Для этой цели используют бинты, индивидуальный перевязочный пакет, поясной ремень, косынку, веревку и т.п.

Иммобилизация при повреждениях стопы и пальцев

При повреждениях стопы, ее заднего отдела придают положение подошвенного сгибания под углом 120 °; коленный сустав сгибают до угла 150-160 °. При повреждениях переднего отдела стопы ее фиксируют под углом 90 °, вследствие чего отпа-

дает необходимость в фиксации коленного сустава. Высота шины ограничивается верхней третью голени (рис. 13-16, 13-17).

Рис. 13-16. Наложение лестничной шины при переломах костей голени и голеностопного сустава (шина и наложение шины)

Рис. 13-17. Наложение лестничной шины при переломах костей голени и голеностопного сустава (фиксация шины бинтом)

Необходимо помнить, что при повреждениях стопы всегда возникают значительный травматический отек и сдавление мягких тканей.

Это может привести к развитию пролежней в результате давления обувью или при тугом бинтовании. Поэтому перед накладыванием шины рекомендуется обувь снять или разрезать.

Иммобилизация при закрытых переломах I пальца осуществляется узкими полосками липкого пластыря, которые накладывают на палец и стопу в продольном и поперечном направлениях, но без большого натяжения (свободно) во избежание последующего сдавливания отекающих мягких тканей пальца.

Особенно опасно в этом отношении накладывать замкнутые циркулярные полоски пластыря.

Возможные ошибки:

При повреждениях заднего отдела стопы не фиксирован коленный сустав;

При повреждениях переднего отдела стопа фиксирована в положении подошвенного сгибания;

Не снята или не разрезана обувь при угрозе нарастания отека.

Иммобилизация при повреждениях голени и голеностопного сустава

Кроме прибинтовывания к здоровой конечности могут использоваться любые плоские твердые предметы достаточной длины. Их фиксируют вдоль поврежденной конечности бинтами, косынками, ремнями, носовыми платками, веревкой и т.п. При повреждениях данной локализации необходимо осуществить фиксацию не только поврежденной голени, но и коленного и голеностопного суставов, поэтому шины должны доходить до верхней трети бедра и захватывать стопу, фиксированную под углом 90 ° к голени. Надежная иммобилизация достигается с помощью двух или трех лестничных шин. Заднюю лестничную шину накладывают от верхней трети бедра и на 7-8 см дистальнее концов пальцев. Перед наложением шину необходимо тщательно отмоделировать. Площадка для стопы перпендикулярна к остальной части шины. Формируют «гнездо» для пятки, далее шина повторяет контуры икроножной мышцы, в подколенной области ее изгибают под углом 160 °. Боковые лестничные шины изгибают в виде буквы «П» или «Г». Они фиксируют голень с обеих сторон.

Лучезапястный сустав с одной стороны образован концами локтевой и лучевой костей, с другой – небольшими костями запястья. Вокруг суставной сумки расположены многочисленные связки, позволяющие двигать кисть в разные стороны.

Кисть состоит из 3 частей. Запястье образовано восемью косточками, расположенными в 2 ряда. От них отходят 5 пястных костей, создающих основу кисти. К ним прикреплены фаланги пальцев. Для обеспечения мелких движений в кисти много сухожилий и нервов. Она хорошо кровоснабжается.

Травмы кисти широко распространены и разнообразны. После оказания первой помощи при таких повреждениях следует обратиться к врачу, ведь последствием может быть потеря функций руки.

Ушиб и сдавление

Ушибы лучезапястного сустава очень болезненны, так как его капсула не защищена мышцами. При ушибе кисти быстро появляется отек, нередко образуется подкожное кровоизлияние – гематома. Особенно это характерно для травмы кончика пальца, например, при ударе молотком.

При сильном ушибе нужно сделать рентгеновский снимок, потому что кости этой части тела очень тонкие и легко ломаются.

Первая помощь заключается в прикладывании льда или хотя бы влажной салфетки и обездвиживании. После уменьшения отека и в отсутствие воспаления начинают прогревание. Рекомендуется использование мазей с противовоспалительным и обезболивающим эффектом (фастум-гель и другие). Если под ногтем скопилась кровь, ее лучше удалить в хирургическом кабинете поликлиники, это облегчит боль.

При сдавлении кисти тяжелым предметом возникает обширное кровоизлияние, повреждаются кожа и мышцы. В этом случае необходимо сделать плотную повязку, приложить холод, придать руке возвышенное положение и обязательно обратиться к травматологу. Такая же помощь необходима при повреждениях межфаланговых суставов. При этом в полости сустава скапливается кровь, которую необходимо удалять.

Повреждение связок

Травма связок лучезапястного сустава возможна при резком движении большой амплитуды, например, при падении на руку. Это же относится и к повреждениям сухожилий на кисти. В последнем случае нередко возникает отрыв небольших костных фрагментов, к которым прикреплены сухожилия. В результате формируется подвывих в суставе, в его полости накапливается кровь.

Такая травма сопровождается резкой болью, отеком и нарушением подвижности в пострадавшем суставе. Иногда возникают патологические движения: сгибание пальца в сторону или чрезмерное переразгибание. Это характерно для травм с отрывом костного фрагмента. Первая помощь – холод, покой и возвышенное положение руки. Затем следует обратиться в травмпункт.

Движения пальцев обеспечивают группы сухожилий: на внешней поверхности – разгибатели, на ладонной – сгибатели. Если повреждается разгибатель, прикрепленный к ногтевой фаланге, она перестает выпрямляться и как бы свисает. Если травмируется связка, идущая к нижней фаланге, образуется двойная контрактура: средняя фаланга сгибается, ногтевая переразгибается, палец приобретает форму зигзага. В последнем случае для восстановления работы кисти необходима операция.

Сухожилия-сгибатели страдают при резаных ранах ладони. Иногда такие травмы появляются в результате резкого удара концевой фаланги по твердой поверхности. Эти повреждения проявляются невозможностью согнуть пальцы, сжать их в кулак. Попытки таких движений нужно делать очень осторожно, потому что они могут привести к расхождению концов сухожилий, что затруднит лечение. Поэтому при такой травме следует обездвижить конечность, вложить в ладонь пострадавшему теннисный мяч или поролоновую губку и срочно обратиться к врачу, лучше в специализированное травматологическое отделение. Лечение только хирургическое.

Вывих и перелом


Деформация кисти после травмы, а также нарушение ее функции может свидетельствовать о вывихе или переломе.

Вывих в лучезапястном суставе возникает вследствие неудачного падения на руку. В этом случае кисть смещается к тыльной стороне. Смещение к ладони возникает редко. Сдавливаются нервные пучки и сосуды, что приводит к сильной боли, онемению кисти, невозможности движений, отеку и нарушению кровообращения.

Если кисть смещена к тылу, в области лучезапястного сустава определяется деформация в виде ступеньки. При ладонном вывихе кисть сгибается, пальцы сжимаются. Первая помощь заключается в обездвиживании кисти, которое нужно выполнить с помощью дощечки, фанеры или подобного твердого предмета. Необходимо обратиться к хирургу. Самостоятельно вправлять вывих нельзя, так как это дополнительно повредит сустав.

При вывихе одной из косточек запястья можно прощупать костный выступ в верхней части кисти. Это сопровождается припухлостью запястья и нарушением движений. Нередко пациенты не обращают на это внимания, что приводит к значительному ухудшению функции кисти. При травме запястья необходимо использовать твердую шину и обязательно сделать рентгенограмму.

Такая же помощь необходима пострадавшему с вывихом пястных костей. Такая травма возникает при падении на сжатый кулак. Тыльная поверхность кисти при этом отекает и меняет форму. Ладонь становится короче здоровой, пальцы не сжимаются в кулак.

При падении на руку с выпрямленным большим пальцем вероятен его вывих в пястно-фаланговом суставе. Палец смещается к тылу кисти, значительно разгибается, его ногтевая фаланга согнута, ладонное возвышение у основания пальца чрезмерно выступает. Движения пальцем невозможны. Палец необходимо зафиксировать в этом положении с помощью шины. Такой вывих вправляется под анестезией.

Появляются при падениях или ударах. Их симптомы похожи на признаки других травм этой части тела: боль, отек, нарушение формы кисти, укорочение пальца. Для уточнения диагноза необходим рентгеновский снимок. При подозрении на перелом следует обездвижить кисть, приложить к ней холод, в ладонь положить кусок поролона и отвезти пострадавшего в травмпункт.

Раны

Открытое повреждение может быть колющим, резаным, ушибленным, рваным или рубленым. Оно может осложниться травмой сухожилий, нервов, сосудов, отрывом фаланги пальца.

При ссадине можно не обращаться к врачу. Кожу очищают от загрязнений и аккуратно промывают. Затем рану обрабатывают раствором или бриллиантового зеленого. Небольшое повреждение закрывают бактерицидным пластырем, при необходимости накладывают стерильную повязку.

При резаных и рубленых ранах промывать повреждение нельзя. Следует лишь осторожно очистить окружающую кожу от загрязнения, обработать ее антисептиком и наложить стерильную давящую повязку, останавливающую кровотечение.

Для колотых ран характерна острая боль и небольшое кровотечение. Края повреждения быстро смыкаются, что создает условия для развития инфекции. В глубине раны нередко остается инородное тело. При колотых ранах и повреждениях от укусов возможны серьезные осложнения, поэтому необходимо ввести сыворотку против и . Следует наложить стерильную повязку и обратиться к врачу.

При ране кисти возможно обильное кровотечение, для его прекращения используется кровоостанавливающий жгут выше места травмы. Летом его можно наложить на 2 часа, в холодное время года – не более чем на полтора часа. Под жгут помещают записку с указанием времени его наложения.

При отрыве фаланги пальца необходимо остановить кровотечение с помощью жгута, наложить стерильную повязку и срочно обратиться в хирургический стационар. Отсеченный фрагмент не промывают. Его оборачивают чистой (желательно стерильной) салфеткой и помещают в полиэтиленовый пакет, который нужно плотно завязать. Этот пакет кладут в другой, заполненный снегом или холодной водой. При транспортировке такую емкость нужно держать в подвешенном состоянии, чтобы избежать сдавления тканей.

При неполном отрыве конечность обездвиживают и охлаждают. О происшествии нужно немедленно сообщить диспетчеру «Скорой помощи» и как можно скорее доставить пострадавшего в хирургическое отделение. Нередко отчлененный сегмент удается восстановить с помощью микрохирургической техники. Здесь решающее значение имеет время, прошедшее с момента травмы.

Жизнеспособность кисти при температуре ниже +4 градусов сохраняется в течение 12 часов, при более высокой температуре – до 6 часов; при травме пальца эти сроки составляют 16 и 8 часов соответственно.

Шинирование

При травме кисти и лучезапястного сустава конечность нужно обездвижить. Для этого используются стандартные шины или подручные средства: дощечки, куски фанеры или плотного картона. Кисть нужно зафиксировать таким образом, чтобы пальцы были слегка согнуты, большой палец отведен, кисть слегка отогнута в тыльную сторону. В ладонь следует вложить мягкий валик из ткани или поролона.

Шину прибинтовывают к ладонной поверхности предплечья от локтя до запястья, ее конец должен выступать за ногтевые фаланги. Слишком плотно укреплять ее не следует, так как ткани быстро отекают. Руку укладывают на косынку. Кисть приподнимают здоровой рукой. Полезно приложить холод.

При повреждении пальца можно использовать линейку. Ее прибинтовывают или привязывают платком от середины предплечья. Конец такой шины должен выступать за ногтевую фалангу.


Повязки

Перевязать рану можно обычным бинтом, лейкопластырем или использовать трубчатый бинт малого размера (рекомендуемые части тела обозначены на упаковке такого перевязочного материала).

На один палец накладывают спиралевидную повязку. Берут бинт шириной 2-3 см, несколько раз оборачивают вокруг запястья, затем по тылу кисти опускают его наискосок к ногтевой фаланге и начинают бинтовать палец по спирали, поднимаясь к его основанию. Если бинт слишком широкий, его нужно перегнуть вокруг ногтя для хорошего закрепления. Завершают повязку круговыми турами на запястье. Для более плотной повязки спиралевидные туры бинта от основания пальца ведут не к запястью, а возвращаются к ногтевой фаланге. Эти повторения делают несколько раз.

На большой палец делают колосовидную повязку. Бинт после круговых туров на запястье ведут к кончику пальца, оборачивают его и проводят по тылу запястья с переходом на ладонь, затем снова возвращаются на палец. Делают несколько таких туров, постепенно смещаясь к основанию пальца. Так достигается отведение фаланг в сторону. Бинт закрепляют на запястье.

Если необходимо забинтовать все пальцы по отдельности, используют спиралевидную повязку. На правой руке сначала бинтуют большой палец, а на левой – мизинец. После перевязки пальца делают круговой тур на запястье и возвращаются к ногтевой фаланге следующего.

Иммобилизация - это создание неподвижности (покоя) повреждённой части тела. Применяется при:
- переломах костей:
- повреждениях суставов;
- повреждениях нервов;
- обширных повреждениях мягких тканей;
- тяжёлых воспалительных процессах конечностей;
- ранении крупных сосудов и обширных ожогах.
Иммобилизация бывает двух видов:
- транспортная;
- лечебная.
Транспортная иммобилизация - осуществляется на время доставки больного в стационар; это временная мера (от нескольких часов до нескольких дней), но она имеет большое значение для жизни пострадавшего и для дальнейшего течения и исхода повреждения. Обеспечивается посредством специальных или изготовленных из подручных материалов шин и путём наложения повязок.
Транспортные шины подразделяют на:
- фиксирующие;
- сочетающие фиксацию с вытяжением.
Из фиксирующих шин наибольшее распространение получили:
- фанерные, применяются для иммобилизации верхних и нижних конечностей;
- проволочные (типа Крамера), изготовляют из стальной проволоки. Такие шины легки, прочны и получили широкое распространение в практике;
- проволочно-лестничные;
- дощатые (шина Дитерихса, сконструирована советским хирургом для иммобилизации нижней конечности. Шина деревянная, но в настоящее время её изготовляют из лёгкого нержавеющего металла);
- картонные.

26.1. Гипсовая повязка

Выполняет функции как транспортной, так и лечебной иммобилизации. Удобна тем, что может быть изготовлена любой формы. Иммобилизация гипсовой повязкой удобна при повреждении голени, предплечья, плеча. Неудобство заключается только в том, что необходимо время на высыхание и отвердение повязки. Сегодня используются и новые современные материалы. Например, ЦЕЛЛОНА - гипсовые повязки, представленные тонкой кремообразной структурой, обеспечивающей исключительно хорошие возможности для моделирования (рис. 227). Повязки из гипсового бинта ЦЕЛЛОНА (рис. 228) тонкие, прочные, равномерные по толщине. Уже через 30 минут допустима лёгкая нагрузка. Они хорошо пропускают рентгеновские лучи. В настоящий момент выпускаются синтетические бинты ЦЕЛЛАКАСТ Xtra, обеспечивающие высокопрочную и стойкую фиксацию перелома при очень малом весе повязки. Бинты изготовлены из стекловолокнистых нитей, пропитанных полиуретановой смолой. Повязка из этих бинтов отличается превосходной рентгенопропускающей способностью, обеспечивает кожное дыхание. Бинты выпускаются бежевого, синего и зелёного цвета. Рис. 228. Наложение повязки из бинта ЦЕЛЛОНА.

26.2. Принципы транспортной иммобилизации

На месте происшествия в наличии не всегда оказываются шины для транспортной иммобилизации, в таком случае приходится пользоваться подручным материалом или импровизированными шинами. Для этой цели используют палки, дощечки, куски фанеры, картона, зонтики, лыжи, плотно скатанную одежду и др. Можно также прибинтовать верхнюю конечность к туловищу, а нижнюю - к здоровой ноге (аутоиммобилизация).
Основные принципы транспортной иммобилизации:
- шина обязательно должна захватывать два, а иногда и три смежных су;
- при иммобилизации конечности необходимо придать ей среднее физиологическое положение; если это невозможно - то положение, при котором конечность травмируется меньше всего;
- при закрытых переломах до окончания иммобилизации необходимо осуществить лёгкое и осторожное вытяжение повреждённой конечности по оси;
- при открытых переломах вправление костных отломков не производится;
- при открытых переломах на рану накладывают стерильную повязку и конечность фиксируют в том положении, в котором она находится;
- не следует снимать одежду с пострадавшего;
- нельзя накладывать жёсткую шину непосредственно на тело, необходимо подложить мягкую подстилку (вата, сено, полотенце и др.);
- повреждённую конечность во время перекладывания больного с носилок должен держать помощник.
Надо помнить, что неправильно выполненная иммобилизация может принести вред в результате возникновения дополнительной травматизации тканей. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый, усугубив травму и ухудшив её исход.

26.3. Транспортная иммобилизация при повреждении шеи

Иммобилизацию шеи и головы производят с помощью мягкого круга, ватно-марлевой повязки или специальной транспортной шины.
При иммобилизации мягким подкладным кругом пострадавшего укладывают на носилки и привязывают во избежание движений. Ватно-марлевый круг кладут на мягкую подстилку, а голову пострадавшего - на круг затылком в отверстие.
Иммобилизацию ватно-марлевой повязкой - «воротником типа Шанца» - можно производить в том случае, если нет затруднённого дыхания, рвоты, возбуждения. Воротник должен упираться в затылочный бугор и в оба сосцевидных отростка, а снизу - опираться на грудную клетку. Это устраняет боковые движения головы во время транспортировки.

26.4. Транспортная иммобилизация при повреждении позвоночника

Устранение подвижности повреждённых позвонков во время транспортировки;
- разгрузка позвоночника;
- надёжная фиксация области повреждения.
Транспортировка пострадавшего с повреждением позвоночника всегда представляет опасность ранения сместившимся позвонком спинного мозга. Иммобилизацию при повреждении позвоночника проводят на носилках, как в положении пострадавшего на животе с подкладыванием под грудь и голову подушки или свёрнутой одежды для разгрузки позвоночника, так и в положении на спине с подкладыванием под спину валика (рис. 229).
Важным моментом в транспортировке больного с повреждением позвоночника является его укладка на носилки, которую должны выполнять 3-4 человека.

26.5. Транспортная иммобилизация при повреждении плечевого пояса

При повреждении ключицы или лопатки основная цель иммобилизации - создание покоя и устранение действия тяжести руки и плечевого пояса, что достигается при использовании косынки или специальных шин. Иммобилизацию косынкой осуществляют путём подвешивания руки с валиком, размещённым в подмышечной ямке. Можно производить иммобилизацию повязкой Дезо (рис. 230, 231).

26.6. Транспортная иммобилизация при повреждении верхних конечностей

При переломе плечевой кости (рис.232) в верхней трети иммобилизацию осуществляют следующим образом:
- руку сгибают в локтевом суставе под острым углом так, чтобы кисть легла на сосок молочной железы с противоположной стороны;
- в подмышечную ямку кладут ватно-марлевый валик и прибинтовывают его через грудь к здоровому надплечью;
- предплечье подвешивают на косынке;
- плечо фиксируют бинтом к туловищу.

26.6.1. Иммобилизация лестничной и фанерной шиной

Проводят при переломе диафиза плечевой кости. Лестничную шину для иммобилизации обёртывают ватой и моделируют по неповреждённой конечности больного. Шина должна фиксировать три сустава:
- плечевой;
- локтевой;
- лучезапястный.

В подмышечную ямку повреждённой конечности подкладывают ватно-марлевый валик. Бинтами шину фиксируют к конечности и туловищу. Иногда руку подвешивают на косынке (рис. 233). При локализации перелома в области локтевого сустава шина должна охватывать плечо и доходить до пястно-фаланговых сочленений.
Иммобилизацию фанерной шиной проводят наложением её по внутренней стороне плеча и предплечья. Шину прибинтовывают к:
- плечу;
- локтю;
- предплечью;
- кисти, оставляя свободными только пальцы.

26.6.2. При иммобилизации подручными средствами

Используют палки, пучки соломы, ветки, дощечки и др. При этом необходимо соблюдать определённые условия:
- с внутренней стороны верхний конец шины должен доходить до подмышечной ямки;
- другой её конец с наружной стороны должен выступать за плечевой сустав;
- нижние концы должны выступать за локоть.
После наложения шин их привязывают ниже и выше места перелома к плечу, а предплечье подвешивают на косынке (рис. 234).

26.6.3. Повреждения предплечья

При иммобилизации предплечья необходимо исключить возможность движений в локтевом и лучезапястном суставах. Осуществляется иммобилизация лестничной (рис. 235) или сетчатой шиной. Для этого она должна быть выгнута жёлобом и обложена мягкой подстилкой. Шину накладывают по наружной поверхности пострадавшей конечности от середины плеча до пястно-фаланговых сочленений. Локтевой сустав сгибают под прямым углом, предплечье приводят в среднее положение между пронацией и супинацией, кисть немного разгибают и приводят к животу. В ладонь вкладывают плотный валик, шину подбинтовывают к конечности и руку подвешивают на косынке. При иммобилизации фанерной шиной во избежание пролежней обязательно подстилают вату. Для иммобилизации предплечья можно использовать и подручный материал, соблюдая основные правила для создания неподвижности повреждённой конечности.

26.6.4. Повреждения лучезапястного сустава и пальцев кисти

При повреждениях в области лучезапястного сустава кисти и повреждениях пальцев широко пользуются лестничной или сетчатой шиной, изогнутой в виде жёлоба, а также фанерными шинами в виде полос от конца пальцев до локтя. Шины обкладывают ватой и накладывают с ладонной стороны. Её прибинтовывают к руке, оставляя пальцы свободными для наблюдения за кровообращением. Кисти придают среднее физиологическое положение, а в ладонь вкладывают плотный валик.

26.7. Транспортная иммобилизация при повреждении таза

Иммобилизация при повреждении таза - задача трудная, так как даже непроизвольные движения нижних конечностей могут вызвать смещение костных отломков. Для иммобилизации при повреждении костей таза пострадавшего укладывают на жёсткие носилки, придав ему положение с полусогнутыми и слегка разведёнными ногами, что приводит к расслаблению мышц и уменьшению болей. В подколенные области подкладывают валик (рис. 236): одеяло, одежду, свёрнутую подушку и др.

26.8. Транспортная иммобилизация при повреждениях нижних конечностей

Правильно произведённая иммобилизация при повреждении бедра (рис. 237) захватывает сразу три сустава, а шина должна накладываться от подмышечной ямки до лодыжек.

26.8.1. Иммобилизация шиной Дитерихса

Эта шина для правильной иммобилизации при переломе бедренной кости сочетает необходимые условия:
- фиксацию;
- одновременно вытяжение.
Она пригодна для всех уровней перелома бедра или голени. Состоит из двух деревянных раздвижных планок различной длины, деревянной подставки под стопу («подошва») для вытяжения и палочки-закрутки со шнуром (рис. 238). Длинную планку накладывают на наружную поверхность бедра от подмышечной ямки, а короткую - на внутреннюю поверхность ноги. Обе планки имеют вверху для упора поперечные распорки.

Поскольку планки раздвижные, им можно придать любую длину в зависимости от роста пострадавшего. К стопе прибинтовывают «подошву» (рис. 239), которая имеет крепление для шнура; на внутренней планке шины шарнирно закреплён упор с отверстием, через которое проводится шнур. После наложения шины шнур закручивают до натяжения. Шину фиксируют к телу мягкими бинтами.

Внимание! При одновременных переломах лодыжек, повреждениях голеностопного сустава и костей стопы шину Дитерихса накладывать нельзя!

26.8.2. Иммобилизация лестничной шиной

Для иммобилизации лестничной шиной (рис. 240) при переломах бедра берут 3 шины;
- две из них связывают по длине от подмышечной ямки до стопы с учётом её загибания на внутренний край стопы;
- третью шину накладывают от ягодичной складки до кончиков пальцев;
- при наличии нескольких шин можно наложить и четвёртую

Иммобилизация фанерными шинами проводится так же, как и лестничными.
Импровизированное шинирование осуществляется различными подручными приспособлениями.

26.9. Транспортная иммобилизация голени

Возможно проводить с помощью:
- специальных фанерных шин;
- проволочных шин;
- лестничных шин;
- шины Дитерихса;
- импровизированных шин.
Для правильного наложения шины при переломах костей голени необходимо, чтобы помощник поднял её за пятку и, как будто снимая сапог, начал плавно тянуть ногу. Иммобилизация достигается наложением по задней поверхности конечности - от ягодичной складки - хорошо смоделированной по контурам конечности лестничной шины (рис. 241) с добавлением по бокам двух фанерных шин. Шины прибинтовывают с наружной и внутренней сторон с расчётом захождения их вверху за коленный сустав, а внизу - за голеностопный. Конструкцию фиксируют марлевым бинтом (рис. 242).

Тестовые задания:

1. Укажите шину, не предназнагенную для транспортной иммобилизации:
a. Пневматическая.
b. Дитерихса.
c. Белера.
d. Крамера.
e. Сетчатая.
2. Дополнить:
При переломе конечностей необходимо иммобилизовать по меньшей мере _____________близлежащих сустава (ответ вводится цифрой).
3. Дополнить:
При травме бедра необходимо иммобилизовать________________сустава (ответ
вводится цифрой).
4. Транспортная иммобилизация применяется для:
a. Снижения болевого синдрома.
b. Снижения вероятности осложнений.
c. Предотвращения дальнейшего смещения костных отломков.
d. Лечения переломов и вывихов.
5. При травме опорно-двигательного аппарата уменьшение болей достигается:
a. Удобным положением пострадавшего.
b. Остановкой кровотечения.
c. Иммобилизацией и обезболиванием.
d. Наложением давящей повязки.
6. Транспортировка пострадавшего при переломе клюгицы:
a. В положении сидя, откинувшись назад.
b. В положении лёжа на жёстком, на спине.
c. В положении «лягушки».
d. Лёжа на животе.
7. При закрытом переломе конегности на месте происшествия в первую огередь производится:
a. Подготовка шин.
b. Иммобилизация.
c. Обезболивание.
8. Травматологигеских больных необходимо активизировать:
a. С первых суток после травмы.
b. Со второй недели после травмы.
c. Необходим индивидуальный и своевременный подход.
d. После окончания медикаментозного лечения и консультации врача ЛФК.

Человеческая рука с момента рождения находится в постоянном движении . Рука не перестает двигаться даже во время . Неподвижность является неестественным состоянием руки, на что она отвечает неблагоприятной реакцией. Хотя иммобилизация кисти на короткий срок с точки зрения лечения ее поврежденных тканей является чрезвычайно важной, тем не менее нужно считаться с тем, что неподвижное состояние в течение продолжительного времени может привести к обратимой или к постоянной ригидности кисти.

По М. Дж. Брунеру , иммобилизованная рука напоминает заключенную в клетку птицу, которая после продолжительного пребывания в заключении больше не может летать. Противоположное естественной подвижности и динамической функции кисти статическое состояние при слишком продолжительной иммобилизации является вредным и приводит к ригидности; а если ригидность наступает не в функциональном положении, то поражение кисти усугубляется.

Продуманная иммобилизация кисти в «функциональном положении», постоянное пользование неповрежденными ее отделами, а также ранняя функция поврежденных частей приводит к благоприятным результатам. Итак, в хирургии кисти залогом полного успеха является послеоперационная иммобилизация и целесообразное планомерное восстановление движений. Существуют три способа иммобилизации: один из них препятствует развитию деформаций и ригидности, второй служит для коррекции последних, а третий создает покой, необходимый для заживления раны.
Разумеется, своевременная иммобилизация в правильном положении является более действенной, чем корригирующая иммобилизация, так как предупреждение ригидности несомненно легче, чем ее лечение.

Изелен выражает свое сожаление о том, что хирурги при лечении повреждений и гнойных заболеваний не уделяют достаточного внимания предупреждению развития анкилозов, хотя они легко могут быть предотвращены при соблюдении простых профилактических мероприятий.

Выбор положения кисти при ее иммобилизации является трудной задачей, особенно для врача, не занимающегося постоянно лечением повреждений кисти. Для того, чтобы понять соотношения между состоянием покоя, состоянием действия и положением захвата, необходимо принимать во внимание различие функции, существующее между лучезапястным суставом и суставами пальцев. Это различие обусловлено постоянством длины сгибателей и разгибателей в состоянии расслабления. При полном расслаблении мышц сгибание запястья вызывает разгибание пальцев, в то время как разгибание его сопровождается сгибанием пальцев.

Правильное положение кисти следует обеспечить и при пластических операциях (стебельчатый лоскут, лоскут на ножке).
Неправильное положение кисти (рисунок слева): кисть находится в состоянии сгибания, предплечье висит, а плечо приведено.
Правильное положение кисти (рисунок справа) дает возможность снижать количество осложнений, наступающих вследствие продолжительной иммобилизации

Брунер выразил это так: степень сгибания запястья обратно пропорциональна степени сгибания пальцев в том случае, если мышечный тонус является наименьшим. Этот принцип автоматического действия используется при операции тенодеза. Положение суставов пальцев в значительной степени зависит от положения запястья. По данным работ Буннелла, лучезапястный сустав является суставом решающего значения для мышечного равновесия кисти. При ладонном сгибании лучезапястного сустава кисть принимает «нефункциональное», а при тыльном сгибании - функциональное положение.

Итак, при разгибании запястья на 20° суставы пальцев сгибаются. Объем сгибания пальцев приближается к 45-70°. В противоположность этому при сгибании запястья основные и концевые суставы пальцев почти полностью разогнуты. Если кисть становится ригидной без иммобилизации, то она фиксируется не в функциональном положении, а в положении сгибания запястья, положении пальцев в виде когтя с приведением большого пальца. Запястье поврежденной руки сгибается под влиянием собственной тяжести. Это приводит к напряжению разгибателей, к уплощению ладони, к переразгибанию основных фаланг пальцев и приведению большого пальца. При разгибании запястья кисть принимает функциональное положение.

С практической точки зрения очень важно, чтобы кисть при ее иммобилизации находилась в наиболее благоприятном для важнейших функций положении. В таком положении, даже при наступлении незначительной ригидности суставов все же сохраняется выгодное полусогнутое положение пальцев, необходимое для осуществления захвата. Поэтому, в каждом случае (если нет вынужденной необходимости) иммобилизации кисти запястье должно находиться в положении тыльного сгибания для того, чтобы суставы пальцев приняли положение среднего сгибания, то есть функциональное положение.

Итак, при иммобилизации кисти в функциональном положении основным требованием является тыльное сгибание в лучезапястном суставе. Буннелл и большинство хирургов кисти считают наиболее благоприятным тыльное сгибание до 20°, по мнению Изелена оно должно быть более выраженным. Кроме этого, запястье отводится в сторону локтя на 10 градусов, но многие хирурги часто забывают об этом. При иммобилизации большому пальцу следует придавать положение противопоставления. Невыполнение этого требования является серьезной ошибкой. Часто вместо противопоставления палец ошибочно фиксируется в приведенном положении.


Суставные связки при разгибании расслабляются (А), а при сгибании (Б) напрягаются (Моберг)

Нередко врачи забывают о необходимости достаточного сгибания в пястнозапястном суставе, несмотря на то, что этот сустав склонен к контрактуре, исправление которой является почти невозможным.

Если отсутствуют вынужденные обстоятельства, кисть должна выть фиксирована всегда в функциональном положении. Однако после операции иногда создается необходимость иммобилизации и в других положениях кисти, а именно: иммобилизация в положении сгибания или разгибания. Такая необходимость имеется почти исключительно после сшивания сухожилий и нервов.

К сожалению, еще в недалеком прошлом в отечественной периодической литературе , а в настоящее время и в повседневной практике врачей, все еще имеются указания на то, что иммобилизация кисти и пальцев в разогнутом положении рекомендуется и производится и по другим показаниям, так при панарициях и других «мелких» повреждениях пальцев. Фиксация пальцев в выпрямленном положении является непоправимой ошибкой. Ригидный палец, находящийся в разогнутом положении, необратимо теряет функцию захвата. Иммобилизация пальцев в выпрямленном положении на деревянной шине или другим способом приводит к потере подвижности в суставах за короткий срок, что объясняется особым строением коллатеральных связок межфаланговых и пястнофаланговых суставов.

Эти связки проходят в дистальном и ладонном направлении от точек вращений суставов пальцев , располагающихся проксимально и на тыльной поверхности. Таким образом, при выпрямленном положении пальцев связки расслабляются, а при сгибании напрягаются. Отсюда понятно, что если суставы фиксируются в разогнутом положении с расслабленными связками, последние быстро сморщиваются. Позже, при попытке сгибания укороченные и потерявшие эластичность связки представляют препятствие для сгибания.

В том случае, если возникает необходимость иммобилизации кисти в выпрямленном положении, следует помнить правила, при выполнении которых опасность потери функции суставов уменьшается. Иммобилизация кисти в выпрямленном положении требуется после шва сухожилий разгибателей или после транспозиции сухожилий. При этом кисти придается положение также тыльного сгибания до 20° (пястнофаланговые суставы разогнуты). Необходимо обращать внимание на то, чтобы пястнофаланговые суставы не находились в положении переразгибания, так как после быстро наступившего сморщивания суставной капсулы, возможность полного восстановления функции сгибания будет потеряна.

Целесообразно, если при таком вынужденном положении пястнофаланговых суставов обеспечивается возможность сгибания хотя бы до 5°. После наложения сухожильного шва проксимально от пястнофаланговых суставов межфаланговые суставы иммобилизуются в положении незначительного (20-30°) сгибания. Таким образом, два или три сустава кисти иммобилизуются в положении, близком к функциональному, что создает надежду на полное восстановление функции сгибания пальцев. Пястнофаланговые суставы неповрежденных пальцев могут быть согнуты в большей степени и при первой смене повязки оставлены свободными. Палец, на сухожилие разгибателя которого наложен шов, не должен оставаться иммобилизованным больше трех недель.

Этот срок вполне достаточен для срастания сухожилия . При повреждении сухожилия разгибателя на протяжении пальца иммобилизация производится при разгибании в среднем суставе данного пальца и при незначительном сгибании в концевом суставе. Разрыв сухожилия разгибателя на протяжении концевой фаланги нуждается в особом лечении, на котором мы остановимся ниже. При наложении швов на сухожилия сгибателей при транспозиции их, а также после шва нервов, может возникнуть необходимость иммобилизации в положении сгибания для того, чтобы уменьшить напряжение швов. Для этого необходимо расслабить сгибатели, что достигается сгибанием в лучезапястном суставе.


А - фиксация кисти и пальцев на деревянной шине в вытянутом положении является серьезной ошибкой
Б - допустимое положение кисти при иммобилизации в тех случаях, когда после операции требуется удержать ее в вытянутом положении
В - иммобилизация кисти в положении ладонного сгибания при наличии вынужденных обстоятельств
Г - неправильный способ фиксации кисти в сгибательном положении

В конечном счете кисть иммобилизуется в положении покоя, то есть при незначительном сгибании в лучезапястном суставе и при разгибании пальцев. При таком положении запястья более сильное разгибание пальцев приводит к напряжению разгибателей. Иммобилизация кисти в положении сгибания является вредной, и поэтому ее продолжительность должна быть по возможности короткой.

После паралича первое регенерация происходит весьма медленно . В течение периода регенерации необходимо защитить мышцы от перенапряжения и иммобилизовать кисть в таком положении, чтобы больной смело пользовался ею при выполнении всевозможных функций.

В период регенерации лучевого нерва запястье, большой палец и остальные пальцы должны находиться в разогнутом положении (лучше всего применить для этого ладонную или эластическую шину). При этом больной может активно пользоваться рукой.

При параличе срединного нерва для компенсации функции мышц возвышения большого пальца последний устанавливается в положении противопоставления среднему пальцу.


В течение регенерации локтевого нерва пястнофаланговые суставы иммобилизуются в положении незначительного сгибания, что препятствует переразгибанию мизинца и безымянного пальца.

Нормальная функция кисти обусловлена механизмом действия собственных мышц кисти и координацией функций мышц кисти - предплечья. Одновременное повреждение срединного и локтевого нервов, локализованное в области запястья, приводит к параличу межкостных, червеобразных мышц, а также мышц возвышения большого пальца и мизинца. При параличе этих мышц наступает чрезмерная ротация, а также приведение большого пальца, в то же время выпадает функция противопоставления, изменяется вогнутая поверхность ладони.

Пястнофаланговые суставы переразгибаются , а в суставах пальцев возникает положение сгибания. Сгибательное положение запястья только усиливает действия разгибателей. При отсутствии иммобилизации кисть принимает положение, названное положением «когтя», которое может стать необратимым вследствие контрактуры фасций, суставных связок и кожи. Такое состояние кисти названо Буннеллом деформацией «intrinsic minus», а Балмером просто кисть «minus». Иммобилизация кисти при тыльном сгибании в лучезапястном суставе до восстановления функции нервов или же до производства корригирующих операций препятствует развитию необратимой контрактуры кисти, склонной к деформации intrinsic minus.


Деформация длинных пальцев «intrinsic plus» :
А) характерное положение пальцев,
Б) чрезмерное разгибание в пястнофаланговом суставе препятствует сгибанию,
В) сгибание в основном суставе создает возможность для сгибания в межфаланговых суставах (на основании схем Дж. Байрна),
Г) кисть «intrinsic plus» у пожилой больной ревматоидном артритом

Противоположно положению intrinsic minus , при контрактуре аутохтонной мускулатуры кисти и при укорочении суставных связок, кисть принимает так называемое положение «intrinsic plus». При типичном проявлении кисти «plus» пястнофаланговые суставы находятся в положении сгибания, средние суставы пальцев в положении переразгибания, а концевые суставы также в положении сгибания. Дуга поперечного свода кисти выражена хорошо. Большой палец в основном его суставе несколько сгибается, а концевая фаланга разгибается; пястная кость при этом приведена в сторону ладони.

Кисть в таком положении иногда называется кистью, «считающей монеты ». Для профилактики этой деформации одной иммобилизации не достаточно. Итак, одновременно с этиологическим лечением необходима профилактика сморщивания собственной мускулатуры кисти.

В связи с проблемой иммобилизации кисти нельзя забывать об одном важном обстоятельстве, которое часто не принимается во внимание. Если кисть иммобилизуется только до основных фаланг пальцев или производится иммобилизация лишь одного пальца дистальнее основной фаланги, то гипсовая шина на ладонной поверхности не должна заходить за дистальную ладонную складку (борозду). В противном случае создается препятствие для движений основных фаланг. Дистальная складка ладони является важным уровнем: кнаружи от нее сухожилия сгибателей располагаются в тесном влагалище, и сдавление их мешает сгибанию пальцев. На большом пальце над основным суставом расположены две сгибательных борозды, из которых проксимально идущая соответствует дистальной борозде ладони.

Весьма надежная транспортная иммобилизация головы и шей­ных позвонков обеспечивается повязкой Башмакова с применением двух лестничных шин Крамера, накладываемых во взаимно пер­пендикулярных плоскостях. Перед наложением обе шины выстилают достаточно толстой ватно-марлевой прокладкой, ко­торую укрепляют бинтом. Затем обе шины моделируют. Сагиттальную шину изгибают по рельефу головы спереди назад, оставляя впереди на уровне лба козырек длиной 8-10 см. Далее книзу шина должна повторять контуры задней поверхности шеи и грудного отдела позвоночника. Фронтальную шину моделируют в попереч­ном направлении вокруг свода черепа с наложенной на него са­гиттальной шиной. Концевые отделы фронтальной шины модели­руют по контуру боковых поверхностей шеи и надплечий. Чтобы фронтальная шина не мешала движениям в плечевых суставах и надежнее удерживала фиксирующие ее бинты, концы шины вы­гибают кверху. При наложении повязки Башмакова сначала фик­сируют сагиттальную шину к туловищу циркулярными турами бинта, а на уровне пояса - поясным ремнем. Затем накладывают фронтальную шину, фиксируя ее к надплечьям крестообразными турами бинта, и в заключение обе шины укрепляют на голове циркулярной повязкой. Транспортирование пострадавшего с на­ложенной шиной возможно на носилках как на животе, так и на спине.

Иммобилизация при повреждениях отдельных частей тулови­ща и конечностей имеет ряд особенностей.

Транспортная иммобилизация при повреждениях в области шей­ного отдела позвоночника может осуществляться путем наложения циркулярного ватно-марлевого воротника (Шанца) на область шеи (повязка типа воротника, внизу опирается на предплечья, вверху достигает затылочной кости и нижней челюсти). В основе повязки может быть заложена картонная пластинка, обеспечивающая жесткость повязки и не допускающаяся движения головы.

Транспортную иммобилизацию при переломах нижней челюсти производят путем фиксации ее повязкой «уздечка» к неповреж­денной верхней челюсти или круговым бинтованием через голову. Под нижнюю челюсть при этом подкладывают дощечку, оберну­тую ватой и марлей. Возможно также наложение пращевидной повязки.

Транспортная иммобилизация при переломах верхней челюсти может осуществляться с помощью подручных средств. Деревян­ную палку, ветку, линейку вставляют между верхними и нижни­ми рядами зубов и подвязывают ее концы к круговой повязке, наложенной на свод черепа.

Перелом ребер может быть результатом прямого удара, сдавления, падения. В области перелома возникают резкие боли, усили­вающиеся при дыхании, кашле, чиханье. Острые края отломков ребер могут повредить межреберные сосуды и нервы, легкое и привести к развитию пневмо- или гемоторакса. В целях уменьше­ния болей и устранения кашля пострадавшему можно дать внутрь анальгин, амидопирин, препараты кодеина.



Транспортную иммобилизацию при переломах ребер производят наложением на грудную клетку тугой циркулярной (спиральной) повязки. При отсутствии бинта грудную клетку можно обернуть полотенцем, простыней, куском ткани и зашить в мо­мент выдоха.

Одной из наиболее тяжелых травм является перелом позвоноч­ника, что может произойти при чрезвычайных происшествиях и в результате несчастного случая. Это может быть следствием паде­ния или прыжка с высоты, удара в спину при дорожно-транспорт­ном происшествии, сдавления чрезмерными тяжестями при сти­хийных бедствиях. Переломы шейных позвонков могут возникать у ныряльщиков при ударе головой о дно водоема и т.п.

Признаками повреждения позвонков являются острая боль в спине при попытках движения, полный или частичный паралич конечностей (отсутствие движений и кожной чувствительности), возникающий при сочетанной травме спинного мозга.

При переломах позвоночника или при подозрениях на пере­лом пострадавшего нельзя сажать или поднимать на ноги. Ему не­обходимо обеспечить покой, горизонтальное положение на спине на ровной твердой поверхности. Необходимо дать обезболиваю­щие средства (внутрь или парентерально) и осторожно осуще­ствить иммобилизацию. При переломе шейных позвонков постра­давшего транспортируют при обязательной иммобилизации голо­вы, как это имеет место при повреждениях черепа.

Транспортную иммобилизацию при повреждениях позвоночника в условиях дорожно-транспортного происшествия выполняют с применением таких подручных средств, как доски, щиты и т.п. Пострадавшего аккуратно и осторожно укладывают на спину и фиксируют марлевым бинтом или другими подручными средства­ми. При отсутствии подручных средств пострадавшего укладывают на ровную поверхность и в таком положении ожида­ют прибытия бригады скорой помощи. Транспортировка или про­сто перемещение пострадавшего с повреждениями позвонков все­гда представляет опасность ранения спинного мозга сместившим­ся позвонком.

Перелом костей таза. Не менее тяжелой травмой является перелом костей таза, ко­торый очень часто сопровождается повреждением внутренних та­зовых органов и развитием тяжелого шока. Причинами перелома могут быть падение с высоты, сдавление колесами любого меха­нического транспортного средства, сильный удар и др. Симпто­мами такой травмы являются резкая боль при малейшей попытке движения нижними конечностями, неспособность к самостоятель­ному передвижению. В связи с тем, что в этой области иммобилиза­ция при помощи шин невозможна, пострадавшему придают поло­жение, при котором уменьшаются боли и менее вероятны вторич­ные повреждения внутренних органов костными отломками.

Пострадавшего укладывают на ровную, твердую поверхность (широкая доска, щит). Ноги сгибают в коленных и тазобедренных суставах и разводят в стороны (положение лягушки). Под колени подкладывают валик из подручных средств - подушка, одеяло, пальто и т.п.. Подручным средством для иммобилизации при повреждениях костей таза может служить щит из любого твер­дого материала, на который желательно предварительно положить матрац или заменяющую его подстилку. Положение пострадавше­го должно быть зафиксировано при помощи бинта и не меняться при транспортировании.

При травмах позвоночника и костей таза необходимо прово­дить мероприятия противошокового комплекса.

Транспортная иммобилизация верхней конечности при отсут­ствии стандартных шин может быть проведена по типу аутоиммобилизации путем прибинтовывания ее к туловищу по типу нало­жения фиксирующей повязки Дезо или по типу применения косыночной повязки и импровизирован­ных шин.

При переломах костей верхней конечности ей придают следу­ющее положение: руку немного отводят в плечевом суставе и сги­бают под прямым углом в локтевом суставе, кисть слегка разогну­та в лучезапястном суставе и ладонью обращена к животу, паль­цы кисти полусогнуты и охватывают плотный ватно-марлевый валик.

Перелом ключицы характеризуется болью в области повреждения, функция верхней конечности нарушена. Через кожу легко прощупываются острые края отломков кости.

Открытые переломы ключицы могут осложняться травмированием подключичной вены, что при сквозном повреждении ее стенки может привести к газовой эмболии.

Транспортная иммобилизация при переломе ключицы заключается в наложении косыночной повязки или бинтовой фиксирую­щей повязки Дезо. Транспортную иммобилизацию ключицы можно осуществить с помощью ватно-марлевых колец или наложения крес­тообразной повязки.

При переломе плечевой кости оп­тимальную иммобилизацию можно обеспечить наложением шины Кра­мера. Шину накладывают от здоро­вого предплечья по задней поверх­ности пострадавшего плеча, пред­плечья до пястно-фаланговых су­ставов и укрепляют бинтованием.

При переломах костей предплечья шинирование осуществляют от сред­ней трети плеча до пястно-фаланго­вых суставов кисти при сгибании в локтевом суставе до 90° и последующей фиксации шины путем бинтования. При использовании подручных средств иммобилиза­ции необходимо также исключить движения в локтевом и лучеза-пястном суставах.

Шинирование лучезапястного сустава производят в положе­нии разгибания. Шину накладывают от локтевого сустава до кон­чиков пальцев по ладонной (передней) стороне предплечья.

Для шинировании пальцев им придают полусогнутое положе­ние, для чего в руку вкладывают ватно-марлевый шарик.

Транспортную иммобилизацию нижней конечности при отсут­ствии специальных стандартных шин можно осуществлять путем прибинтовывания поврежденной конечности к здоровой или путем применения импровизированных шин.

При переломе бедренной кости транспортную иммобилизацию производят стандартными или импровизированными шинами. При втором варианте наружную импровизированную шину наклады­вают от подмышечной впадины до подошвы стопы, а внутрен­нюю - от пахового сгиба до подошвы. После этого шины прибинтовывают (фиксируют) к туловищу и к ноге, чем обеспечивают обездвиживание всех трех крупных суставов нижней конечности - тазобедренного, коленного и голеностопного.

При переломе костей голени также накладывают и фиксируют наружную и внутреннюю шины на протяжении от середины бед­ра до подошвы стопы.

Стопа при всех случаях транспортной иммобилизации нижней конечности должна быть расположена и зафиксирована под пря­мым углом по отношению к голени.