельств, в особенности, когда она содержит что-то неординарное.

Серьезную этическую проблему представляет и коммуникация стоматологов между собой и с представителями других врачебных специальностей. Каждая профессия имеет нормы, обычно в значительной степени неявные и не сформулированные, относительно правильного взаимоотношения между представителями профессии. Например, врач-стоматолог мог бы относиться к другим врачам стоматологам как к конкурентам на рынке, или как к бенефициариям в монополии, которую даёт им их особое специальное знание на рынке, или другими способами. Каково идеальное отношение между стоматологами и как оно связано с тем фактом, что они являются представителями одной и той же профессии, а не только конкуренты на том же самом рынке?

Как должен поступить врач-стоматолог в отношении плохой работы другого стоматолога, когда обнаруживает её последствия в полости нового пациента или пациента, который обратился за специализированной помощью. Врач-стоматолог, который обнаруживает плохую работу, мог бы информировать о своём мнении пациента или скрыть это от него, а так же исправить плохую работу другого врача. Как и в других профессиях, обязательства перед пациентом обычно получают сложности таких ситуаций.

Практикующий врач-стоматолог, намереваясь внести эстетические коррективы во внешность пациента, не должен сообщать ему о его внешней непривлекательности.

Так же врач-стоматолог не должен манипулировать данными об оплате лечения в условиях наличия различных форм медицинских услуг (страховая медицина, частная медицина, льготное лечение и т.п.)

Отказаться лечить пациента с опасной инфекционной болезнью врач-стоматолог не может, так как это входит в его обязательства.

На приеме с несовершеннолетним пациентом принимать решения относительно стоматологической помощи должен опекун.

Врач-стоматолог и персонал клиники должны постоянно обращать внимание пациента на гигиену полости рта. Работа в этом направлении начинается уже на приеме по получению диагностических записей. Пациент смотрит видеофильм о гигиене полости рта, где в качестве декораций используется обстановка в клинике, ему выдаются инструкции по чистке зубов, использованию флоссов и инструкции по полосканию. Пациентов в подростковом возрасте просят появляться у стоматолога для профилактики как минимум каждые шесть месяцев. Взрослым пациентам рекомендуют делать это с трехмесячными интервалами. Гигиена полости рта пациента должна оцениваться в каждое посещение. Если пациент продолжает недостаточно хорошо чистить зубы, врач еще раз обращает внимание, насколько важна гигиена и каковы последствия плохой гигиены полости рта.

Отношения стоматологов с более широким сообществом влекут за собой обязанности относительно соответствующих стандартов для рекламы товаров и услуг. Стоматологи играют важную роль в усилиях общественного здравоохранения по поддержанию здоровья населения также в отношении серьезных эпидемических болезней, подобно инфекции ВИЧ. Индивидуальные стоматологи и стоматологическая профессия в целом также имени обязательства относительно доступа к стоматологическому обслуживанию для людей с неудовлетворенными стоматологическими потре6ностями. Стоматологи также обязаны проявлять определенную социальную активность в тех случаях, когда вырабатывается политика распределения ресурсов здравоохранения.

В конечном счете, содержание обязательств со стороны профессии - результат диалога между профессией и более широким сообществом, которое доверяет ей и ее членам практически с высокой степенью автономии, включая полномочие саморегулирования. В случае стоматологии, этот диалог часто трудно уловим и носит неформальный характер. Кодексы этики, сформулированные профессиональными организациями, государственные законодательства, касающиеся стоматологической практике, обычно формулируют лишь незначительную часть реального содержания. Общество часто занимает позицию пассивной терпимости, а не активного участия в этом диалоге, поэтому основная нагрузка по формулированию и реализации этической парадигмы профессиональной стоматологической деятельности лежит на самих стоматологах, что существенно затрудняет прогресс биоэтики в стоматологии.

Для исхода лечения исключительно важным является характер отношений, который устанавливается при первом контакте пациента с врачом. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности больного. Пациент чутко прислушивается к каждому слову врача. Он должен постоянно ощущать оптимизм врача, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению.

Особенно важна роль профессиональных стоматологических организаций, которые, выступая от имени профессионального сообщества наиболее авторитетно, заставляют прислушиваться к себе. Следовательно, эти организации имеют приоритет в обсуждении проблем биоэтики в стоматологии и в принятии компетентных решений в этой области. Например, стоматологические организации, типа Американской Стоматологической Ассоциации (АСА) и Американская Коллегия Стоматологов (АКС), всегда были очень активны в отношении этических проблем. В их практике часто имели место проблемы, которые сосредоточили внимание многих стоматологов на моральных обязательствах их профессии.

Коммуникативная компетентность врача – профессионально значимое качество. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом- от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. Умение общаться или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных клинических задач. Психологическая сторона отношений «врач – больной» важная составляющая медицинского процесса. Пациент ориентируется не только на профессионализм, но и на чисто человеческие, личностные качества врача: насколько он внушает доверие и уважение, внимателен и отзывчив, располагает к себе, вызывает желание общаться. Возможно даже, что в отдельных случаях психологические качества врача для больного более важны, чем профессиональные знания, умения, навыки. В многочисленных исследованиях приводятся различные представления больных об образе врача. Самыми существенными были признаны следующие качества: уважительность, внимание к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно значимые черты.

Качества личности врача, формирующие эмоциональный контакт, оцениваются пациентами особенно высоко.

Исследования Ташлыкова В.А.(1974) позволили составить общий для большинства больных образ «идеального» врача. Он включал в себя следующие 10 черт: ум, внимательность, увлеченность работой, чувство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, доброта, чувство юмора. В целом, больные предпочитали два типа врачей:

· «сопереживающий» (чуткость, доброта, терпеливость),

· «нейтральный» (рабочий тип общения, внимательность, тактичность, серьезность, чувство долга).

Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность

В основе формирования коммуникативной компетентности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. В конфликтных ситуациях, в случае обострения взаимоотношений присутствие рядом эмоционально близких людей стабилизирует картину мира и самооценку, укрепляет позиции, позволяет более точно и адекватно реагировать на происходящие события. Известно, что в состоянии тревоги повышается потребность в других людях, само их присутствие рядом снижает уровень тревоги, уменьшает интенсивность негативных эмоциональных переживаний. Для человека наличие социальных связей столь важно, что уже только их недостаточность считается возможной причиной развития стресса. Эта психологическая черта, потребность в других людях, стремление к взаимодействию с ними, в литературе обозначается термином «аффилиация » – потребность человека быть в обществе других людей, стремление к «присоединению». Внутренне (психологически) аффилиация выступает в виде чувства привязанности и верности, а внешне – в общительности, желании сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними, в особенностях невербального поведения. Хекхаузен определяет аффилиацию как определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание таких взаимодействий заключается в общении со знакомыми, малознакомыми и незнакомыми людьми, и такая их поддержка, которая приносит удовлетворение, увлекает и обогащает. В работе врача, отличающейся длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода к больному, когда он начинает рассматриваться как безличное анонимное «тело», часть которого нуждается в терапии.

Кроме того, одним из важных аспектов коммуникативной компетентности является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) – терпимость, снисходительность и др. Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени врач переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. Пациент может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен или неприятен врачу, но в любом случае психологическая подготовка последнего должна помочь справиться с ситуацией, предотвратить конфликт или возникновение неформальных отношений, когда вместо ролевой структуры «врач – больной» возникают отношения дружбы, психологической близости, зависимости, любви. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность врача, – это эмоциональная стабильность , уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больными избегать «психологических срывов», конфликтов. Интенсивные эмоциональные реакции не только разрушают доверие больного, пугают и настораживают его, но и астенизируют, утомляют. Напротив, душевное равновесие врача, его спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность вызывают у пациента чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений. В ситуации болезни, как правило, повышается уровень тревоги, приводящей к усилению эмоциональной неустойчивости, что проявляется в раздражительности, плаксивости, вспыльчивости, агрессивности. В большинстве случаев наблюдается также астения в качестве одной из наиболее распространенных и неспецифических форм психического реагирования на разнообразные внутренние и внешние патогенные факторы: психогенной, травматической, соматогенной и другой природы. Пациенты, часто имеющие нестабильную психику, с их тревожностью, неуверенностью, беспокойством, лабильностью эмоциональных реакций нуждаются в стабилизирующей уверенности врача. Особенно это важно для больных с тяжелыми психическими расстройствами.

Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативной компетентности врача, является и сенситивиость к отвержению . Способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больным. В то же время сенситивность к отвержению не должна быть слишком высокой. В противном случае она способствует снижению самооценки врача, блокирует его аффилиативную потребность и в целом снижает адаптивные и компенсаторные возможности. Высокая чувствительность к негативному отношению со стороны пациента заставляет врача сомневаться в своей профессиональной компетентности. Подобные сомнения, в свою очередь, могут реально отразиться на качестве работы. Неуверенность в собственной профессиональной состоятельности может стать причиной психической травматизации и приводить к эмоциональным расстройствам.

Таким образом, профессиональная деятельность врача связана с разработкой стратегии и тактики терапевтического воздействия и, следовательно, требует умения прогнозировать события, предвосхищая возможные варианты развития заболевания, осложнения, последствия фармакологического лечения. В связи с этим важно наличие у врача такой характеристики, как тревожность, которая влияет на его прогностические возможности, выполняя в зависимости от степени выраженности как адаптивную, так и дезадаптивную роль.

Тревога – это эмоция, направленная в будущее, связанная с прогнозированием, предвосхищением, ожиданием возможных неудач, с формированием соответствующих отношений и установок. Как правило, эмоция тревоги возникает в ситуациях неопределенности и ожидания, обусловленных дефицитом информации и труднопрогнозируемым исходом. Легкая степень тревоги (беспокойство) – обычная реакция на неопределенность, сигнализирующая о возможной опасности и выполняющая в этом случае адаптивную функцию. Мобилизация под воздействием эмоции тревоги адаптивных, компенсаторных и защитных механизмов позволяет более эффективно противостоять возможной опасности. Тревожность в качестве свойства личности позволяет врачу чутко реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Пациентом это воспринимается как понимание со стороны лечащего врача, его не только профессиональная, но и эмоциональная поддержка, что повышает эффективность коммуникации «врач – пациент». Однако интенсивная степень эмоции тревоги (страх, паника, ужас) выполняет по отношению к познавательной деятельности дезорганизующую, разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов. Интенсивная тревога мешает адекватно оценить ситуацию, определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение. Страх, паника у врача прерывают его коммуникацию с пациентом, разрушают психологический контакт между ними. Тревога врача «передается» больному и дополнительно дезорганизует его. Под влиянием тревоги могут нарушаться различные функции организма, который реагирует, например, нарушениями сна, снижением аппетита, либо, напротив, его повышением (у некоторых больных в состоянии тревоги возникает булимия) (F50.2). Повышенная тревожность отмечается у многих пациентов, страдающих различными заболеваниями, и ее усиление под влиянием страха, переживаемого врачом, крайне не желательно. В этом случае пациент может почувствовать безнадежность своего состояния, перестает верить в возможность выздоровления. Врачи с высокой личностной тревожностью, склонные реагировать на любые изменения повышением тревоги, обычно малопривлекательны для пациентов, которые предпочитают более стабильных и эмоционально уравновешенных врачей.

Другой характеристикой врача, способной разрушить его коммуникацию с пациентом, может быть депрессивность . Если эмоция тревоги направлена в будущее, то депрессия связана с переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, психотравмирующих событий. Прошлое представляется сплошной цепью неудач и неприятностей, формируя ощущение безысходности, безнадежности, которое проецируется в будущее. Утрачивается перспектива, жизнь окрашивается переживанием собственной ущербности, неполноценности. Врач, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия пациента. Наблюдая, как лечащий врач на любую, самую незначительную неудачу, неточность, ошибку реагирует чувством вины, больной начинает подозревать его в некомпетентности, перестает ему верить. Погруженный в собственные переживания врач может не заметить улучшения в состоянии пациента, вовремя не поддержать его, подчеркнув симптомы выздоровления и, напротив, «заражает» своего больного тоскливой безнадежностью, разрушая позитивные эффекты проведенной терапии.

Еще одна психологическая характеристика, затрудняющая установление доверительных отношений «врач – пациент» – глубокая интровертированность врача . Интроверсия – термин, введенный в психологию Юнгом, определяется как направленность субъекта на самого себя, обращенность к собственным ощущениям, переживаниям, познавательным конструкциям, по-своему, субъективно интерпретирующим окружающий мир. Интроверт ориентируется на собственные ценности, идеалы, убеждения, моральные и этические нормы. Интровертированная личность, погруженная в свой психологический мир, занятая собой, своими чувствами, идеями, впечатлениями, мало интересуется другими людьми, обнаруживая беспомощность в ситуации, требующей взаимодействия и сотрудничества с окружающими. Как правило, интровертированность сопровождается недостатком интуиции, чуткости, тактичности в межличностных отношениях, низким уровнем эмпатии с недостаточной способностью откликаться на боль и страдание другого, отзываться на беспокойство и тревогу. Эти качества способны снизить коммуникативную компетентность врача, выступая в роли «коммуникативного барьера », препятствующего эффективному общению. Интровертированность, выраженная в значительной степени, затрудняет установление психологического контакта с больным, взаимодействие с ним, не обеспечивает необходимой степени эмоциональной поддержки.

Итак, умение общаться с больными – коммуникативная компетентность врача – искусство, которое начинает формироваться еще в процессе обучения в медицинском вузе, впоследствии в процессе самостоятельного профессионального общения с больными, людьми с различными психологическими качествами, разного возраста, уровня образования, социальной и профессиональной принадлежности. Вначале, на ранних этапах обучения, начиная взаимодействовать с пациентами, будущие врачи часто бессознательно, по механизму подражания, копируют стиль поведения тех врачей-преподавателей, которых особенно уважают, на чье мнение ориентируются, перенимая у них манеру общения с пациентами, особенности невербального поведения (жесты, мимические реакции, позы, манеру сидеть, разговаривая с больным, и пр.), интонации, заимствуют из их словаря ключевые фразы (первую фразу, с которой начинается контакт с пациентом, последнюю фразу с заключительными обобщающими формулировками). По мере накопления опыта профессионального общения молодой врач уже осознанно начинает использовать разнообразные психологические навыки, облегчающие общение с пациентами. Чем больше стаж работы врача, тем больше внимания он уделяет психологическим аспектам диагностического и терапевтического процесса, повышению уровня коммуникативной компетентности, во многом обеспечивающей эффективность профессионального взаимодействия.